Психологический портрет семьи воспитывающей ребенка с ДЦП. Стили воспитания.
На поведение, глубину переживаний и даже образ жизни родителей детей с ОВЗ влияют выраженность, стойкость, длительность и необратимость нарушений в развитии. В любом случае, заболевание ребенка является психотравмирующим фактором для всех членов семьи. Психическая травматизация родителей, вызванная нарушениями в развитии, оказывается более глубокой в том случае, если они сами здоровы. Родители, которые сами подвержены заболеванию, идентифицируют себя и ребенка с подобным заболеванием, воспринимают его отклонения как норму. В зависимости от специфики отклонений ребенка, родители могут характеризоваться теми или иными психологическими и поведенческими особенностями.
Психологический партрет семьи воспитывающей ребенка с ДЦП.rtf
Психологический портрет семьи воспитывающей ребенка с ДЦП.
На поведение, глубину переживаний и даже образ жизни родителей
детей с ОВЗ влияют выраженность, стойкость, длительность и
необратимость нарушений в развитии. В любом случае, заболевание
ребенка является психотравмирующим фактором для всех членов семьи.
Психическая травматизация родителей, вызванная нарушениями в
развитии, оказывается более глубокой в том случае, если они сами
здоровы. Родители, которые сами подвержены заболеванию,
идентифицируют себя и ребенка с подобным заболеванием,
воспринимают его отклонения как норму. В зависимости от специфики
отклонений ребенка, родители могут характеризоваться теми или иными
психологическими и поведенческими особенностями.
Дети с детским церебральным параличом (ДЦП)
Фрустрирующие психику родителей детей с ДЦП факторы:
– внешние проявление двигательных расстройств (заметная
неприглядность, гримасы, фигура, модуляции голоса) привлекают
внимание окружающих
- обездвиженность, трудности при передвижении
– необходимость по стоянной физической помощи, ухода, дополнительные
материальные затраты
- низкий темп передвижения, возможность нанесения вреда со стороны
свободно передвигающихся людей
- сопутствующие речевые расстройства.
Экспериментальные исследования В.В.Ткачева (1999, 2005) позволили
выделить 3 психологических типа родителей детей с ООП (типология
личностных деформаций):
1. Авторитарный
- родители этого типа руководствуются только своими собственными
утверждениями, занимают активную жизненную позицию:
А) отказываются от ребенка в роддоме, узнав о дефекте ребенка
Б) проявляют стойкое желание найти выход из ситуации, их позиция
характеризуется феноменом «вытеснения» негативных переживаний,
связанных с проблемой ребенка.
Характеристики положительные:
- поиски лучшего врача, больницы, метода лечения, целителей
- уверены, что с их ребенком когда-то произойдет чудо
- преследуют цель адаптации, оздоровления, социализации ребенка,
обучения (создают ассоциации)
Характеристики отрицательные: - неумение сдерживать гнев, импульсивность
- откровенное противопоставление себя социальной среде, не принявшей
их ребенка
- отстраненность от проблем ребенка, неравномерный характер
применения воспитательных мер.
- часты жесткие формы наказания (сами родители не испытывают
угрызений совести)
- у ребенка формируется низкая самооценка, могут возникать тики,
энурез
- выдвигают к ребенку неадекватные требования
- отказ замечать особенности развития ребенка, чрезмерная опека не
позволяет увидеть реальные перспективы развития ребенка
2. Невротичный тип
Родители этого типа занимают пассивную жизненную позицию: «Что есть,
то и есть»:
- Отмечается чрезмерная фиксация родителей на отсутствии выхода из
ситуации
- Нет стремления к преодолению проблемы
- Оправдывают собственную бездеятельность отсутствием прямых
указаний со стороны специалистов
- Педагогическая несостоятельность
- Стремление оградить ребенка от всех проблем, даже тех, которые он
сам может решить
- Слабость характера, отсутствие требовательности, строгости
- Непоследовательность в применении поощрения и наказания -
непослушание ребенка
- Отказ от решения проблем
- Скрывают дефект ребенка
- Истерики, подавленное настроение, примитивизация социального
поведения
3. Психосоматический тип
Самая многочисленная категория родителей, сочетает черты 2-х
предыдущих типов.
