Коррекционная программа "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков из неблагополучных семей."
Оценка 4.9

Коррекционная программа "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков из неблагополучных семей."

Оценка 4.9
Особые потребности
docx
Междисциплинарный 4
11.06.2020
Коррекционная программа "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков из неблагополучных семей."
В современном обществе проблема подростковой агрессивности приобрета­ет все более острую социальную направленность и является одной из наибо­лее актуальных. Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции агрессивного поведения. В нашей стране и в мире в последнее время приобретает все большую актуальность борьба с неблагополучными семьями. Как свидетельствует статистика, высокие показатели преступности в подростковом возрасте свойственны, прежде всего, детям из неблагополучных семей. Проблема агрессивности подростков затрагивает как общество в це­лом, так и педагогов и родителей в частности. Цели и задачи Цель : психологическая коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников путем обучения навыкам адаптивного поведения. Задачи : • Обучать детей и подростков навыкам контроля и управления собственным гневом (навыкам саморегуляции) • Обеспечение возможностей отреагирования гнева в приемлемых формах; • Обучение навыкам распознавания эмоций и чувств, контроля за своим эмоциональным состоянием, в т.ч. гневом; • Оптимизация общения ребенка со сверстниками: выработка механизмов эмпатии, сочувствия и доверия друг к другу и окружающим людям, развитие умения взаимодействовать, считаться с другими, совместно решать поставленные задачи; • Создание положительного эмоционального фона в различных видах деятельности учащихся, снятие эмоционального напряжения во взаимодействии между собой. • формировать позитивную самооценку;
001713c7-327fbb95.docx

Коррекционная программа "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков из неблагополучных семей."

 

 

1. Пояснительная записка

Актуальность темы:

В современном обществе проблема подростковой агрессивности приобрета­ет все более острую социальную направленность и является одной из наибо­лее актуальных. Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции агрессивного поведения.

В нашей стране и в мире в последнее время приобретает все большую актуальность борьба с неблагополучными семьями. Как свидетельствует статистика, высокие показатели преступности в подростковом возрасте свойственны, прежде всего, детям из неблагополучных семей. Проблема агрессивности подростков затрагивает как общество в це­лом, так и педагогов и родителей в частности.

Исследование проблемы агрессивности имеет давнюю историю и связано с именами отечественных (Ю.Б. Можгинский, А.А. Реан, О.О. Савина, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов) и зарубежных (А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Уолтерс) психологов. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы, как биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.

В психологической литературе довольно часто отождествляют определения агрессии и агрессивности. Е.П. Ильин вносит ясность, разграничивая и раскрывая содержание данных понятий. Под агрессивностью он рассматривает свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении фруcтpиpующeй и конфликтной ситуации. Агрессию он определяет как поведение человека в конфликтных и фруcтриpующиx ситуациях.

A.A. Рeaн считает, что агрессивность — это готовность к агрессивным действиям в отношении другого, которая обеспечивает готовность личности воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом .

По мнению Р. Бэрона и Д. Ричардсона, агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями, мотивами и установками. Данные факторы играют значимую роль в поведении, но их наличие не является необходимым условием для агрессивных действий. Исследователи отмечают, что агрессия может разворачиваться как в состоянии полнейшего равнодушия, так и в состоянии сильного эмоционального возбуждения .

Подростковый возраст — один из самых сложных периодов в онтоге­незе человека. Агрессивность в личностных характеристиках подростков проявляется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за не­удовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется в соответствующем поведении. Агрессия подростков может выражаться по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей характера ребенка и отношений в семье. Основными формами выражения агрессии подростков бывают: физическая агрессия, вербальная агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, подозрительность, обида. Неблагополучные отношения в семье подростка провоцирует формирование агрессивности.
Программа коррекции агрессивного поведения подростков предназначена для расширения базовых социальных умений детей с агрессивным поведением. Здесь важно сделать акцент на том, что ни в коем случае нельзя подавлять агрессию в детях, так как агрессия - это необходимое и естественное для человека чувство. Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребенка очень часто может привести к аутоагрессии (т.е. вред будет наноситься самому себе) или перейти в психосоматическое расстройство.

Важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию; отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда. Необходимо помнить следующее: агрессия - это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводящее к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И задача взрослых - научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях.


Научно-практическая значимость:

Составленная программа является готовым инструментом практической работы для педагогов-психологов, сталкивающихся с подобной проблемой

Программа «Успокоить вулкан» предполагает комплексный подход к психологической коррекции агрессивного поведения у подростков на основе современных достижений отечественных и зарубежных психологов А.А. Реана, Р. Бэрона, Д. Ричардсона, Г.Э. Бреслава и других.

Программа «Успокоить вулкан» составлена на основе программ: Бреслава Г.Э., Лебедевой О.А., Смирновой Е.Е.

Цели и задачи

Цель : психологическая коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников путем обучения навыкам адаптивного поведения.

Задачи :

·         Обучать детей и подростков навыкам контроля и управления собственным гневом (навыкам саморегуляции)

·         Обеспечение возможностей отреагирования гнева в приемлемых формах;

·         Обучение навыкам распознавания эмоций и чувств, контроля за своим эмоциональным состоянием, в т.ч. гневом;

·         Оптимизация общения ребенка со сверстниками: выработка механизмов эмпатии, сочувствия и доверия друг к другу и окружающим людям, развитие умения взаимодействовать, считаться с другими, совместно решать поставленные задачи;

·         Создание положительного эмоционального фона в различных видах деятельности учащихся, снятие эмоционального напряжения во взаимодействии между собой.

·         формировать позитивную самооценку;


Программа  предусматривает использование в работе:

·         арт-терапевтических методик;

·         психогимнастических упражнений;

·         бесед;

·         коррекционные упражнений;

·         тестирования;

·         релаксационных упражнений;

·         игровых методик.

В процессе занятий по программе  у подростков формируются следующие умения и навыки, которые в последующем развиваются и совершенствуются:

·         умение осознавать и признавать свои эмоции и чувства;

·         умение осознавать и признавать эмоции и чувства других людей;

·         освоение приемов саморегуляции;

·         освоение приемов мышечной релаксации;

·         умение использовать различные способы поведения в проблемной ситуации;

·         умение выражать агрессию приемлемым способом;

·         навыки конструктивного взаимодействия;


Коррекционная работа с такими детьми традиционно ведется по нескольким блокам.

Диагностический блок- необходимо научить ребенка способам выражения гнева в приемлемой форме. Сдерживая агрессию, "загоняя" ее внутрь себя, гнев рано или поздно найдет выход, причем интенсивность его выражения будет значительно выше, чем это могло было быть ранее. Помимо этого, накопление гнева может привести к развитию стресса и другим психологическим и психосоматическим расстройствам.

Установочный блок-необходимо научить ребенка некоторым способам саморегуляции, умению распознавать и контролировать свои эмоции в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

Коррекционный блок-необходимо дать ребенку возможность выплеснуть накопившуюся двигательную энергию и освободиться от усталости.)

