Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
Адаптация
Консультации для родителей
Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок
постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и
этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация
организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается
к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру
пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих
ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму,
у него формируются определённые
способу кормления,
укладывания,
взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
В случае, если установленный в семье порядок почемулибо изменяется, обычно
поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения
объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него
не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться
новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в частности слабые
тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако,
мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так
часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при
правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное
поведение и не остаётся какихлибо отрицательных последствий, т. е. ребёнок
адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни
пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е.
адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и
быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных,
но серьёзных нарушений поведения и общего состояния.К таким нарушениям относят:
нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:
повышение температуры тела
изменения характера стула
нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на
горшок, его речь затормаживается и др.)
Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер
поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от
индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя поразному:
одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение
взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за
игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день
внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования
воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в
последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать
только через 68 дней или даже позже. По всем этим признакам выделяются
определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по характеру поведения при
поступлении в детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной
группе принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним. Очень часто встречаются
ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно определить в ту или иную адаптационную
группу. Т.е. модель его поведения находится не "стыке" двух групп, т. е. является
пограничной. Своеобразный переход из одной адаптационной группы в другую
показывает динамику развития процесса привыкания ребёнка к условиям детского
учреждения. Далее приведена таблица, в которой представлены 3 адаптационные
группы, о которых говорилось выше.
Ниже приведена информация, следуя которой родители и воспитатели сделают
адаптационный период более лёгким и безболезненным. Итак, что должны знать и
уметь родители:1. Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во дворе, на
игровой площадке, около дома т.е. в различной обстановке, тем быстрее и
увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку
детского сада.
2. Неформальное посещение детского сада. Т.е. прогулки по территории и
сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень
красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать
ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.
3. Т.к каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного
индивидуального подхода, то принимать детей следует постепенно, по 23
человека, с небольшими перерывами (23 дня).
4. В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 23часов.
5. Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые дляпрогулок, игр. Это
позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный
подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.
6. Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно
осуществляться в привычной обстановке в присутствииблизкого человека. В
первый день кратковременное знакомствос воспитателем, направленное на
формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между
ребёнком ивоспитателем в новой ситуации.
7. Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители
и ребёнок.
8. Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при
поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы
воспитания в семье и в детском учреждении.
НЕОБХОДИМО: до приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности
поступающего ребёнка (анкета).
в первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно
менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни.
приблизить домашние условия к особенностям д/с: внести элементы режима,
упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и
т.п.
Возвращаясь к вышеуказанной таблице, хочу заметить, что в зависимости от уровня
навыков общения ребёнка, контакт, устанавливаемый с семьёй, должен быть
дифференцирован, т.е. в соответствии с группой адаптации ребёнка должны быть
определены объём и содержание работы с семьёй. Так, по отношению к детям первой
группы, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьёй должна
быть более глубокой и объёмной, предусматривать тесный контакт членов семьи с
воспитателями и психологом дошкольного учреждения.
Сразу хочу заметить, что не все мгновенно увидят плоды своих трудов, адаптация
некоторых детей может протекать от 20 дней до23 месяцев. Особенно, если ребёнок
заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится
привыкать заново. Но, хочу Вас заверить, что это не показатель. Не следует
беспокоиться, глядя на ребёнка подруги, который с первых дней вошёл в новую среду
без особых осложнений. Повторюсь, что все дети разные, каждый индивидуальность, к
каждому нужен свой подход. Я думаю, что с Вашей помощью мы найдём ключик к
каждому ребёнку. Богатый опыт и знания воспитателей, Ваша любовь и забота, иными
словами согласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и
индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий
воспитания ребёнка до поступления в детский сад, позволит решить проблему
адаптации на должном уровне.
При лёгкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение
месяца, у дошкольников – за 10 – 15 дней. Отмечается незначительное снижение
аппетита: в течение 10 дней объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастнойнормы, сон налаживается в течение 2030 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со
взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается,
3 адаптационные группы:
гр
.
эмоционально
е состояние
деятельнос
ть
1. слёзы, плач
отсутствует
отношения
со взрослым
отрицательны
е (ребёнок не
воспринимает
просьб
воспитателя)
отношения с
детьми
речь
отрицательны
е
отсутствует
или связана
с
воспоминан.
о близких.
2.
неуравновеше
н.,
заплачет,
если рядом
нет взрослого.
наблюдение,
подражание
взрослым.
положительны
е,
по
инициативе
воспитателя.
отсутствуют
или
положительн
ые
(ответные).
ответная
(отвечает на
вопросы
детей,
взрослых).
в
потребность в
общении
Потребность в
общении
с
близкими
взрослыми,
ласке, заботе.
Потребность в
общении со
взрослым,
в
сотрудничеств
е с ним и
получении от
него сведений
об окружении.
3.
спокойное,
уравновешенн
ое
предметная
деятельност
ь
или
сюжетно
ролевая
игра.
положительны
е,
по
инициативе
ребёнка
положительн
ые
инициативн
ая
(сам
обращается
ко взрослым
и детям).
Потребность в
общении со
взрослым и в
самостоятельн
ых действиях.