Консультация для педагогов
ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В ДОО ПО ФОП
Педагогическая диагностика в ДОО — инструмент, который позволяет изучить умения, интересы, склонности и личностные особенности дошкольников, а также проанализировать способы, которые они используют для взаимодействия со взрослыми.
Цель диагностики — выявить динамику и особенности развития ребенка и на основе этих данных составить индивидуальный образовательный маршрут освоения образовательной программы. Кроме того, по результатам такой диагностики педагоги могут изменять рабочие программы, планы, содержание и организацию образовательного процесса.
Кто проводит педагогическую диагностику
Диагностику познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития проводят воспитатели дошкольных групп. Музыкальный руководитель, педагог по изодеятельности, инструктор по физкультуре также участвуют в этом процессе, оценивая развитие ребенка в соответствующих областях.
Чтобы выявить индивидуальные психологические особенности ребенка и определить причины затруднений в освоении программы, требуется психологическая диагностика. Ее может провести только квалифицированный специалист — педагог-психолог. Результаты такой диагностики используют, чтобы решить задачи психологического сопровождения ребенка и оказать ему коррекционно-развивающую и психологическую помощь.
Психологическая диагностика ребенка проводится только с согласия его родителей.
Когда проводится педагогическая диагностика в детском саду по ФОП
Периодичность проведения педагогической диагностики дошкольная организация определяет самостоятельно. Это указывается в ее образовательной программе.
Оптимально в начале освоения образовательной программы в каждой возрастной группе проводить стартовую диагностику, а по завершении — заключительную. Сравнивая их результаты, педагоги выявляют индивидуальную динамику развития ребенка.
Приступая к стартовой педагогической диагностике, стоит учитывать, что ребенку требуется время, чтобы адаптироваться в коллективе.
Как проводить педагогическую диагностику в ДОУ по ФОП
Педагогическая диагностика рассматривается как исходный, стартовый момент в подходе к решению многих вопросов. ФОП ДО рекомендует использовать малоформализованные методы, такие как наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, беседы с детьми и анализ специальных диагностических ситуаций. При необходимости педагог может применять специальные методики диагностики коммуникативного, физического, речевого, художественно-эстетического, познавательного развития.
Принципы педагогической диагностики
ФГОС ДО закладывает в программу дошкольного образования планируемые результаты ее освоения. Стандарт задает целевые ориентиры — социально-нормативные возрастные характеристики, которых ребенок может достигнуть на разных этапах вплоть до поступления в школу.
Планируемые результаты не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики.
Задача педагогической диагностики — изучить индивидуальное развитие детей не с целью дать оценку каждому ребенку, а чтобы определить эффективность педагогических действий и образовательного процесса в целом.
Педагогическая диагностика не происходит произвольно — проводить ее нужно с учетом следующих принципов:
1. Принцип целенаправленности и адресности диагностики.
2. Принцип обязательного учета результатов диагностики в деятельности ДОО.
3. Принцип соответствия диагностических процедур современным достижениям педагогической науки и практики.
4. Принцип системности и непрерывности.
Методы проведения педагогической диагностики
Метод наблюдения
Наблюдение — основной метод педагогической диагностики, он информативен и универсален. Педагог может изучить почти любой процесс или явление, не искажая естественное поведение детей и практически не используя дополнительных средств.
Применяя этот метод, педагог:
· изучает педагогические явления в динамике;
· непосредственно наблюдает поведение детей в конкретных условиях и реальном времени;
· оперативно получает информацию и связь с ребенком или группой;
· фиксирует факты: характер взаимодействия и стиль поведения детей, их движения, мимику, жесты.
Для обогащения полученных данных наблюдение лучше использовать вместе с другими методами сбора информации: опросами, диагностическими ситуациями, беседой.
Специальная диагностическая ситуация и как ее организовать
Диагностическая ситуация — это ситуация, возникшая естественным образом или осознанно созданная педагогом. Такой метод позволяет выявить характерные особенности и интересы детей. Подбирать диагностические ситуации необходимо в соответствии с целями и задачами исследования:
· ситуация выбора,
· игровая ситуация,
· проблемная ситуация,
· ситуации, возникающие в процессе проведения мероприятий: досуговых, спортивных, театрализованных и других.
В ситуациях выбора детям предлагается выбрать деятельность, ее содержание, игрушки, инструменты и материалы, партнера.
Примеры диагностических ситуаций выбора:
Выполнить легкое задание |
Выполнить сложное задание |
|
Выполнить легкое задание |
Выполнить сложное задание |
|
Поиграть |
Помочь убрать игрушки |
|
Поиграть |
Сделать открытку для заболевшего одногруппника |
|
Выбрать для аппликации на тему «Космическая станция» бумагу голубого цвета |
Выбрать бумагу белого цвета |
|
Результаты наблюдения и анализа диагностических ситуаций можно дополнить беседами, которые позволят выявить мотивы поступков детей, интересы к различным видам деятельности, уточнить знания и другое.
Анализ продуктов детской деятельности
Анализ продуктов детской деятельности педагог может проводить, изучая материалы портфолио ребенка: его рисунки, аппликации, постройки, поделки и другие творческие продукты.
На основе собранных данных педагог может оценить:
· динамику развития технических и композиционных умений, проявление творческих способностей;
· внутренний мир ребенка, его отношение к себе и окружающим;
· особенности мелкой моторики, мышления и другие аспекты развития.
Изучая работы ребенка, педагог может установить их характерные особенности, например техничность и оригинальность исполнения. А также составить представление о примерном соответствии умений возрастным характеристикам развития.
Как фиксировать полученные в результате диагностики данные
Информацию, полученную в ходе педагогической диагностики, можно фиксировать в картах развития дошкольников. Их педагоги могут разработать сами либо использовать готовые карты:
· карта нормативного развития (Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов);
· карта проявления самостоятельности (А.М. Щетинина);
· карта проявления активности (А.М. Щетинина, Н.А. Абрамова);
· карта проявлений инициативности (А.М. Щетинина) и др.
Карты развития, записи и протоколы — это рабочие материалы педагога, которые не подлежат проверке. Их форму и способ ведения выбирает ДОО, закрепляя локальными актами.
Как использовать результаты педагогической диагностики
ФОП ДО поясняет, что результаты педагогической диагностики можно использовать для решения двух образовательных задач: чтобы индивидуализировать образование и оптимизировать работу с группой.
Учитывая результаты диагностики, педагог может целенаправленно и осознанно проектировать образовательный процесс:
· выстраивать взаимодействие с детьми,
· организовывать развивающую предметно-пространственную среду в группе и ДОО,
· организовывать творческую деятельность дошкольников,
· составлять индивидуальные образовательные маршруты.
Кроме того, диагностика позволяет оценить эффективность педагогической деятельности и методической работы в детском саду, выявить сильные стороны и обозначить зоны роста.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.