Консультационный материал для педагогов по профилактике суицидальных проявлений среди несовершеннолетних (7-9 класс)
Оценка 4.7

Консультационный материал для педагогов по профилактике суицидальных проявлений среди несовершеннолетних (7-9 класс)

Оценка 4.7
Лекции +3
docx
воспитательная работа +2
9 кл
28.10.2019
Консультационный материал для педагогов по профилактике суицидальных проявлений среди несовершеннолетних (7-9 класс)
Консультационный материал для классных руководителе, воспитателей содержащий необходимую информацию об особенностях суицидальных проявлений в поведении обучающихся, способах выявления и основным направлениям профилактической работы с подростками по данной проблеме. Материал консультаций может быть использован и при проведении бесед и тематических собраний с родителями обучающихся.
Педагогам.Консультация.docx
Консультация для педагогов  №1.         Педагогам   важно   понимать,   что   период   подросткового   возраста   в психологии характеризуется как кризисный период. Это момент перехода из детства во взрослую жизнь.         Подросток – это уже не ребенок, но еще не взрослый. У него появится новообразование   ­   «чувство   взрослости»,  а   новых   смыслов   ценностей взрослой жизни, форм взаимодействия во взрослом мире еще нет.  Ведущей   деятельностью   в   этот   период   является   общение   со сверстниками.   Быть   принятым   в   своем   окружении   друзьями   и одноклассниками   становится   гораздо   значимее   и   важнее,   чем   у   взрослого человека.   Сложный   кризисный   период   подросткового   возраста характеризуется не только внутренними конфликтами самого ребенка, но и появление огромного количества конфликтов с окружающим миром. Миром пока для него непонятным, неясным, пугающим.  Попытка войти в новый, взрослый мир связан с проблемами, который подросток не в силах решить самостоятельно, и не в силах объяснить это окружающим.        Самоубийство подростка – чаще всего рассматривается как результат того, что крик о помощи не был услышан вовремя. Но, кроме того ­  это, поступок, при помощи которого юноша или девушка пытается привлечь к себе внимание.   Подростки,   как   правило,   более   чувствительно,   более   сердито   и   импульсивно реагирует на события, чем люди из других возрастных групп. Наконец внушаемость подростков и их стремление подрожать другим, в том числе тем, кто пытается покончить с собой, может создать почву для суицида.     Причины возникновения и развития суицидального поведения  среди детей и подростков.           Суицид   – умышленное   самоповреждение   со   смертельным   исходом (лишение себя жизни). Психологический смысл такого явления, чаще всего заключается   в   отреагировании   аффекта,   снятии   эмоционального напряжения, уходя от той ситуации, в которой человек волей ли неволей оказался.      Суицидальное поведение ­ это проявление суицидальной активности. Оно включает   в   себя   суицидальные   мысли,   намерения,   высказывания,   угрозы, суицидальные покушения и попытки. При истинном суицидальном поведении намерении   лишить   себя   жизни   не   только   обдуманно,   о   и   нередко   долго «вынашивается». Классификация суицидального поведения     Период пресуицида характеризуется следующими особенностями:  у человека появляются сначала недифференцированные мысли, размышления об отсутствии ценностей жизни, которые выражаются в формулировках типа «жить не стоит, устал от такой жизни», «когда все это кончиться?», «достало все!»,   и   тому   подобное.   Не   имеется   четкого   представления   о   смерти, но имеется самоотрицание жизни.  Такие суицидальные формы бывают, свойственны всем людям в тех или иных ситуациях. Если   процесс   продолжается,   то   на  следующем   этапе  пресуицида   мы видим пассивные   суицидальные   мысли,   которые   характеризуются представлениями, фантазиями на тему лишения себя жизни.  Например: «хорошо бы умереть, заснуть и не проснуться», «хорошо бы заболеть   какой­нибудь   страшной   болезнью!»,   и   тому   подобные размышления, выражающие внутреннюю готовность человека к суициду. На  третьем   этапе  предсуицидального   периода возникает   осознанное желание   умереть. Для   этого   периода   характерно   наличие   суицидальных замыслов.   В   этот   момент   происходит   разработка   плана   суицида, продумывается способ, выбирается время и место действия.  Этап, в котором проявляются суицидальные намерения, суицидальные мысли, суицидальная готовность, суицидальные угрозы, т.е. период,когда принято решение о самоубийстве называют собственно суицидальным периодом. В отечественной и зарубежной литературе наиболее часто используют такую классификацию   суицидального   поведения:   демонстративное   поведение, аффективное поведение и истинно суицидальное поведение. Таким образом, пресуицидальный и суицидальный периоды ­ это этапы, хара Таким   образом,   пресуицидальный   и   суицидальный   периоды   ­   это   этапы, характеризующие подготовку человека к совершению самоубийства в той или иной форме. ктеризующие подготовку человека к совершению самоубийства в той или иной форме. . В основе этого типа суицидального поведения Демонстративное поведение   лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать, как ему трудно справляться в жизненными ситуациями. Это своего рода   просьба   о   помощи.   