«Современные подходы к реализации задач образовательной области
"Речевое развитие"»
Степанова Виктория Михайловна,
воспитатель высшей категории
АНО ДО «Планета детства «Лада»
д/с №157 «Светлячок»,
Самарская обл. г. Тольятти
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
Большинство детей, поступающих в школу, не владеют навыками связной речи в полном объеме. Ребенок – дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое. В речи существует множество проблем.
Целью работы воспитателя по речевому развитию детей дошкольного возраста является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Согласно Федеральному государственному образовательному
стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО пункт 2.6)
«Речевое развитие включает:
владение речью как средством общения и культуры,
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи;
фонематического слуха;
знакомство с детской литературой;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте».
Условия для полноценного речевого развития:
обучение на основе комплексно-тематического принципа;
обучение на основе принципа интеграции ОО;
создание развивающей предметно-пространственной среды;
целенаправленная работа воспитателей и специалистов над речевым развитием во всех видах деятельности;
повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого
развития.
Создание предметно-развивающей среды.
Предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС должна обеспечивать условия для совместной деятельности и общения. При этом она создается с учетом возрастных особенностей детей и направлена на реализацию программы. Давайте конкретизируем общие требования к среде для образовательной области «Речевое развитие». Главное – ребенок должен слышать чистую русскую речь, обращенную к нему лично, а не только пассивно выслушивать указания воспитателя, обращенные ко всей группе.
Он должен иметь возможность поговорить с воспитателем, спросить о важных для него вещах и на это всегда должно быть время у педагога. Мы должны обеспечить каждому ребенку достаточную речевую практику и в быту, и в процессе обучения. Важно создать условия, выделить время и место для игр детей.
Требования к речи педагога.
Речь взрослых – пример и образец для подражания. Культура речи педагога играет очень важную роль в речевом развитии дошкольников. К качеству речи педагога предъявляются следующие требования:
правильность – соответствие речи языковым нормам;
точность – соответствие смыслового содержания речи и информации,
которая лежит в её основе;
логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и
отношений между частями речи и компонентами мысли;
чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку;
выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и
создающая атмосферу эмоционального переживания;
богатство – умение использовать все языковые единицы с целью
оптимального выражения информации;
уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации
и условиям общения.
Оснащение речевого уголка должно учитывать закономерности
онтогенеза речевой деятельности, отражать все направления речевого
развития: развитие словаря, работу над грамматическим строем речи,
развитие связной речи, воспитание звуковой культуры речи, подготовку к обучению грамоте, развитие мелкой моторики, знакомство с художественной литературой.
Традиционные методы речевого развития
Наглядные методы: непосредственное наблюдение и его разновидности
(наблюдения в природе, экскурсии) и опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность).
Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений,
заучивание наизусть, пересказ, рассказывание с опорой и без опоры на
наглядные материалы.
Практические методы: дидактические игры, игры-драматизации,
инсценирование, дидактические упражнения, пластические этюды, хоровые игры.
Современные образовательные технологии
Метод наглядного моделирования
Моделирование – это наглядно-практический метод обучения, позволяющий обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях и скрытых характеристиках предметов, объектов окружающего мира, о связях и отношениях, имеющихся между ними. Данный метод основан на принципе замещения настоящего объекта другим предметом, его схематическим изображением или условным знаком. У детей старшего дошкольного возраста с ОНР отмечается нарушение всех компонентов речи, поэтому метод наглядного моделирования, как эффективное коррекционное
средство, широко используется на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях по формированию звуковой стороны речи, по отработке лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.
Здоровьесберегающие технологии
Данный вид технологий предполагает использование физминуток,
подвижных игр, минуток настроения, пальчиковой гимнастики, некоторых приёмов самомассажа (точечный массаж) и др.
Игровые технологии
Игровые технологии включают в себя настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками), дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально- игровая деятельность, пальчиковый театр.
Основные формы педагогического взаимодействия в соответствии с
ФГОС
Образовательная ситуация в отличие от занятия позволяет
осуществлять дифференцированный подход к детям, в большей степени
индивидуализировать процесс обучения. Образовательные ситуации
планируют и организуют в любое время в режиме дня, чаще всего утром,
вечером или во время прогулки. Это способствует органическому
включению обучения в повседневную жизнь, его интеграции с игровой,
бытовой деятельностью и процессом общения в группе. Можно организовать
несколько образовательных ситуаций с одним дидактическим средством
(сюжетная картина, игрушка, книга, природный материал)с целью решения
постепенно усложняющихся задач познавательного характера.
Образовательные ситуации могут быть реально – практическими и
игровыми.
К реально-практическим можно отнести рассматривание картины,
предмета, чтение литературного текста, разучивание стихотворения.
К игровым ситуациям относят ситуации с дидактической куклой,
рассматривание игрушек, картинок, чтение литературных произведений,
которые лучше организовывать с использованием игрового персонажа.
Организация работы с родителями
Добиться положительных результатов в освоении программы по
направлению «Речевое развитие» позволит эффективная работа педагогов с
родителями. Организация «круглых столов», проведение собраний,
индивидуальных бесед, консультаций, тренингов помогают сформировать у
родителей знание о необходимости развития и формирования правильной
речи детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.