Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 5 «Пчелка»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Консультация для педагогов
«Создание музыкальной предметно-развивающей среды по группам
дошкольного образовательного учреждения»
Подготовила:
Корнилова Светлана Леонидовна,
музыкальный руководитель
первой квалификационной категории;
Согласовано: старший воспитатель
__________________Дударева И. А.
Дата проведения:
« » 2020г.
2019-2020 учебный год
«Нет такой стороны воспитания, на
которую обстановка не оказывала бы
влияние, нет способности, которая не
находилась бы в прямой зависимости
от непосредственно окружающего
ребёнка конкретного мира.
Е.И. Тихеева
Образовательная среда – часть совокупности условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Цель: повысить уровень компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей среды в группах мини-центров, способствующей гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия по требованиям ФГОС ДО.
Задачи:
1.Внедрить в практику новые подходы к организации музыкальной предметно-развивающей среды ДОУ, обеспечивающих полноценное музыкальное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО;
2.Организовать развивающую музыкальную среду, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
3.Создать условия для обеспечения разных видов музыкальной деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом гендерных особенностей воспитанников;
4.Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей музыкальной предметно-пространственной среды.
Всем известно и доказано учеными, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей.
Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания в детском саду. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения. Опираясь на работы выдающихся педагогов-психологов, можно отметить, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. А музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность».
Так что же такое музыкальность?
Музыкальность - это комплекс способностей «творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т.д.» развиваемых на основе задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления.
В структуру музыкальности включаются три основные музыкальные способности:
1. Ладовое чувство, которое проявляется при восприятии музыки, как
эмоциональное переживание, чувствованное восприятие;
2. Музыкально-слуховое представление (включает в себя память и
воображение). Эта способность, проявляющая себя в воспроизведении по
слуху мелодии;
3. Чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в
музыке, способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную
выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Развитие музыкальных способностей зависит от психолого-педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию.
Основные принципы построения музыкальной предметно-развивающей среды:
1. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей и склонностей детей;
2. Принцип функционального и эмоционального комфорта детей в среде (музыкальная предметная среда сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребёнка);
3. Принцип системности (периодическое обогащение и обновление содержания предметной среды для поддержания устойчивого интереса детей к творческой деятельности).
Требования к проектированию музыкальной среды:
● Среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития
(Л.С. Выготский).
● Музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы
ребенка, т.е. содержать как консервативные (уже известные ребенку)
компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию.
● Следует помнить: нереализованное стремление сразу же применять
полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются, и,
наоборот, постоянно используемые ребенком знания живут и обогащаются.
Критерии качества музыкальной среды:
Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество). Каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов детской музыкальной деятельности:
- восприятие музыки - пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой деятельности, а также произведения, специально созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей;
- воспроизведение музыки - пособия, побуждающие к певческой деятельности: к восприятию песен, их творческому, выразительному исполнению;
- пособия, побуждающие к музыкально-ритмической деятельности:
к восприятию, исполнению музыки для игры или танца, к творческой выразительности танца и т.п.;
- пособия, побуждающие к игре на детских музыкальных инструментах: восприятию музыки, исполняемой на них, освоению игры на этих инструментах, а также к творческой импровизации;
- музыкально-творческая деятельность – пособия, побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах.
Решение этих задач обеспечивается разнообразием детских музыкальных инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств (магнитофон) и набора кассет, дисков к ним и других технических средств (телевизор, видеомагнитофон, DVD плеер, мультимедиапроектор).
Содержание музыкальной среды отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням.
Таким образом, при создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:
1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей,
хранение.
2. Разнообразие оборудования.
3. Учет возрастных особенностей детей.
4. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.
5. Возможность переноса оборудования в другие места.
Классификация оборудования для музыкальных зон:
1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т.п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами).
2. Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:
• с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.);
• с фиксированной мелодией (шарманки, органчики);
• с одним фиксированным звуком (дудки):
• шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)
3. Музыкально-дидактические игры и пособия:
нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотной грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь»).
4. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио- и видеокассеты, видеодиски).
Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам:
Группы раннего возраста (первый - третий год жизни)
На «музыкальной стене», оформленной в виде сюжета по сказке, представлены:
Блок пособий, стимулирующий развитие восприятия музыки:
1. магнитофон с кассетами, на которых записан разучиваемый репертуар, любимые детские песни, колыбельных песни, инструментальные произведения, используемые воспитателем для проведения элементов музыкотерапии);
2. детские музыкальные инструменты: треугольник, бубен, барабан, металлофон, колокольчики и т.п.;
3. музыкально-дидактические игры: «Угадай, на чем играю?», «Есть у нас чудесный дом» (для развития восприятия низкого и высокого звучания);
4. издающие звуки палочки, ключики, фломастеры (использованные), варежки с пуговицами, коробочки, баночки с наполнителями (горох, пшено, камешки) и т.п.;
5. элементарные музыкально-дидактические игры для развития восприятия тембра: «Найди матрешке подружку», «Из какого яйца вылупился цыпленок?» и т.п.
Блок пособий, побуждающих детей к детской исполнительской деятельности:
· «Чудесный круг», в секторах которого изображено содержание знакомых детям песен (для маленьких детей необходимо, чтобы верхний крутящийся круг имел только один открытый сектор, обеспечивающий видимость одной картинки);
· напольные «ноты»: на каждой странице крупно нарисовано содержание, передающее музыкальный образ песни;
· атрибуты, побуждающие детей к знакомым играм и пляскам;
· двухэтажный домик: на нижнем этаже живут «большие» кошка, собака и т.п., у которых «низкий» голос, на втором этаже живут котенок, щенок, у которых «высокий» голосок;
· дерево с птицей и птенчиками (возможна аппликация на стене около домика);
· детские музыкальные инструменты: треугольник, бубен, барабан, металлофон, колокольчики и т.п.;
Блок пособий, побуждающих детей к первичным музыкально-творческим импровизациям:
ü не озвученные балалайка, гармошка и клавиатура с нотами;
ü элементы ряженья: платочки, косынки, кепки, ленточки, цветы, маски зверюшек и т.п.
ü детские музыкальные инструменты и игрушки для инструментальных импровизаций.
Группы младшего и среднего дошкольного возраста
Музыкальный мини-центр в группе также оформлен по сюжету какой-либо знакомой детям сказки. В нем представлены:
Блок пособий, побуждающий к развитию восприятия музыки и музыкальных звуков:
ü магнитофон с кассетами, на которых записан разучиваемый детский репертуар, любимые детские песни, колыбельные песни; различные инструментальные произведения, используемые воспитателем для проведения элементов музыкотерапии, или во время еды детей, или в период игровой деятельности и т.п.
ü детские музыкальные инструменты: треугольник, бубен, барабан, металлофон, колокольчики и т.п.;-
ü музыкально-дидактические игры: в младшей группе «Чьи детки ?», «Есть у нас чудесный дом» (для развития восприятия низкого и высокого звучания), «Чудесный мешочек», для средней группы - игры из пособия «Наглядные средства в музыкальном воспитании детей»: «Птица и птенчики», «Качели», «Эхо», «Курицы», «Кто как идет»; «Веселые дудочки», «Узнай свой инструмент», «Громко-тихо»;
ü различные самодельные поделки, издающие разнообразные звуки: погремушки, кубики, ключики, фломастеры (использованные), варежки с пуговицами (деревянными, металлическими, пластмассовыми), коробочки, баночки с наполнителями (пшено, гречка, мелкие палочки, пуговицы металлические и т.п.);
Блок пособий, побуждающих детей к детской исполнительской деятельности:
5. три кубика из ватмана, на сторонах одного из них нарисовано содержание песен, разучиваемых детьми, на другом - содержание игр, танцев, плясок, которые дети осваивают, на третьем - инструменты, на которых дети учатся играть (кубики могут создаваться по мере необходимости);
6. «Чудесный круг» с вертящейся стрелкой, в секторах которого представлено содержание знакомых детям песен;
7. атрибуты, побуждающие детей к исполнению знакомых игр и плясок;
8. двухэтажный домик (для младшей группы): на нижнем этаже живут «большие» звери, у которых «низкий» голос, на втором этаже живут их детки, у которых «высокий» голосок;
9. дерево (для младшей группы) с птицей и птенчиками;
10. детские музыкальные инструменты: треугольник, бубен, барабан, металлофон, колокольчики (младшая группа), металлофоны (средняя группа).
11. дидактические пособия: «музыкальный конструктор» (Э.П.Костиной), состоящий для детей младшей группы из 3 кубиков (прямоугольников), для детей средней группы из 5 кубиков (прямоугольников) разной высоты и толщины, соответствующих 3 (5) ступеням «музыкальной лесенки», на кубиках наклеены «ручные знаки».