Как   правило,   демонстративные   суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему.   При   демонстративном   поведении   способы   суицидального   поведения чаще   всего   проявляются   в   виде   порезов   вен,   отравления   неядовитыми лекарствами, изображения повешения.  .   Суицидальные   действия, Аффективное   суицидальное   поведение   совершенные под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции ­ обида, гнев, ­ затмевают   собой   реальное   восприятие   действительности   и   подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами. Истинное   суицидальное   поведение. Истинное   суицидальное   поведение характеризуется   продуманным   планом   действий.   Подросток   готовится   к совершению   суицидального   действия.   При   таком   типе   суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям,  в  которых   они   прощаются   со  всеми   и  объясняют  причины  своих действий. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. Суицидальное   поведение   подростков   имеет   ряд   особенностей, Консультация для педагогов №2     Особенности суицидального поведения подростков.   свойственных растущему организму и личности. Суицидальная активность  резко возрастает с 14 – 15 лет  и достигает своего максимума в 16 – 19 лет.    Одной из причин выбора суицидального способа решения проблем, носящих возрастной   характер,  является   неадекватное   отношение   к   смерти. Особенностью детского понимания смерти является двойственность смерти и бытия. В сознании происходит как бы раздвоение: с одной стороны, подросток видит себя в гробу, горько оплакиваемого родственниками, с другой стороны, предполагает,   что   может   быть   свидетелем   собственных   похорон.  Свою «временную»   гибель   подросток   воспринимает  как   способ  воздействия  на значимых близких.  Только   к   концу   подросткового   возраста   формируется   правильное представление о смерти как необратимом прекращении жизни. Считается,   что   половина   суицидальных   попыток   в   подростковом возрасте   являются   демонстративными,   т.е.   без   настоящего   намерения умереть,   а   лишь   разыграть   для   окружающих   спектакль,   производящий впечатление   суицидальной   попытки   с   целью   привлечь   к   себе   внимание, добиться каких – то преимуществ, избавиться от грозящих неприятностей. Тем   не   менее,   различить   истинные   и   демонстративные   попытки   не   всегда легко.   Отсутствие   страха   смерти   лежит   в   основе   выбора   всевозможных опасных   игр,   отсутствие   жизненного   опыта   приводит   к   драматическим способам   ухода   из   жизни.  Подросток   по   причине   своей   некомпетентности может выбрать сильнодействующие лекарственные препараты, очень похожие на   витамины,   для   демонстративно   –   шантажного   поведения.  И   наоборот, иногда   безобидные   способы   суицида,   с   точки   зрения   взрослого, свидетельствуют   об   искреннем   желании   уйти   из   жизни.   Специалисты предлагают   все   суицидальные   попытки   расценивать   как   истинные   и подвергать их глубокому анализу. Средний   подростковый   возраст характеризуется   наличием   философской интоксикации: подросток постоянно рассуждает о смысле жизни и смерти, происходит нравственное самоопределение. При исследовании психотравмирующих обстоятельств, приведших к суициду, выявлено,   что   по   сравнению   со   взрослыми   суицидентами,  конфликт   у подростков   был   более   кратковременный,   его   длительность   составляет   от нескольких   дней   до   года.   Суицидальные   конфликтные   ситуации   могут складываться   для   подростка   могут   складываться   из   незначительных,   по мнению   взрослых,   неурядиц.  Однако   некоторый   максимализм   в   оценках, неумение прогнозировать последствия своих поступков и предвидеть исход сложившейся   ситуации   создают   ощущение   безысходности,   неразрешимости конфликта, порождают чувство отчаяния и одиночества.  Все   это   делает   даже   незначительную   конфликтную   ситуацию суицидоопасной, что подчас недооценивается окружающими взрослыми. В   детском   и   подростковом   возрасте   возникновению   суицидального поведения   способствуют   депрессивные   состояния,   которые проявляются иначе, чем у взрослых: • печальное настроение • чувство скуки • чувство усталости • нарушение сна • соматические жалобы • неусидчивость, беспокойство • фиксация внимания на мелочах • чрезмерная эмоциональность • замкнутость • рассеянное внимание • агрессивное поведение • непослушание • злоупотребление алкоголем или наркотиками • плохая успеваемость • прогулы школы. Почему молодые люди пытаются лишить себя жизни? У подростков, как правило, нет совпадения конечной цели самоубийства – смерти – и его психологического смысла.  