Конструктивно-игровая деятельность как способ формирования произвольности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задача создания равных стартовых возможностей на этапе перехода к школьному обучению детей дошкольного возраста определена в России как одна из наиболее важных. Особенно актуальной она является в отношении детей с особыми возможностями здоровья. Среди детей, имеющих статус ОВЗ в нашем детском саду, есть и воспитанники, которые имеют задержку психического развития. Одним из необходимых условий успешного преодоления ее у ребенкадошкольника является развитие произвольности. Развитие произвольности – это процесс, требующий формирования осознанной саморегуляции, он связан с целенаправленным обучением ребенка умению ставить цель и добиваться результатов.
Функции произвольности развиваются в различных видах продуктивной деятельности. Конструктивная игра как вид детской продуктивной деятельности является оптимальной формой для отработки всех звеньев системы произвольности.
Исходя из вышесказанного, мною была поставлена цель: развивать у детей с задержкой психического развития функцию произвольности в процессе конструктивно-игровой деятельности.
В соответствии с целью я определила задачи работы с детьми:
1. Развивать умение принимать и удерживать поставленную педагогом цель; подводить к умению самостоятельно ставить цель своей деятельности.
2. Развивать зрительное восприятие и пространственную ориентировку, умение производить зрительный анализ.
3. Развивать умение планировать свои действия.
4. Формировать речевое опосредование своей деятельности.
5. Развивать умение доводить начатую работу до конца.
6. Формировать навыки самоконтроля.
7. Развивать общую и мелкую моторику.
8. Развивать навыки социально-приемлемого поведения.
Коррекционно - развивающие занятия проводились 1 раз в неделю во вторую половину дня для того, чтобы дети имели возможность нерегламентированно завершить игру.
Проводя коррекционно-развивающую работу, стараюсь предлагать детям темы для постройки в соответствии с лексической темой недели. Это позволяет в постройке применить знания полученные детьми в ходе образовательной деятельности. Обязательно организую предварительно короткую беседу. Вопросы продумываю таким образом, чтобы они помогли детям вспомнить основные части постройки. При этом обращаю внимание на разницу и сходство объектов. Побуждаю устанавливать зависимость формы и размера предмета от его функционального назначения в жизни.
Все занятия провожу по следующей схеме:
1. Приветствие.
2. Игра на развитие произвольности высших психических функций и моторики.
3. Конструктивная деятельность.
4. Оценка работы.
5. Переход к сюжетной игре.
В конструктивно-игровой деятельности развиваю у детей:
• понимание цели деятельности (что делать),
• умение составлять программу деятельности (как делать)
• умение исправлять ошибки (навыки самоконтроля)
• навыки оценки результатов деятельности
Иначе конструктивная деятельность превратится в простое манипулирование со строительным материалом.
Вначале провожу работу с каждым ребенком индивидуально. Цель индивидуального этапа: вывести ребенка на уровень, позволяющий ему продуктивно действовать в группе сверстников. Ребенок приобретает основные технические умения, в совместной деятельности с взрослым. А затем эти умения обогащаются в коллективной конструктивно-игровой деятельности со сверстниками.
На первых занятиях в индивидуальной работе я уточняю у детей знания строительного материала. Сначала для работы предлагаю детям только кубики, кирпичики и треугольные призмы. Начинаю работать с каждым ребенком исходя из его индивидуальных умений, но всегда по принципу от простого к сложному. Вначале использую для работы небольшой набор деталей, столько, сколько нужно для данной постройки. Затем увеличиваю число форм и количество деталей, учу выбирать нужные из общего количества.
На этапе коллективной коррекционно-развивающей работы я объединяю детей в малые подгруппы по 3-4 человека.
Знакомлю детей с такими строительными деталями как конус, пластина, арка, брусок, цилиндр, полусфера.
Вначале дети строят каждый свою постройку, работают рядом. В дальнейшем учатся возводить совместные постройки: коллективно либо в парах.
Особую роль при обучении конструированию я отвожу речевому сопровождению процесса. Сначала именно моя речь выступает внешним регулятором, организуя ребенка, направляя его внимание на объект.
Затем, в дальнейшем, учу ребенка уже самостоятельно проявлять речевое регулирование, планирование, фиксируя свои действия в слове.
Для обеспечения такого перехода я применяю следующие методические приемы:
Ø подробные словесные инструкции, пояснения позволяющие формировать у ребенка способности к построению собственной программы
Ø проговаривание своих действий вслух. Именно проговаривание помогает сконцентрировать внимание и организовать, осмыслить деятельность.
