Консультации для родителей "Адаптация"

  • Работа с родителями
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
Иконка файла материала Адаптация и её особенности.doc
Адаптация Консультации для родителей Живя   в   семье   в   определённых,   сравнительно   устойчивых   условиях,   ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой   средой   устанавливаются   правильные   взаимоотношения,   происходит   адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи   и   т.д.   Под   влиянием   систематических   воздействий   со   стороны   окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму,   у   него   формируются   определённые способу   кормления,   укладывания, взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. В   случае,   если   установленный   в   семье   порядок   почему­либо   изменяется,   обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не   могут   быстро   затормозиться   старые   связи,  а  вместо   них   также   сформироваться новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто   и   не   очень   резко   нарушают   привычный   образ   жизни,   то   у   ребёнка,   при  правильном   воспитательном   подходе   быстро   восстанавливается   уравновешенное поведение   и   не   остаётся   каких­либо   отрицательных   последствий,   т.   е.   ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей  проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния.К таким нарушениям относят:  нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)   нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)   меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:  повышение температуры тела   изменения характера стула   нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)  Длительность   привыкания   к   новым   социальным   условиям,   а   также   характер поведения   детей   в   первые   дни   пребывания   в   детском   учреждении   зависят   от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по­разному: одни   в   первый   день   плачут,   отказываются   есть,   спать,   на   каждое   предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне   спокойны,   несколько   заторможены,   без   возражений   выполняют   требования воспитателей,   а   на   другой   день   с   плачем   расстаются   с   матерью,   плохо   едят   в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только   через   6­8   дней   или   даже   позже.   По   всем   этим   признакам   выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении   в детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним. Очень часто встречаются ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно определить в ту или иную адаптационную группу. Т.е. модель его поведения находится не "стыке" двух групп, т. е. является пограничной.   Своеобразный   переход   из   одной   адаптационной   группы   в   другую показывает   динамику   развития   процесса   привыкания   ребёнка   к   условиям   детского учреждения.   Далее   приведена   таблица,   в   которой   представлены  3   адаптационные группы, о которых говорилось выше. Ниже   приведена   информация,   следуя   которой   родители   и   воспитатели   сделают адаптационный период более лёгким и безболезненным.  Итак, что должны знать и уметь родители:1. Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми,  детьми в квартире, во дворе, на игровой   площадке,   около   дома   т.е.   в   различной   обстановке,   тем   быстрее   и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.  2. Неформальное   посещение   детского   сада.   Т.е.   прогулки   по   территории   и сопроводительный   рассказ   о   садике,   причём   рассказ   должен   быть   очень красочный   и,   несомненно,   позитивный.   Старайтесь   в   своём   рассказе   показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.  3. Т.к   каждый   поступивший   ребёнок   требует   к   себе   внимательного индивидуального   подхода,   то   принимать   детей   следует   постепенно,   по   2­3 человека, с небольшими перерывами (2­3 дня).  4. В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2­3часов.  5. Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые дляпрогулок, игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.  6. Установление   эмоционального   контакта   ребёнка   и   воспитателя   должно осуществляться   в   привычной   обстановке   в   присутствииблизкого   человека.   В первый   день   кратковременное   знакомствос   воспитателем,   направленное   на формирование   интереса   к   детскому   саду,   на   установление   контакта   между ребёнком ивоспитателем в новой ситуации.  7. Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок.  8. Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении   в   детское   учреждение   оказывает   отсутствие   единства   системы воспитания в семье и в детском учреждении.  НЕОБХОДИМО: до приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребёнка (анкета).   в первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни.   приблизить   домашние   условия   к   особенностям   д/с:   внести   элементы   режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т.п.  Возвращаясь к вышеуказанной таблице, хочу заметить, что в зависимости от уровня навыков   общения   ребёнка,   контакт,   устанавливаемый   с   семьёй,   должен   быть дифференцирован,   т.е.   в   соответствии   с   группой   адаптации   ребёнка   должны   быть определены объём и содержание работы с семьёй. Так, по отношению к детям первой группы, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьёй должна быть  более глубокой  и  объёмной, предусматривать  тесный  контакт  членов  семьи  с воспитателями и психологом дошкольного учреждения. Сразу хочу заметить, что не все   мгновенно увидят плоды своих трудов, адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до2­3 месяцев. Особенно, если ребёнок заболел,   в   процессе   адаптации.   Иногда,   после   выздоровления,   ребёнку   приходится привыкать   заново.   Но,   хочу   Вас   заверить,   что   это   не   показатель.   Не   следует беспокоиться, глядя на ребёнка подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых осложнений. Повторюсь, что все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. Я думаю, что с Вашей помощью мы найдём ключик к каждому ребёнку. Богатый опыт и знания воспитателей, Ваша любовь и забота, иными словами   согласованная   работа   с   семьёй,   опирающаяся   на   знания   возрастных   и индивидуальных   особенностей,   потребностей   ребёнка   и   необходимых   условий воспитания   ребёнка   до   поступления   в   детский   сад,   позволит   решить   проблему адаптации на должном уровне. При лёгкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца,   у   дошкольников   –   за   10   –   15   дней.   Отмечается   незначительное   снижение аппетита: в течение 10 дней   объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастнойнормы, сон налаживается в течение 20­30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается,  3 адаптационные группы: гр . эмоционально е состояние деятельнос ть 1. слёзы, плач отсутствует отношения со взрослым отрицательны е   (ребёнок   не воспринимает просьб воспитателя) отношения с детьми речь отрицательны е отсутствует или   связана с воспоминан. о близких. 2. неуравновеше н.,   заплачет, если   рядом нет взрослого. наблюдение, подражание взрослым.   положительны е, по инициативе воспитателя. отсутствуют или положительн ые (ответные). ответная (отвечает на вопросы детей, взрослых).     в потребность в общении Потребность   в общении с близкими взрослыми, ласке, заботе. Потребность   в общении   со взрослым,   в сотрудничеств е   с   ним   и получении   от него   сведений об окружении. 3. спокойное, уравновешенн ое   предметная деятельност ь или сюжетно­ ролевая игра.   положительны е, по инициативе ребёнка положительн ые   инициативн ая (сам обращается ко взрослым и детям). Потребность   в общении   со взрослым   и   в самостоятельн ых действиях.