И, наконец ,Итоговый блок- не менее важно научить ребенка способам эффективного общения и уверенного поведения, помочь ему овладеть приемами разрешения проблемных ситуаций "мирным" путем, без драк и скандалов, а также формировать у ребенка способности к эмпатии, доверию, сочувствию и сопереживанию.



2. Организационные условия проведения занятий



Программа рассчитана на учащихся 10-14 лет. Продолжительность программы – 10 занятий по 40-50 минут. Состав группы 5-10 человек.

Занятия необходимо проводить не реже 1 раза в неделю при условии постоянства времени и места. Оптимальный режим проведения занятий - 2 раза в неделю.

Групповая работа должна проводиться в достаточно просторном, хорошо проветренном помещении, в интерьере комнаты  должны преобладать спокойные неяркие цвета. Для обеспечения занятий необходимы: индивидуальная тетрадь, простые и цветные карандаши, ручки, пластилин, мяч, глубокая тарелка, мягкие игрушки, клубок ниток, музыкальный проигрыватель.

Структура занятий включает в себя обязательный ритуал приветствия и «Шкатулка», разминку и основное упражнение. В конце каждого занятия обязательно проводится рефлексия и ритуал прощания

Перед началом цикла занятий проводятся индивидуальные консультации с каждым подростком. После окончания групповой работы также проводятся консультации, на которых закрепляются произошедшие с детьми изменения и групповое тестирование по методике Басса – Дарки (возможно использование других методик, с которыми работает психолог). Тестирование позволяет отследить динамику личностных изменений.

Этапы реализации программы:

Программа тренинга «модификация агрессивного поведения» делится на три основных этапа.

На первом этапе происходит знакомство участников тренинговой группы; расширении информации о собственной личности и проблеме агрессивного поведения; осознание и оценка своего поведения и его последствий, как для самого участника, так и для окружающих его людей

Второй этап предполагает совместный поиск и обучение альтернативным способом поведения и эмоционального реагирования в ситуациях, провоцирующих агрессию.

На третьем этапе осуществляется закрепление социально приемлемых способов удовлетворения собственных потребностей во взаимодействии с окружающими; происходит осознание расширения собственных возможностей в социальной жизни в связи с отказом от агрессивного поведения.

На протяжении всех тренинговых занятий осуществляется формирование положительных установок в общении со сверстниками через развитие способности к эмпатическому пониманию, принятию индивидуальности других, переоценку негативных эмоций по отношению к другим людям.

Данная программа опирается на ряд принципов:

1. Принцип добровольного участия в работе;

2. Принцип «я – высказываний»;

3. Принцип «не перебивать, когда говорит другой»;

4. Принцип толерантности по отношению к другим членам группы;

5. Принцип симпатии в участии – участник должен чувствовать себя в полной безопасности. Психолог оказывает поддержку и сам, не навязываясь и, организует её со стороны других участников;

6. Принцип конфиденциальности.

Занятия имеют чёткую структуру, состоящие из нескольких взаимосвязанных частей, а именно:

1. Ритуал приветствия позволяет сплачивать участников, создавать атмосферу группового доверия и принятия.

2. Разминка – воздействие на эмоциональное состояние участников, уровень их активности. Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность.

3. Основное содержание занятия – совокупность функциональных упражнений и техник.

4. Рефлексия занятия предполагает участниками две оценки занятия: эмоциональную (понравилось - не понравилось) и смысловую (почему это важно для каждого конкретно, зачем и чему мы научились, что запомнилось больше всего).

5. Ритуал прощания – смысловое завершение занятий.





3. Учебно-тематический план



1.Знакомство

Упражнение Знакомство "Уверенный - наглый - робкий"

45 мин

Групповая работа

Что понадобиться :Листочки с градусником, индивид тетрадь, шкатулка, карточки.

2.Давайте жить дружно!

Методика «Ежик», Доброе животное, Морщинки

45 мин

Групповая работа

Что понадобиться :Листочки с градусником, индивид тетрадь, шкатулка

3.Рассерженные шарики

Красный шарик, Зеленый шарик, Вымещаем агрессию

45 мин

Групповая работа

Что понадобиться :Листочки с градусником, индивид тетрадь, шкатулка, видеопрезентация, шарики красного и зеленого цвета, таблички

4.Эмоции в моем теле.

Цвет моего настроения, Гнев и ссора, Выставк, Эмоции в моем теле Место покоя,

45мин

Групповая работа

Что понадобиться :Схема человеческого тела, карандаши

 5.Работа с гневом и обидами.

Упражнение. Колокол, Будешь! Не буду, Детская обида, Копилка обид,

45 мин

Групповая работа

Что понадобиться :Карандаши, листы формата а -4,стикеры, плакат с кувшином

6.Снимаем напряжение

Упражнение Вулкан, Облачко гнева, Морская звезда

45мин

Групповая работа

7.«Научись справляться с гневом»

Упражнение Листок гнева, Спустить пар

45мин

Групповая работа

Что понадобиться :Карандаши, краски, бумага а-4

8.Маленький агрессор

Упражнение Маленькое приведение, Изображение гнева, Апельс

45мин

Групповая работа



9.«Поведение в конфликте»

Упражнение Разбор конфликтных ситуаций, Закончи предложение

45 мин

Групповая работа

Что понадобиться :Индивидуальная тетрадь

10.«Развиваем эмпатию»

Упражнение Лицом к лицу, Глаза в глаза, Доброе животное

45мин

Групповая работа


11.Конструктивные способы разрешения конфликта.

Упражнение Небеса и ад, Пожалей другого, Насос и мяч,

45мин

Групповая работа

Что понадобиться :карандаши и бумага.

12.Найди выход

Упражнение Щепки плывут по реке, Я самый, Найди выход, Комплименты

45 мин

Групповая работа




3. Методы отслеживания эффективности программы



Успешная коррекционная работа по преодолению детской и подростковой агрессии невозможна без объективной диагностики различных проявлений агрессивности и предрасположенности к развитию агрессивного поведения. Объективность диагностики в данном случае обеспечивается выбором характеристик, признаков и критериев, не зависящих от самооценки и оценки поведения ребенка людьми из его социального окружения.

Выявляя агрессивных детей, следует помнить, что главная задача – не постановка диагноза, не навешивание ярлыка и не подтверждение своих предположений, а, прежде всего, оказание посильной своевременной помощи нуждающемуся в ней ребенку.

Структура диагностического исследования состоит из двух срезов: на начало работы по программе (в течение первых встреч) и на момент окончания (на последнем занятии и в последующие дни).

Эффективность программы оценивается с помощью расчета процента учащихся от общего количества детей в группе, которые снизили показатели от начала к концу совместной работы.

Общей целью применяемых методов диагностики является определение актуального эмоционального состояния ребенка, оценка проявлений агрессивного поведения. Для получения данных сведений использовались следующие методики:

·         Наблюдение.

