Консультации для родителей
Оценка 4.7

Консультации для родителей

Оценка 4.7
Документация +1
rtf
дефектология +1
Взрослым
23.04.2018
Консультации для родителей
Психологический портрет семьи воспитывающей ребенка с ДЦП. Стили воспитания. На поведение, глубину переживаний и даже образ жизни родителей детей с ОВЗ влияют выраженность, стойкость, длительность и необратимость нарушений в развитии. В любом случае, заболевание ребенка является психотравмирующим фактором для всех членов семьи. Психическая травматизация родителей, вызванная нарушениями в развитии, оказывается более глубокой в том случае, если они сами здоровы. Родители, которые сами подвержены заболеванию, идентифицируют себя и ребенка с подобным заболеванием, воспринимают его отклонения как норму. В зависимости от специфики отклонений ребенка, родители могут характеризоваться теми или иными психологическими и поведенческими особенностями.
Психологический партрет семьи воспитывающей ребенка с ДЦП.rtf
Психологический портрет семьи воспитывающей ребенка с ДЦП. На поведение, глубину переживаний и даже образ жизни родителей детей с ОВЗ влияют выраженность, стойкость, длительность и необратимость нарушений в развитии. В любом случае, заболевание ребенка является психотравмирующим фактором для всех членов семьи. Психическая травматизация родителей, вызванная нарушениями в развитии, оказывается более глубокой в том случае, если они сами здоровы. Родители, которые сами подвержены заболеванию, идентифицируют себя и ребенка с подобным заболеванием, воспринимают его отклонения как норму. В зависимости от специфики отклонений ребенка, родители могут характеризоваться теми или иными психологическими и поведенческими особенностями. Дети с детским церебральным параличом (ДЦП) Фрустрирующие психику родителей детей с ДЦП факторы: – внешние проявление двигательных расстройств (заметная неприглядность, гримасы, фигура, модуляции голоса) привлекают внимание окружающих - обездвиженность, трудности при передвижении – необходимость по стоянной физической помощи, ухода, дополнительные материальные затраты - низкий темп передвижения, возможность нанесения вреда со стороны свободно передвигающихся людей - сопутствующие речевые расстройства. Экспериментальные исследования В.В.Ткачева (1999, 2005) позволили выделить 3 психологических типа родителей детей с ООП (типология личностных деформаций): 1. Авторитарный - родители этого типа руководствуются только своими собственными утверждениями, занимают активную жизненную позицию: А) отказываются от ребенка в роддоме, узнав о дефекте ребенка Б) проявляют стойкое желание найти выход из ситуации, их позиция характеризуется феноменом «вытеснения» негативных переживаний, связанных с проблемой ребенка. Характеристики положительные: - поиски лучшего врача, больницы, метода лечения, целителей - уверены, что с их ребенком когда-то произойдет чудо - преследуют цель адаптации, оздоровления, социализации ребенка, обучения (создают ассоциации) Характеристики отрицательные: - неумение сдерживать гнев, импульсивность - откровенное противопоставление себя социальной среде, не принявшей их ребенка - отстраненность от проблем ребенка, неравномерный характер применения воспитательных мер. - часты жесткие формы наказания (сами родители не испытывают угрызений совести) - у ребенка формируется низкая самооценка, могут возникать тики, энурез - выдвигают к ребенку неадекватные требования - отказ замечать особенности развития ребенка, чрезмерная опека не позволяет увидеть реальные перспективы развития ребенка 2. Невротичный тип Родители этого типа занимают пассивную жизненную позицию: «Что есть, то и есть»: - Отмечается чрезмерная фиксация родителей на отсутствии выхода из ситуации - Нет стремления к преодолению проблемы - Оправдывают собственную бездеятельность отсутствием прямых указаний со стороны специалистов - Педагогическая несостоятельность - Стремление оградить ребенка от всех проблем, даже тех, которые он сам может решить - Слабость характера, отсутствие требовательности, строгости - Непоследовательность в применении поощрения и наказания - непослушание ребенка - Отказ от решения проблем - Скрывают дефект ребенка - Истерики, подавленное настроение, примитивизация социального поведения 3. Психосоматический тип Самая многочисленная категория родителей, сочетает черты 2-х предыдущих типов. Характерные особенности: - Тенденция к доминированию+ аффективное реагирование на стресс не выноситься на первый план -В поведении проявляется нормативность, иногда замкнутость - Проблема ребенка переживается изнутри, что проявляется в нарушениях психосоматической сферы - Склонность к гиперопеке - Родители кладут свое здоровье на алтарь жизни ребенка, не умеют отдыхать, изнуряют себя - Стремятся найти лучших специалистов и сами ими становятся Все особенности являются основополагающими для определения позиции родителя по отношению к больному ребенку. На них наслаиваются мировоззренческие, культурные, социальные и др.характеристики. МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЯХ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ: 1. Гиперопека (ребенок в тепличных условиях) 2. Противоречивое воспитание 3. Вспитание по типу повышенной моральной ответственности – хроническое перенапряжение ребенка, ребенок неуспешен, низкая самооценка. 4. Авторитарная гиперсоциализация – переоценка возможностей ребенка 5. Воспитание в культе болезни (мнительный ребенок) 6. Симбиотический тип (растворение в проблемах ребенка, неполные семьи, ребенок-эгоист) 7. Тип воспитания «маленький неудачник» (родители стыдятся ребенка, «крест» на всю жизнь) 8. Гипоопека (семьи с низким социальным статусом; семьи, где ребенок с отклонениями не имеет ценности) 9. Отвержение ребенка (незрелость личностной сферы матери, несформированность материнского инстинкта) При анализе результатов стиля семейного воспитания по типу гипоопеки в  семьях, воспитывающих детей с ДЦП и без данной патологии, статистически  достоверно было выявлено, что различия не значимы. Воспитание по типу  гипоопеки может быть характерно, как в семьях, где есть ребенок с детским  церебральным параличом, так и где воспитывается здоровый ребенок. Данный  результат может быть следствием непонимания родителями своих обязанностей, а  точнее отсутствием модели воспитания ребенка как такового. При анализе  результатов стиля семейного воспитания по типу гиперопеки, воспитывающих  детей с ДЦП и без данной патологии были выявлены значимые различия. Стиль  семейного воспитания по типу гиперопеки чаще характерен для семей,  воспитывающих ребенка с ДЦП. Это объясняется, на наш взгляд, особой заботой за  больным. Желанием сделать его жизнь максимально комфортной. При анализе  результатов стиля семейного воспитания по типам кумир семьи и кронпринц  значимых различий выявлено не было. Воспитание по типу как кумир семьи, так и  кронпринц может быть характерно для обоих видов семей. Данный факт может  свидетельствовать, где в первом случае об общем чрезмерном внимании к персоне  ребенка вне зависимости от заболевания, а во втором, преобладании в семье материальных составляющих воспитания. Желанием заменить родительскую заботу  игрушками и другими благами. При анализе результатов семейного воспитания по  типу ежовые рукавицы и противоречивое воспитание критерий Фишера рассчитать  невозможно, но мы предполагаем, теоретически различия существуют и являются  значимыми, так как в семьях с детьми без патологии не было выявлено  противоречивого стиля воспитания, а в семьях с детьми больными ДЦП он  составляет 9 %. Данный факт может свидетельствовать о отсутствии единой  концепции воспитания в семье ввиду нехватки объективных знаний об особенностях заболевания. Воспитание по типу ежовые рукавицы характерно только для  здоровых детей и составляет 18,2 %. Это может быть следствием наличии в семье,  например, пьющего родственника или жесткого воспитания одного из родителей в  детстве. У родителей, воспитывающих ребенка с ДЦП чаще встречается стиль по типу  гиперопеки, чем у родителей, воспитывающих ребенка без данной патологии.

Консультации для родителей

Консультации для родителей

Консультации для родителей

Консультации для родителей

Консультации для родителей

Консультации для родителей

Консультации для родителей

Консультации для родителей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018