Музыка как средство целостного развития ребёнка
Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Нынешние дошкольники намного способнее и более чувствительные, чем раньше. Воспитание, основанное на наказании, противопоказано современным детям. Они столь агрессивны не из-за воздействия СМИ, а в результате их реакции на старые методы воспитания. Современные дети не нуждаются в мотивации страхом и наказанием, так как обладают врождённой способностью отличать хорошее от плохого. У них есть то, чего не было у предыдущих поколений. Основной задачей их воспитания становится понимание подробного плана развития ребёнка, который в нём уже имеется. Задача воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а, прежде всего в том, чтобы создать каждому ребенку все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала. Накопление ребёнком под руководством умного взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, достижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию его возрастного потенциала. Целостное развитие ребёнка – это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребёнком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности. Становится задача пересмотра содержания, совершенствования методики и организации воспитательной работы, осуществления комплексного подхода к делу воспитания. Необходимость осуществления комплексного подхода к воспитанию нашло определенное развитие в теории и практике отечественной педагогики. Так, в последнее время в теории педагогики комплексный подход к воспитанию получил обоснование как один из ведущих принципов воспитания. Нет сомнения в том, что в ближайшее время получат разработку теоретические основы комплексного подхода в связи с созданием целостной системы непрерывного образования. Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребёнка к различным видам деятельности.
Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребёнка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребёнка уже впервые годы его жизни, то естественно необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребёнка, создает основу для эмоционального контакта между ними.
Содержание музыкального воспитания дошкольника является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке. В этот период формируется, прежде всего, восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в музыкальном воспитании детей в целом. Наглядные пособия на музыкальных занятиях дошкольников необходимы не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться. Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Это будет способствовать главной задаче музыкального воспитания – развитии эмоциональной отзывчивости, привитию интереса и любви к ней. В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.