·         Методика самооценки эмоциональных состояний Н. П. Фетискина "Градусник"

·         Методика получения обратной связи "Ежик"

·         Проективные методики "Несуществующее животное",«Тест руки», «Крокодилы».

·         Опросник А.Басса и А. Дарки.

·         Тест Розенцвейга.



4. Методические рекомендации


Особое внимание в программе уделено работе по отреагированию гнева для того, чтобы дать свободу истинным скрытым переживаниям (обидам, разочарованию, боли). Ребенок, не пройдя через эту стадию, будет сопротивляться дальнейшей работе и, скорее всего, потеряет доверие к психологу.

После этого можно переходить к коррекционной работе, направленной на осознание собственного эмоционального мира, а также чувств других людей; на овладение приемами контроля своего гнева и поведенческой терапии, а также к развитию адекватной самооценки.

Рассмотрим подробнее основные направления работы, которые представлены в программе:

1.       Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка приемлемым способам выражения гнева, высказывание своих обид, а также на отреагирование негативной ситуации в целом.

2.       Коррекционная работа, направленная на обучение детей навыкам контроля и управления собственным гневом (навыкам саморегуляции)

Важно, чтобы в ходе занятий подростки научились предъявлять партнеру по общению свои чувства через их проговаривание и приглашение к сотрудничеству. В результате этих действий происходит преодоление противоречий, предотвращение конфликтов в будущем.

Коррекционная работа в данном направлении заключается:

1) в установлении определенных правил, которые помогут детям справиться с собственным гневом;

2) в закреплении этих правил (навыков) в ролевой игре (провоцирующей игровой ситуации);

3) в обучении релаксационным техникам с применением глубокого дыхания.

Прежде чем перейти к закреплению правила в ролевой игре:

• следует расспросить ребенка, в какой ситуации чаще всего он злится и ему хочется ударить при этом кого-либо, толкнуть, обозвать, испортить чьи-либо вещи и т.п., и составить перечень этих ситуаций;

• следует его расспросить, удавалось ли ему иногда сдерживать себя, и если да, то в каких случаях (как правило, это ситуации менее напряженные для ребенка), и что помогло ему сдерживать себя («помощники»), и составить список «помощников», если таковые имеются;

• прежде чем приступить к ролевой игре в провоцирующей ситуации, следует проиграть сначала игровую ситуацию с предметами, игрушками. Для этого психолог вместе с ребенком сочиняет небольшую историю, отражающую проблемы  самого ребенка и содержащую весь набор его деструктивных поведенческих реакций.

Психолог вводит правило, и данное правило отрабатывается в игровой ситуации, которая может превратиться в целый спектакль. После того как ребенок начинает легко следовать установленному правилу в игре, переходят к непосредственно ролевой игре с провоцирующей ситуацией;

• для скорейшего закрепления навыка можно использовать поощрительные наклейки, призы, поздравления и т.п.

1.       Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации.

Цели и задачи данного коррекционного направления работы с агрессивными детьми — это научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации, а также помочь ребенку сформировать навыки конструктивного поведения, тем самым расширить спектр его

поведенческих реакций в проблемной ситуации и минимизировать (в идеальном варианте— снять) деструктивные элементы в поведении.

1.       Формирование осознавания собственного эмоционального мира, а также чувств других людей, развитие эмпатии

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия — это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа педагога по развитию у ребенка чувства эмпатии.

Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости, любых известных детям, литературных героев, героев мультфильмов и фильмов. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить ребят на две группы, которые выскажутся от имени разных героев. Можно дать детям возможность самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать. Какую бы конкретную форму проведения ролевой игры вы ни выбрали, важно, что в конечном итоге дети приобретут умение вставать на позицию другого человека, распознавать его чувства и переживания, научатся тому, как вести себя в сложных жизненных ситуациях. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению детского коллектива и установлению благоприятного психологического климата в классе, школе.

1.       Развитие позитивной самооценки

В коррекционную работу с агрессивными детьми необходимо включить комплекс упражнений, направленных на формирование позитивной самооценки, поскольку у детей, обладающих качеством «агрессивность», отмечается неадекватная самооценка. Это связано с определенными нарушениями «Я-образа». Чаще среди агрессивных детей встречается заниженная самооценка «Я-плохой», которая является отражением оценки (восприятия) значимых для них взрослых (родителей, педагогов). Агрессивные дети нуждаются в реконструкции положительного «Я-образа», в позитивном самовосприятии и самосознании, что, в свою очередь, позволит снизить уровень их агрессивности.

Важно создать на занятиях атмосферу сотрудничества, доброжелательности, свободы высказываний. Это требует от педагога-психолога высокой педагогической и психологической культуры.


Коррекционная программа "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков из неблагополучных семей"

Занятие 1. Тема: «Знакомство»

Цели: заключение «контракта», диагностика ожиданий от группы, вербальное и невербальное знакомство.

Подготовительный этап

Ведущий рассказывает детям о цели занятий, об их особенностях и предлагает принять определённые правила поведения на занятиях. Каждое правило обсуждается.

1.Добровольность участия: не хочешь говорить или выполнять задание – не делай этого, но сообщи с помощью условного запрещающего знака.

2.Не существует правильных и неправильных ответов. Правильный ответ тот, который выражает твоё мнение.

3.Не выносить информацию за пределы круга. Не обсуждать после занятий.

4.Не лгать. Лучше промолчать.

5. Нельзя оценивать высказывания другого человека, если он сам не просит.

После этого выполняется общий знак – восклицание. Например: «Мы готовы!»

На каждое занятие учащиеся приносят индивидуальную тетрадь, в которой проводятся индивидуальные упражнения и на каждом занятии в начале и в конце тренинга методика «Градусник»

Методика «Градусник»

Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»

Инструкция: перед вами изображен медицинский градусник, на которой имеется несколько шкал, соответствующих эмоциональному состоянию. Деления на шкалах это уровень вашего состояния. Отметим в начале и в конце занятия каким либо знаком на шкале градусника «температуру» присущего вам состояния в данный момент. (гнев или злость)

Методика «Шкатулка для крика»

Перед началом занятия каждый желающий ребенок может подойти к «шкатулочке для криков» и как можно громче прокричать в него. Таким образом, он «избавляется» от своего крика на время занятий. После занятия ребята могут забрать свой крик обратно.

Основная часть

Упражнение 1 «Знакомство».

Цель: сближение участников группы.

Упражнение 2. «Табличка с именами».

Цель: знакомство, получение первичной информации друг о друге.

Упражнение 3. «Уверенный - наглый - робкий».

Заключение

Обсуждение: какое поведение легче угадывается? Почему? Легко ли отличить уверенное поведение от наглого? В чём разница?

«Рефлексия». Ритуал прощания.

 

Занятие 2. Давайте жить дружно!


Методика «Градусник»

Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»

Ритуал приветствия.

Цель: снять эмоциональное напряжение, настроить на совместную работу.

Слова педагога на тему «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Основная часть


Упражнение 1«Волшебный шарик».

