Консультация "Детский дизайн"
Оценка 5

Консультация "Детский дизайн"

Оценка 5
docx
29.03.2023
Консультация "Детский дизайн"
консультация.docx

МДОБУ «Новоарбанский детский сад «Радуга»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация

 «Развитие дизайнерской деятельности и творческих способностей дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: воспитатель

Каляканова В.В.

первая квалификационная категория

 

 

 

 

п. Новый

2023 год

 «Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либо новое»

Л. С. Выготский

Творчество помогает ребенку научиться видеть красоту и добро в окружающем его мире, делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который даёт широкий простор детскому творчеству. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности. Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено также возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности.

Детский дизайн представляет огромный потенциал и большие возможности для развития творческих способностей, фантазии и воображения. Говоря о ребенке – дизайнере, мы зачастую подразумеваем ребенка-художника. Дизайн – это необычный взгляд на обычные вещи. Главное для дизайнера — нестандартность мышления, фантазия, воображение, умение сочетать цвет и форму. Из этого следует, что для того, чтобы ребенок стал дизайнером, в первую очередь нужно развивать у него воображение, поощрять нестандартное видение окружающего мира. Детский дизайн направлен на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений.

Дизайн – деятельность способствует развитию наблюдательности и аналитического мышления, ознакомлению с основами дизайнерской деятельностивоспитанию человека пытливого, неравнодушного к окружающему миру, умеющего творческиконструктивно подходить к решению жизненных проблем.

Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в развитии личности ребёнка. Это время активного познания окружающего мира, социализации малыша, приобщение его к миру культуры, время установления отношений в мире людей, предметов природы, осознания внутреннего мира. Важно не упустить период дошкольного детства для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, привить дошкольнику радость творческих открытий.

Актуальность детской дизайн - деятельности состоит в создании и использовании в дошкольном образовательном учреждении новых форм и методов работы с детьми с использованием принципа интеграции образовательных областей «Познавательное развитие»«Художественно-эстетическое развитие». Участвуя в создании эксклюзивных изделий, дети учатся благоустраивать быт, применяя опыт дизайна в детском саду и семье. Такое обучение делает занятия практически значимыми.

Новизна заключается в том, что через организацию с дошкольниками дизайн - деятельности расширяется кругозор детейразвивается пространственное воображение, творчество и индивидуальность, неповторимость и эксклюзивность детских работ. Использование различных типов занятий, новых техник и материалов также отражают новизну данной программы.

Основной целью является раскрытие творческого потенциаларазвитие умственных и интеллектуальных способностей детей средствами дизайн - деятельности, а также воспитание художественного вкуса, способности восхищаться прекрасным.

Задачи:

создавать условия для формирования знаний, умений и навыков для достижения определенных результатов в дизайн - деятельности;

стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми в дизайн - деятельности, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений и т. д. ;

формировать способности последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами;

развивать интерес к дизайн - творчеству;

развивать познавательную активность, общение, самостоятельность;

воспитывать художественный и эстетический вкус.

Для достижения цели и задач мною была разработана программа дополнительного образования детей «Юный дизайнер». Программа содержит пояснительную записку, учебный и тематический план по организации дизайн - деятельности с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Кроме этого, в программе представлены диагностические методики и ожидаемые результаты.

Программа «Юный дизайнер» направлена на оптимизацию познавательной активности, способности к анализу и обобщению, развитие художественного восприятия и творческих способностей детей и предназначена для дополнительных занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста (от 4 до 7 лет). В этой программе раскрыто содержание работы по ознакомлению детей с художественно-конструктивным дизайном, что способствует формированию у дошкольников новых знаний, умений и навыков в изготовлении неповторимых детских работ.

Данная программа разработана в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей и предполагает обучение детей, имеющих элементарные знания об окружающем мире (Программа «Истоки» базис развития ребёнка - дошкольника. Науч. ред. Л. А. Парамонова) и предусматривает проведение 1 занятия в неделю (32 занятия в год).

Работу по ознакомлению детей с дизайн – деятельностью я провожу по пяти направлениям:

1. работа с природным материалом;

2. работа с бумагой и картоном;

3. работа с бросовым материалом;

4. работа с тканью и нитками.

