«Игры для развития речи и мышления дошкольников»;
Один из основных разделов домашнего обучения - развитие речи.
Для каждого ребенка игра является ведущей деятельностью. В игре ребёнок учится мыслить, развивает свои способности и сноровку, внимание, память, вырабатывает настойчивость и выдержку.
Игра вызывает чувство удовлетворения, знакомит ребенка с окружающими предметами и явлениями природы, формирует его чувства, наблюдательность и речь.
Важное достоинство игровой деятельности – это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Развивающие игры делают учение интересным занятием, порождают интерес к окружающему миру.
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре. Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы.
1
Предлагаю вам некоторые игры:
«Четвертый лишний»
Для игры подбираются четыре слова, три из которых относятся к одному обобщающему понятию. Вы называете ребенку слова и предлагаете определить, какие подходят друг другу и можно ли их назвать общим словом, а какое слово лишнее и почему. Эта игра предназначена для развития логического мышления и слухового внимания.
«Где мы были, вам не скажем, а что делали - покажем»
Оригинальность игры заключается в том, что взрослый предлагает поиграть в нее без слов. Папа или мама загадывают простое предметное действие (например, «чтение книги») и с помощью мимики и жестов показывает его ребенку. Тот должен отгадать, что делали родители. В случае правильного ответа играющие меняются местами. Эта игра развивает воображение, фантазию находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.
«Потерявшаяся игрушка»
Подберите и поставьте на стол 5 – 6 игрушек. Предложите малышу запомнить их, а затем на несколько секунд закрыть глаза. В это время уберите одну из игрушек и попросите кроху угадать, что вы спрятали. Если он ответил правильно, поменяйтесь местами. Игрушки можно не только прятать, но и менять местами две из них. Такая, на первый взгляд, простая игра поможет малышу в развитии памяти и внимания, умения сосредотачиваться. 2
Найди тайник»
Нарисуйте на бумаге план комнаты, где будет проходить игра, спрячьте в ней игрушку и покажите на плане место ее нахождения. Ребенок должен найти вещь, опираясь на схему. Игра поможет развитию логического мышления, пространственной ориентации умению действовать по плану или схеме.
«Игры с буквами»
Если ребенок знаком с буквами, можно предложить ему игру в «Звуки». Взрослый называет слова, а ребенок отвечает, с какого звука оно начинается, каким заканчивается, какие звуки еще слышит ребенок. Можно подбирать слова на заданный звук – кто больше. Но помните, ребенок должен обязательно победить. Игра развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению чтению. Играть в нее можно по дороге в детский сад или в магазин.
«Я к вам пишу…»
Если ребенок знает азы чтения, умеет читать по буквам или слогам, но не проявляет достаточного интереса к этому занятию, попробуйте использовать игру, стимулирующую его мотивацию. В отсутствии ребенка напишите ему «письмо» (с помощью магнитной азбуки или на бумаге). Текст может быть любым, сначала из 2 – 3 слов, затем 5 – 7. Для обучения дошкольников чтению и письму полезно предложить ему и его ближайшему товарищу писать друг другу письма, которые можно отправить по почте или передать из рук в руки.
3
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.