Цель: развитие у детей способности расслабления мышц.

Упражнение 2 Методика «Ежик»

Цель: Данная методика направлена на изучение агрессии младших школьников через получение обратной связи путем погружения в сказку

Упражнение 3 «Доброе животное».

Цель: развитие чувства единства.

 

Упражнение 4 «Морщинки».

Цель: снятие напряжения.

«Рефлексия». Ритуал прощания.

Методика «Градусник»

Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»

Ритуал прощания.

Инструкция. Наше занятие заканчивается. Я вас всех благодарю. Мне было очень приятно с вами работать. А сейчас я зажгу свечу, и все мы будем передавать ее друг другу и говорить «спасибо» за совместную работу

Занятие 3 «Рассерженные шарики»

     Цель: научить разнообразным безопасным способам выражения агрессии.

     Задачи: помочь ребёнку понять, каким образом в человеке накапливается гнев и, как он затем, вырываясь наружу, может травмировать окружающих, да и самого человека;

Материалы: надувные шарики разных цветов по количеству участников; плакат  «Способы  выражения агрессии».

 Методика «Градусник»

Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»

Ритуал приветствия.

 Все участники группы здороваются друг с другом.

Упражнение 1 «Подари улыбку».

Цель: создание атмосферы единства, повышение позитивного на строя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.

Основная часть

Упражнение 2 «Красный шарик»

 Упражнение 3 «Вымещаем агрессию»

Цель: обучение приемлемым способам выражения гнев

 «Рефлексия». Ритуал прощания.

  

Методика «Градусник»

Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»

Ритуал прощания.

Игра : Давайте все встанем в круг . Один  из вас  становится в центр круга, другой подходит к нему, и называет качества характера, которые присущи этому ученику. В ответ он говорит: «Ты молодец, потому что ты…», оба остаются в центре, держась за руки.

 Занятие 4. Эмоции в моем теле.

Цель: научить разнообразным безопасным способам выражения агрессии.

 Методика «Градусник»

Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»

Ритуал приветствия. «Эхо».

Цель: настроить детей на общение друг с другом, дать каждому ребенку возможность почувствовать себя в центре внимания.

 

Основная часть

Упражнение 1 «Цвет моего настроения».

Упражнение 2 «Гнев, ссора».

Цель: научить различать эмоцию гнева через визуальное восприятие.

Упражнение 3 «Притча о змее».

Упражнение 4 «Выставка».

Цель: научить ребенка выражать гнев адекватным способом.

Упражнение 5 «Эмоции в моем теле».

Упражнение 6 «Место покоя».

«Рефлексия». Ритуал прощания.

 

Методика «Градусник»

Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»

Ритуал прощания.

Занятие 5. Тема: Работа с гневом и обидами.

     Цель: усиление Эго, повышение рефлексивности, психологическая коррекция детских обид.

 Методика «Градусник»

Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»

Методика «Шкатулка для крика»

Ритуал приветствия.

Основная часть

Упражнение 1. «Колокол»

Цель: переживание телесных ощущений: в отношениях доверия ,недоверия.

Упражнение 2. «Будешь! Не буду!»

Упражнение 3. «Детская обида»

Упражнение 4. «Копилка обид»

«Рефлексия». Ритуал прощания.

 Методика «Градусник»

Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»

Ритуал прощания.

Занятие 6. Снимаем напряжение

Цели: осознание агрессивного поведения и выражение своего отношения к нему; обучение методам релаксации.

                                              Методика «Градусник»

Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»

Ритуал приветствия.

Основная часть:

Упражнение 1 «Вулкан»

Цель: осознание своей агрессивности, обучение методам релаксации.

Упражнение 2 Облачко гнева

Цель: обучение методам релаксации.

Упражнение 3.«Морская звезда».

«Рефлексия». Ритуал прощания.

Методика «Градусник»

Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»

Ритуал прощания.

Занятие 7 «Научись справляться с гневом»

 

Цели: - продолжать учить подростков различать эмоции радости и злости;

- осознание эффективных форм общения, обучение смещению агрессии и мышечной релаксации;

- познакомить подростков со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими.

 Методика «Градусник»

Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»

Ритуал приветствия.

Основная часть

 

Упражнение 1. «Давай поругаемся!»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Упражнение 2. "Листок гнева"
Цель: снятие психоэмоционального напряжения

Упражнение . «Спустить пар»

Цели: В данной игре мы работаем с гневом и обидами, которые возникают во взаимоотношениях между детьми, а также между детьми и учителями. Ее полезно время от времени применять для поддержания психологического климата в группе, чтобы отношения между детьми оставались открытыми и естественными, чтобы в классе не образовывались противостоящие друг другу кланы и группировки..

«Рефлексия». Ритуал прощания.

Методика «Градусник»

Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»

Ритуал прощания.

Занятие 8. Маленький агрессор

Цели: - продолжать учить подростков различать эмоции радости и злости;

- познакомить подростков со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими.

 Методика «Градусник»

Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»

Ритуал приветствия.

Упражнение «Подари улыбку».

Цель: создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.

Основная часть

Упражнение 1. «Маленькое приведение».

Цель: научить выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев в приемлемой форме.

Упражнение 2 «Пластическое изображение гнева».

Цель:научить детей адекватно выражать гнев с помощью своего тела (жесты, позы и др.).

Упражнение 3.Рецепт «Как можно сделать ребенка агрессивным».

Цель: помочь детям разобраться в том, что они называют «агрессивным поведением»; разобраться в своем собственном агрессивном поведении и исследовать чужое агрессивное поведение.

Упражнение 4. Релаксация «Апельсин».

Цель: научить ребенка управлять своим гневом; снизить уровень личной тревожности.

«Рефлексия». Ритуал прощания.

Методика «Градусник»

Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»

Ритуал прощания.
Занятие 9. «Поведение в конфликте»

Цель: тренировка умения взглянуть на конфликтную ситуацию с разных точек зрения и выработка навыков по их эффективному разрешению.

 Методика «Градусник»

Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»

Ритуал приветствия.

Основная часть

Сегодня мы поговорим о конфликте. Конфликт – это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух и более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.

Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или явного противоборства сторон.

Правила предупреждения конфликтов.

•Не говорите сразу с возбуждённым человеком;

•Прежде чем сказать о неприятном постарайтесь создать доброжелательную

атмосферу, отметьте заслуги и хорошие дела человека;

•Постарайтесь посмотреть на проблему иначе, поставьте себя на место другого человека;

•Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение,

не скупитесь на похвалу и добрые слова;

•Умейте заставить себя промолчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок.

Упражнение 1. «Разбор конфликтных ситуаций»

Упражнение 2. «Закончи предложение»..

Заключение В обсуждении конфликта желательно выяснить, как каждый понимает проблему. Проследить, соответствует ли поведение каждого участника сложившейся ситуации, отметить вопросы, в которых участники конфликта либо расходятся, либо солидарны и понимают друг друга. Решение конфликтов не в примирении позиций, а в прояснении интересов, которые позволяют перебирать варианты разрешения ситуации, выработка взаимовыгодных решений путём переговоров.

«Рефлексия». Ритуал прощания.

Методика «Градусник»

Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»

Ритуал прощания.

Занятие 10. «Развиваем эмпатию»

Цель: создание условий для развития эмпатии учащихся.

 Методика «Градусник»

Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»

Ритуал приветствия.

Основная часть

Педагог: Эмпатия – это умение понимать состояние другого человека. Без неё невозможно строить бесконфликтное, «эффективное» общение.

С помощью чего люди могут понимать друг друга? С помощью эмпатии, уметь поставить себя на место другого человека, оценить состояние другого человека и понять его.

Упражнение 1. «Лицом к лицу».

Упражнение 2. «Глаза в глаза».

Упражнение 3. «Доброе животное»..

                               «Рефлексия». Ритуал прощания.

Методика «Градусник»

Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»

Ритуал прощания.

Занятие 11 Конструктивные способы разрешения конфликта.

Цели: закрепление конструктивных способов поведения.

 Методика «Градусник»

Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»

Ритуал приветствия.

Основная часть

Упражнение 1 «Небеса и ад»                                             

        Цель: поведения в ситуациях, провоцирующих появление агрессии в среде сверстников.

Упражнение 2. «Пожалей другого»

Упражнение 3. «Насос и мяч»

«Рефлексия». Ритуал прощания.

Методика «Градусник»

Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»


Ритуал прощания.

Занятие 12. Найди выход


Цель: формирование навыков конструктивного поведения, снятие внутренних зажимов; поиск внутренних ресурсов

"Методика Градусник»

Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»

Основная часть

Ритуал приветствия.

Упражнение 1 «Щепки плывут по реке».

Цель: снятие внутренних зажимов,развитие тактильных ощущений.

Упражнение 2 «Я самый».

Цель: снятие внутренних зажимов, поиск внутренних ресурсов.

Упражнение 3 «Найди выход».

Цель: формирование навыков конструктивного поведения.

Упражнение 4 «Комплименты».

Цель: повышение уровня сплоченности, снятие внутренних зажимов.

Упражнение 4 «Теплый как солнышко, легкий, как дуновение ветра».

Цель: обучение приемам саморегуляции, самообладанию.

«Рефлексия». Ритуал прощания.


-Вот и подошли к концу наши занятия. Наверняка, вы почувствовали себя более уверенно, приобрели опыт общения, разрешения конфликтов, научились справляться со своим гневом и злостью, снимать напряжение, а также сотрудничать и взаимодействовать друг с другом. Скажите, понравилось ли вам участие в занятиях? Сейчас каждый из вас возьмёт на столе карточку и громко зачитает её вслух. Нужно закончить то предложение, которое будет написано на вашей карточке.

Варианты:

«Когда я шёл на занятия, я…».

«Мне интересно было узнать…».

«Мне удалось…».

«Я научился…».

« Моё впечатление от занятий …».

«Больше всего мне понравилось…».

«Я надеюсь, что…».

«Я хочу пожелать всем участникам…».

Методика «Градусник»

Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»

Ритуал прощания.


Список используемой литературы

1.       Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Речь, 2007.

2.       Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1998.

3.       Детская агрессия / А. А. Реан // Педагогика и психология.– 2002.– № 4.– С. 37–42.

4.       Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. – М.: Генезис, 2009.

5.       Златогорская О. На тропе доверия. Программа коррекции агрессивного поведения подростков. // Школьный психолог №№30,31, 2003.

6.       Лебедева О.А. Образовательно-коррекционная программа «Учимся управлять собой». – Н.Новгород, «Педагогические технологии», 2011.

7.       Михайлина М.Ю. Профилактика детской агрессивности. – Волгоград: Учитель, 2014.

8.       Психогимнастика в тренинге /Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. СПб.: "Ювента", Институт Тренинга, 1999.

9.       Психологические программы развития личности  в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под ред. И.В. Дубровиной. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

10.   Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: в 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.1.

11.   Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: "Романов", 2001.

12.   Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой. Программа уроков психологии для младших подростков (10-12 лет). – СПб.: Речь, 2007.

13.   Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. – М.: Генезис, 2001.

14.   Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. – М.: Генезис, 2001.

15.   Хухлаева О.В., Кирилина Т.Ю., Федорова О.В. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. – М.М Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

































































Приложение 2

Способы выражения агрессии

ОПАСНО                                               БЕЗОПАСНО

Корить                      Красить(рисовать)

Критиковать           Крутить колёса

Кипятиться             Купаться, кувыркаться, Колотить подушку

Обижаться                Отжиматься

Огрызатья                   Обдумывать

Оскорблять

Обвинять

Озвереть

Жалеть(себя)                 Жужжать

Жаловаться                   Жевать                                                            

 Запугивать                  Запеть

Зудеть                           Залаять

Злиться                        Затопать

Горевать              Гудеть

Грызть(ногти )       Говорить(что чувствуешь)

Грубить              Глазами вращать

Грозить

Сердиться                      Сплясать

Сжиматься                   Стать смелым

Страдать                     Смеяться

Спорить                         Спортом заниматься

 Фальшивить(обманывать        Футболить

себя и других, что ты             Физическим трудом до  пота заниматься совсем не злишься)                  











































Приложение 3

«Снижаем агрессию»

Упражнения на снижение напряжения и снятия агрессии.

Упражнение 1. «Волчьи игры».

Участники выстраиваются в шеренгу. Первый-это голова волка, последний – хвост. Голова должна схватить хвост, а тот должен увильнуть. Важно, чтобы каждый ребёнок побывал в обеих ролях.

Молодые волки тренируются показывать свои зубки, предупреждая о нападении. Они выгибают спину, машут хвостом и обнажают клыки. Группа разбивается на пары – волк, другой – зеркало. Волк показывает свою готовность напасть, а зеркало отражает всё, что делает волк. Затем они меняются.

Такой вариант игры можно вставить в сказку «Маугли», и тогда перед молодым волком будет не зеркало, а Маугли, который учиться предупреждать, что он злой и учиться понимать эти предупреждения.

Молодые волки (сказка «Три поросёнка») тренируются хорошо дуть, чтобы сдувать домики поросят. Из картона для труда по принципу карточного домика складывается дом. Задача молодого волка - подуть так, чтобы разрушить дом. Волки могут объединять свои силы.

Упражнение 2. «Час тишины» и «час можно».

Педагог договаривается с ребёнком о том, что у вас будет один час, когда в доме не будет ни одного звука, и все будут соблюдать «час тишины». Кроме того, будет ещё один час, когда можно делать всё то, что вы оговорите с ребенком, максимально учитывая его самые нереальные пожелания. Это будет «час можно». Такая договоренность позволит регулировать нежелательное поведение ребёнка, поскольку ему предлагается поберечь силы и фантазию для «часа можно».

Упражнение 3. «Лукас, где ты?».

