Консультация для педагогов "Формирование функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста при помощи шестиугольного обучения"
Оценка 5

Консультация для педагогов "Формирование функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста при помощи шестиугольного обучения"

Оценка 5
docx
19.02.2023
Консультация для педагогов "Формирование функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста при помощи шестиугольного обучения"
конс для педагогов по шестиугольному обучению.docx

Шестиугольное обучение как один из методов формирования функциональной грамотности дошкольника.

Использование шестиугольного (гексагонального) обучения является эффективным способом формирования у детей дошкольного возраста познавательного интереса, навыков классифицировать информацию, доказывать взаимосвязи и зависимости, создавать единую смысловую картину явлений и процессов, а главное – визуализировать ее. Шестиугольное обучение позволяет формировать у ребенка не только предметные, но и надпредметные (познавательную, информационную, коммуникативную) компетенции.

Актуальность такого обучения для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Шестиугольное обучение помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Чтобы шестиугольники выступали, как наглядно-практическое средство познания, выполняя свою функцию, они должны соответствовать ряду требований:

• чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены ребенком.

• быть простыми для восприятия и доступными для воспроизведения и действий с ними.

• соответствовать уровню развития детей.

Шестиугольники бывают разных видов:

1. обучающие - содержат познавательный материал.

2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

3.воспитывающие – содержат информацию, позволяющую развивать нравственные качества ребенка

В основе шестиугольного обучения лежит использование шестиугольных карточек (гексов). Каждый из шестиугольников – это определенные знания, отдельная смысловая единица (понятие, событие, явление) в виде изображения. Они вырезаются из бумаги или пластика и могут размещаться на любой плоской поверхности (стол, пол, доска). Шестиугольники соединяются гранями друг с другом благодаря определенным логическим связям, которые ребенку необходимо установить, соединив карточки. Соединенные вместе шестиугольники создают единую смысловую картину, визуализированный образ определенного материала.

Шестиугольное обучение используются:

-при пересказе знакомых сказок и художественных произведений;

-при обучении составлению рассказов;

-с помощью гексов можно познакомить детей с сезонными явлениями природы, животным миром, миром растений и т.д.;

-гексы помогают детям самостоятельно определить основные свойства рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков;

-при изучении и закреплении состава числа;

-на гексах может быть изображена любая тема.

Начиная работу по шестиугольному обучению, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:

1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.

2. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.

3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.

5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира.

6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять гексы и объединять их в заданной последовательности.

7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.

Рассмотрим несколько вариантов использования метода шестиугольного обучения на занятиях, в индивидуальной и самостоятельной деятельности.

1.Детям даются шестиугольники, на которых изображены явления, предметы или свойства по определенной теме. Задача ребенка – собрать пазл и объяснить связи между ними.

Например, при изучении/закреплении геометрических фигур предлагается выбрать предметы определенной формы

При изучении/закреплении животных разных климатических зон, раздаются шестиугольники  с изображением животных. Задача обучаемых – выбрать нужных животных, объяснить свой выбор и рассказать о среде обитания данных животных

и т.д.

    

При изучении/закреплении профессий на шестиугольниках могут быть изображены предметы или инструменты, которые необходимы для данного специалиста. Ребенок выбирает нужные гексы, складывает пазл и объясняет свой выбор

При изучении/закреплении времен года и их признаков

 

2. Шестиугольники могут быть с ошибками. Дети должны проанализировать информацию, исправить ошибки в шестиугольнике либо вообще исключить его, соединить шестиугольники в пазл, устанавливая связи между ними.

3. На шестиугольниках могут быть изображены противоположные категории – дети объединяют данный материал в определенную категорию или по определенному признаку. Например, «Вредные и полезные продукты», «Зимующие и перелетные птицы», «Положительные и отрицательные эмоции», «Живая и неживая природа» и т.д. Дети классифицируют информацию и соединяют шестиугольники по признакам, устанавливая и объясняя связи между категориями.

  

      

  

4. На шестиугольниках могут быть изображены фрагменты сказок. Ребенок соединяют шестиугольники-картинки в коллаж и составляют по нему рассказ.

  

5. На шестиугольники можно поместить игры по финансовой грамотности, игры по математическому развитию. Ребенок в игровой форме изучает такие понятия, как бюджет, расход, доход. Закрепляет умение складывать и вычитать, определять больше – меньше, закреплять состав числа и т.д.

    

6. При помощи такого обучения можно упражняться по обучению грамоте, например, такие упражнения, как составь слово или определи первый звук, найди слова на заданный звук и т.д.

      

7.Использовать такое обучение могут и другие специалисты. Например, музыкальный руководитель – для изучения/закрепления музыкальных инструментов; учитель – логопед – для дифференциации звуков; педагог – психолог – для выражения эмоций и т.д.

8.

 

 

На начальном этапе работы даются готовые гексы, а в дальнейшем темы коллективно обсуждаются, разбираются различные версии и ребенок самостоятельно изображает усвоенный материал. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность.

Для изготовления гексов не требуются особые способности: любой педагог в состоянии изготовить их сам, а в дальнейшем привлечь детей (рисуют гексы на заданную тему).

Использование шестиугольного обучения открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.

Занятия с использованием шестиугольного обучения всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.

Желаем ВАМ успеха!


 

Шестиугольное обучение как один из методов формирования функциональной грамотности дошкольника

Шестиугольное обучение как один из методов формирования функциональной грамотности дошкольника

В основе шестиугольного обучения лежит использование шестиугольных карточек (гексов)

В основе шестиугольного обучения лежит использование шестиугольных карточек (гексов)

Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира

Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира

При изучении/закреплении животных разных климатических зон, раздаются шестиугольники с изображением животных

При изучении/закреплении животных разных климатических зон, раздаются шестиугольники с изображением животных

При изучении/закреплении времен года и их признаков 2

При изучении/закреплении времен года и их признаков 2

На шестиугольниках могут быть изображены фрагменты сказок

На шестиугольниках могут быть изображены фрагменты сказок

На шестиугольники можно поместить игры по финансовой грамотности, игры по математическому развитию

На шестиугольники можно поместить игры по финансовой грамотности, игры по математическому развитию

На начальном этапе работы даются готовые гексы, а в дальнейшем темы коллективно обсуждаются, разбираются различные версии и ребенок самостоятельно изображает усвоенный материал

На начальном этапе работы даются готовые гексы, а в дальнейшем темы коллективно обсуждаются, разбираются различные версии и ребенок самостоятельно изображает усвоенный материал
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2023