Консультация для педагогов Дидактические игры на занятиях по ФЭМП как средство формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи
Оценка 4.7

Консультация для педагогов Дидактические игры на занятиях по ФЭМП как средство формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи

Оценка 4.7
docx
16.01.2023
Консультация для педагогов Дидактические игры на занятиях по ФЭМП                   как средство формирования связной речи                    у детей с общим недоразвитием речи
доклад Дид. игры.docx

 

                  Дидактические игры на занятиях по ФЭМП

                  как средство формирования связной речи

                   у детей с общим недоразвитием речи

                                                                                                             

                                                                                                             

                                                              Степанова Л. А.

                                   Воспитатель МБДОУ Детский сад №16 «Голосок».

 

Развитие связной речи становится все более актуальной проблемой в нашем

обществе. По средствам речи совершается развитие отвлеченного мышления, с

помощью слова мы выражаем свои мысли. В школе детей будут учить оперировать понятиями,   воспитывать   у   них   способность   делать   умозаключения.   Все   это становится доступно детям, главным образом по средствам речи, поэтому развитие связной речи является первейшим и важнейшим условием успешности обучения ребенка.

     Существует два типа связной речи: диалогическая и монологическая. Навыки

и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. Начинать учить монологу в школе поздно, предварительные навыки монологической речи надо развивать до школы. Тем ответственнее задача воспитателя детского сада, который обязан приложить усилия, чтобы найти целесообразный дидактический материал для обучения детей монологу на занятиях и в совместной деятельности.  Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребенка играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Но в процессе обучения ФЭМП дети не всегда понимают смысл выполняемых действий, почему нужно воспроизводить именно эти действия, при этом еще и оречевлять их. Дети начинают сомневаться в своих ответах, не произносят связных предложений, не

делают самостоятельных логических выводов.

    Поэтому   встала   проблема   –   определить   эффективные   методы,   приемы, которые позволили бы на начальном обучении ФЭМП, сделать работу детей интересной, полезной, которая способствовала бы формированию связной речи у детей с ОНР. Подобрать форму организации так, чтобы через близкие и знакомые действия   заинтересовать   ребенка,   сделать   процесс   обучения   доступным   и интересным.

   Необходимость использования дидактической игры, как средства обучения на

занятиях по ФЭМП, определяется рядом причин. Дидактическая игра:

-способствует развитию у детей психических процессов, в том числе и речи;

-побуждает детей к речевой деятельности, стимулирует речевую активность; -

дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным,

создать радостное, рабочее настроение;

-способствует лучшему усвоению программы

 

Цель работы: повысить эффективность использования дидактической игры на

занятиях по ФЭМП как средства формирования связной речи у детей с ОНР.

Задачи:

1.Определить уровень усвоения связной речи и программного материала по

ФЭМП у детей с ОНР.

2.Разработать перспективные планы по ФЭМП у детей с ОНР.

3. Пополнить предметно-развивающую среду разнообразными пособиями,

дидактическими   играми, способствующими созданию интереса,

мотивации к речевой деятельности.

4. Осуществлять взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

5. Использовать разнообразные формы работы с родителями.

 

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, в результате

освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется

готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности, поэтому так важно применять и проводить занятия в игровой форме, а в частности использовать дидактические игры.

Дидактическая   игра - это жизнь ребенка, он в ней самостоятельная,

свободная личность, развивающая свои возможности.

   Запорожец А.В., оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам

необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой

усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

  Ушинский К.Д. отмечал, что общение в форме игры может и должно быть

интересным, занимательным, а решающую роль в этом имеют дидактические

игры.

   Можно согласиться с Выгодским Л.С., который писал, что опора на игровую

деятельность, игровые формы и приемы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.

    Изучение работ Венгера Л.А.,Дьяченко О.М., а так же анализ педагогической

и   психологической   литературы, позволили сделать вывод   –использование дидактической игры в учебном   процессе   облегчает его, так как игровая деятельность привычна для ребенка. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.

   Дидактические   игры -это разновидность игр с правилами, специально

создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

 

 Дидактическая игра имеет определенную структуру:

1. Дидактическая задача.

2. Игровая деятельность.

