Консультация для педагогов и родителей «Оздоровление дошкольников через арт - терапию»
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Консультация для педагогов и родителей «Оздоровление дошкольников через арт - терапию»

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
Работа с родителями
docx
воспитательная работа +1
Все классы
13.01.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Оздоровление дошкольников через арт - терапию.docx

                                                                 Т. А. Маренина                          

                                              воспитатель первой категории                   

                                              МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

                                                                           ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                                              ДЕТСКИЙ САД № 132  ГОРОДА ТЮМЕНИ   

                       Консультация для педагогов и родителей

           «Оздоровление дошкольников через арт - терапию»

«Арт - терапия - лечение через творчество - забота о человеке, психологическая помощь и поддержка. Она вызывает симпатию и уважение, превращая искусство в средство для оздоровления детей.          Арт-терапия легко и весело манифестирует глубоко гуманное положение: человек важнее, чем искусство!»  

                                                    Юрий Красный, педагог, художник, поэт.                                              

Арт - терапия - это метод психокоррекции, основанный на раскрытии творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления, а также - «забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности».     

                                                  Наталья Ткаченко, психолог, арт-терапевт.

Не секрет, что именно дошкольное детство - один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир.    А в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания.                  Наша задача, специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима.              Работа над этими проблемами поспособствовала мне поиску новых технологий в работе с детьми. И наиболее приемлемой, на мой взгляд, является арт-терапия. Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками. Позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия - прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

Именно «арт-терапия» позволяет  добиться  положительного развивающего эффекта в работе с детьми.

Разновидности  арт-терапии для детей это:

Ø изотерапия ( лечебное воздействие средствами искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.)

Ø сказкотерапия (лечебное воздействие чтением, театрализацией);

Ø игровая терапия (лечебное воздействие через сильное влияние на развитие личности ребенка и способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация;

Ø песочная терапия  (лечебное воздействие в том, что ребёнок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками);

Ø музыкотерапия (лечебное воздействие через восприятие музыки);

Ø фототерапия ( лечебное воздействие через создание фотографических образов, дополняя  их  разного видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений.

В этой технологии в условиях, обеспечивающих поддержку человеку, с целью стимулирования его личностного роста, развития и исцеления, используются разнообразные формы творческого (художественного) самовыражения, с применением:

·        движения (танец, игра, физические упражнения)

·        рисования (рисунок карандашами, мелками, фломастерами)

·        живописи (рисование красками)

·        скульптуры (лепка из глины, соленого теста и пр.)

·        музыки (прослушивание, исполнение специально подобранных музыкальных   композиций)

·        вокализации (пение специально подобранных музыкальных произведений)

·        импровизации (например, игры на музыкальных инструментах, пение, танец и пр.)

 

 

Используя формы и методы арт - терапии необходимо соблюдать следующие условия:

1. Должно быть творчество, которое несло бы для ребенка радость.

2. Не должно быть принуждаю.

3. У взрослого должно быть хорошее настроение, когда предлагает вместе порисовать, лепить, почитать.

4. Уметь вовремя закончить работу, если видите, что ребенку надоело.

5. Стараться поддерживать любое, даже самое слабое стремление к творчеству ребенка и если оно возникло, обставляйте его как очень важное и радостное дело.

6. Надо стремиться к тому, чтобы инициатива творчества исходила от самого ребенка.

7. Не только сами радуйтесь произведению ребенка, но расскажите о творческой удаче родителям, вывесите удачные работы на видном месте.

Особенность  арт - терапии имеет важность творческого акта, где  спонтанное рисование и лепка являются разновидностью деятельности воображения, а не проявлением художественного таланта. Для терапии искусством важен сам процесс и те особенности, которые конечный продукт творчества помогают обнаружить в психической жизни творца. Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно включает в себя элементы того и другого, позволяя создать некий образ, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств.

Метод арт-терапии не знает ограничений в возрасте, очень эффективен при работе с детьми.  Может использоваться как профессиональными психологами и педагогами, так и родителями.

Изобразительная деятельность очень важная сфера в жизни ребенка, так как к него развивается тонкая моторика, глазомер, координация движений, активно работает межполушарное взаимодействие  мозга.

 

 

 

Факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии:

ü фактор художественной экспрессии: через художественный образ, цвет, форму, линию человек может выразить свои чувства, потребности и мысли.

ü фактор интерпретаций и вербальной обратной связи –  во время беседы и обсуждения продукта творчества происходит трансформация, перевод материала (процесса и результата творчества) с эмоционального уровня на уровень понимания.

Преимущества метода арт-терапии в том, что:

ü предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере: рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;

ü ускоряет прогресс в терапии: подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов;

ü  дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии;

ü позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми (утраты, смерть, перенесённые травмы и насилие, страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения);

ü помогает укрепить взаимоотношения между участниками;

ü  способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка;

ü  развивает и усиливает внимание к чувствам;

ü усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает  художественную компетентность.

Важное значение в арт-терапии - для развития личности имеет удовлетворение, возникающее  в результате выявления и развития скрытых умений и способностей.

Таким образом использование средств арт - терапии дает возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной, художественно - эстетической и т.д.).                       Как показывает наш опыт работы, использование арт-терапии с детьми повышает мотивацию, способно значительно оптимизировать развитие ребенка. Наблюдения показали, что совместная деятельность, дает больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект.

                                     

Литература

1. Н.В. Дубровская «Рисунки, спрятанные в пальчиках» - Санкт-Петербург 2003г.

2. И.А. Лыкова « Изобразительная деятельность в ДОУ младший возраст – Москва 2007г.

3. К.К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» - Москва 2005г

4. Копытин А.И., Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. М: Когото - центр. 2012г.

5. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПБ: Речь.2006г.

6. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2008. – 160с.

7. Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М: Генезис.2006г.

 

скачать по прямой ссылке