Консультация для педагогов на тему «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Оценка 5

Консультация для педагогов на тему «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Оценка 5
docx
05.01.2025
Консультация для педагогов на тему «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Статья 0125.docx

«Современные подходы к реализации задач образовательной области

 

"Речевое развитие"»

Степанова Виктория Михайловна,

воспитатель высшей  категории  

АНО ДО «Планета детства «Лада»

                                                                                              д/с №157 «Светлячок»,

                                                                                        Самарская обл. г. Тольятти

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Большинство детей, поступающих в школу, не владеют навыками связной речи в полном объеме. Ребенок – дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое. В речи существует множество проблем.

Целью работы воспитателя по речевому развитию детей дошкольного возраста является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Согласно Федеральному государственному образовательному

стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО пункт 2.6)

«Речевое развитие включает:

 владение речью как средством общения и культуры,

 обогащение активного словаря;

 развитие связной, грамматически правильной диалогической и

монологической речи;

 развитие речевого творчества;

 развитие звуковой и интонационной культуры речи;

 фонематического слуха;

 знакомство с детской литературой;

 формирование звуковой аналитико-синтетической активности как

предпосылки обучения грамоте».

Условия для полноценного речевого развития:

 обучение на основе комплексно-тематического принципа;

 обучение на основе принципа интеграции ОО;

 создание развивающей предметно-пространственной среды;

 целенаправленная работа воспитателей и специалистов над речевым развитием во всех видах деятельности;

 повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого

развития.

Создание предметно-развивающей среды.

Предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС должна обеспечивать условия для совместной деятельности и общения. При этом она создается с учетом возрастных особенностей детей и направлена на реализацию программы. Давайте конкретизируем общие требования к среде для образовательной области «Речевое развитие». Главное – ребенок должен слышать чистую русскую речь, обращенную к нему лично, а не только пассивно выслушивать указания воспитателя, обращенные ко всей группе.

Он должен иметь возможность поговорить с воспитателем, спросить о важных для него вещах и на это всегда должно быть время у педагога. Мы должны обеспечить каждому ребенку достаточную речевую практику и в быту, и в процессе обучения. Важно создать условия, выделить время и место для игр детей.

Требования к речи педагога.

Речь взрослых – пример и образец для подражания. Культура речи педагога играет очень важную роль в речевом развитии дошкольников. К качеству речи педагога предъявляются следующие требования:

 правильность – соответствие речи языковым нормам;

 точность – соответствие смыслового содержания речи и информации,

которая лежит в её основе;

 логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и

отношений между частями речи и компонентами мысли;

 чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку;

 выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и

создающая атмосферу эмоционального переживания;

 богатство – умение использовать все языковые единицы с целью

оптимального выражения информации;

 уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации

и условиям общения.

Оснащение речевого уголка должно учитывать закономерности

 онтогенеза речевой деятельности, отражать все направления речевого

развития: развитие словаря, работу над грамматическим строем речи,

развитие связной речи, воспитание звуковой культуры речи, подготовку к обучению грамоте, развитие мелкой моторики, знакомство с художественной литературой.

Традиционные методы речевого развития

Наглядные методы: непосредственное наблюдение и его разновидности

(наблюдения в природе, экскурсии) и опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность).

Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений,

заучивание наизусть, пересказ, рассказывание с опорой и без опоры на

наглядные материалы.

Практические методы: дидактические игры, игры-драматизации,

инсценирование, дидактические упражнения, пластические этюды, хоровые игры.

Современные образовательные технологии

Метод наглядного моделирования

Моделирование – это наглядно-практический метод обучения, позволяющий обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях и скрытых характеристиках предметов, объектов окружающего мира, о связях и отношениях, имеющихся между ними. Данный метод основан на принципе замещения настоящего объекта другим предметом, его схематическим изображением или условным знаком. У детей старшего дошкольного возраста с ОНР отмечается нарушение всех компонентов речи, поэтому метод наглядного моделирования, как эффективное коррекционное

средство, широко используется на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях по формированию звуковой стороны речи, по отработке лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.

Здоровьесберегающие технологии

Данный вид технологий предполагает использование физминуток,

подвижных игр, минуток настроения, пальчиковой гимнастики, некоторых приёмов самомассажа (точечный массаж) и др.

Игровые технологии

Игровые технологии включают в себя настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками), дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально- игровая деятельность, пальчиковый театр.

Основные формы педагогического взаимодействия в соответствии с

ФГОС

Образовательная ситуация в отличие от занятия позволяет

осуществлять дифференцированный подход к детям, в большей степени

индивидуализировать процесс обучения. Образовательные ситуации

планируют и организуют в любое время в режиме дня, чаще всего утром,

вечером или во время прогулки. Это способствует органическому

включению обучения в повседневную жизнь, его интеграции с игровой,

бытовой деятельностью и процессом общения в группе. Можно организовать

несколько образовательных ситуаций с одним дидактическим средством

(сюжетная картина, игрушка, книга, природный материал)с целью решения

постепенно усложняющихся задач познавательного характера.

Образовательные ситуации могут быть реально – практическими и

игровыми.

К реально-практическим можно отнести рассматривание картины,

предмета, чтение литературного текста, разучивание стихотворения.

К игровым ситуациям относят ситуации с дидактической куклой,

рассматривание игрушек, картинок, чтение литературных произведений,

которые лучше организовывать с использованием игрового персонажа.

Организация работы с родителями

Добиться положительных результатов в освоении программы по

направлению «Речевое развитие» позволит эффективная работа педагогов с

родителями. Организация «круглых столов», проведение собраний,

индивидуальных бесед, консультаций, тренингов помогают сформировать у

родителей знание о необходимости развития и формирования правильной

речи детей.


 

Современные подходы к реализации задач образовательной области "Речевое развитие"»

Современные подходы к реализации задач образовательной области "Речевое развитие"»

Важно создать условия, выделить время и место для игр детей

Важно создать условия, выделить время и место для игр детей

Игровые технологии Игровые технологии включают в себя настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками), дидактические игры…

Игровые технологии Игровые технологии включают в себя настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками), дидактические игры…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2025