Консультация для педагогов "Логоритмические комплексы в работе с детьми раннего возраста
Оценка 4.9

Консультация для педагогов "Логоритмические комплексы в работе с детьми раннего возраста

Оценка 4.9
docx
25.07.2024
Консультация для педагогов "Логоритмические комплексы в работе с детьми раннего возраста
Консультация для педагогов.docx

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад №9 «Алёнушка» города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

 

Консультация для педагогов:

«Логоритмические комплексы в работе

с детьми раннего возраста».

 

 

 

                                             Подготовила :воспитатель

                                                                       второй группы раннего возраста №3

                                                                        Басариева Гузель Раиловна

                                                     

                                                    

 

 

 

 

Бирск – 2024г.

С каждым годом растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т. д. Поэтому необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи.     

Эффективным методом, который целенаправленно  стимулирует двигательную и речевую активность является логоритмика, объединяющая в себе традиционные приемы работы с детьми раннего возраста.

Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Три кита, на которых стоит логопедическая ритмика,- это движение, музыка и речь.

Логоритмические упражнения включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста. Благодаря логоритмическим занятиям укрепляется здоровье ребенка: в результате в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Развиваются   моторные и  сенсорные функции, чувство равновесия, осанка, походка, грация движений.

 Цель логоритмических занятий - преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.  Логоритмику можно использовать как самостоятельный метод логопедической работы или как часть занятия.  На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. Следует уделять внимание логоритмике ежедневно, начиная с 10 минут. Каждый день время незначительно увеличивается.

 

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми:

1 направление - предусматривает развитие неречевых процессов:

 - совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса;

 - развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.

2 направление– развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя:

развитие дыхания, голоса

- выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности;

 - развитие артикуляционной и мимической моторики; -координацию речи с движением;

- воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с ритмической основой

- под музыку,

 - под счет,

 - словесное и стихотворное сопровождение.

 При проведении логоритмических игр и упражнений включаются различные виды деятельности:

 - пальчиковые игры или массаж пальцев;

 - упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

- стихотворения, сопровождаемые движениями;

- упражнения, регулирующие мышечный тонус;

- речевые упражнения без музыкального сопровождения;

- чистоговорки; - речевые и музыкальные игры;

 - различные виды ходьбы и бега под музыку;

 - ритмические  упражнения, пение;

- подвижные игры, драматизации;

- мимические упражнения;

 - упражнения на релаксацию под музыку.

Логоритмические игры и упражнения в режимных моментах: 

1. Утренняя гимнастика с речевыми звукоподражаниями.

 2. Проговаривание потешек,  приговорок,  чистоговорок во время режимных процессов - умывания, одевания на прогулку, подготовки к НОД.        

     3. Динамические паузы между НОД.

4. Физкультурные сюжетные формы НОД с использованием речевого материала.

5. Логоритмические физкультминутки во время образовательного процесса.

6. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.

7. Подвижные игры с речетативом и движениями.

 8. Логоритмические досуги.

Одно из необходимых условий для получения хороших результатов - взаимодействие педагогов и родителей.  Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы можно предложить родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы. Очень важна логопедическая ритмика для детей, имеющих проблемы становления речевой функции (алалия, задержка речевого развития, нарушение звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства), так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д.

Под влиянием регулярного включения логоритмических игр и упражнений у детей происходит положительная перестройка речедвигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности. У детей значительно улучшается произношение звуков, речь становится более четкой и выразительной. Дети начинают проявлять стойкий интерес и потребность к музыкально-двигательным занятиям, осваивают и необходимый объем движений танцев; у них формируются основы культуры движения, правильная осанка; они начинают понимать ориентировку на себе (правая -левая рука, нога) и от себя (направо, налево, вперед, назад); появляются такие личностные качества, как уверенность, активность, целеустремленность, желание показать свои достижения. Изменяется и  протекание психических процессов: отмечается сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и проявление творческого воображения.

Таким образом, логоритмические занятия способствуют решению основной задачи развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию всех видов движений, развитию памяти, внимания, мышления. А использование элементов логоритмики на коррекционных занятиях посредством музыкально-эмоционального, двигательного и речевого воздействия способствуют преодолению речевой патологии и в конечном итоге социальной реабилитации детей.