Анализ   результатов   опроса   подростков   –   суицидентов   позволили установить, что часть из них хотели «дать понять человеку, в каком он отчаянии»,   другие   думали   «заставить   раскаяться   человека,   который плохо   с   тобой   обращался»,   третьи   своим   поступком   решили   показать «как   ты   любишь   другого»,   некоторые   надеялись   «повлиять   на   другого, чтобы он изменил решение», часть расценивали свою попытку как «призыв, чтобы пришла помощь от другого».  Независимо от формулировки, более половины суицидов – это обращение к другому человеку, причем значимому другому. Подростком руководит не желание умереть – целью самоубийства выступает желание повлиять на другого. У подростков причины суицидального поведения равномерно распределяются между   любовными   конфликтами,   конфликтами   с   родителями   и неприятностями в школе. Причиной суицида подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация   в   семье.   Чаще   всего   преобладают   давящий   стиль   воспитания, требования   безапелляционного   выполнения   указаний,   что   препятствует формированию   у   подростков   самостоятельности   в   принятии   решений.   В форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка. Семью могут постичь такие кризисные ситуации, как смерть близких, развод или потеря работы. Родители находятся в подавленном состоянии, бывает, что ищется ответственный за возникшие   проблемы.   В   тоже   время   одним   из   сильных   факторов, удерживающих молодых людей в жизни, являются отношения с родителями. Если   отношения   строятся   на   доверительной   основе,  родитель   относится   к ребенку   как   к   партнеру,   то   тогда   формируются   защитные   механизмы, предохраняющие подростка от суицидального поведения. Школьные   причины   суицидального   поведения обычно   связаны   с отношениями с учителями, администрацией. Именно в школе формируются такие   важные   социальные   запросы   подростка,   как:   потребность   в самоуважении   (так   как   низкая   оценка   успеваемости   связывается   с недостаточным   развитием   способностей   и   интеллекта);   потребность   в положительной оценке значимых для него взрослых (следствием негативной оценки   педагога   обычно   бывает   отрицательная   оценка   родителей); потребность   в   общении   (мнение   учителя   может   определять   мнение коллектива   сверстников,   низкие   оценки   не   способствуют   улучшению отношений ученика в классе). Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков. Одним из объяснений   важности   этих   отношений   служит   чрезмерная   зависимость   от другого   человека,   возникающая   обычно   в   качестве   компенсации   плохих отношений   со   своими   родителями,   из   –   за   постоянных   конфликтов   и отсутствия контакта с ними. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся   столь   значимыми,  что   любое   охлаждение   привязанности,  а  тем более, измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь. Покушение на жизнь может быть подражанием поведению, демонстрируемому с   экранов   телевидения   или   присутствующих   на   страницах   литературных произведений. В подростковых компаниях наблюдается повышенный интерес к   темам   смерти   и   самоубийства,   обсуждается   их   «тайна»   и   «красота». Руководствуясь   подобными   стереотипами,   суициденты   рассматривают посягательство на свою жизнь не с точки зрения общественной морали, а с позиции эффектности действий. Группа риска среди подросткового возраста Подростки, имеющие предыдущую (незаконченную) попытку суицида Подростки,   демонстрирующие   суицидальные   угрозы,   прямые   или завуалированные Подростки, имеющие тенденции к самоповреждению (аутоагрессию) Подростки, у которых в роду было суицидальное поведение и суициды. Алкоголизированные подростки Подростки   с   хроническим   употреблением   наркотиков   и   токсических препаратов. Подростки, переживающие тяжелые утраты Подростки, у которых выраженные семейные проблемы. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Основные мотивы суицидальногоповедеия 32%­ обида 30% ­ протест 38% ­ одиночество, стыд, недовольство собой Первичная профилактика суицидального поведения. Суицидологи   отмечают   во   внешнем   поведении   подростка   ряд   изменений, которые могут свидетельствовать о суицидальных намерениях: • недостаток сна или повышенная сонливость • нарушение аппетита • признаки беспокойства, вспышки раздражительности • усиление чувства тревоги • признаки вечной усталости, упадок сил • неряшливый внешний вид • усиление жалоб на физическое недомогание • склонность к быстрой перемене настроения • отдаление от семьи и друзей • излишний риск в поступках • выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах • открытые заявления: Ненавижу жизнь; Не могу больше этого выносит; Жить не хочется; Никому я не нужен. Иногда   индикатором  суицида   могут  быть  поступки   типа: раздаривание ценных   личных   вещей,   предметов   увлечений,   улаживание   конфликтов   с родными и близкими. В случае подозрения о наличии суицидальных намерений у подростка беседу с ним   можно   строить   следующим   образом:   «Как   твои   дела?   