3.Игровые действия.

4. Правила игры.

5. Результат (подведение итогов).

Дидактическая задача - определяется целью обучающего воспитательного

воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами отрабатываются навыки счета, знания

геометрических фигур и т.д.

   Игровая задача – осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые

действия,  становится  задачей  самого  ребенка. Самое  главное:  дидактическая

задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде

игрового замысла (задачи).

   Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем

интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и

игровые  задачи.   Это,  например,  могут  быть  ролевые   действия,   отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

   Правила   игры.

  Их   содержание   и   направленность   обусловлены   общими

задачами   формирования   личности   ребенка,   познавательным   содержанием,

игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные

требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В

дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог

управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают

действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи

учебного   предмета.   Соблюдение   правил   игры   положительно   влияет   на

самоорганизацию детей на занятии.

Подведение итогов (результат) - проводится сразу по окончанию игры. Это

может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание;  определение команды-победительницы  и  т.д. Необходимо  при  этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей. При   проведении   игр   необходимо   сохранить   все   структурные   элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки.

   Таким   образом,   в   дидактических   играх   происходит   не   только   усвоение

учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей: внимание, память, восприятие, мышление, связная речь.

  Наше учреждение призвано оказывать помощь детям с нарушениями речи.

Воздействие   каждого   специалиста   направлено   на   ребенка,   и   оно   не   может существовать само по себе, каждое воздействие должно органично вплетаться в целостный педагогический процесс.

   Успешное   преодоление   речевого   недоразвития   осуществляется   в   тесной

взаимосвязи в работе всего педагогического коллектива.

   На   ПМПК,   по   результатам   обследования,   обсуждаются   индивидуальные особенности ребенка, особенности его психического и речевого развития, в том числе и уровень развития связной речи.

   Основной   формой   коррекционного   обучения   являются   логопедические

занятия, которые проводятся логопедом с целью систематического развития всех компонентов речи. А воспитатель детского сада для детей с нарушениями речи реализует на занятиях помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, направленных на эффективное овладение речью. В связи с этим значительно возрастает   роль   контроля   со   стороны   воспитателя   за   теми   речевыми высказываниями детей, в процессе которых дети применяют полученные на логопедических занятиях навыки и умения. Возможности закрепления навыков, полученных детьми на занятиях с логопедом, можно расширить в различных заданиях   воспитателя.   Коррекционное   воздействие   в   процессе   работы   с подгруппой   детей   на   занятиях   по   ФЭМП,   осуществляется   с   помощью использования различных типов вопросов, специально подобранного счетного материала, который побуждает детей к сопровождению речью проводимых ими действий, повторения инструкций воспитателя, что в конечном итоге развивает связную речь.

   Поскольку развитие связной речи неразрывно связано с развитием мышления,

пришли к выводу, что развитие связной речи будет органично развиваться на

занятиях по ФЭМП. Устанавливая  причинно-следственные связи между

предметами и явлениями, выражая это во фразе, рассказе, развивается мышление.

   Работа с детьми дошкольного возраста с диагнозом ОНР была организована

следующим образом. На начало учебного года был обследован каждый ребенок, и выявлен уровень усвоения программы по ФЭМП и уровень развития связной речи. Установив эти особенности детей, в соответствии с основными задачами логопедической работы по формированию связной речи, определили систему работы:

- опора   на   взаимное влияние и постоянное взаимодействие речевых и познавательных процессов;

- плановая комплексная работа по одновременному совершенствованию

познавательных и речевых процессов.

Все дидактические игры делятся на пять групп:

1. Игры с геометрическими фигурами.

2. Игры на ориентировку в пространстве.

3. Игры путешествия по времени.

4. Игры с цифрами и числами.

5. Игры на логическое мышление.

Затем, были выделены в каждой группе игр познавательные и речевые умения,

которыми должны овладеть дети в процессе игры.

 

1 группа «Игры с геометрическими фигурами».

