Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского муниципального района Новосибирской области детский сад «Золотой ключик»
Консультация для педагогов
«Способы поддержки детской инициативы »
Подготовила:
Воспитатель ДОУ «Золотой ключик»Ластовская Татьяна Михайловна
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.
В ФГОС указывается, что одним
из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы
детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является
ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства.
Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания
социальной ситуации развития детей.
Основным принципом дошкольного
образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на
основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок
становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так
же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Инициатива — активность в начинании,
активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих
людей.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе - умения, практические навыки.
Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя
и свою инициативу, развивать себя как личность это:
игра; познавательно-исследовательская деятельность; продуктивная деятельность;
коммуникативная деятельность и др. Тем самым можно отметить, что чем выше
уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а
следовательно и динамичнее развитие личности. Проявляется инициативность во
всех видах деятельности, но ярче всего – в игре, в общении,
экспериментировании.
Для развития детской инициативности нужно:
1.Давать простые задания (снимать Страх "не справлюсь"), развивать у
детей инициативу.
2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то
делать.
3. Поддерживать инициативу.
Способы
поддержки детской инициативы:
- создание предметно-пространственной среды для проявления
самостоятельности при выборе ребенка деятельности по интересам;
- выбор ребенком сотоварищей;
- обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;
Образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Условия развития детской инициативы и творческого
самовыражения:
- формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
- создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе
помогу»;
- предвосхищающая положительная оценка « Ты очень творческий ребенок, у тебя
все получится!»
Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо:
1. Предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности
для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
2. Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
3. Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как
личность.
4. Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные
занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;
5. Поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в
разные режимные моменты.
6. Для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию
ребенка создавать для него все необходимые условия;
7. Содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
8. Поощрять различные творческие начинания ребенка.
На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.