Ø высказывание своего мнения, его аргументирование
Ø беседы в вопросно-ответной форме
Ø объяснение товарищу способа действия, напоминание правил работы Ø рассказ о своем замысле, и результате работы.
В своей работе я использую следующие виды конструирования: по образцу, по условиям, по замыслу. Количество тех или иных видов конструирования обуславливается опытом ребенка и его конструктивными умениями.
Если конструктивные навыки ребенка находятся на низком уровне, то индивидуально начинаю работу с приема конструирования по показу. Каждый этап постройки воспроизвожу на глазах ребенка. Если же уровень развития конструктивных умений ребенка позволяет, то начинаем с первых занятий конструирование по образцу готовой постройки.
Вначале каждого занятия для поддержания интереса к деятельности обязательно ввожу игровую мотивацию и предлагаю небольшие игрушки для обыгрывания постройки.
В начальный период, цель деятельности формулирую ребенку сама: «Будем строить мебель для кукольной комнаты». Впоследствии учу ребенка самостоятельно формулировать цель перед началом работы.
Учу ребенка составлять программу действий. Вначале обучения даю детям образец: рассказываю последовательность действий сама. Затем в ходе дальнейшей работы задавая вопросы, помогаю ребенку самому выделить этапы работы: «Что мы должны сделать вначале? Что будем делать потом?»
Осуществление программы возможно лишь в том случае, если ребенок сумел правильно произвести анализ образца.
Провожу с ребенком анализ образца в следующем порядке:
ü Назвать предмет с общей характеристикой;
ü Выделить и назвать части образца, их форму, цвет и величину;
ü Определить пространственное расположение частей относительно друг друга;
ü Определить и назвать детали строительного материала, которые понадобятся для постройки.
Затем предлагаю выбрать из общего количества, нужные для работы детали.
Обследование провожу с ребенком в том порядке, который определяет затем порядок действий при выполнении конструкции.
Когда конструкция закончена, предлагаю ребенку сделать анализ своей работы и оценить постройку, обращая внимание на соответствие ее образцу. При необходимости, предлагаю исправить ошибки. Обязательно даю ребенку поиграть с получившимся продуктом. Побуждаю его к сооружению сопутствующих (дополнительных) построек, к преобразованию имеющейся конструкции.
В коллективной конструктивно-игровой деятельности широко применяю в работе конструирование по таким видам образцов как: рисунки, фотографии, чертежи, схемы, нерасчлененные модели.
Фотографии и рисунки в качестве образца ввожу только тогда, когда дети хорошо научились соотносить части предметов с деталями конструктора.
Сначала предлагаю детям несложные образцы. Затем объекты усложняются. Увеличивается количество деталей. При объяснении задания, в случае необходимости использую прием частичного показа.
При конструировании по чертежу предварительно провожу следующую работу: предлагаю приложить детали конструктора к бумаге и обвести их карандашом. Обведя фигуру, дети видят ее проекцию на бумаге. Вместе исследуем все стороны каждой фигуры (например, у призмы обводим и стороны, и основание). Это позволяет детям практическим путем понять, как на чертеже может выглядеть та или иная фигура.
Провожу игры: «роботы», «парочки», «разрежь и сложи», «выполни инструкцию», «исправь ошибку», «нарисуй чертеж», «отгадай, что построено».
После предварительной работы даю детям готовый чертеж, по которому они воспроизводят постройку.
Вначале чертеж даю в натуральную величину, дети имеют возможность в случае необходимости, использовать прием наложения, для проверки правильности своего выбора. Затем предлагаю чертеж-образец уменьшенный. В работе применяю как цветные чертежи, так и черно-белые.
Учу детей не только создавать постройку по предложенному чертежу, но и самим создавать чертеж по уже готовой постройке. В помощь даю детям шаблоны и трафареты геометрических фигур. Организую игру «конструкторское бюро»: каждый ребенок рисует чертеж, затем дети меняются чертежами и возводят постройку по разработке товарища. Предлагаю также такие виды работы, как: «дорисуй чертеж и выполни постройку», «восстанови фрагмент».
На следующем этапе работы предлагаю детям нарисовать только схему своей конструкции. (Например, у самолета - это кабина, фюзеляж, крылья и хвост).
Схема позволяет ребенку сделать несколько разных конструкций, по одному и тому же образцу. Обучение созданию таких изображений - важный прием формирования у детей с ЗПР обобщенных представлений.