Примеры логоритмических упражнений для дошкольников

Дыхательно – артикуляционный тренинг

 «Ветер, ветер...» Дидактические задачи: развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха. Методика проведения. Дети имитируют дуновения ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы. У Весны ветер ласковый и нежный, теплый - ф-ф-ф-ф. У Лета - жаркий, согревающий - х-х-х. У Осени - прохладный - с-с-с. У Зимы - холодный, студеный - в-в-в-в. Вдох производится носом, выдох ртом - без напряжения. Для создания образа теплого ветра, дети широко открывают рот и дуют на ладошку (от кисти до кончиков пальцев). Холодный ветер изображается долгим выдохом, через вытянутые губы. Ветер общается с нами: его можно ощутить, услышать, увидеть.

«Поющий мяч» Дидактические задачи: воспитание плавного, длительного речевого выдоха с помощью заданных педагогом гласных звуков определенной высоты, развитие координации звука и голоса. Игровой материал: мяч. Методика проведения. Дети сидят по кругу на полу. В руках у педагога мяч. Показывая артикуляцией губ определенную гласную, он направляет мяч к одному из детей, сидящих в кругу. Пока мяч катится, необходимо пропевать звук. Ребенок, получивший мяч, прокатывает его следующему участнику, озвучивая весь путь. Музыкальный руководитель дает интонационную опору для исполнителя.

 Игровой массаж и пальчиковая гимнастика

 «У жирафов» (музыка Е.Железновой)

У жирафов пятна, пятна, пятна,

пятнышки везде. (2 раза)

Хлопаем по всему телу ладонями.

На лбу, на ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, коленях и

носках.

Обоими указательными пальцами

дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

У слонов есть складки, складки,

складки, складочки везде. (2 раза)

Щиплем себя.

На лбу, на ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

Обоими указательными пальцами

дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

У котяток шерстка, шерстка,

шерстка, шерсточка везде. (2 раза)

Поглаживаем себя.

На лбу, на ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

Обоими указательными пальцами

дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

А у зебры есть полоски, есть

полосочки везде. (2 раза)

Проводим ребрами ладоней по телу.

На лбу, на ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

Обоими указательными пальцами

дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

                                                         

                Ёжик (Е. Железнова)


(1) Катится колючий ёжик, 

Нет ни головы, ни ножек,

Мне по пальчикам (по ножка вниз по спинке вверх) бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.


Бегает туда-сюда, 

Мне щекотно, да, да, да!

Уходи, колючий ёж, 

В тёмный лес, где ты живёшь!


1 - катать специальный резиновый «ёжик» для массажа или осторожно

постукивать ноготками

 «Гречневая кукла» Дидактические задачи: снятие эмоционального напряжения, повышение речевой активности. Игровой материал: «гречневая» куколка (кукла, выкроенная из байкового материала, туловище наполнено гречкой, голова - ватой). Методика проведения. Перебирая пальцами, туловище куколки, педагог вместе с детьми произносит различные потешки: Например: «Вот какие мы большие Не малюсенькие. Вот такие, вот такие, Вот такусенькие!». «Ножки мыли? - Мыли! - Ручки мыли? - Мыли! - Щечки мыли? - Мыли! - Все помыли! И теперь мы чистые, зайчики пушистые!»

Хором.

Пальчиковая игра «Капуста»

Мы капусту режем, режем, Движения прямыми ладошками вверх-вниз. 

Мы морковку трем, трем, Потереть кулачок о кулачок. 

Мы капусту солим, солим, Поочередное поглаживание подушечек пальцев большим пальцем. 

Мы капусту жмем, жмем. Сжимать и разжимать кулачки. 

Огородная семейка, В танец, в танец поскорей-ка. 

 Речевые игры и ролевые стихи

«Повстречались» Дидактические задачи: развитие памяти, координации речи и согласованных движений пальцев рук. Методика проведения. Педагог читает стихотворение, соединяя пальцы своей руки с пальцами ребенка. Ребенок дополняет фразу педагога звукоподражанием голосам животных. Повстречались два котенка - Мяу - мяу! Соединяют свой мизинец правой руки с мизинцем правой руки ребенка; Два щенка - ав - ав! Соединяют безымянные пальцы; Два жеребенка - иго-го! Соединяет средние пальцы; Два козленка – ме-е! Соединяют указательные пальцы; Два быка - му-у! Смотри, какие рога! Соединяют большие пальцы; двумя пальцами (указательным и мизинцем) делает ребенку «козу».