Познавательные и речевые умения: целенаправленно, зрительно и осязательно-

двигательным способом обследовать геометрические фигуры, предметы, с целью определения   формы.   Попарно   сравнивать   геометрические   фигуры   с   целью выделения структурных элементов: углов, сторон, их количества. Самостоятельно  находить   и   применять   способ   определения   формы,   размера   предметов, геометрических   фигур.   Самостоятельно   называть   свойства   предметов, геометрических фигур, выражать в речи способ определения таких свойств, как форма, размер; группировать их по признакам. Использую дидактические игры различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Например: «Найди, такой же узор», «Сложи квадрат», «Каждую фигуру на

свое место», «Геометрическая мозаика», «Кто больше назовет?».

2 группа «Игры на ориентировку в пространстве».

Речевые умения: выражать в речи расположение предметов в пространстве,

определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Использую дидактические игры: «Что изменилось?», «Найди такую же картинку», «Куда   пойдешь,   что   найдешь?».   «Скажи,   куда   мы  положили?»,   «Парные карточки», «Отведи товарища», «Продолжай».

3 группа «Игры путешествия во времени».

Познавательные и речевые умения: временные – в последовательности частей

и суток, настоящем, прошедшем и будущем времени, сегодня, вчера, завтра.

«Назови соседей», «Найди пару», «Чья неделька скорее соберется?», «Так у нас, а у вас?», «Было, будет», «Дни недели».

4 группа «Игры с цифрами и числами».

Речевые умения: отражать в речи способ практического действия. Отвечать на

вопросы: «Как ты узнал, сколько всего?», «Что ты узнаешь, если сосчитаешь?».

Играя в такие дидактические игры как, «Какой цифры не стало?», «Сколько?»,

«Путаница»,   «Исправь   ошибку»,   «Убираем   цифры»,   «Назови   соседей»,   дети учились свободно оперировать числами, сравнивать по признакам, по количеству и сопровождать речью свои действия.

5 группа «Игры на развитие  логического  мышления».

   Познавательные   и   речевые   умения:   зрительно  воспринимать   и   понимать последовательность развития, выполнения действия. Отражать в речи порядок выполнения действий: сначала, потом, раньше, позже, если ...., то.

   Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на

развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на

воображение   и   способствуют   развитию   нестандартного   мышления   («Найди нестандартную фигуру», «чем отличаются», «Мельница»). Они направлены на развитие мышление при выполнении действий.

    Первоначально проводились с детьми игры, в процессе которых, общение

детей друг с другом и воспитателем организовывалось, как правило, на уровне

несложного   диалога.   При   этом   дети   учились   правильно   воспринимать

обращенную   к   ним   речь   воспитателя,   отвечать   на   его   вопросы.   Важно

использовать различные типы вопросов, побуждающих детей к сопровождению

речью   производимых   ими   действий («Найди ошибку», «Какая фигура

следующая?», «Какая фигура здесь лишняя и почему?», «Найди, чем отличается»). Учили детей доказывать правильность решения, опровергать неправильные ответы, рассуждать. Постепенно усложняли логические задачи. От нахождения ошибки,   закономерности   в   3-4   чередующихся   фигурах,   к   увеличению   их количества и изменению характеристики.

 Использовали систему вопросов для анализа   задач:   «Какую   фигуру   нужно   нарисовать   следующей   и почему?»,

«Рассмотри и назови изображения на таблице», «Чем отличаются предметы, что в них   одинакового?».   Для   закрепления   представлений   о   времени   суток,

использовались   следующие   игры:   «Когда   это   бывает?»,   «Наш   день». 

 Детям раздаются карточки, на которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определенному времени суток. После чего называется определенное время суток (вечер). Дети, у которых есть соответствующее изображение, должны поднять карточки и рассказать, почему они считают, что это вечер. Дети очень любят игру «Что изменилось?», которую можно проводить за столом. Водящий ребенок должен сказать, кто сидит впереди него, кто слева, кто справа. Затем он закрывает глаза, а дети меняются местами, водящий определяет, что изменилось.

Выяснив,   что   затрудняет   ребенка,   помогали   ему,   используя

«подсказывающие»   вопросы   «Что   надо   сделать   сначала,   а   что   потом?».   С помощью этих вопросов дети учились правильно составлять  сложноподчиненные предложения   с   союзом   «а».   Добиваясь   от   детей   сопровождению   речью производимых ими действий во время игры, подходили к каждому и просили, чтобы они шепотом проговаривали свои действия.