Как   ты   себя чувствуешь? Ты выглядишь, словно в воду опущенный, что происходит?» В   случае   открытого   суицидального   высказывания   следует   обсудить   эту проблему   с   подростком:   «Ты   надумал   покончит   с   собой?   Как   бы   ты   это сделал? А если ты причинишь себе боль? ты когда – нибудь причинял себе боль раньше? Что произошло в тот период? Если бы я попросил не причинять себе боль, ты бы смог отказаться от своих намерений? Что мешает тебе дать обещание? Что помогло тебе справиться с трудностями в прошлом? Помогло бы это тебе теперь? От кого бы ты хотел получить помощь? Знают ли твои близкие, что тебе трудно сейчас?»  Такая беседа является первичной формой профилактики у подростка и может   быть   проведена   любым   человеком,   находящимся   рядом   с подростком, переживающим кризис душевного состояния.  Необходимо   помнить   о   серьезном   отношении   ко   всем   угрозам.   Слушайте внимательно. Собеседник должен почувствовать, что вы не равнодушны к его проблемам. Настаивайте  на том, что самоубийство  неэффективный  способ решения   всех   проблем.   Пытайтесь   заключить   соглашение   о   несовершении самоубийства.   Основным   пунктом   соглашения   должно   быть   обещание подростка не причинять себе боли никаким образом. Если вы должны уйти, оставьте   подростка   на   попечении   взрослого.   Пригласите   специалиста   или проводите подростка к тому, кто сможет вывести подростка из кризисного состояния. Диагностика исследования суицидального поведения и суицидальных рисков у   подростков.  В   настоящее   время   не   существует   универсальной психодиагностической   методики   для   определения   суицидального   риска   у подростков. Консультация для педагогов №3 Причины суицидальных попыток у детей (подростков) Приведем лишь некоторые из известных проблем и ситуаций, которые  становятся причиной суицидов или суицидальных попыток:        смерть близкого родственника; нежелательная и несвоевременная беременность; проблемы с родителями; потеря слуха, зрения, приобретенные физические дефекты; несданный экзамен; ссора с любимой девушкой или любимым юношей; отсутствие успеха у лиц противоположного пола;    неудачная попытка попасть, например, в сборную школы по легкой  атлетике; проблемы с наркотиками; нетрадиционная сексуальная ориентация. Как помочь 1) Подбирайте ключи к разгадке суицида. Ищите признаки возможной  опасности: суицидальные угрозы, предшествующие попытке самоубийства,  депрессию, значительные изменения в поведении или личности человека,  а также приготовления к последнему волеизъявлению. Уловите проявление беспомощности и безнадежности и определите,  не является ли человек одиноким и изолированным. Чем больше будет людей, осознающих эти предостережения, тем значительнее вероятность  предотвратить самоубийство. 2) Принимайте суицидента как личность. Допустите возможность, что  человек действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что  он не способен решиться на самоубийство. Не позволяйте другим вводить вас в заблуждение относительно несерьезности конкретной суицидальной ситуации. Если вы полагаете, что кому­либо  угрожает опасность самоубийства, действуйте в соответствии с собственными убеждениями. Опасения по поводу того, что вы преувеличите потенциальную  угрозу, — ничто по сравнению с тем, что кто­то может погибнуть из­за вашего невмешательства. 3) Установите заботливые взаимоотношения. Для человека, который  чувствует себя бесполезным и нелюбимым, забота и участие отзывчивого  друга (знакомого) являются мощными ободряющими средствами. Именно  таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу  отчаявшегося. 4) Будьте внимательным слушателем. Суициденты страдают от сильного  чувства отчуждения, в силу чего не настроены принимать советы других.  Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, фрустрации и того,  о чем говорят («У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить» и т. п.).  Если человек страдает от депрессии, то он больше нуждается в том, чтобы  выговориться самому, нежели слушать других. 5) Не спорьте. Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники  часто отвечают: «Подумай, ведь ты живешь гораздо лучше других людей, тебе следует благодарить судьбу за это!» Подобный ответ сразу блокирует  дальнейшее обсуждение проблемы, вызывая у несчастного и без того человека еще большую подавленность. Желая помочь, близкие порой способствуют  обратному эффекту. Вступая в дискуссию с подавленным человеком, можно  не только проиграть спор, но и потерять самого человека. 