Консультация для педагогов «Создание музыкальной предметно-развивающей среды по группам дошкольного образовательного учреждения»
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Консультация для педагогов «Создание музыкальной предметно-развивающей среды по группам дошкольного образовательного учреждения»

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
doc
12.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Создание музыкальной предметно-развивающей среды по группам .doc

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад  № 5 «Пчелка»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

 

 

 

Консультация для педагогов

 «Создание музыкальной предметно-развивающей среды по группам

дошкольного образовательного учреждения»

http://www.igraypodrastay.ru/images/muzikalinie_instrumenti_.jpg

 

                                                                                          Подготовила:

                                                                             Корнилова Светлана Леонидовна,

                                                                  музыкальный руководитель

                                                                                    первой квалификационной категории;

                                                                                  Согласовано: старший воспитатель

                                                                                   __________________Дударева И. А.

                                                     Дата проведения:

                                                                  «  »                          2020г.  

 

 

 

 

 

2019-2020 учебный год

 

 

 

 

 «Нет такой стороны воспитания, на

которую обстановка не оказывала бы

влияние, нет способности, которая  не

находилась бы в прямой зависимости

от непосредственно окружающего

ребёнка конкретного мира.

                                                                                                  Е.И. Тихеева

Образовательная среда – часть совокупности условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Цель: повысить уровень компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей среды в группах мини-центров, способствующей гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия по требованиям ФГОС ДО.

   Задачи:

1.Внедрить в практику новые подходы к организации музыкальной предметно-развивающей среды ДОУ, обеспечивающих полноценное музыкальное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО;

2.Организовать развивающую музыкальную среду, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;

3.Создать условия для обеспечения разных видов музыкальной деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом гендерных особенностей воспитанников;

4.Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей музыкальной предметно-пространственной среды.

 

    Всем известно и доказано учеными, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей.

      Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания в детском саду. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения. Опираясь на работы выдающихся педагогов-психологов, можно отметить, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. А музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность».

 

  

 

 

Так что же такое музыкальность?

Музыкальность - это комплекс способностей «творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т.д.» развиваемых на основе задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления.

 

 

В структуру музыкальности включаются три основные музыкальные способности:

1. Ладовое чувство, которое проявляется при восприятии музыки, как

   эмоциональное переживание, чувствованное восприятие;

2. Музыкально-слуховое представление (включает в себя память и

   воображение). Эта способность, проявляющая себя в воспроизведении по

   слуху мелодии;

3. Чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в

    музыке, способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную

    выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

 

      Развитие музыкальных способностей зависит от психолого-педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию.

 

 

 

Основные принципы построения музыкальной предметно-развивающей среды:

 

1.           Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей и склонностей детей;

2.           Принцип функционального и эмоционального комфорта детей в среде (музыкальная предметная среда сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребёнка);

3.           Принцип системности (периодическое обогащение и обновление содержания предметной среды для поддержания устойчивого интереса детей к творческой деятельности).

 

 

 

Требования  к проектированию  музыкальной   среды:

 

●  Среда  должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития

     (Л.С. Выготский).

●   Музыкальная   среда  должна соответствовать структуре когнитивной сферы

     ребенка, т.е. содержать как консервативные (уже известные ребенку)  

     компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию.

●  Следует помнить: нереализованное стремление сразу же применять

    полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются, и,

    наоборот, постоянно используемые ребенком знания живут и обогащаются. 

 

 

Критерии качества музыкальной среды:

Блоки компонентов  среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество). Каждый предусматривает ориентацию на представление в  среде  всех видов детской  музыкальной  деятельности:

восприятие музыки - пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой  деятельности, а также произведения, специально созданные для развития  музыкально-сенсорного  восприятия детей;

воспроизведение музыки - пособия, побуждающие к певческой деятельности: к восприятию песен, их творческому, выразительному исполнению;

- пособия, побуждающие к музыкально-ритмической  деятельности:

 к восприятию, исполнению музыки для игры или танца, к творческой выразительности танца и т.п.;

-  пособия, побуждающие к игре на детских  музыкальных  инструментах: восприятию музыки, исполняемой на них, освоению игры на этих инструментах, а также к творческой импровизации;

музыкально-творческая деятельностьпособия, побуждающие к песенному,  музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских  музыкальных  инструментах.

 

Решение этих задач обеспечивается разнообразием детских  музыкальных  инструментов,  развивающих   музыкальных  игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств (магнитофон) и набора кассет, дисков к ним и других технических средств (телевизор, видеомагнитофон, DVD плеер, мультимедиапроектор).

 

 

Содержание  музыкальной среды  отражает принцип системности в овладении  музыкальной  деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их  музыкальной  деятельности, поэтому следует усложнять содержание  среды  по возрастным ступеням.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, при создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:

 

1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей,

    хранение.

2. Разнообразие оборудования.

3. Учет возрастных особенностей детей.

4. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.

5. Возможность переноса оборудования в другие места.

