Формирование конструирования как универсальной умственной способности, лежащей в основе творчества.
Детская деятельность, как конструирование, наиболее изучена, и все формы обучения конструированию были разработаны относительно конструирования из строительного материала. Однако целенаправленное и систематическое обучение именно конструирования в практике отсутствует. В основном оно используется во взаимосвязи с игрой в обучении детей раннего и младшего дошкольного возрастов. Воспитатель вместе с детьми раннего возраста (до 3-х лет) строит кроватку и укладывает куклу спать, строит башенку, на которой будет сидеть птичка, ворота - через них будут ездитьмашинки и Т.п., то есть организуется так называемое "сюжетное конструирование" (С. Л. Новоселова).
В работе с детьми младшего возраста в основном используются образцы простейших конструкций практически той же тематики (стол, стульчик, лесенка и т.п.). Что же касается более старших детей (после 5 лет), то с ними, как правило, никакого обучения не проводится. Дети сами, в свободное от занятий время, создают разные постройки, и в основном для игры. При этом сама деятельность конструирования большинства детей находится на крайне низком уровне. По-видимому, это можно объяснить двумя причинами: во-первых, сформировавшимся у педагогов отношением к конструированию из строительного материала как к игре (об этом говорит и такая, укрепившаяся в практике категория, как "строительные игры") и, во-вторых, не разработанностью развивающей системы обучения этому виду конструирования и его содержания для детей разных дошкольных возрастов (хотя частично, по отношению к старшим дошкольникам, это было сделано в работе А.Н. Давидчук).
В разработанном нами новом содержании обучения детей 2- 7 лет конструированию знания и умения, подлежащие усвоению, упорядочены в достаточно простую систему, характеризующуюся наличием центрального звена. В качестве последнего было выбрано знание, в образной форме отражающее зависимость конструируемых объектов от тех условий, в которых эти объекты затем будут использоваться. Система знаний и конструктивно-технических умений, в основе которых лежит зависи- мость создаваемых построек от их практического назначения, способствовала органическому объединению различных форм конструирования: по образцу, по условиям, по теме, по замыслу.
Переход детей к каждой новой форме не отменяет прежние, а, во-первых, основывается на них и, во-вторых, способствует дальнейшему развитию последних.
В процессе конструирования по образцам у детей формируются обобщенные способы анализа объектов и обобщенные представления о них, необходимые для успешного осуществления конструирования по условиям. (Это что? Из чего состоит? Из каких деталей строится крыша? Стены? Какие детали нужно использовать, чтоб получилось окно? Ск. Окон? И т.д.) Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов.
Самостоятельно найти и вставить пример схемы обследования объектов.
В процессе конструирования по условиям формируются обобщенные способы анализа конструируемых объектов с точки зрения этих условий, что существенно обогащает представления детей об этих объектах: раскрываются не только их структурные (как это было раньше), но и функциональные свойства.
В результате обучения конструированию по нескольким (4-5) условиям (Например такие условия: дом, чтоб могли жить несколько семей, одноэтажный, вход с одной стороны, окна выходят на лес) старшие дошкольники овладевают умением строить собственную деятельность достаточно сложной иерархической структуры. Все это обеспечивает возможность детей конструировать по собственному замыслу - они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находят способы ее создания. Разработанный нами новый тип задач - преобразование образца в соответствии с заданными условиями - является важным связующим звеном между конструированием по образцу и конструированием по условиям. Одновременно эти задачи являются эффективным средством активизации поисковой деятельности ребенка и развития образного мышления.
Исследование показало целесообразность освоения детьми каждой темы в разных формах конструирования.
Так, для детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет) наиболее адекватным является конструирование по образцам, представленным в виде системы постепенно усложняющихся конструкций одной тематики, и их преобразование в соответствии с определенными условиями, заданными как вербально, так и через предметы. Например, для детей трех-четырех лет разработаны две темы: "Домики" и "Трамвайчики", каждая из которых представлена пятью усложняющимися основными конструкциями (образцами) и десятью-тринадцатью их вариантами.
Последние были получены в результате решения детьми задач на преобразование образцов с сохранением заданного в них принципа конструирования, задач типа "Построй такой же домик, но высокий". Дети сами вынуждены были находить новые для них способы решения - надстраивание и пристраивание без нарушения при этом заданного чередования деталей.
Для детей четырех-пяти лет разработаны три темы: "Грузовые машины", "Гаражи", "Горки". Так, тема "Горки" осваивалась детьми следующим образом'. На первом занятии дети вначале воспроизводили образец, а затем решали задачи: перестроить горку так, чтобы с нее машинки скатывались медленнее (быстрее), чем с горки-образца. На втором занятии дети строили горку с двумя скатами, по одному из которых машинка будет съезжать медленно, а по другому - быстро.
В обучении старших дошкольников (5-7 лет оказалось возможным использовать все основные формы конструирования в следующей последовательности: конструирование по образцу, по условиям (преобразование образца nо условиям и создание конструкции по условиям), конструирование по собственному замыслу.
Так, теме "Мосты" было посвящено четыре занятия. На первом детям предлагался образец пешеходного моста и давалось задание построить такой же мост через "реку" определенной ширины (река - синий лист бумаги). На втором - дети строили мост через "реку", по которой ходит водный транспорт (давался игрушечный катер); на третьем - строился мост для пешеходов и транспорта; на четвертом - дети получали новый для них материал и строили мост с учетом всех указанных выше условий.
Как оказалось, дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно найти нужные решения; дети младшего дошкольного возраста способны выбрать из имеющихся у них способов наиболее адекватный и успешно его использовать в решении новых для них задач.
В процессе решения задач проблемного характера у детей развивается поисковая деятельность - они не боятся ошибок, умеют их анализировать и добиваться успеха, с особым удовлетворением ищут разные способы решения одной и той же задачи. Сам поиск обеспечивает достаточно высокую степень обобщенности способов.
Итак, формирование обобщенных представлений о конструируемых объектах и обобщенных способов конструирования, высокий уровень комбинаторики и точность дифференцированности сходных комбинаций, умение и стремление вести поисковую деятельность при решении заданных взрослым задач, ставить перед собой определенные задачи, включая конкретные условия, удовольствие от процесса деятельности, испытываемое детьми, и др. - все это, как показало наше исследование, является результатом обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.