Понадобится две повязки на глаза и две свёрнутые в трубку газеты. Непосредственно в игре участвуют два человека, остальные будут зрителями, но все смогут сыграть в эту игру по очереди. Обоим игрокам завязывают глаза, они ложатся на ковёр, голова к голове, сцепившись левыми руками, а в правые, взяв свёрнутые в трубку газеты. Один из игроков спрашивает другого: «Лукас, ты здесь?» Второй отвечает: «Да, здесь» - и откатывается в сторону, потому что первый игрок старается ударить его газетой. Руки нельзя разнимать. Удар должен быть только один. Потом они меняются ролями. До начала игры лучше договориться с партнёром о количестве раундов. Победителем в этой игре станет тот, у кого было больше попаданий. Участники сами решают, насколько плотными должны быть газеты и применят силу удара. Участники следят за выполнением правил. После окончания поединка оба участника, награждаются бурными аплодисментами зрителей



Упражнение 4 "Прогноз погоды"



Цель: научить ребенка приемлемым способом сообщить о своем плохом настроении, уважать состояние души другого человека.

Материалы: Бумага и восковые мелки.

Инструкция: Иногда каждому из нас бывает необходимо побыть наедине с самим собой. Может быть, вы слишком рано встали и чувствуете себя не выспавшимися, может быть, что-то испортило вам настроение. И тогда вполне нормально, если другие оставят вас на некоторое время в покое, чтобы вы смогли восстановить свое внутреннее равновесие.

Если с вами случится такое, вы можете дать нам понять, что вам хочется побыть в одиночестве, чтобы к вам никто не подходил. Сделать это можно так: вы можете показать ребятам свой "прогноз погоды". Тогда всем будет понятно, что на какое-то время вас нужно оставить в покое.

Возьмите лист бумаги и восковые мелки и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению в таких случаях. Или просто напишите большими раскрашенными буквами слова "Штормовое предупреждение". Таким способом вы можете показать другим, что у вас сейчас "плохая погода", и вас лучше не трогать. Если вы чувствуете, что вам хочется покоя, вы можете положить такой лист перед собой на стол, чтобы все знали об этом. Когда вы почувствуете себя лучше, можете "дать отбой". Для этого нарисуйте небольшую картинку, на которой из-за дождя и туч начинает проглядывать солнце или покажите своим рисунком, что для вас солнце уже светит вовсю.

Поощрение использования "прогнозов погоды" детьми поможет создать более гармоничную атмосферу в группе, научит считаться с настроением друг друга. Если взрослый будет время от времени представлять детям свой личный "прогноз погоды", это позволит им принимать во внимание настроение и душевное состояние взрослого.



Упражнение 5 «Камушек в ботинке



Цель: научить детей с помощью метафоры сообщать о своих трудностях.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Можете рассказать мне, что происходит, когда в ваш в ботинок попадает камушек? Возможно, сигнала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете все как есть. Может быть, даже случается и так, что вы забываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утром надеваете ботинок, забыв вытащить из него камушек. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема становится большой проблемой.

Когда мы сердимся, бываем чем-то озабочены или взволнованы, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога остается целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому всегда полезно как взрослым, так и детям говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Если вы скажете нам: "У меня камушек в ботинке", то все мы будем знать, что вам что-то мешает и сможем поговорить об этом. Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Скажите тогда: У меня нет камушка в ботинке", или: "У меня есть камушек в ботинке. Мне не нравится, что Максим (Петя, Катя) смеется над моими очками". Расскажите нам, что еще вас удручает.

Дайте детям поэкспериментировать с этими двумя фразами в зависимости от их состояния. Затем обсудите отдельные "камушки", которые будут названы.



Упражнение 6 «Датский бокс»



Цель: показать детям, что агрессивность может быть и конструктивна.

Инструкция: Кто может рассказать мне о каком-нибудь своем хорошем споре? Как все происходило? Почему этот спор ты считаешь хорошим? О чем вы спорили?

Я хочу показать вам, как с помощью большого пальца руки вы можете провести хороший спор. Хорошим спор бывает до тех пор, пока мы следуем правилам ведения спора и радуемся тому, что и наш партнер выполняет правила. При этом мы не хотим никого обидеть.

Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки. Затем сожмите руку в кулак и прижмите его к кулаку своего партнера так, чтобы ваш мизинец был прижат к его мизинцу, ваш безымянный — к его безымянному, ваш средний палец — к его среднему пальцу, ваш указательный — к его указательному. Стойте так, словно вы привязаны друг к другу. Тем более что это так и есть: во всяком споре спорящие всегда тем или иным образом зависят друг от друга. Итак, восемь пальцев прижаты друг к другу, а большие пальцы вступают в бой. Сначала они направлены вертикально вверх. Затем один из вас считает до трех, и на счет "три" начинается бокс. Побеждает тот, чей большой палец окажется сверху, прижав большой палец партнера к руке хотя бы на секунду. После этого вы можете начать следующий раунд. Все поняли суть игры?

Говорят, что эту игру придумали датские мужчины, скучая в долгую темную зиму у себя на Севере. Но в нее могут играть и девочки, и мальчики, потому что все зависит не от силы, а от скорости реакции и остроты глаз. Можно выиграть и хитростью. Например, если делать обманные движения и броски, поддаваться на время, чтобы затем воспользоваться движением пальца партнера вниз. Попробовав поиграть в эту игру пару раундов, вы почувствуете, что у вас получается все лучше и лучше, и вам понравится эта игра. После пяти раундов сделайте перерыв, чтобы рука отдохнула, и выберите себе другого партнера. Прощаясь со своим партнером, поклонитесь ему в благодарность за честное ведение борьбы.



Упражнение 7 «Агрессивное поведение»



Цель: Исследование агрессивного поведения.

Материалы: Бумага и карандаш — каждому ребенку .

Инструкция: Возьмите каждый по листу бумаги и запишите на нем все, что делает тот человек, о котором можно сказать: "Да, он действительно агрессивный". Выпишите небольшой рецепт, следуя которому, можно создать агрессивного ребенка. Например: пара крепких кулаков, громкий голос, большая порция жестокости и т.д. (Затем попросите нескольких ребят продемонстрировать элементы такого поведения, а группа должна отгадывать, что именно они показывают.)

А теперь подумайте о том, какие элементы агрессивного поведения ты встречаешь здесь, в этой группе. Что тебе кажется агрессивным? Когда ты сам проявляешь агрессивность? Каким образом ты можешь вызвать агрессию по отношению к себе?

Возьми еще один лист бумаги, раздели его вертикальной линией посередине. Слева запиши, как окружающие в течение дня проявляют агрессию по отношению к тебе. Справа запиши, как ты сам проявляешь агрессию по отношению к другим детям.

На это упражнение можно отвести 10-15 минут. После этого попросите воспитанников зачитать свои записи.

Анализ упражнения:

— Вы можете представить, что кто-нибудь из вас станет драчуном или эдаким "Рэмбо"?

— Бывают ли такие дети, которые проявляют свою агрессию не кулаками, а каким-то другим способом?