Предварительно провожу игры: «узнай, что изображено», «выложи из палочек», «пиктограммы», «какую деталь заменили в постройке», «мозаика», «найди картинку»
Вначале учу выкладывать конструкцию на схеме приемом наложения, затем, уменьшаю образец и ребенок, действует путем зрительного соотнесения.
После того как дети хорошо освоили конструирование по чертежу предлагаю им модели. Отличие ее от чертежа в том, что не показано членение постройки на строительные детали. Детям необходимо не только понять какая конструкция у них на образце, но и мысленно или при помощи практических действий разделить ее на детали, а затем воспроизвести постройку.
Предварительно целесообразно провести такие игры как: «угадай, какая деталь спряталась», «обводилки», «узнай предмет», «выложи из геометрических фигур», «найди пару», «что спрятано в мешке у деда Мороза», «подбери фигуры» Модели могут быть как объемные, так и графические.
На первых занятиях, перед тем как выполнить постройку по модели, предлагаю детям на графическом образце расчертить или выложить из геометрических фигур, какие детали и как будут располагаться. Постепенно дети учатся делать такой анализ в уме.
Так же в процессе конструктивных игр знакомлю детей с понятием план постройки, т. е. вид конструкции сверху. Вначале, если есть необходимость, предлагаю детям план в натуральную величину, дети строят требуемые сооружения прямо на нем. Затем предлагаю конструировать по чертежу и
плану одновременно.
Каждый новый для ребенка вид образца следует вводить только после того, как будут хорошо освоены предшествующие виды на простых сооружениях.
Со временем все вышеперечисленные виды конструирования дети начинают широко использовать не только в образовательном процессе, но и в свободной деятельности.
После того как ребенок освоит конструирование по образцу постройки, предлагаю ему знакомое содержание конструкций, но с выполнением определенных условий: «Давай построим два домика для медвежат, так чтобы они могли видеть друг друга в окно». Условия могут относиться к размерам сооружения, к пространственному расположению, к форме, к назначению и т. д.
Вначале дети строят каждый свою постройку. В дальнейшем выполняют одну большую коллективную работу на уже знакомом материале: «выставка транспорта», «космодром», «в порту», «город мастеров» и т.д. Договариваясь о том, кто и что будет строить, как будут располагаться конструкции, дети учатся подчиняться общему правилу.
Давая оценку деятельности детей, обращаю внимание на общий результат, достигнутый совместными усилиями.
Организуя конструирование по замыслу, предполагающее самостоятельную деятельность каждого ребенка, рядом со строительным материалом обязательно помещаю различные мелкие игрушки. Они способствуют формированию замысла.
Чтобы замысел возник, расширяю представления детей о различных архитектурных сооружениях, транспортных средствах, провожу наблюдения, предлагаю для просмотра иллюстрации, презентации. Обращаю внимание на конструктивное решение тех или иных объектов.
Провожу игровые упражнения: «Я начну, а ты продолжи», «архитекторы», «на что похоже», «закончи постройку разными способами», «выполни постройку только из предложенных деталей» и т. д.
Перед выполнением конструкции обязательно выясняю у детей, что они хотят строить, какие части будут у постройки, какие детали понадобятся, тем самым помогаю наметить план предстоящего конструирования.
После возведения постройки дети делают небольшую презентацию своей работы: рассказывают, как с ней можно играть. Затем, предлагаю детям поиграть, объединив все постройки единым сюжетом
После проведенной работы по формированию произвольности у дошкольников с ЗПР посредствам конструктивно-игровой деятельности я могу отметить, что практически у всех детей сформированы компоненты произвольной деятельности (умение ставить цель, планировать, осознанно регулировать свою деятельность, осуществлять контроль по мере ее выполнения, осуществлять оценку своей деятельности).
Дети принимают, удерживают инструкцию, умеют ей подчиняться; следуют правилам, выполняя задания; стремятся организовать свою деятельность в соответствии с требованиями взрослого.
Большинство детей удерживают внимание на протяжении всего занятия; лишь у некоторых еще отмечается незначительное снижение внимания к концу занятия, на фоне утомления.
Все дети научились самостоятельно действовать по образцу, если допускают незначительные ошибки, то могут самостоятельно найти их и исправить. Дети умеют придерживаться правил поведения в коллективе.
Таким образом, можно сделать вывод, что при целенаправленной работе у дошкольников с задержкой психического развития, внутри конструктивноигровой деятельности закладываются: произвольность умственных процессов, произвольность поведения и деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.