Детская агрессия не считается нарушением психического развития. Она заложена в каждом человеке от природы, являясь инстинктивной формой поведения, в основе которого самозащита и выживание. Однако люди используют агрессию по-разному. Одни- чтобы созидать и защищать, другие – для разрушения и нападения. Задача родителей – научить ребенка конструктивным формам использования агрессии – для самозащиты, для защиты слабых и близких людей, для того, чтобы добиваться цели, разозлившись на самого себя, и т.д. Если родители сами ведут себя агрессивно по отношению к ребенку, постоянно применяя наказания, в том числе и физические, излишне контролируют все действия ребенка или, напротив, не обращают на него внимания, ребенок может решить, что единственный способ добиться того, что он хочет, - это агрессивное поведение.
АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК
Детская агрессия не считается нарушением психического развития. Она
заложена в каждом человеке от природы, являясь инстинктивной формой
поведения, в основе которого самозащита и выживание. Однако люди используют
агрессию поразному. Одни чтобы созидать и защищать, другие – для
разрушения и нападения. Задача родителей – научить ребенка конструктивным
формам использования агрессии – для самозащиты, для защиты слабых и
близких людей, для того, чтобы добиваться цели, разозлившись на самого себя, и
т.д. Если родители сами ведут себя агрессивно по отношению к ребенку,
постоянно применяя наказания, в том числе и физические, излишне
контролируют все действия ребенка или, напротив, не обращают на него
внимания, ребенок может решить, что единственный способ добиться того, что
он хочет, это агрессивное поведение.
Установите в семье запрет на любое физическое наказание ребенка! Не
бейте ремнем, не раздавайте подзатыльников. Подумайте: вы наказываете
ребенка за то, что он бьет маленьких, а сами поступаете точно так же.
Не учите детей агрессии. Например: мама или папа советуют ребенку
ударить стул, подоконник или скамейку, о которые ударился ребенок. «У,
какая нехорошая скамейка, говорит мама. – Ударь ее за то, что она
сделала тебе больно». Таким образом у ребенка вырабатывается стойкий
рефлекс: если мне больно – надо бить. Немудрено, что таким родителям,
возможно, вскоре придется обращаться к психологу с вопросом об
излишней агрессивности ребенка.
Помогайте детям освобождаться от излишней агрессии. Предложите смять
бумагу, взбить подушку, несколько раз подпрыгнуть, помыть руки и т.д.
Иногда достаточно потушить в ребенке первый импульсивный порыв,
чтобы далее он отреагировал адекватно.
Не скупитесь хвалить ребенка за добрые поступки. Не говорите просто:
«Молодец»; лучше зафиксируйте еще раз вслух, что сделал ребенок: «Ты
поделился с мальчиком игрушкой и предложил ему поиграть вместе. Ты
поступил правильно. Я горжусь тобой».
ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК
РЕЖИМ
Гиперактивному ребенку, как никакому другому, требуется четкий режим
дня, сбалансированная диета и обязательный дневной сон.
В питании избегайте таких продуктов, как: шоколад, конфеты, лимонад,
пирожные, торты, консервы. Прием пищи должен проходить в четко
определенное время, но соответствовать суточным биоритмам ребенка. Не
позволяйте делать перекусы! Не перегружайте ребенка едой, не
заставляйте съедать все до конца.
При составлении распорядка дня уделите особое внимание прогулке.
Ребенок должен находиться на улице максимальное количество времени.
Гулять с ним надо в любую погоду. Пребывание на свежем воздухе
способствует улучшению работоспособности мозга, что приводит к
1улучшению внимания, памяти ребенка. Предоставьте ребенку на улице
максимум свободы. Пусть он бегает и прыгает, пачкается, ходит по лужам,
стучит палкой по столбу и т.д. Его энергия должна находить выход.
Старайтесь составить расписание таким образом, чтобы активные и
спокойные виды деятельности сменяли друг друга с частотой 1530 минут.
Исключение составляет только сон.
Даже в младшем школьном возрасте гиперактивным детям обязательно
нужен дневной сон. Его продолжительность должна составлять от 2 до 4
часов. Постарайтесь выработать определенный ритуал отхода ко сну. Ему
должен предшествовать прием теплой ванны с успокаивающими травами.
Вода оказывает чрезвычайно успокаивающее действие на гиперактивных
детей.
Пока ребенок засыпает, посидите с ним рядом, почитайте ему сказку,
погладьте по руке. Можно сделать ему перед сном расслабляющий
массаж.
КАК ИСПРАВИТЬ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА?
Не прибегайте к физическому наказанию.
Чаще хвалите ребенка и, напротив, старайтесь не обращать внимания на мелкие
нарушения дисциплины. Гиперактивные дети не воспринимают выговоры и
наказания, однако чувствительны к поощрениям.
Заведите дневник самоконтроля, используйте бальную или знаковую систему
для оценки и самооценки ребенком своего поведения. Продумайте систему
вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое
поведение.
Составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену. Постепенно
расширяйте круг обязанностей, предварительно обсудив их с ребенком; не
разрешайте откладывать выполнение задания на другое время; не давайте
ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и
способностям; помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как
для него это – самый трудный этап. Не давайте одновременно несколько
указаний. Задание должно быть коротким и ясным.
Для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее
действенными будут средства убеждения «через тело»:
лишение удовольствий, лакомств;
запрет на приятную деятельность: компьютерные игры, просмотр
телепередач;
прием «выключенного времени» (угол или скамья штрафников, досрочное
укладывание в постель).
2