 

 

 

 

 

 

http://www.raduga-kids.ru/sites/default/files/imagecache/rslide/slider/igrushki._muzykalnye_igrushki_0.jpg

 

 

 

Классификация оборудования для музыкальных зон:

 

1.     Материал для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т.п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами).

 

http://images.myshared.ru/40342/slide_8.jpg

 

2.     Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:

• с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.);

• с фиксированной мелодией (шарманки, органчики);

• с одним фиксированным звуком (дудки):

• шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)

 

 

 

3.     Музыкально-дидактические игры и пособия:

нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотной грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь»).

http://images.myshared.ru/40342/slide_4.jpg

 

4.     Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио- и видеокассеты, видеодиски).

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам:

 

Группы раннего возраста (первый - третий год жизни)

 На «музыкальной стене», оформленной в виде сюжета по сказке,   представлены:

    Блок пособий, стимулирующий развитие восприятия музыки:

1.    магнитофон с кассетами, на которых записан разучиваемый  репертуар, любимые детские песни, колыбельных песни, инструментальные произведения, используемые воспитателем для проведения элементов музыкотерапии);

2.    детские музыкальные инструменты: треугольник, бубен, барабан, металлофон, колокольчики и т.п.;

3.    музыкально-дидактические игры: «Угадай, на чем играю?», «Есть у нас чудесный дом» (для развития восприятия низкого и высокого звучания);

4.    издающие звуки палочки, ключики, фломастеры (использованные), варежки с пуговицами, коробочки, баночки с наполнителями (горох, пшено, камешки) и т.п.;

5.    элементарные музыкально-дидактические игры для развития восприятия тембра: «Найди матрешке подружку», «Из какого яйца вылупился цыпленок?» и т.п.

Блок пособий, побуждающих детей к детской исполнительской деятельности:

·       «Чудесный круг», в секторах которого изображено содержание знакомых детям песен (для маленьких детей необходимо, чтобы верхний крутящийся круг имел только один открытый сектор, обеспечивающий видимость одной картинки);

·       напольные «ноты»: на каждой странице крупно нарисовано содержание, передающее музыкальный образ песни;

·       атрибуты, побуждающие детей к знакомым играм и пляскам;

·       двухэтажный домик: на нижнем этаже живут «большие» кошка, собака и т.п., у которых «низкий» голос, на втором этаже живут котенок, щенок, у которых «высокий» голосок;

·       дерево с птицей и птенчиками (возможна аппликация на стене около домика);

·       детские музыкальные инструменты: треугольник, бубен, барабан, металлофон, колокольчики и т.п.;

Блок пособий, побуждающих детей к первичным музыкально-творческим импровизациям:

ü не озвученные балалайка, гармошка и клавиатура с нотами;

ü элементы ряженья: платочки, косынки, кепки, ленточки, цветы, маски зверюшек и т.п.

ü  детские музыкальные инструменты и игрушки для инструментальных импровизаций.

 

 

 

 

 

Группы младшего и среднего дошкольного возраста

         Музыкальный мини-центр в группе также оформлен по сюжету какой-либо знакомой детям сказки. В нем представлены:

Блок пособий, побуждающий к развитию восприятия музыки и музыкальных звуков:

ü магнитофон с кассетами, на которых записан разучиваемый детский репертуар, любимые детские песни, колыбельные песни; различные инструментальные произведения, используемые воспитателем для проведения элементов музыкотерапии, или во время еды детей, или в период игровой деятельности и т.п.

ü детские музыкальные инструменты: треугольник, бубен, барабан, металлофон, колокольчики и т.п.;-

ü музыкально-дидактические игры: в младшей группе «Чьи детки ?», «Есть у нас чудесный дом» (для развития восприятия низкого и высокого звучания), «Чудесный мешочек», для средней группы -  игры из пособия «Наглядные средства в музыкальном воспитании детей»: «Птица и птенчики», «Качели», «Эхо», «Курицы», «Кто как идет»; «Веселые дудочки», «Узнай свой инструмент», «Громко-тихо»;

ü различные самодельные поделки, издающие разнообразные звуки: погремушки, кубики, ключики, фломастеры (использованные), варежки с пуговицами (деревянными, металлическими, пластмассовыми), коробочки, баночки с наполнителями (пшено, гречка, мелкие палочки, пуговицы металлические и т.п.);

Блок пособий, побуждающих детей к детской исполнительской деятельности:

5.    три кубика из ватмана, на сторонах одного из них нарисовано содержание песен, разучиваемых детьми, на другом -  содержание игр, танцев, плясок, которые дети осваивают, на третьем  -  инструменты, на которых дети учатся играть (кубики могут создаваться по мере необходимости);

6.    «Чудесный круг» с вертящейся стрелкой, в секторах которого представлено содержание знакомых детям песен;

7.    атрибуты, побуждающие детей к исполнению знакомых игр и плясок;

8.    двухэтажный домик (для младшей группы): на нижнем этаже живут «большие» звери, у которых «низкий» голос, на втором этаже живут их детки, у которых «высокий» голосок;

9.    дерево (для младшей группы) с птицей и птенчиками;

10.                        детские музыкальные инструменты: треугольник, бубен, барабан, металлофон, колокольчики (младшая группа), металлофоны (средняя группа).

