Открытое занятие для родителей по фольклору
Оценка 4.9

Открытое занятие для родителей по фольклору

Оценка 4.9
Работа с родителями
docx
музыка
3 кл—4 кл
06.02.2024
Открытое занятие для родителей по фольклору
Открытое занятие для родителей по фольклору.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 10»

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия вокальной студии

«Музыкальная мозаика»

 

Тема: «По тропинкам игрового фольклора»

 

 

 

 

 

 

Учитель музыки. Педагог дополнительного образования

Олейникова

 

 

 

                                              Нефтеюганск  2023г.

Цель занятия: популяризация детского игрового фольклора, воспитание у обучающихся чувства уважения к культурно-историческому наследию наших предков

Задачи:

·        ознакомление с особенностями семейно-бытовых игровых песен;

·        развитие у обучающихся вокальных способностей на основе детского фольклора;

·        умение двигаться свободно и непринужденно в народных костюмах.

Методическое оснащение занятия:

Оборудование:

-         баян, музыкальный центр, экран, компьютер.

 

Методы работы:

по источнику знаний:

-        словесно - индуктивный (беседа), объяснения темы урока (пояснения практического действия);

-       практические – упражнения,  показ нового музыкального материала.

Методы вокальной педагогики:  концентрический, фонетический, вокальные упражнения, методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.

 

Тип занятия: комбинированный

 

Возраст: 8 - 10 лет

 

Время: 1 ч. 40 мин.

 

Ход урока.

 

1.     Часть занятия

 

         I.Вводная часть.

 

Организационный момент – 5 минут

Приветствие педагога, сообщение темы занятия, плана первой и второй частей занятия.

 

         II. Формирование и закрепление вокальных навыков – 15 минут.

  1. Элементы дыхательной гимнастики. 

  2.Распевание.   Использование упражнений: интонационно -фонопедические, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона, постановке основных вокальных навыков;

упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных       навыков, в том числе скороговорки, активизирующие голосовой аппарат и улучшение дикции.

 

III. Теория и практика. Объяснение нового материала – 25 минут

          Игра занимает исключительное место в жизни ребенка. Она начинается в ранний колыбельный период и со временем становится работой, с помощью которой ребенок развивается физически, приобретает знания и опыт, необходимые для его будущей деятельности. Игра, по идее, является подготовительным упражнением к настоящей жизни. Как отмечал известный исследователь Карой Грос: «Пока в детскую жизнь не врывается воспитание с присущей ему принудительностью, дети заняты главным образом игрой. Если откинуть  еду, питье и сон, то у нормального ребенка не окажется почти ничего, кроме игры». Так было и в каменном веке, так есть и сейчас.

           Большинство народных игр унаследовано детьми от взрослых. Так, в нач. XIX в.  «Жмурки» является любимой игрой девушек-невест, «Коршун» и «Заинька» - любимое развлечение взрослых девиц и парней. А через 100 лет, в нач. ХХ в., эти игры уже стали популярны исключительно у детей.

          В среде взрослых игра имела четко выраженное обрядовое значение, она использовалась и для гадания. В детской среде игра – просто игра.

         Игры детей разных народов схожи между собой, но есть и различия.  В играх русских детей мы видим отражение земледельческого уклада крестьянской работы и быта.  Как же узнать, что песня относится к  земледелию? Правильно в ней показывается, как сеяли, убирали, обрабатывали лен, просо, мак, хмель, а вот к крестьянской работе и быту мы можем отнести такие игры и песни, как «Коршун», «Утка», игра в горшки и т. д.  В играх детей немецких, английских, французских отражается быт стран с  развитой городской культурой и ремеслом.

           Старинные детские игры можно разделить на производственные и бытовые. В первую группу включают игры охотничьи и рыболовные, скотоводческие, птицеводческие, земледельческие.

Во вторую – общественные и семейные. Семейные игры, в свою очередь, делятся на девичьи, любовные, в женитьбу, в семью, домашнее хозяйство.

          Для игр испокон веков существовали  специальные песни. Они, как и сами игры, попали в детский фольклор из взрослого. Вообще, игры и песни, связанные с семейно-бытовыми обрядами имеют очень древнюю историю, и появляются, чуть ли не в каменном веке. Давайте обратимся к некоторым из них.

Игра «Бояре»

Играющие делятся на две команды. Желательно, чтобы в командах были ребята, примерно равные по физической силе. Игра идет на ровной площадке. Команды выстраиваются друг против друга в цепь на расстоянии 10 метров. Первая команда идет вперед со словами:

    – Бояре, а мы к вам пришли!

– и назад:

    – Дорогие, а мы к вам пришли!

Затем возвращается на то же место, где и была. Другая команда повторяет этот маневр со словами:

    – Бояре, а зачем пришли?

Дорогие, а зачем пришли?

Начинается диалог:

    – Бояре, нам невеста нужна.

    Дорогие, нам невеста нужна.

    – Бояре, а какая вам мила?

    Дорогие, а какая вам мила?

Первая команда совещается и выбирает кого-то.

    – Бояре, нам вот эта мила (показывают).

    Дорогие, нам вот эта мила.

Выбранный человек поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи спиной к другой команде.

Вторая команда отвечает, продолжает свой диалог:

    – Бояре, она дурочка у нас.

    Дорогие, она дурочка у нас.

    – Бояре, а мы плеточкой ее.

    Дорогие, а мы плеточкой ее.

    – Бояре, она плеточки боится.

    Дорогие, она плеточки боится.

    – Бояре, а мы пряничка дадим.

