муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 13 комбинированного вида» города Новосибирск
Консультация для педагогов
«Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников»
Воспитатель:
Шваюк Е.А.
г. Новосибирск
2021 год
Формирование элементарных математических представлений по праву занимает большое место в системе дошкольного образования, т.к оно является важнейшим средством интеллектуального развития ребенка-дошкольника.
ФЭМП входит в образовательную область "Познавательное развитие" и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно-исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширения кругозора.
Математическое (или по-мнению некоторых учёных предматематическое) развитие детей в детском саду является частью общей подготовки детей к школе. Этот процесс связан со всеми сторонами учебно–воспитательной работы (речевым развитием, игровой и трудовой деятельность, бытом и т.д.). Он оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мысли, учит логике.
Содержание математической подготовки дошкольников в детском саду имеет свои особенности. Они объясняются спецификой математических понятий, историческими и педагогическими традициями в обучении детей дошкольного возраста, требованиями современной школы к уровню общего умственного и математического развития детей.
Рассмотрим основные задачи математической подготовки детей:
1. Формирование системы элементарных математических представлений.
При методически грамотном обучении детей элементам математики, возможно, сформировать у них систему знаний о числе, счёте, величине, геометрических фигурах, пространстве и времени.
Формированию системы знаний способствуют и способы обучения: например, проблемно – поисковый.
2. Формирование предпосылок математического мышления и общего умственного развития.
Усвоение первоначальных математических знаний способствует познавательной деятельности ребёнка. Ребёнок учится упорядочивать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, группировать.
3. Формирование сенсорных процессов и способностей.
Основное направление в обучении детей – дошкольников – это постепенный переход от конкретных, эмпирических знаний к более обобщённым. Эмпирические знания - это совокупность представлений о действительности, получаемая в результате ее непосредственного исследования. Эмпирические знания, формируемые на основе сенсорного опыта – необходимое условие умственного и математического развития дошкольников.
4. Расширение словаря и совершенствование связной речи
Процесс математического развития предполагает планомерное и постепенное обогащение словарного запаса с помощью математических терминов: это пространственный словарь (между, около, перед, за) словарь временных обозначений (в сумерки, медленно, вчера, сегодня, вечер, дни недели), словарь, характеризующий количественные отношения (много, столько сколько, меньше, больше, равно), слова – числительные, а также учиться согласовывать числительные с существительными на интуитивной основе.
Чем глубже осознаются математические связи, тем совершеннее они отражаются в речи.
(Например: Красный столбик выше, но тоньше синего. Левый верхний угол, середина правого края).
И, наоборот, с помощью слова глубже осознают и обобщаются количественные, пространственные, временные представления. Происходит обогащение речи и за счёт специальных терминов (название арифметических действий, геометрических фигур и т.д.). Речевое развитие происходит во взаимосвязи с сенсорными и мыслительными процессами.
5. Формирование начальных форм учебной деятельности.
Важную роль играет математическая подготовка и для становления учебной деятельности. У детей вырабатывается умение: слушать, слышать, действовать в соответствии с указаниями, понимать и решать учебно – познавательные задачи, использовать по назначению наглядный материал, выражать в словесной форме результаты собственных действий, контролировать свои действия и действия товарищей, делать выводы, обобщать.
Ребёнок учиться работать в коллективе.
Развиваются организованность, дисциплинированность, учатся соподчинять интересы.
Все эти задачи имеют место в каждой возрастной группе, но конкретизируются с учётом возраста и индивидуальных особенностей детей.
В повседневной жизни задачи по ФЭМП решаются не изолированно, а комплексно, в тесной связи с другими. Будучи в основном направлены на математическое развитие, они сочетаются с задачами нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания, т. е. всестороннего развития личности.
Формы организации работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников
Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность, в ходе которой воспитатель продуманно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения. Специально организованная деятельность обучающего и обучаемых, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме, называется формой обучения.
Занятия являются основной формой развития элементарных математических представлений в детском саду. На них возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе.
На занятиях, кроме «чисто» образовательных, ставятся также и задачи по развитию речи, мышления, воспитанию качеств личности и черт характера, т. е. разнообразные воспитательные и развивающие задачи.
В практике работы по ФЭМП сложились следующие типы занятий:
· занятия в форме дидактических игр;
· занятия в форме дидактических упражнений;
· занятия в форме дидактических упражнений и игр.
Занятия в форме дидактических игр широко применяются в младших группах. В этом случае обучение носит незапрограммированный, игровой характер. Мотивация учебной деятельности также является игровой.
Однако игровая форма не должна заслонять познавательное содержание, превалировать над ним, быть самоцелью. Формирование разнообразных математических представлений является главной задачей таких занятий.
Занятия в форме дидактических упражнений используются во всех возрастных группах. Обучение на них приобретает практический характер. Выполнение разнообразных упражнений с демонстрационным и раздаточным дидактическим материалом ведет к усвоению детьми определенных способов действий и соответствующих им математических представлений.
Занятия в форме дидактических игр и упражнений наиболее распространены в детском саду. Этот тип занятия объединяет оба предыдущих. Дидактическая игра и различные упражнения образуют самостоятельные части занятия, сочетающиеся друг с другом во всевозможных комбинациях.
Целенаправленная познавательная деятельность вне занятий также является эффективной формой развития элементарных математических представлений у дошкольников.
В самостоятельной познавательной деятельности совершенствуются, углубляются и расширяются математические представления детей. Ее организация возможна лишь при определенном уровне математического развития детей, наличии разнообразных дидактических, игровых материалов, игр математического содержания, руководстве этой деятельностью взрослым.
Самостоятельная познавательная деятельность должна организовываться не только в детском саду, но и в домашних условиях.
Чтобы математика вошла в жизнь дошкольников как способ знакомства с интересными явлениями окружающего мира необходимо использовать наряду с традиционными нетрадиционные формы и методы работы.
К таковым можно отнести: игры-занятия, беседы-занятия, занятия-инсценировки, занятия - по мотивам сказок, занятия-аукционы, занятия-сомнения (поиска истины), занятия-концерты, а так же занятий в форме игр-путешествий, расследований, экспериментов, экскурсий, проблемно-поисковых ситуаций викторин, сюжетно - ролевых игр, соревнований, КВН, «Поле-чудес», «Что? Где?. Когда?», консультаций, взаимообучения. занятий с использованием ИКТ и др.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.