 Игро-гимнастика

«У ребят порядок строгий…» Дидактические задачи: развитие умения ориентироваться в пространстве, выполнение коллективных, согласованных действий. Методика проведения. Дети маршируют по залу и произносят слова: «У ребят порядок строгий, Знают все свои места, Ну-ка, быстро повторите так, Как, покажу вам я!» После последней строчки педагог показывает, как нужно построиться: руки перед собой округлые - в круг, руки в стороны на уровне плеч - в шеренгу, две вытянутые перед собой руки - в колонну.

Физкультминутка.  Аист (Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.) — Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.) — Топай правою ногою, Топай левою ногою, Снова — правою ногою, Снова — левою ногою. После — правою ногою, После — левою ногою. И тогда придешь домой.

 Игро-ритмика

«Солнышко и дождик» Дидактические задачи: развитие координации движений, пластики, голосового диапазона. Игровой материал: музыкальные инструменты (ксилофон, металлофон, треугольник), зонт, серебряные нити.

Музыкальный материал: «Вальс» Музыка Д. Шостаковича , «Дождик» музыка А.Александрова Методика проведения. Педагог предлагает детям услышать и воспроизвести капли дождя и лучи солнца в следующих ситуациях: а) в движении, б) в игре на музыкальных инструментах. в) в вокальных импровизациях Педагог: «Светит солнышко в окошко, Не промочите вы ножки, Выходите погулять, Порезвиться, поиграть!» Под 1 часть музыки (вальс) дети свободно танцуют, сопровождая движения вокальной импровизацией. Педагог: «По деревьям и по крышам Дождик прогуляться вышел!» Звучит тема Дождя. Педагог или ребенок исполняют ее на металлофоне, ксилофоне или на треугольнике. Появляется Дождь с серебряными нитями на запястьях. Танцует, подступает к зонту то с одной, то с другой стороны, пытаясь «намочить» детей.

Эмоционально-волевой тренинг

 «Здравствуй» Дидактические задачи: развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции. Методика проведения. Дети входят в зал друг за другом, встают в круг. Педагог: «Давайте поздороваемся друг с другом». Дети протягивают правую руку в центр круга. Руки детей соприкасаются. Качая ими вверх и вниз, они произносят слова: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!» С концом последней фразы нужно выбрать себе партнера и притянуть его за руку к себе.

 

 Логоритмика по методике Екатерины и Сергея Железновых

 Детям не нравится заниматься и выполнять скучные заученные упражнения. Логоритмика Железновых заинтересует малышей. Они с удовольствием будут петь и танцевать. Изначально эти занятия были направлены на слух ребѐнка. Впоследствии было замечено, что дети с удовольствием повторяют все звуки и лучше начинают разговаривать. Поэтому методика Железновых была усовершенствована. Заниматься по методике Железновых с детьми можно с восьми месяцев. В каждой песне поются слова и звуки чѐтко, понятно, разборчиво. Поэтому детям несложно повторять сначала слова, а затем и действия. Логоритмика Железновых предусматривает занятия как с одним ребѐнком, так и с группой детей.

 

Наиболее популярными на сегодня являются книги Картушиной М.Ю. «Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3 – 4 лет» и «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2 – 3 лет». И серия музыкальных дисков «Музыка с мамой» Сергея и Екатерины Железновых: «Веселая логоритмика» (1-5 лет) и «Игровая гимнастика» (3-5 лет).

 


 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида

С каждым годом растет количество детей с различными нарушениями речи

С каждым годом растет количество детей с различными нарушениями речи

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с ритмической основой : - под музыку, - под счет, - словесное и стихотворное сопровождение

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с ритмической основой : - под музыку, - под счет, - словесное и стихотворное сопровождение

Изменяется и протекание психических процессов: отмечается сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и проявление творческого воображения

Изменяется и протекание психических процессов: отмечается сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и проявление творческого воображения

На лбу, на ушах, на шее, на локтях,

На лбу, на ушах, на шее, на локтях,

Физкультминутка. Аист (Спина прямая, руки на поясе

Физкультминутка. Аист (Спина прямая, руки на поясе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.07.2024