5. знакомство с икебаной и композицией.

Цели и задачи, а также методы работы с детьми усложняются в зависимости от возрастной группы. Работа по ознакомлению детей с дизайн – деятельностью в средней возрастной группе начинается с экспериментирования с различными материалами. Детям дается возможность самостоятельно действовать с различными материалами, что способствует развитию интереса к дизайн – деятельности и творческой активности. По мере освоения детьми знаний и технических умений, усложняется тематика занятий и поделки становятся индивидуальными, не похожими друг на друга. Потребность ребенка в практической деятельности помогает направить его усилия на полезные занятия детским дизайном. Дети моделируют украшения и сувениры, обустраивают игровые комнаты и домики. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка. Опыт работы свидетельствует : работа с необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества.

С целью мониторинга качества знаний мною была разработана диагностика уровня развития творчества в процессе дизайн – деятельности, а также планируемые результаты освоения детьми программы. В процессе апробации программы мною были сделаны следующие выводы:

Работа по данной программе способствует развитию познавательной активности, художественного восприятия и творческих способностей детей.

В полной мере развивается сотворчество со сверстниками и взрослыми в дизайн – деятельности.

Дети могут последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами.

Но возникали и трудности в работе:

Не всегда дети могли (особенно на начальном этапе) опредмечивать тот или иной материал, фантазировать; приходилось больше внимания уделять именно этому моменту.

Не всегда дети готовы были создать одну общую поделку, договариваться между собой; приходилось поощрять тех, кому это удавалось, чтобы подтолкнуть других детей к совместному творчеству.

Трудно было найти литературу именно по детскому дизайну, её недостаточно, поэтому приходится многое разрабатывать самостоятельно.

Таким образом, можно сделать вывод, что в результате занятий по детскому дизайну дети стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявлять более устойчивый интерес к окружающему миру, к изобразительному искусству, повысилась их творческая активность и художественная самостоятельность. У детей сформировалась устойчивость замысла, умение планировать свой результат, стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка. Полученный результат – первая и очень важная ступенька детского творчества. Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне. Занятия дизайн - деятельностью призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению. А также решают психологическую задачу – пусть у наших детей будет состояние эмоционального комфорта, ощущения радости детства. Отсюда и девиз моей работы в детском саду с детьми«Чувствовать, познавать, творить

Список используемой литературы:

1. Конышева, Н. М. Мастерим, размышляем, растем: Практические материалы к занятиям художественно-конструкторской деятельностью со старшими дошкольниками Текст. / Н. М. Конышева. — М. : Линка-Пресс, 2003. - 48 с.

2. Копцев, В. П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования Текст. / В. П. Копцев. — Ярославль: Академия развития, 2001. — 144 с.

3. Кравцова, Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника Текст. / Е. Е. Кравцова. - М. : Просвеш;ение, 1996. - 160 с.

4. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст Текст. / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. - М. : Педагогическое обш,ество России, 2005. — 80 с.

5. Пантелеев Г. Н. "Детский дизайн".ООО Карапуз-Дидактика",2006.- 192с.

6. Парамонова, Л. А. Детское творческое конструирование Текст. / Л. А. Парамонова. - М. : Карапуз, 1999. - 240 с.

7. Парамонова Л. А. "Творческое художественное конструирование". дошк. /в. 2005 №2. стр. 92-101


 

МДОБУ «Новоарбанский детский сад «Радуга»

МДОБУ «Новоарбанский детский сад «Радуга»

Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения

Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения

Дошкольный возраст – особый , уникальный по своей значимости период в развитии личности ребёнка

Дошкольный возраст – особый , уникальный по своей значимости период в развитии личности ребёнка

Для достижения цели и задач мною была разработана программа дополнительного образования детей «Юный дизайнер »

Для достижения цели и задач мною была разработана программа дополнительного образования детей «Юный дизайнер »

Цели и задачи, а также методы работы с детьми усложняются в зависимости от возрастной группы

Цели и задачи, а также методы работы с детьми усложняются в зависимости от возрастной группы

Дети могут последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами

Дети могут последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами

Текст . / Н. М. Конышева. — М. :

Текст . / Н. М. Конышева. — М. :
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2023