6) Задавайте вопросы. Лучший способ вмешаться в кризис — это заботливо  задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?» Он не приведет  собеседника к подобной мысли, если у него не было ее ранее. Наоборот, если  он думает о самоубийстве и наконец находит кого­то, кому небезразличны его переживания и кто согласен обсудить с ним эту запретную тему, то часто  испытывает облегчение, получая возможность понять свои чувства и достичь  катарсиса. 7) Не предлагайте неоправданных утешений. Суицидальные люди  с презрением относятся к замечаниям типа: «Да ладно тебе, у всех такие же  проблемы!» — поскольку они резко контрастируют с их мучениями.  Подобные выводы лишь минимизируют, уничижают их чувства и заставляют  ощущать себя еще более ненужными и бесполезными. 8) Предложите конструктивный подход к решению проблемы. Вместо  того чтобы говорить суициденту: «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», попросите его поразмыслить об альтернативных решениях,  которые, возможно, еще не приходили ему в голову. Постарайтесь выяснить,  что остается для него позитивно значимым, что он еще ценит. Отметьте признаки эмоционального оживления, когда речь зайдет, например,  о самом лучшем времени в его жизни, особенно следите за глазами человека. Попробуйте выяснить, что из имеющего для него значимость достижимо,  какие люди продолжают его волновать и не возникло ли какой­либо  альтернативы теперь, когда жизненная ситуация проанализирована,  не появился ли луч надежды… 9) Вселяйте надежду. Психотерапевты давно пришли к выводу, что очень  важно сосредоточиться на том, что говорят или чувствуют люди  с суицидальными наклонностями. Когда беспокоящие их скрытые мысли  выходят на поверхность, все беды кажутся менее фатальными, а проблемы  более разрешимыми. Терзаемый тревогой человек может прийти к мысли:  «Я по­прежнему не знаю, как разрешить эту ситуацию, но теперь, когда мои  затруднения мне ясны, я чувствую, что еще есть какая­то надежда». Надежда помогает человеку выйти из поглощенности мыслями  о самоубийстве, поэтому основания для реалистичной надежды должны быть  представлены честно, убедительно и мягко. Очень важно укрепить душевные силы человека, внушить ему, что кризисные проблемы обычно преходящи,  а самоубийство не бесповоротно. 10) Оцените степень риска самоубийства. Постарайтесь определить  серьезность намерений по поводу самоубийства. Они могут существенно  различаться: от мимолетных, расплывчатых мыслей о возможности покончить  с собой до запланированного суицида путем отравления, прыжка с высоты,  использования огнестрельного оружия или веревки. 11) Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального  риска. Оставайтесь рядом как можно дольше или попросите кого­нибудь  побыть с ним, пока не минует кризис или не прибудет помощь. Возможно,  придется позвонить на станцию скорой помощи или обратиться  в поликлинику. Помните, что поддержка накладывает на вас определенную  ответственность. 12) Обратитесь за помощью к специалистам. У суицидентов сужено поле  зрения и наблюдается своеобразное туннельное сознание. Их разум  не в состоянии нарисовать полную картину урегулирования проблем, которые кажутся нерешаемыми. Первая просьба часто состоит в том, чтобы оказать  им помощь. При всех благих намерениях просто может не хватать умения  и опыта действий в подобной ситуации, кроме того, порой трудно удержаться  от излишней эмоциональности. 13) Окружите заботой и поддержите. Даже если критическая ситуация  миновала, специалистам или членам семьи суицидента нельзя расслабляться.  Самое худшее может не быть позади. За улучшение состояния людей  с суицидальными наклонностями часто принимают повышение их психической активности. Иногда накануне самоубийства депрессивные люди бросаются  в водоворот деятельности. Они просят прощения у всех, кого обидели. Видя  это, вы облегченно вздыхаете и ослабляете бдительность. Однако такие  поступки могут свидетельствовать о намерении рассчитаться со всеми  долгами и обязательствами, после чего можно будет покончить с собой.  Статистика свидетельствует о том, что половина суицидентов совершает  самоубийство не позднее чем через три месяца после начала душевного  кризиса. Эмоциональные проблемы, приводящие к суициду, редко решаются  окончательно, даже когда кажется, что худшее уже позади. Поэтому никогда  не следует обещать суициденту полной конфиденциальности. Оказание  помощи не означает, что нужно все держать в тайне. Еще раз напомним, что,  подавая сигналы о совершении возможного самоубийства, отчаявшийся человек просит о помощи. И, несомненно, ситуация не разрешится до тех пор,  пока он не адаптируется в жизни. Теперь вы знаете очень много чрезвычайно важного о суициде. Это должно  помочь вам правильно понять происходящее в кризисных ситуациях.

