Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №153» общеразвивающего вида
(МБДОУ «Детский сад №153)
Консультация для педагогов
«О методиках ознакомления дошкольников с художественной литературой (методика художественного чтения и рассказывания детям, методика заучивания стихотворений, использование художественной литературы вне занятий)»
Разработала: О.В. Кулагина
Барнаул, 2021
Основные методы ознакомления с художественной литературой
1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста.
2. Рассказывание воспитателя.
Это относительно свободная передача текста - возможна перестановка слов, их замена.
3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
4. Заучивание наизусть. Это метод запоминания, многократное повторение текста за небольшой промежуток времени.
Методика проведения занятий
В структуре типичного занятия можно выделить две части.
• В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель - обеспечить детям правильное и яркое восприятие путём художественного слова.
• Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания.
Условия и последовательность проведения занятий.
• Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, чёткой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы.
• Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения.
• Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение),имя автора.
Приемы, используемые на занятиях.
Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница –комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой, вопрос к детям о значении слова и др.
• Выразительное чтение ,заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова.
• Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.
Методика использования иллюстраций.
• Основной принцип - показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия.
• Картинка - иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает воспитателю преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя.
• При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот - иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, отвлекая от содержания услышанного.
• Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес детей к данной книге.
Формы работы по
ознакомлению с художественной литературой
детей дошкольного возраста
• Чтение художественных произведений;
• Беседа после прочтения;
• Тематические выставки, посвященные творчеству писателей; ознакомление с биографиями писателей;
• Театрализация;
• Придумывание сказок, рассказов;
• Оформление книжных уголков;
• Создание «Книжкиной больницы»;
• Выставки рисунков и поделок;
• Создание книжек-самоделок;
• Оформление макетов по мотивам любимых сказок;
• Создание семейных библиотек;
• Посещение занятий в библиотеках;
• Вечера сказок, загадок;
• Литературные викторины.
•
Методика заучивания стихотворений
• Заучивание стихотворения – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.
• При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач: вызвать интерес к стихотворению и желание знать его, помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов, обеспечить запоминание, научить выразительно читать перед слушателями, воспитывать любовь к поэзии. Все эти задачи определяют построение занятий и выбор основных приемов для лучшего усвоения и заучивания
• При отборе стихотворений для заучивания учитывается их объем: 1—2 строфы для младших групп, несколько больше — для старших.
Структура занятия по заучиванию стихотворений.
• Вначале желательно подготовить детей к восприятию стихотворения: провести кратковременную вводную беседу. Воспитатель обращается к эмоциональной памяти детей, помогает припомнить образ (картины веселого праздника, золотую осень). Можно показать предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения.
• Затем педагог выразительно читает стихотворение и повторяет его.
• В
старших группах перед повторным чтением детей предупреждают о том ,что
стихотворение нужно будет заучить (такая установка повышает качество
запоминания), и проводят небольшую разъяснительную беседу о самом
стихотворении, о форме его чтения.
Стихотворение заучивается целиком (не по строкам или строфам),что обеспечивает
осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.
Интеграция с другими видами обучения.
Педагог может включить литературный материал в другие занятия, например, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром используя стихотворения, загадки; на занятиях по лепке и рисованию дети вместе с воспитателем, вспоминают героев, сюжет сказки, на тему которой они собираются лепить или рисовать.
Использование художественной литературы вне занятий
Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться занятиями. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Список произведений устного народного творчества и художественной литературы рекомендуется программой, а формы деятельности, в которую включается художественное слово, более разнообразны, чем занятия, и определяются творчеством педагога.
Воспитатель
использует потешки, песенки, небольшие стихи в связи с жизненными
обстоятельствами. Хорошо, если народные песенки, прибаутки, шутки звучат
постоянно, учат ребенка уму-разуму, забавляют, создают настроение. Воспитателю
надо знать много коротких стихотворений, пословиц, чтобы в любое подходящее
время он мог обратиться с ними к детям.
В более старшем возрасте систематически расширяется литературный багаж за счет
чтения программных и внепрограммных произведений русской и мировой литературы.
Дети среднего возраста проявляют интерес к сказкам о животных и волшебным. В
старших группах особый интерес представляет чтение книг в течение длительного
времени (чтение с продолжением), таких, как «Приключения Незнайки и его друзей»
Н. Носова, «Золотой ключик» А. Толстого и др. Часто дети сами просят педагога
почитать. Они любят слушать сказки, приносят любимые книги из дома. Такие
просьбы стоит поддерживать. Правда, с содержанием книги следует ознакомиться
заранее.
Советы для родителей
• При организации домашнего чтения педагогу следует дать советы родителям, какие произведения следует читать своим детям, для этого можно использовать информационные стенды, а также провести индивидуальные консультации.
• Часто родители нуждаются в помощи при выборе места и времени для чтения детям. В этом случае им можно посоветовать, гуляя с ребенком, возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, побеседовать с ним об уже прочитанной книге.
• В режиме дня нужно выделить 15-20 минут перед сном, чтобы почитать ребенку. Традиции семейного чтения пополняют и активизируют словарь, формируют фразовую речь и развивают эмоциональный мир ребенка.
Значение художественной литературы в формировании личности ребенка.
• Таким образом, все формы работы по знакомству детей с художественной литературой воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.
• В заключении следует отметить, что литература оказывает большое влияние на нравственное развитие дошкольника. Поэтому очень велика роль педагога в процессе организации детского чтения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.