— Почему и дети, и взрослые так часто пытаются почувствовать свое превосходство, унизив других?

— Как ведет себя жертва агрессии?

— Как становятся жертвой? Что можно сделать, чтобы не быть жертвой?

— В чем проявляется равноправие между детьми?

— Как бы ты описал свое собственное поведение?



Упражнение 8 "Шутливое письмо"



Цели: Часто проблему решить легче, если подходить к ней не только оптимистически, но и с чувством юмора. В ходе этого упражнения дети могут написать шутливое письмо знакомому, в общении с которым они испытывают трудности. Это письмо относится к разряду тех, которые можно писать, но не стоит отправлять.

Материалы: Каждому ребенку нужны бумага и карандаш.

Инструкция: Выберите себе кого-нибудь, на кого вы недавно рассердились, с кем у вас сложные и непростые отношения. Напишите этому человеку шутливое письмо, в котором вы безмерно преувеличите все свои чувства по отношению к нему. Также вы можете безгранично преувеличить и "провинности" этого человека. Старайтесь писать так смешно, чтобы вам самому захотелось посмеяться над этой проблемой или этим конфликтом.Попросите желающих прочитать свои письма вслух. Завершите этот процесс игрой в "снежки". Пусть все дети скомкают свои письма и покидаются ими пару минут, прежде чем все они окажутся в корзине для бумаг.

Анализ упражнения:



1.       Как ты себя чувствовал, когда писал шутливое письмо?

2.       Что было при этом труднее всего?

3.       Легко ли тебе было преувеличить свои собственные чувства, например, злость или обиду?

4.       Можешь ли ты иногда смеяться над самим собой?

5.       Как ты думаешь, что бы сказал человек, которому ты писал, если бы прочитал твое письмо?

6.       Когда полезно смеяться над конфликтом?





Упражнение 9 «Король и королева»



Участники выбирают из своей группы двух человек на роль короля и королевы. Они рассаживаются на импровизированный трон (желательно с возвышением). Задача остальных участников – подойти и поприветствовать отдельно короля и королеву. Форма приветствия может быть любой. «Монархи» также приветствуют участников.

Анализ: это упражнение на обнаружение «защит» личности. Каждый из участников, исходя из игровой ситуации, должен пережить некоторые унижения – поклон королю; и каждый по-своему должен будет «защищаться» от этой травмирующей ситуации. Анализируется, кто и как избегал этой ситуации подчинения.



Упражнение 10 «Любовь и злость»



Цели: В ходе этой игры дети могут обратить внимание на то, что по отношению к одним и тем же людям они одновременно испытывают и позитивные, и негативные чувства. Кроме того, они могут научиться не поддаваться этим чувствам целиком, а ощущать и любовь, и злость, сохраняя при этом глубокий контакт с другим человеком.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг и закройте глаза.

Представь себе, что сейчас ты разговариваешь с кем-нибудь, на кого ты рассердился. Скажи этому человеку, за что ты на него рассердился. Может быть, он не выполнил своего обещания или не сделал того, что ты ожидал от него. Поговори с этим человеком про себя, так, чтобы никто не мог тебя услышать. Скажи очень четко и точно, на что именно ты рассердился. Если, к примеру, ты рассердился на своего младшего братишку Федьку, то можешь сказать ему: «Федя, меня выводит из себя, когда ты рисуешь всякие каракули в моей тетради». Если ты рассердился на свою сестру Соню, можешь сказать ей, например: «Я весь дрожу от злости, когда ты проходишь через мою комнату и по дороге разбрасываешь все мои вещи и игрушки». Если ты рассердился на своих родителей, скажи им тоже как можно точнее, чем они тебя прогневили: «Мама, меня очень обижает, что ты заставляешь меня опять выносить мусорное ведро, тогда как Маша и Ира могут вовсе не помогать тебе». (1-2 минуты.)

А теперь скажи человеку, с которым ты разговаривал, что тебе в нем нравится. Скажи об этом тоже как можно конкретнее. Например: «Федя, мне очень нравится, что когда я прихожу из школы, ты бросаешься мне навстречу и радостно обнимаешь меня» или: «Мама, мне очень нравится, когда перед сном ты читаешь мне сказки». (1-2 минуты.)

А теперь подумай немного о том, кто в классе тебя иногда злит. Представь, что ты подходишь к этому человеку и четко и конкретно говоришь ему, чем именно он тебя вывел из себя... (1 минута.)

Теперь мысленно подойди к этому ребенку вновь и скажи ему, что тебе нравится в нем. (1 минута.)

Теперь ты можешь снова открыть глаза и оглядеть круг. Внимательно посмотри на других детей. А сейчас мы можем обсудить, что каждый из вас пережил в своем воображении.

Если Вы заметите, что кто-то из детей допускает обидные замечания в адрес кого-то из присутствующих или отсутствующих в классе, тут же потребуйте, чтобы он сказал в адрес этого же человека что-то позитивное. Также внимательно отслеживайте, чтобы дети выражали свою злость или обиду без обобщений и оценок, то есть, чтобы никто не говорил ничего типа: «Ты дурак!». Допустимо только выражение своих чувств в отношении другого ребенка в виде описания фактов и чувств, например: «Я обижаюсь, когда ты рисуешь своим фломастером на моей парте». Таким способом дети могут ощутить свои негативные эмоции и скрывающуюся за ними энергетику. Благодаря содержательно точному называнию причин своей злости или обиды дети могут заметить, что отвергают не всего человека, а только определенный способ его поведения. Когда гнев точно сфокусирован, ребенок не подпадает столь сильно под его воздействие.

Анализ упражнения:

1.       Как ты себя чувствуешь, когда не говоришь другому о том, что ты рассердился на него?

2.       А как ты себя чувствуешь, когда сообщаешь ему о том, что ты рассердился?

3.       А можешь ли ты выдержать, если кто-нибудь скажет тебе, что он рассердился на тебя?

4.       Есть ли такие люди, на которых ты никогда не сердишься?

5.       Есть ли такие люди, которые никогда не сердятся на тебя?

6.       Почему так важно точно говорить, на что именно ты рассердился?

7.       Когда твой гнев проходит быстрее, когда ты замалчиваешь его, или когда ты о нем рассказываешь?



Упражнение 11 «Пиктограммы»



Цель: приобретение опыта в распознавании эмоций.

Инструкция: Пиктограмма — это емкое графическое изображение предметов, всякого рода информации. Вы все видели примеры пиктограмм, например, на дорожных знаках. Если на знаке нарисованы вилка и ложка — это, конечно, столовая или кафе. Красный крест — это больница или медицинский пункт. Если мы видим табличку с черепом и молнией — это сообщение «Не влезай, убьет». Давайте вспомним, с какими пиктограммами мы еще сталкиваемся в жизни?

После того как участники вспомнили, какие пиктограммы они видели, начинается само упражнение. Оно проходит в несколько этапов:

1. Участникам предлагается продумать, а потом нарисовать следующие пиктограммы: «Веселый праздник», «Грустный день», «Пасмурная погода», «Счастье». После окончания работы устраивается выставка пиктограмм, а затем проводится короткое обсуждение на тему: «Почему пиктограммы одного и того же содержания могут быть нарисованы по-разному?».

