Образовательная область «Речевое развитие»
владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи;
развитие фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
Практические методы
Наиболее эффективными являются практические методы.
Они направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.
Благодаря использованию игр и упражнений, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей форме.
Играем и развиваем речь
Формирование грамматически правильной речи
Словесные методы
Возможность обогащать словарь детей дает повседневное общение воспитателя и детей.
-Речевой образец (имитационный метод, обучение по образцу)
Приемы: обучение произношению, интонациям (повторное проговаривание); составление предложений по образцу; выразительное чтение наизусть; составление текстов разного типа; пересказ литературных произведений. Объяснение, указания, оценка речи.
Составление текстов разного типа основывается на 5 вопросах:
Жил-был объект
Какой?
Что делал?
С кем общался?
Вывод
-Проблемный метод
Приемы: Вопросы, творческие задания, упражнения, дидактические игры и др.
-Коммуникативный метод
Приемы: беседы, создание речевых ситуаций, ролевые игры, экскурсии, совместный труд и другие виды деятельности, побуждающие высказываться.
Воспитание любви и интереса к художественному слову, знакомство детей с художественной литературой. Приобщение детей к художественной литературе, знакомство со стихами, использование фольклора, народных игр, игровых приговоров, песенок в совместной деятельность- одно из направлений речевого развития. Художественная литература является источником и средством развития всех сторон речи
Формирование коммуникативной компетенцииРебенок должен быть достаточно активен в общении. Уметь слушать и понимать. Легко входить в контакт с детьми и взрослыми. Ясно и последовательно выражать свои мысли. Строить общение с учетом ситуации. Пользоваться формами речевого этикета
Развитие связной речи
Связная речь- особая и сложная форма коммуникативной деятельности.
С целью развития связной речи дошкольников используются наглядные (наблюдения во время прогулок, экскурсий, рассматривание объектов, картин, фотографий) и словесные (заучивание наизусть, пересказ, беседа, составление рассказов) методы.
Приемы развития связной речи:
Наглядные – организация наблюдений; демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета, схемы; просмотр видиофильмов и т.д.
Игровые- сюжетно- ролевые, театрализованные игры; игры- драматизации, инсценировки, имитационные игры; конструирование; другие виды игр с речевым содержанием.
Словесные- речевой образец, повтор, вопрос, поручение.
Косвенные- подсказка, совет, исправление,
реплика, замечание.
Инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников
Широкое применение здоровьесберегающих технологий (использование Су Джок, пескотерапия, психогимнастика), технологии ТРИЗ, использование методов моделирования при составлении рассказов, ИКТ в речевом развитии.
Интерактивные методы обучения:
- Игровые ситуации с использованием приемов наглядного моделирования, игры- занятия с использованием компьютерных презентаций;
-Задания занимательного и творческого характера;
-Словесное коментирование, совместная импровизация;
- Использование современных средств обучения: интерактивные доски, компьютерной техники, мультимидийных проигрователей, соответствующего программного обеспечения
Используемые методы и приемы позволяют разнообразить деятельность детей, стимулировать проявления активности, сообразительности, создают положительный эмоциональный настрой.
Спасибо за внимание!
Все методы и приемы речевого развития используются комплексно в зависимости от задач, подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Различные формы работы в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей будут успешны, если:
- дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу,
- обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.