   Данная система работы дала свои положительные результаты. Часто дети

отражают   в   речи   способ   практического   действия   во   время   игры, способ определения свойств, порядок выполнения действий.

.   Формы работы с родителями.

Успех образовательного процесса без взаимодействия с родителями был бы не

полным. В данном направлении были выбраны следующие формы работы:

1.В   родительский   уголок   предоставляется   ежедневно   информация   для

родителей «Наша жизнь сегодня».  Цель ее  в том, чтобы дать родителям

полную информацию об интересных событиях и занятиях, которыми была

наполнена жизнь детей в течение сегодняшнего дня. Это нужно, прежде всего, для того, чтобы они могли:

   поговорить с ребенком;

   сохранить чувство сопричастности к жизни ребенка;

   при желании продолжить работу над той или иной темой в семье.

2.Родителям предлагалась «Домашняя игротека»- в родительский уголок

выкладывались описания дидактических игр, с объяснением цели и хода

игры, необходимого игрового материала, например:

«Составим узор»;

«Найди предметы»;

«Логическое домино»;

«Где звонит колокольчик»;

«Наоборот».

3.  По   результатам   диагностического   обследования      проводились

индивидуальные беседы с родителями, с целью оказания дополнительной

помощи, в устранении затруднений при усвоении программного материала. Для этого предлагались задания в игровой форме с подробной

инструкцией речевого сопровождения.

4. Индивидуальные консультации-одна из эффективных форм работы с

родителями,   так   как   родители,   обратившись   с  каким-либо   вопросом,

проблемой, получают квалифицированный, полный ответ. Родители на

индивидуальных консультациях более открыты и доверительны. Между

родителями и воспитателем устанавливается тесная взаимосвязь. Родители

очень серьезно относятся к рекомендациям, предложениям воспитателя,

что повышает эффективность педагогического процесса.

Вывод.

  Считаем, что представленная система работы является эффективной,

так как способствует усвоению программы по ФЭМП и развитию связной речи.

   Если в начале работы дети редко отвечали на вопросы, сомневались в своих

ответах, не произносили связных предложений, не делали самостоятельных выводов (для того, чтобы ребенок сделал речевой вывод, ему нужно было задать дополнительный вопрос), то в настоящее время дети стали более уверенны. При ответах они используют простые, распространенные, сложноподчиненные предложения с союзом «потому что»; сложносочиненные предложения с союзом «а»; в их речи появились слова-антонимы, наречия, используется математическая терминология. Дети отражают в речи порядок выполнения действий: сначала, потом; способ практического действия, делают выводы, доказывают правильность решения, опровергают не правильные ответы.

  Таким образом, все выше перечисленное и анализ результатов диагностики,

позволяет сделать вывод, что данная система работы, применяемая на занятиях по ФЭМП, эффективное средство формирования связной речи у детей с ОНР


 

Дидактические игры на занятиях по

Дидактические игры на занятиях по

ФЭМП как средства формирования связной речи у детей с

ФЭМП как средства формирования связной речи у детей с

Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность

Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность

Успешное преодоление речевого недоразвития осуществляется в тесной взаимосвязи в работе всего педагогического коллектива

Успешное преодоление речевого недоразвития осуществляется в тесной взаимосвязи в работе всего педагогического коллектива

Познавательные и речевые умения: целенаправленно, зрительно и осязательно- двигательным способом обследовать геометрические фигуры, предметы, с целью определения формы

Познавательные и речевые умения: целенаправленно, зрительно и осязательно- двигательным способом обследовать геометрические фигуры, предметы, с целью определения формы

Какая фигура здесь лишняя и почему?», «Найди, чем отличается»)

Какая фигура здесь лишняя и почему?», «Найди, чем отличается»)

По результатам диагностического обследования проводились индивидуальные беседы с родителями, с целью оказания дополнительной помощи, в устранении затруднений при усвоении программного материала

По результатам диагностического обследования проводились индивидуальные беседы с родителями, с целью оказания дополнительной помощи, в устранении затруднений при усвоении программного материала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2023