Характерные особенности:
- Тенденция к доминированию+ аффективное реагирование на стресс не
выноситься на первый план
-В поведении проявляется нормативность, иногда замкнутость
- Проблема ребенка переживается изнутри, что проявляется в нарушениях
психосоматической сферы
- Склонность к гиперопеке
- Родители кладут свое здоровье на алтарь жизни ребенка, не умеют
отдыхать, изнуряют себя
- Стремятся найти лучших специалистов и сами ими становятся Все особенности являются основополагающими для определения позиции
родителя по отношению к больному ребенку. На них наслаиваются
мировоззренческие, культурные, социальные и др.характеристики.
МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЯХ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ:
1. Гиперопека (ребенок в тепличных условиях)
2. Противоречивое воспитание
3. Вспитание по типу повышенной моральной ответственности –
хроническое перенапряжение ребенка, ребенок неуспешен, низкая
самооценка.
4. Авторитарная гиперсоциализация – переоценка возможностей ребенка
5. Воспитание в культе болезни (мнительный ребенок)
6. Симбиотический тип (растворение в проблемах ребенка, неполные
семьи, ребенок-эгоист)
7. Тип воспитания «маленький неудачник» (родители стыдятся ребенка,
«крест» на всю жизнь)
8. Гипоопека (семьи с низким социальным статусом; семьи, где ребенок с
отклонениями не имеет ценности)
9. Отвержение ребенка (незрелость личностной сферы матери,
несформированность материнского инстинкта)
При анализе результатов стиля семейного воспитания по типу гипоопеки в
семьях, воспитывающих детей с ДЦП и без данной патологии, статистически
достоверно было выявлено, что различия не значимы. Воспитание по типу
гипоопеки может быть характерно, как в семьях, где есть ребенок с детским
церебральным параличом, так и где воспитывается здоровый ребенок. Данный
результат может быть следствием непонимания родителями своих обязанностей, а
точнее отсутствием модели воспитания ребенка как такового. При анализе
результатов стиля семейного воспитания по типу гиперопеки, воспитывающих
детей с ДЦП и без данной патологии были выявлены значимые различия. Стиль
семейного воспитания по типу гиперопеки чаще характерен для семей,
воспитывающих ребенка с ДЦП. Это объясняется, на наш взгляд, особой заботой за
больным. Желанием сделать его жизнь максимально комфортной. При анализе
результатов стиля семейного воспитания по типам кумир семьи и кронпринц
значимых различий выявлено не было. Воспитание по типу как кумир семьи, так и
кронпринц может быть характерно для обоих видов семей. Данный факт может
свидетельствовать, где в первом случае об общем чрезмерном внимании к персоне
ребенка вне зависимости от заболевания, а во втором, преобладании в семье материальных составляющих воспитания. Желанием заменить родительскую заботу
игрушками и другими благами. При анализе результатов семейного воспитания по
типу ежовые рукавицы и противоречивое воспитание критерий Фишера рассчитать
невозможно, но мы предполагаем, теоретически различия существуют и являются
значимыми, так как в семьях с детьми без патологии не было выявлено
противоречивого стиля воспитания, а в семьях с детьми больными ДЦП он
составляет 9 %. Данный факт может свидетельствовать о отсутствии единой
концепции воспитания в семье ввиду нехватки объективных знаний об особенностях
заболевания. Воспитание по типу ежовые рукавицы характерно только для
здоровых детей и составляет 18,2 %. Это может быть следствием наличии в семье,
например, пьющего родственника или жесткого воспитания одного из родителей в
детстве.
У родителей, воспитывающих ребенка с ДЦП чаще встречается стиль по типу
гиперопеки, чем у родителей, воспитывающих ребенка без данной патологии.
Консультации для родителей
Консультации для родителей
Консультации для родителей
Консультации для родителей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.