11.                        дидактические пособия:  «музыкальный конструктор» (Э.П.Костиной), состоящий для детей младшей группы из 3 кубиков (прямоугольников), для детей средней группы из 5 кубиков (прямоугольников) разной высоты и толщины, соответствующих 3 (5) ступеням «музыкальной лесенки», на кубиках наклеены «ручные знаки».

 

 

Блок пособий, побуждающих детей к элементарной музыкально-творческой деятельности:

*       элементы ряженья: платочки, косынки, кепки, ленточки, цветы, маски зверюшек и т.п., побуждающие к игровым и танцевальным импровизациям;

*       различные детские музыкальные игрушки для импровизаций(младшая группа), металлофоны для инструментальной импровизации (средняя группа).

*       упражнения по условно-образному (младшая группа) и условно-схематическому (средняя группа) моделированию последовательности куплетов песни, движений танца.

 

 

 

Группы старшего дошкольного возраста

         Музыкальный мини-центр в группе оформлен в виде модуля, створки которого могут раскрываться и закрываться. Модуль имеет дидактическую направленность  содержания и оформления. В нем представлены:

Блок пособий, побуждающих к развитию восприятия музыки:

·       магнитофон с кассетами, на которых записан разучиваемый детский репертуар, любимые детские песни, колыбельные песни; различные инструментальные произведения, используемые воспитателем для проведения элементов музыкотерапии, или во время еды детей, или в период игровой деятельности и т.п.;

·       детские музыкальные инструменты: металлофоны, треугольники, бубны, бонги, маракасы, духовые инструменты, аккордеоны детские и т.п.;

·       карточки упражнений по моделированию последовательности куплетов песни, движений танца, вступления в оркестре различных музыкальных инструментов; мелодии песни, ритмических рисунков музыки (два-четыре такта) – с помощью «музыкального конструктора».

·        

·       музыкально-дидактические игры: для старшей группы – «Труба», «Кто скорее уложит кукол спать», «Веселые гармошки», «Узнай песенку по двум звукам», «Петушок, курочка и цыпленок», «Ритмическое лото», «Угадай, на чем играю», «Узнай звучание своего аккордеона»; для подготовительной группы – «Узнай песенку по двум звука» (2), «Бубенчики», «Музыкальные лесенки», «Цирковые собачки», «Ритмическое лото», «Музыкальные инструменты», «Кто самый внимательный»

·       различные самодельные деревянные поделки, издающие разнообразные звуки и приближающиеся к русским народным инструментам: барабанки, колотушки, свирели и т.п.

Блок пособий, побуждающий детей к детской исполнительской деятельности:

ü кубики из ватмана, на сторонах одних из них нарисовано содержание разучиваемых детьми песен, на других - содержание осваиваемых детьми игр, танцев, плясок, на третьем - инструменты, на которых дети учатся играть (в течение года кубики могут создаваться дополнительно по мере необходимости);

ü детские музыкальные инструменты: металлофоны, треугольники, бубны, бонги, маракасы, духовые, аккордеоны детские и т.п., на которых дети осваивают способы игры на них;

ü дидактические пособия: нотный стан с нотами или другими фигурками (на липучках); «передвижка» с пуговицами - большими вверху, маленькими  внизу,  - натянутыми на вертикальных лесках; «музыкальный конструктор» (Э.П.Костиной), состоящий из 7 кубиков (прямоугольников) разной высоты и толщины, соответствующих 7 ступеням «музыкальной лесенки», на кубиках наклеены «ручные знаки».

Блок пособий, побуждающих детей к музыкально-творческой деятельности:

ü не озвученные балалайка, гармошка и клавиатура с нотами;

ü элементы ряженья: платочки, косынки, кепки, ленточки, цветы, маски зверюшек и т.п., побуждающие к игровым и танцевальным импровизациям;

ü различные детские музыкальные игрушки - инструменты для инструментальной импровизации;

ü музыкально-творческие игры: «Сочини и спой песенку по картинкам», «Песенное лото», домино «Придумай песню» и т.п.; «Сложи и спой (или передай образ в движении под музыку) песенку знакомого персонажа сказки, музыкальное лото (после окончания игры каждый играющий импровизирует на металлофоне, а другие должны отгадать, о ком он играет музыку», игра на пластическую импровизацию под музыку: по последовательности карточек игры ребенок под музыку выразительно передает движениями ход действий героя (например, рыбак ловит рыбу), а остальные дети должны отгадать и т.п.

ü упражнения по условно-образному и условно-схематическому моделированию последовательности куплетов песни, движений танца, вступления в оркестре различных музыкальных инструментов;

ü  

ü мелодии песни, ритмических рисунков музыки (два-четыре такта) – с помощью «музыкального конструктора».

         Таким образом, представленная музыкальная  предметно - развивающая среда функционально моделирует содержание программы  музыкального  образования детей раннего и дошкольного возраста.

 

http://womanadvice.ru/sites/default/files/imagecache/width_250/tancevalnye_muzykalnye_igry_dlya_detey.png


Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке