КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Оценка 4.8

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Оценка 4.8
Лекции
docx
преподавание
Детсад
14.03.2021
КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ ПЕДАГОГОВ   «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА  У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. Поэтому звуковой анализ должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии. Чтобы развить это восприятие я предлагаю педагогам поиграть с ребёнком.
11.02.2021 - КДВ - Развитие навыков звукового анализа.docx

ТИТУЛКА 20-21 С ШАПКОЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

 

 «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА  У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

учитель-логопед

Беловол Н.М.

дата проведения

11.02.2021  г.

 

 

 

Анализ – это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними. Синтез – это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета и его признаков, полученных в процессе анализа.

Звуковой анализ – это определение порядка звуков в слове, выделение отдельных звуков, различение звуков по их качественным характеристикам (гласный – согласный, твёрдый – мягкий).

Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. Поэтому звуковой анализ  должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии. Чтобы развить это восприятие я предлагаю педагогам поиграть с ребёнком.

Игра 1.  «Скажи как я» Взрослый произносит слово, выделяя один звук, а ребёнок повторяет (мммыло, машшшина, доммм). Необходимо, чтобы ребёнок научился выделять звук при произнесении слова.

Игра 2.  «Найди место звука в слове». Чтобы ребёнку было интересно, сделайте дорожку из цветной бумаги, разделите её на 3 части, выберите небольшую игрушку или фишку, которую вы будете передвигать вместе с ребёнком по дорожке. Определитесь, место какого звука , и в каком слове вы будете искать. Медленно произносите слово и делайте акцент на звуке (сссанки, подноссс). Если звук слышится вначале слова, то фишка остаётся в начале дорожки. Если звук слышится в конце слова, фишка передвигается до конца дорожки и останавливается там.

Игра 3.  «Назови первый звук в слове». Игра проводиться при помощи мяча. Взрослый называет слово и бросает ребёнку мяч. Ребёнок, поймав мяч, называет первый звук в слове

Игра 4. «Назови слово на заданный звук». Игра проводиться при помощи мяча. Взрослый называет звук и бросает ребёнку мяч. Ребёнок, поймав мяч, называет слово на заданный звук.

И вот первый этап обучения пройден: ребенок легко определяет, какой звук вы подчеркнули, произнося слово; он сам может сказать слово, интонационно выделив в нем любой звук; он легко подбирает слова на заданный звук, определяет место звука в слове. Но это еще не значит, что ребенок научился звуковому анализу слов. Провести звуковой анализ слова – это значит назвать звуки слова в той самой последовательности, в какой они в этом слове находятся.

Что это значит? Если вы спрашиваете ребенка, из каких звуков состоит слово кот, а он отвечает вам: "В слове кот есть звук о, звук к и звук т" – это значит, что он хорошо слышит в слове отдельные звуки, но не умеет еще провести его звуковой анализ. А ведь звуковой анализ – основа грамотного письма. Только представьте себе, что получится, если ваш ребенок будет записывать звуки в слове в произвольной последовательности!

Новый этап обучения – новые задачи. Значит, мы должны дать ребенку новые средства для решения этих задач. Если на первом этапе, когда мы учили детей слышать в словах отдельные звуки, сравнивать слова по звучанию, мы пользовались особым произнесением слова, то при обучении ребенка звуковому анализу слов этого недостаточно.

Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, оно должно быть понятно, материально представлено. Давайте нарисуем схему звукового состава слова: в слове дом три звука – нарисуем три клеточки. И дадим ребенку эту карточку: на ней нарисован дом, чтобы ясно было, какое слово будем разбирать, а под домом – схема этого слова: малыш наш уже знает, что слова состоят из звуков.

Мы показываем ему, что клеточки под картинкой подсказывают, сколько звуков в слове. "Сколько клеточек?" – "Три". – "А сколько звуков в слове?" – "Тоже три". – "Давай будем эти звуки искать. Скажи мне слово дом так, чтобы я услышала в нем первый звук". Это наш ребенок уже умеет – научился на первом этапе обучения. "д-дом", -старательно произносит малыш. – "Какой первый звук?" – "Д". – "Очень хорошо! Давай закроем первую клеточку фишкой, это будет, какой звук?" – "Д".

В качестве фишек можно использовать любой материал: нарежьте из белого картона квадратики или возьмите старую мозаику и выберите из нее белые или желтые элементы. Не берите красные, синие, зеленые – они еще понадобятся.

Итак, перед ребенком схема звукового состава слова дом. Первая клеточка уже закрыта; найдите первый звук в слове. Можно двигаться дальше. "Давай теперь произнесем слово дом так, чтобы услышать в нем второй звук, первый д – мы уже знаем". Помогите ребенку для первого раза, скажите вместе с ним до-о-ом.

Здесь нам очень поможет схема звукового состава слова: нужно произносить слово и одновременно вести пальцем, а лучше специальной палочкой-указкой по схеме и надолго остановить указку на второй клеточке. Указка стоит на второй клеточке схемы, а вы вместе с ребенком долго тянете до-о-ом. "Какой же второй звук в этом слове?" – "О!" – "Отлично! Давай обозначим и этот звук фишкой!" Ребенок берет точно такую же, как первая, фишку и ставит ее на вторую клеточку.