2. Группа делится на две команды. Командам предлагается самим придумать содержание пиктограмм и нарисовать их. Рисунков должно быть столько же, сколько человек в команде.

3. Одна из команд поочередно предъявляет свои рисунки, а другая должна угадать, какое содержание скрыто за ними. Побеждает та команда, которая угадывала лучше и более подробно могла объяснить ход своих рассуждений.



Упражнение 12 «Ковер мира»



Цели:

1. Предложение стратегии разрешения конфликтов в группе с помощью переговоров и дискуссий.

2. Побуждение детей к отказу от драк, споров и слез, заменяя их обсуждением проблемы друг с другом.

Материалы: Кусок не слишком толстого пледа размером 90 на 150 сантиметров или мягкий коврик такого же размера. Кроме того, нужны фломастеры, клей и материалы для оформления декораций, например, блестки для вышивания, бисер, ракушки и тому подобное.

Инструкция: Сядьте в круг все вместе. Можете ли вы сказать, о чем вы иногда спорите друг с другом? Что вы делите со своими друзьями? О чем вы спорите в группе? Как вы чувствуете себя после такого спора? Что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения?

Я принесла для всех нас небольшой кусок ткани, который станет нашим "ковром мира". Как только возникнет спор, "противники" могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы.

Давайте посмотрим, что из этого получится. (Положите плед в центр круга, а на него — красивую книжку с картинками или какую-нибудь занятную игрушку.) Представьте себе, что Ваня и Олег хотят получить эту игрушку, но она одна, а их двое. Они оба сядут на "ковер мира", а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них не имеет права просто взять игрушку. (Пусть оба ребенка займут места на ковре.) У кого есть предложение, как можно было бы разрешить эту проблему?

После двух минут дискуссии предложите детям украсить "ковер мира": «Сейчас мы можем превратить этот кусок пледа в "ковер мира" нашей группы. Давайте украсим его».

Этот процесс имеет большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают "ковер мира" частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудив ее. Используйте "ковер мира" исключительно для этой цели. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять "ковер мира" без Вашей помощи. И это очень важно, так как самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. "Ковер мира" придаст детям внутреннюю уверенность и покой, а также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.

Анализ упражнения:

— Почему так важен для нас "ковер мира"?

— Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?

— Почему недопустимо применение в споре насилия?

— Что ты понимаешь под справедливостью?


 

Коррекционная программа "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков из неблагополучных семей

Коррекционная программа "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков из неблагополучных семей

Подростковый возраст — один из самых сложных периодов в онтоге­незе человека

Подростковый возраст — один из самых сложных периодов в онтоге­незе человека

Оптимизация общения ребенка со сверстниками: выработка механизмов эмпатии, сочувствия и доверия друг к другу и окружающим людям, развитие умения взаимодействовать, считаться с другими, совместно решать…

Оптимизация общения ребенка со сверстниками: выработка механизмов эмпатии, сочувствия и доверия друг к другу и окружающим людям, развитие умения взаимодействовать, считаться с другими, совместно решать…

Организационные условия проведения занятий

Организационные условия проведения занятий

Принцип добровольного участия в работе; 2

Принцип добровольного участия в работе; 2

Групповая работа Что понадобиться :Листочки с градусником, индивид тетрадь, шкатулка 3

Групповая работа Что понадобиться :Листочки с градусником, индивид тетрадь, шкатулка 3

Поведение в конфликте» Упражнение

Поведение в конфликте» Упражнение

Выявляя агрессивных детей, следует помнить, что главная задача – не постановка диагноза, не навешивание ярлыка и не подтверждение своих предположений, а, прежде всего, оказание посильной…

Выявляя агрессивных детей, следует помнить, что главная задача – не постановка диагноза, не навешивание ярлыка и не подтверждение своих предположений, а, прежде всего, оказание посильной…

Коррекционная работа в данном направлении заключается: 1) в установлении определенных правил, которые помогут детям справиться с собственным гневом; 2) в закреплении этих правил (навыков) в…

Коррекционная работа в данном направлении заключается: 1) в установлении определенных правил, которые помогут детям справиться с собственным гневом; 2) в закреплении этих правил (навыков) в…

Поэтому так важна работа педагога по развитию у ребенка чувства эмпатии

Поэтому так важна работа педагога по развитию у ребенка чувства эмпатии

Не лгать. Лучше промолчать. 5

Не лгать. Лучше промолчать. 5

Слова педагога на тему «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой»

Слова педагога на тему «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой»

Цель: создание атмосферы единства, повышение позитивного на строя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние

Цель: создание атмосферы единства, повышение позитивного на строя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние

Методика «Градусник» Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»

Методика «Градусник» Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»

Упражнение 2 Облачко гнева Цель: обучение методам релаксации

Упражнение 2 Облачко гнева Цель: обучение методам релаксации

Ритуал прощания. Занятие 8.

Ритуал прощания. Занятие 8.

Основная часть Сегодня мы поговорим о конфликте

Основная часть Сегодня мы поговорим о конфликте

С помощью чего люди могут понимать друг друга?

С помощью чего люди могут понимать друг друга?

Ритуал приветствия. Упражнение 1 «Щепки плывут по реке»

Ритуал приветствия. Упражнение 1 «Щепки плывут по реке»

Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности:

Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности:

Коррекционная программа "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков из неблагополучных семей."

Коррекционная программа "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков из неблагополучных семей."

Приложение 2 Способы выражения агрессии

Приложение 2 Способы выражения агрессии

Сердиться

Сердиться

Приложение 3 «Снижаем агрессию»

Приложение 3 «Снижаем агрессию»

Обоим игрокам завязывают глаза, они ложатся на ковёр, голова к голове, сцепившись левыми руками, а в правые, взяв свёрнутые в трубку газеты

Обоим игрокам завязывают глаза, они ложатся на ковёр, голова к голове, сцепившись левыми руками, а в правые, взяв свёрнутые в трубку газеты

Упражнение 5 «Камушек в ботинке

Упражнение 5 «Камушек в ботинке

Сначала они направлены вертикально вверх

Сначала они направлены вертикально вверх

Почему и дети, и взрослые так часто пытаются почувствовать свое превосходство, унизив других? —

Почему и дети, и взрослые так часто пытаются почувствовать свое превосходство, унизив других? —

Упражнение 9 «Король и королева»

Упражнение 9 «Король и королева»

Теперь ты можешь снова открыть глаза и оглядеть круг

Теперь ты можешь снова открыть глаза и оглядеть круг

Почему пиктограммы одного и того же содержания могут быть нарисованы по-разному?»

Почему пиктограммы одного и того же содержания могут быть нарисованы по-разному?»

Используйте "ковер мира" исключительно для этой цели

Используйте "ковер мира" исключительно для этой цели
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2020