Консультационный материал для педагогов по профилактике суицидальных проявлений среди несовершеннолетних (7-9 класс)

Консультационный материал для педагогов по профилактике суицидальных проявлений среди несовершеннолетних (7-9 класс)

Консультационный материал для педагогов по профилактике суицидальных проявлений среди несовершеннолетних (7-9 класс)

Консультационный материал для педагогов по профилактике суицидальных проявлений среди несовершеннолетних (7-9 класс)

Консультационный материал для педагогов по профилактике суицидальных проявлений среди несовершеннолетних (7-9 класс)

Консультационный материал для педагогов по профилактике суицидальных проявлений среди несовершеннолетних (7-9 класс)

Консультационный материал для педагогов по профилактике суицидальных проявлений среди несовершеннолетних (7-9 класс)

Консультационный материал для педагогов по профилактике суицидальных проявлений среди несовершеннолетних (7-9 класс)

Консультационный материал для педагогов по профилактике суицидальных проявлений среди несовершеннолетних (7-9 класс)

Консультационный материал для педагогов по профилактике суицидальных проявлений среди несовершеннолетних (7-9 класс)

Консультационный материал для педагогов по профилактике суицидальных проявлений среди несовершеннолетних (7-9 класс)

Консультационный материал для педагогов по профилактике суицидальных проявлений среди несовершеннолетних (7-9 класс)

Консультационный материал для педагогов по профилактике суицидальных проявлений среди несовершеннолетних (7-9 класс)

Консультационный материал для педагогов по профилактике суицидальных проявлений среди несовершеннолетних (7-9 класс)

Консультационный материал для педагогов по профилактике суицидальных проявлений среди несовершеннолетних (7-9 класс)

Консультационный материал для педагогов по профилактике суицидальных проявлений среди несовершеннолетних (7-9 класс)

Консультационный материал для педагогов по профилактике суицидальных проявлений среди несовершеннолетних (7-9 класс)

Консультационный материал для педагогов по профилактике суицидальных проявлений среди несовершеннолетних (7-9 класс)

Консультационный материал для педагогов по профилактике суицидальных проявлений среди несовершеннолетних (7-9 класс)

Консультационный материал для педагогов по профилактике суицидальных проявлений среди несовершеннолетних (7-9 класс)

Консультационный материал для педагогов по профилактике суицидальных проявлений среди несовершеннолетних (7-9 класс)

Консультационный материал для педагогов по профилактике суицидальных проявлений среди несовершеннолетних (7-9 класс)

Консультационный материал для педагогов по профилактике суицидальных проявлений среди несовершеннолетних (7-9 класс)

Консультационный материал для педагогов по профилактике суицидальных проявлений среди несовершеннолетних (7-9 класс)

Консультационный материал для педагогов по профилактике суицидальных проявлений среди несовершеннолетних (7-9 класс)

Консультационный материал для педагогов по профилактике суицидальных проявлений среди несовершеннолетних (7-9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2019