Консультации для родителей

  • Документация
  • Памятки
  • rtf
  • 23.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Психологический портрет семьи воспитывающей ребенка с ДЦП. Стили воспитания. На поведение, глубину переживаний и даже образ жизни родителей детей с ОВЗ влияют выраженность, стойкость, длительность и необратимость нарушений в развитии. В любом случае, заболевание ребенка является психотравмирующим фактором для всех членов семьи. Психическая травматизация родителей, вызванная нарушениями в развитии, оказывается более глубокой в том случае, если они сами здоровы. Родители, которые сами подвержены заболеванию, идентифицируют себя и ребенка с подобным заболеванием, воспринимают его отклонения как норму. В зависимости от специфики отклонений ребенка, родители могут характеризоваться теми или иными психологическими и поведенческими особенностями.
Иконка файла материала Психологический партрет семьи воспитывающей ребенка с ДЦП.rtf
Психологический портрет семьи воспитывающей ребенка с ДЦП. На поведение, глубину переживаний и даже образ жизни родителей детей с ОВЗ влияют выраженность, стойкость, длительность и необратимость нарушений в развитии. В любом случае, заболевание ребенка является психотравмирующим фактором для всех членов семьи. Психическая травматизация родителей, вызванная нарушениями в развитии, оказывается более глубокой в том случае, если они сами здоровы. Родители, которые сами подвержены заболеванию, идентифицируют себя и ребенка с подобным заболеванием, воспринимают его отклонения как норму. В зависимости от специфики отклонений ребенка, родители могут характеризоваться теми или иными психологическими и поведенческими особенностями. Дети с детским церебральным параличом (ДЦП) Фрустрирующие психику родителей детей с ДЦП факторы: – внешние проявление двигательных расстройств (заметная неприглядность, гримасы, фигура, модуляции голоса) привлекают внимание окружающих - обездвиженность, трудности при передвижении – необходимость по стоянной физической помощи, ухода, дополнительные материальные затраты - низкий темп передвижения, возможность нанесения вреда со стороны свободно передвигающихся людей - сопутствующие речевые расстройства. Экспериментальные исследования В.В.Ткачева (1999, 2005) позволили выделить 3 психологических типа родителей детей с ООП (типология личностных деформаций): 1. Авторитарный - родители этого типа руководствуются только своими собственными утверждениями, занимают активную жизненную позицию: А) отказываются от ребенка в роддоме, узнав о дефекте ребенка Б) проявляют стойкое желание найти выход из ситуации, их позиция характеризуется феноменом «вытеснения» негативных переживаний, связанных с проблемой ребенка. Характеристики положительные: - поиски лучшего врача, больницы, метода лечения, целителей - уверены, что с их ребенком когда-то произойдет чудо - преследуют цель адаптации, оздоровления, социализации ребенка, обучения (создают ассоциации) Характеристики отрицательные:- неумение сдерживать гнев, импульсивность - откровенное противопоставление себя социальной среде, не принявшей их ребенка - отстраненность от проблем ребенка, неравномерный характер применения воспитательных мер. - часты жесткие формы наказания (сами родители не испытывают угрызений совести) - у ребенка формируется низкая самооценка, могут возникать тики, энурез - выдвигают к ребенку неадекватные требования - отказ замечать особенности развития ребенка, чрезмерная опека не позволяет увидеть реальные перспективы развития ребенка 2. Невротичный тип Родители этого типа занимают пассивную жизненную позицию: «Что есть, то и есть»: - Отмечается чрезмерная фиксация родителей на отсутствии выхода из ситуации - Нет стремления к преодолению проблемы - Оправдывают собственную бездеятельность отсутствием прямых указаний со стороны специалистов - Педагогическая несостоятельность - Стремление оградить ребенка от всех проблем, даже тех, которые он сам может решить - Слабость характера, отсутствие требовательности, строгости - Непоследовательность в применении поощрения и наказания - непослушание ребенка - Отказ от решения проблем - Скрывают дефект ребенка - Истерики, подавленное настроение, примитивизация социального поведения 3. Психосоматический тип Самая многочисленная категория родителей, сочетает черты 2-х предыдущих типов. Характерные особенности: - Тенденция к доминированию+ аффективное реагирование на стресс не выноситься на первый план -В поведении проявляется нормативность, иногда замкнутость - Проблема ребенка переживается изнутри, что проявляется в нарушениях психосоматической сферы - Склонность к гиперопеке - Родители кладут свое здоровье на алтарь жизни ребенка, не умеют отдыхать, изнуряют себя - Стремятся найти лучших специалистов и сами ими становятсяВсе особенности являются основополагающими для определения позиции родителя по отношению к больному ребенку. На них наслаиваются мировоззренческие, культурные, социальные и др.характеристики. МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЯХ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ: 1. Гиперопека (ребенок в тепличных условиях) 2. Противоречивое воспитание 3. Вспитание по типу повышенной моральной ответственности – хроническое перенапряжение ребенка, ребенок неуспешен, низкая самооценка. 4. Авторитарная гиперсоциализация – переоценка возможностей ребенка 5. Воспитание в культе болезни (мнительный ребенок) 6. Симбиотический тип (растворение в проблемах ребенка, неполные семьи, ребенок-эгоист) 7. Тип воспитания «маленький неудачник» (родители стыдятся ребенка, «крест» на всю жизнь) 8. Гипоопека (семьи с низким социальным статусом; семьи, где ребенок с отклонениями не имеет ценности) 9. Отвержение ребенка (незрелость личностной сферы матери, несформированность материнского инстинкта) При анализе результатов стиля семейного воспитания по типу гипоопеки в  семьях, воспитывающих детей с ДЦП и без данной патологии, статистически  достоверно было выявлено, что различия не значимы. Воспитание по типу  гипоопеки может быть характерно, как в семьях, где есть ребенок с детским  церебральным параличом, так и где воспитывается здоровый ребенок. Данный  результат может быть следствием непонимания родителями своих обязанностей, а  точнее отсутствием модели воспитания ребенка как такового. При анализе  результатов стиля семейного воспитания по типу гиперопеки, воспитывающих  детей с ДЦП и без данной патологии были выявлены значимые различия. Стиль  семейного воспитания по типу гиперопеки чаще характерен для семей,  воспитывающих ребенка с ДЦП. Это объясняется, на наш взгляд, особой заботой за  больным. Желанием сделать его жизнь максимально комфортной. При анализе  результатов стиля семейного воспитания по типам кумир семьи и кронпринц  значимых различий выявлено не было. Воспитание по типу как кумир семьи, так и  кронпринц может быть характерно для обоих видов семей. Данный факт может  свидетельствовать, где в первом случае об общем чрезмерном внимании к персоне  ребенка вне зависимости от заболевания, а во втором, преобладании в семьематериальных составляющих воспитания. Желанием заменить родительскую заботу  игрушками и другими благами. При анализе результатов семейного воспитания по  типу ежовые рукавицы и противоречивое воспитание критерий Фишера рассчитать  невозможно, но мы предполагаем, теоретически различия существуют и являются  значимыми, так как в семьях с детьми без патологии не было выявлено  противоречивого стиля воспитания, а в семьях с детьми больными ДЦП он  составляет 9 %. Данный факт может свидетельствовать о отсутствии единой  концепции воспитания в семье ввиду нехватки объективных знаний об особенностях заболевания. Воспитание по типу ежовые рукавицы характерно только для  здоровых детей и составляет 18,2 %. Это может быть следствием наличии в семье,  например, пьющего родственника или жесткого воспитания одного из родителей в  детстве. У родителей, воспитывающих ребенка с ДЦП чаще встречается стиль по типу  гиперопеки, чем у родителей, воспитывающих ребенка без данной патологии.