    Дорогие, а мы пряничка дадим.

    – Бояре, у ней зубки болят.

    Дорогие, у ней зубки болят.

    – Бояре, а мы к доктору сведем.

    Дорогие, а мы к доктору сведем.

    – Бояре, она доктора укусит.

    Дорогие, она доктора укусит.

Первая команда завершает:

    – Эх, бояре, не валяйте дурака,

    Отдавайте нам невесту навсегда!

Тот участник, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь другой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого из «сватов». Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть «выходит замуж». В любом случае второй кон начинает проигравшая команда, т.е. та, где нет невесты. Задача команд: оставить у себя больше игроков.

          Эта удивительная игра дошла до нас из глубины веков. Местами она с поразительной точностью воспроизводит элементы древнего свадебного обряда. Во-первых, ритуальное осмеивание невесты («она дурочка у нас», «она доктора укусит»). Это делалось, чтобы уберечь ее «от сглаза». Во-вторых, упоминание плетки. В старину жениху вручали плетку, как символ власти над будущей женой. В-третьих, торжественное величание участников игры старинным титулом «бояре». В древности, так порой называли участников свадебного обряда из-за их очень важной роли.

         Давайте с вами поиграем в игру.

Перерыв – 10 минут.

2. Часть занятия

IV. Теория и практика. Объяснение нового материала – 40 минут.

Игра «Горелки»

Эта игра, как и предыдущая, так же имеет прямое отношение к тематике женитьбы и любви. Исследователи считают, что она зародилась в каменном веке и напрямую связана с древним обычаем «умыкания девиц». Или по-простому - воровство невесты, на что указывает бег пары, которую хочет разлучить водящий. На глубокою древность указывает, так же, поэтический оборот «гори-гори ясно». В старину огонь, горение, кипение символизировали любовный жар. Отсюда расхожее выражение – «сгореть от любви». Об особой торжественности данной обрядовой песни говорит так же упоминание трубачей и буйства природы («звезды горят», «журавли кричат»)

         Играющие выстраиваются в колонну парами, взявшись за руки. Водящий стоит перед колонной в нескольких шагах, спиной к играющим. Он говорит:

   «Гори-гори ясно,

   Чтобы не погасло.

  Стой подоле –

   Гляди в поле

   Едут там трубачи

   Да едят калачи.

   Погляди на небо –

   Звезды горят,

   Журавли кричат –

   Гу,гу,гу, убегу.

   Раз, два, не воронь, Беги как огонь!  

На слово «беги» пара, стоящая последней, должна быстро обежать колонну и встать впереди. Водящий тоже должен стремится поймать одного из первой пары. Тот, кого поймали становится водящим.

         Давайте с вами поиграем в «Горелки».

Шуточная песня  «Каравай»

   Последняя песня, на которой мы остановим наше внимание – прекрасно всем знакомый «Каравай».

Как на (имя) именины

Испекли мы каравай:

Вот такой вышины!

Вот такой низины!

Вот такой ширины!

Вот такой ужины!

Каравай, каравай,

Кого хочешь выбирай!

Слова песни сопровождаются соответствующими движениями и жестами участников.

Шуточная песня «Каравай» когда-то исполнялась на именинах как величание. Именины — день памяти святого, имя которого было дано христианину при крещении. В России именины стали праздновать достаточно поздно, лишь в XVII в., и праздничным блюдом в этот день непременно был каравай. Изначально песня «Каравай» исполнялась взрослыми для взрослых. Но за несколько столетий она «перекочевала» с именин на День рождения и превратилась в шуточную детскую песенку.

 

V. Подведение итогов занятия – 5 минут

 

Сегодня мы с вами на занятии разобрали три игровые песни семейно-бытового обряда и  немножечко развлеклись играя. А теперь давайте закрепим наш пройденный материал. Я вам задам несколько вопросов, а вы должны ответить.

1. Какой уклад отражался в народных играх?

(земледелие, крестьянская работа, быт)

2. Какие игры можно отнести к производственной сфере?

(охотничьи, рыболовные, скотоводческие, птицеводческие, земледельческие)

3. Какие игры можно отнести к бытовым?

(общественные и семейные)

4. К какому обряду относятся игры «Бояре», «Горелки»?

(семейно-бытовому)

 

И так, какой же  вывод мы с вами можем сегодня сделать? (ответы детей) 

Игровые песни, связанные с  семейно-бытовыми обрядами являются важным компонентом в изучении народной культуры, а также формированию вокальных данных у детей и подростков.

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 10»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 10»

Цель занятия: популяризация детского игрового фольклора, воспитание у обучающихся чувства уважения к культурно-историческому наследию наших предков

Цель занятия: популяризация детского игрового фольклора, воспитание у обучающихся чувства уважения к культурно-историческому наследию наших предков

III . Теория и практика. Объяснение нового материала – 25 минут

III . Теория и практика. Объяснение нового материала – 25 минут

Давайте обратимся к некоторым из них

Давайте обратимся к некоторым из них

Дорогие, а мы плеточкой ее. –

Дорогие, а мы плеточкой ее. –

Игра «Горелки» Эта игра, как и предыдущая, так же имеет прямое отношение к тематике женитьбы и любви

Игра «Горелки» Эта игра, как и предыдущая, так же имеет прямое отношение к тематике женитьбы и любви

Как на (имя) именины Испекли мы каравай:

Как на (имя) именины Испекли мы каравай:

Какие игры можно отнести к бытовым? (общественные и семейные) 4

Какие игры можно отнести к бытовым? (общественные и семейные) 4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2024