Блок пособий, побуждающих детей к элементарной музыкально-творческой деятельности:
* элементы ряженья: платочки, косынки, кепки, ленточки, цветы, маски зверюшек и т.п., побуждающие к игровым и танцевальным импровизациям;
* различные детские музыкальные игрушки для импровизаций(младшая группа), металлофоны для инструментальной импровизации (средняя группа).
* упражнения по условно-образному (младшая группа) и условно-схематическому (средняя группа) моделированию последовательности куплетов песни, движений танца.
Группы старшего дошкольного возраста
Музыкальный мини-центр в группе оформлен в виде модуля, створки которого могут раскрываться и закрываться. Модуль имеет дидактическую направленность содержания и оформления. В нем представлены:
Блок пособий, побуждающих к развитию восприятия музыки:
· магнитофон с кассетами, на которых записан разучиваемый детский репертуар, любимые детские песни, колыбельные песни; различные инструментальные произведения, используемые воспитателем для проведения элементов музыкотерапии, или во время еды детей, или в период игровой деятельности и т.п.;
· детские музыкальные инструменты: металлофоны, треугольники, бубны, бонги, маракасы, духовые инструменты, аккордеоны детские и т.п.;
· карточки упражнений по моделированию последовательности куплетов песни, движений танца, вступления в оркестре различных музыкальных инструментов; мелодии песни, ритмических рисунков музыки (два-четыре такта) – с помощью «музыкального конструктора».
·
· музыкально-дидактические игры: для старшей группы – «Труба», «Кто скорее уложит кукол спать», «Веселые гармошки», «Узнай песенку по двум звукам», «Петушок, курочка и цыпленок», «Ритмическое лото», «Угадай, на чем играю», «Узнай звучание своего аккордеона»; для подготовительной группы – «Узнай песенку по двум звука» (2), «Бубенчики», «Музыкальные лесенки», «Цирковые собачки», «Ритмическое лото», «Музыкальные инструменты», «Кто самый внимательный»
· различные самодельные деревянные поделки, издающие разнообразные звуки и приближающиеся к русским народным инструментам: барабанки, колотушки, свирели и т.п.
Блок пособий, побуждающий детей к детской исполнительской деятельности:
ü кубики из ватмана, на сторонах одних из них нарисовано содержание разучиваемых детьми песен, на других - содержание осваиваемых детьми игр, танцев, плясок, на третьем - инструменты, на которых дети учатся играть (в течение года кубики могут создаваться дополнительно по мере необходимости);
ü детские музыкальные инструменты: металлофоны, треугольники, бубны, бонги, маракасы, духовые, аккордеоны детские и т.п., на которых дети осваивают способы игры на них;
ü дидактические пособия: нотный стан с нотами или другими фигурками (на липучках); «передвижка» с пуговицами - большими вверху, маленькими внизу, - натянутыми на вертикальных лесках; «музыкальный конструктор» (Э.П.Костиной), состоящий из 7 кубиков (прямоугольников) разной высоты и толщины, соответствующих 7 ступеням «музыкальной лесенки», на кубиках наклеены «ручные знаки».
Блок пособий, побуждающих детей к музыкально-творческой деятельности:
ü не озвученные балалайка, гармошка и клавиатура с нотами;
ü элементы ряженья: платочки, косынки, кепки, ленточки, цветы, маски зверюшек и т.п., побуждающие к игровым и танцевальным импровизациям;
ü различные детские музыкальные игрушки - инструменты для инструментальной импровизации;
ü музыкально-творческие игры: «Сочини и спой песенку по картинкам», «Песенное лото», домино «Придумай песню» и т.п.; «Сложи и спой (или передай образ в движении под музыку) песенку знакомого персонажа сказки, музыкальное лото (после окончания игры каждый играющий импровизирует на металлофоне, а другие должны отгадать, о ком он играет музыку», игра на пластическую импровизацию под музыку: по последовательности карточек игры ребенок под музыку выразительно передает движениями ход действий героя (например, рыбак ловит рыбу), а остальные дети должны отгадать и т.п.
ü упражнения по условно-образному и условно-схематическому моделированию последовательности куплетов песни, движений танца, вступления в оркестре различных музыкальных инструментов;
ü
ü мелодии песни, ритмических рисунков музыки (два-четыре такта) – с помощью «музыкального конструктора».
Таким образом, представленная музыкальная предметно - развивающая среда функционально моделирует содержание программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.