Консультация Тема: «Нравственно - патриотическое воспитание детей на основе
культурных традиций казахского народа».
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов Казахстана, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, которые проявляют национальную и религиозную терпимость и обладают высокой нравственностью.
Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. Елбасы Первый Президент Республики Казахстан Н.А.Назазарбаев в одном из выступлении сказал: «Я часто спрашиваю себя, каким он будет – «Казахстан будущего». Его глаза должны гореть жаждой новых знаний. Его ум должен быть отточен для решения самых сложных задач. Его сердце должно пылать беззаветной любовью к Родине».
Уже сегодня перед дошкольными организациями стоит сложнейшая задача – воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Это та точка опоры, которая складывалась веками, на протяжении столетий она была близка и понятна каждому казахстанцу.
Использование элементов культурных традиций казахского народа в воспитательно-образовательном процессе будет способствовать формированию нравственно-патриотических черт и качеств личности у дошкольников.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Формированию патриотических ценностей у детей придавал огромное значение в своей педагогике К.Д. Ушинский. Патриотическое воспитание, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей.
Важной частью патриотического воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.
Таким образом, патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
Задачами патриотического воспитания дошкольников являются:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах Казахстана;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
Из наиболее эффективных видов деятельности по патриотическому воспитанию выделяются: организованная учебная деятельность, игровая и воспитательная.
В своей работе педагоги используют разнообразные формы и методы патриотического воспитания: целевые прогулки, различные экскурсии, посещение музеев, наблюдения, рассказ воспитателя, беседы, использование художественных произведений, рассматривание альбомов, фотографий, знакомство с народным творчеством.
Успешность проведения занятий по формированию патриотических чувств во многом зависит и от методических приемов, используемых педагогом. Методические приемы, которыми пользуются воспитатели: игры, загадки (отгадывание и придумывание детьми новых загадок), составление детьми рассказов и придумывание их концовок, ответы на вопросы воспитателя, включение детей в воображаемую ситуацию.
Национальное воспитание придает личности самобытность, индивидуальность, наделяет ее своим менталитетом, духовностью.
Так как основными факторами патриотического воспитания являются игра, обычаи, искусство, то свою работу надо начинать со знакомства детей с обычаями и традициями казахского народа. Ведь именно на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Чем разнообразнее традиции, тем духовно богаче народ. У казахского народа существует более 150 обрядов.
Обряд «Посвящение в наездники» воспитывает в детях мужественность, ответственность, заботливость. В напутственных словах: «Стань хорошим наездником! Найди свое место в жизни! Будь грамотным человеком! Стань достойным сыном своего народа!» – воспитывается любовь к родному краю, целеустремленность. Оседлав своего первого коня, мальчик по праву считается мужчиной.
Игры «Перетяни канат», «Подними монету», «Байга», развивают у детей ловкость, быстроту, выносливость; воспитывают мужественность, ответственность.
Многие обряды казахов связаны с почитанием лошади: лошадь нельзя бить ногами, так как лошадь оберегающее человека животное. Игры на лошадях: «Қыз қуу» (догони девушку), «Байга» (конное состязание), «Жау кашты» (погоня за неприятелем), «Аударыспак» (противники перетягивают друг друга из седла), «Кумыс алу» (подними монету на скаку).
Почти все игры на лошадях рассчитаны для мальчиков, так как они воспитывают мужественность, смелость, ловкость.
Знакомя детей с обычаями и традициями, нужно не забывать, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игровая деятельность. Поэтому все знания и представления, полученные на занятиях, нужно закреплять в сюжетно-ролевых играх: «Юрта», «Нежданный гость», «Малыш родился», и т.д. Для организации игры предлагать детям предметы-заместители, атрибуты, подталкивающие детей на обыгрывание различных сюжетов.
Важным этапом в работе с детьми являлась творческая деятельность самих детей. Дети могут создавать декоративные мозаики, комбинировать отдельные элементы узора на готовых формах (тускиз, сырмак), силуэтах, изображающих предметы быта (кесе, торсык, саукеле).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.