Шестиугольное обучение как один из методов формирования функциональной грамотности дошкольника.
Использование шестиугольного (гексагонального) обучения является эффективным способом формирования у детей дошкольного возраста познавательного интереса, навыков классифицировать информацию, доказывать взаимосвязи и зависимости, создавать единую смысловую картину явлений и процессов, а главное – визуализировать ее. Шестиугольное обучение позволяет формировать у ребенка не только предметные, но и надпредметные (познавательную, информационную, коммуникативную) компетенции.
Актуальность такого обучения для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.
Шестиугольное обучение помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Чтобы шестиугольники выступали, как наглядно-практическое средство познания, выполняя свою функцию, они должны соответствовать ряду требований:
• чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены ребенком.
• быть простыми для восприятия и доступными для воспроизведения и действий с ними.
• соответствовать уровню развития детей.
Шестиугольники бывают разных видов:
1. обучающие - содержат познавательный материал.
2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.
3.воспитывающие – содержат информацию, позволяющую развивать нравственные качества ребенка
В основе шестиугольного обучения лежит использование шестиугольных карточек (гексов). Каждый из шестиугольников – это определенные знания, отдельная смысловая единица (понятие, событие, явление) в виде изображения. Они вырезаются из бумаги или пластика и могут размещаться на любой плоской поверхности (стол, пол, доска). Шестиугольники соединяются гранями друг с другом благодаря определенным логическим связям, которые ребенку необходимо установить, соединив карточки. Соединенные вместе шестиугольники создают единую смысловую картину, визуализированный образ определенного материала.
Шестиугольное обучение используются:
-при пересказе знакомых сказок и художественных произведений;
-при обучении составлению рассказов;
-с помощью гексов можно познакомить детей с сезонными явлениями природы, животным миром, миром растений и т.д.;
-гексы помогают детям самостоятельно определить основные свойства рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков;
-при изучении и закреплении состава числа;
-на гексах может быть изображена любая тема.
Начиная работу по шестиугольному обучению, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:
1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
2. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира.
6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять гексы и объединять их в заданной последовательности.
7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.
Рассмотрим несколько вариантов использования метода шестиугольного обучения на занятиях, в индивидуальной и самостоятельной деятельности.
1.Детям даются шестиугольники, на которых изображены явления, предметы или свойства по определенной теме. Задача ребенка – собрать пазл и объяснить связи между ними.
Например, при изучении/закреплении геометрических фигур предлагается выбрать предметы определенной формы
При изучении/закреплении животных разных климатических зон, раздаются шестиугольники с изображением животных. Задача обучаемых – выбрать нужных животных, объяснить свой выбор и рассказать о среде обитания данных животных
и т.д.
При изучении/закреплении профессий на шестиугольниках могут быть изображены предметы или инструменты, которые необходимы для данного специалиста. Ребенок выбирает нужные гексы, складывает пазл и объясняет свой выбор
При изучении/закреплении времен года и их признаков
2. Шестиугольники могут быть с ошибками. Дети должны проанализировать информацию, исправить ошибки в шестиугольнике либо вообще исключить его, соединить шестиугольники в пазл, устанавливая связи между ними.
3. На шестиугольниках могут быть изображены противоположные категории – дети объединяют данный материал в определенную категорию или по определенному признаку. Например, «Вредные и полезные продукты», «Зимующие и перелетные птицы», «Положительные и отрицательные эмоции», «Живая и неживая природа» и т.д. Дети классифицируют информацию и соединяют шестиугольники по признакам, устанавливая и объясняя связи между категориями.
4. На шестиугольниках могут быть изображены фрагменты сказок. Ребенок соединяют шестиугольники-картинки в коллаж и составляют по нему рассказ.
5. На шестиугольники можно поместить игры по финансовой грамотности, игры по математическому развитию. Ребенок в игровой форме изучает такие понятия, как бюджет, расход, доход. Закрепляет умение складывать и вычитать, определять больше – меньше, закреплять состав числа и т.д.
6. При помощи такого обучения можно упражняться по обучению грамоте, например, такие упражнения, как составь слово или определи первый звук, найди слова на заданный звук и т.д.
7.Использовать такое обучение могут и другие специалисты. Например, музыкальный руководитель – для изучения/закрепления музыкальных инструментов; учитель – логопед – для дифференциации звуков; педагог – психолог – для выражения эмоций и т.д.
8.
На начальном этапе работы даются готовые гексы, а в дальнейшем темы коллективно обсуждаются, разбираются различные версии и ребенок самостоятельно изображает усвоенный материал. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность.
Для изготовления гексов не требуются особые способности: любой педагог в состоянии изготовить их сам, а в дальнейшем привлечь детей (рисуют гексы на заданную тему).
Использование шестиугольного обучения открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.
Занятия с использованием шестиугольного обучения всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.
Желаем ВАМ успеха!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.