"Видишь, – продолжаете вы, – мы уже знаем два звука в слове дом. Давай найдем последний звук в этом слове. Скажи мне слово дом так, чтобы я услышала в нем последний звук".

И снова вы ведете указкой по уже почти заполненной схеме слова и произносите: "дом-м-м". "Какой последний звук в слове дом-м-м?" – "М-м", – отвечает ребенок и ставит на схему последнюю, третью фишку. Очень важно следить за тем, чтобы ребенок произносил слово в строгом соответствии с движением указки, иначе он будет "терять" звуки.

Вот и проведен впервые звуковой анализ слова. Хорошо бы повторить его еще раз. Но как? Снять фишки и начать все сначала? Это неинтересно малышу! Нет, лучше поиграть в игру "Кто внимательный". "А теперь, – говорите вы, – я буду называть звук, а ты будешь снимать его со схемы. Посмотрим, какой ты внимательный. Убери, пожалуйста, звук д.."

Занимаясь с ребенком, нужно все время помнить: мы учим его звуковому анализу слов, учим его вслушиваться в слово, слышать звуки, его составляющие. Поэтому ребенок должен называть звуки так, как они слышатся в слове. Какой первый звук в слове весна? Давайте послушаем, выделим этот звук голосом: вь-вь-вьесна – первый звук вь. А второй? Вьэ-э-эс. Ребенок хорошо слышит, что второй звук в этом слове э. А мы, взрослые, привыкнув к написанию этого слова, можем сбить малыша с толку, сказав, что второй звук в слове весна – е.

В подготовительной группе ребята знакомятся с характеристикой звуков и учатся делать звуковой анализ слова, используя специальные цветовые обозначения. Чтобы помочь ребёнку сделать звуковой анализ, взрослый должен сам ориентироваться в том. Какие звуки гласные, а какие согласные. Давайте вспомним, что гласные звуки – это звуки, при образовании которых воздух в полости рта не встречает на своём пути преград. В образовании гласных звуков участвует только голос. При произнесении этих звуков струя воздуха не встречает никакой преграды. Эти звуки можно пропеть свободно. Пропойте их вместе с ребёнком: А, О, У, Ы, Э, Ю, Я, Е, Ё.. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

Согласные звуки – звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, язык и нёбо. Произнесите эти звуки вместе с ребёнком: Б,В,Г,Д,Ж,З,К,Л.М,Н.П,Р,С,Т,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ. Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Мягкие звуки мы обозначаем зелёным цветом, а твёрдые согласные – синим.

Чтобы ребёнку было интересно используйте развлекательные моменты, старайтесь поддерживать стойкий интерес к занятиям, желание узнавать новое и усваивать знания и умения. Схемы слов ребёнок может составлять не только при помощи карточек, а и при помощи мелких пуговиц – игрушек соответствующих цветов, что способствует развитию мышц пальцев.

Дополнительная нагрузка на мелкую мускулатуру, если пуговицы хранятся в прозрачной бутылочке или банке с завинчивающейся крышкой, которую малышу нужно открывать или закрывать самостоятельно. Можно самостоятельно сделать коробочку для звукового анализа и заполнить её жетонами. Разноцветные жетоны развивают и укрепляют память, тренируют мышцы пальцев.

Выберите, понравившиеся вам предметы и сделайте звуковой анализ слова МАК.

МММАК – скажи, как я. Какой первый звук в этом слове? Он гласный или согласный? Возьми жетон, который обозначает согласный звук и положи его под картинкой.

МАААК – скажи, как я. Какой звук ты слышишь после М? Какой это звук? Возьми жетон, который обозначает гласный звук и положи его после М.

МАК – (подчёркнуто артикулируется звук К ) – какой последний звук в этом слове? Он гласный или согласный? Возьми жетон, который обозначает согласный звук и положи его после звука А.

Назови все звуки в слове МАК по порядку.

Где находиться звук А : в начале, в конце или в середине слова?

Какой первый звук в слове МАК? А какой в этом слове последний звук?

Назови гласный звук в слове.

Назови согласные звуки в слове.

Сколько всего звуков в слове МАК?

При звуковом анализе получается красочная схема. Теперь вы можете предложить ребёнку зарисовать её в тетради в клетку или на листе бумаги и ещё раз предложить ребёнку произнести слово по звукам. Не рекомендуется переходить к звуковому анализу сложных слов, не освоив простые слова. Только усвоив материал предыдущих занятий, переходите к следующим занятиям.

Чтобы развивать синтез мышления – играйте с ребёнком в игру «Угадай слово». Взрослый называет отдельные звуки, а ребёнок отгадывает слово (р а к – рак).

Помните, в ваших силах помочь ребёнку преодолеть трудности, связанные с речевым нарушением. Развивая навык звукового анализа, вы непременно поможете своему ребёнку успешно учиться в школе.

 


 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «

Анализ – это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними

Анализ – это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними

Какой первый звук?" – "Д". – "Очень хорошо!

Какой первый звук?" – "Д". – "Очень хорошо!

Дополнительная нагрузка на мелкую мускулатуру, если пуговицы хранятся в прозрачной бутылочке или банке с завинчивающейся крышкой, которую малышу нужно открывать или закрывать самостоятельно

Дополнительная нагрузка на мелкую мускулатуру, если пуговицы хранятся в прозрачной бутылочке или банке с завинчивающейся крышкой, которую малышу нужно открывать или закрывать самостоятельно
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2021