Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 10»
Конспект занятия вокальной студии
«Музыкальная мозаика»
Тема: «По тропинкам игрового фольклора»
Учитель музыки. Педагог дополнительного образования
Олейникова
Нефтеюганск 2023г.
Цель занятия: популяризация детского игрового фольклора, воспитание у обучающихся чувства уважения к культурно-историческому наследию наших предков
Задачи:
· ознакомление с особенностями семейно-бытовых игровых песен;
· развитие у обучающихся вокальных способностей на основе детского фольклора;
· умение двигаться свободно и непринужденно в народных костюмах.
Методическое оснащение занятия:
Оборудование:
- баян, музыкальный центр, экран, компьютер.
Методы работы:
по источнику знаний:
- словесно - индуктивный (беседа), объяснения темы урока (пояснения практического действия);
- практические – упражнения, показ нового музыкального материала.
Методы вокальной педагогики: концентрический, фонетический, вокальные упражнения, методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.
Тип занятия: комбинированный
Возраст: 8 - 10 лет
Время: 1 ч. 40 мин.
Ход урока.
1. Часть занятия
I.Вводная часть.
Организационный момент – 5 минут
Приветствие педагога, сообщение темы занятия, плана первой и второй частей занятия.
II. Формирование и закрепление вокальных навыков – 15 минут.
1. Элементы дыхательной гимнастики.
2.Распевание. Использование упражнений: интонационно -фонопедические, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона, постановке основных вокальных навыков;
упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных навыков, в том числе скороговорки, активизирующие голосовой аппарат и улучшение дикции.
III. Теория и практика. Объяснение нового материала – 25 минут
Игра занимает исключительное место в жизни ребенка. Она начинается в ранний колыбельный период и со временем становится работой, с помощью которой ребенок развивается физически, приобретает знания и опыт, необходимые для его будущей деятельности. Игра, по идее, является подготовительным упражнением к настоящей жизни. Как отмечал известный исследователь Карой Грос: «Пока в детскую жизнь не врывается воспитание с присущей ему принудительностью, дети заняты главным образом игрой. Если откинуть еду, питье и сон, то у нормального ребенка не окажется почти ничего, кроме игры». Так было и в каменном веке, так есть и сейчас.
Большинство народных игр унаследовано детьми от взрослых. Так, в нач. XIX в. «Жмурки» является любимой игрой девушек-невест, «Коршун» и «Заинька» - любимое развлечение взрослых девиц и парней. А через 100 лет, в нач. ХХ в., эти игры уже стали популярны исключительно у детей.
В среде взрослых игра имела четко выраженное обрядовое значение, она использовалась и для гадания. В детской среде игра – просто игра.
Игры детей разных народов схожи между собой, но есть и различия. В играх русских детей мы видим отражение земледельческого уклада крестьянской работы и быта. Как же узнать, что песня относится к земледелию? Правильно в ней показывается, как сеяли, убирали, обрабатывали лен, просо, мак, хмель, а вот к крестьянской работе и быту мы можем отнести такие игры и песни, как «Коршун», «Утка», игра в горшки и т. д. В играх детей немецких, английских, французских отражается быт стран с развитой городской культурой и ремеслом.
Старинные детские игры можно разделить на производственные и бытовые. В первую группу включают игры охотничьи и рыболовные, скотоводческие, птицеводческие, земледельческие.
Во вторую – общественные и семейные. Семейные игры, в свою очередь, делятся на девичьи, любовные, в женитьбу, в семью, домашнее хозяйство.
Для игр испокон веков существовали специальные песни. Они, как и сами игры, попали в детский фольклор из взрослого. Вообще, игры и песни, связанные с семейно-бытовыми обрядами имеют очень древнюю историю, и появляются, чуть ли не в каменном веке. Давайте обратимся к некоторым из них.
Игра «Бояре»
Играющие делятся на две команды. Желательно, чтобы в командах были ребята, примерно равные по физической силе. Игра идет на ровной площадке. Команды выстраиваются друг против друга в цепь на расстоянии 10 метров. Первая команда идет вперед со словами:
– Бояре, а мы к вам пришли!
– и назад:
– Дорогие, а мы к вам пришли!
Затем возвращается на то же место, где и была. Другая команда повторяет этот маневр со словами:
– Бояре, а зачем пришли?
Дорогие, а зачем пришли?
Начинается диалог:
– Бояре, нам невеста нужна.
Дорогие, нам невеста нужна.
– Бояре, а какая вам мила?
Дорогие, а какая вам мила?
Первая команда совещается и выбирает кого-то.
– Бояре, нам вот эта мила (показывают).
Дорогие, нам вот эта мила.
Выбранный человек поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи спиной к другой команде.
Вторая команда отвечает, продолжает свой диалог:
– Бояре, она дурочка у нас.
Дорогие, она дурочка у нас.
– Бояре, а мы плеточкой ее.
Дорогие, а мы плеточкой ее.
– Бояре, она плеточки боится.
Дорогие, она плеточки боится.
– Бояре, а мы пряничка дадим.
Дорогие, а мы пряничка дадим.
– Бояре, у ней зубки болят.
Дорогие, у ней зубки болят.
– Бояре, а мы к доктору сведем.
Дорогие, а мы к доктору сведем.
– Бояре, она доктора укусит.
Дорогие, она доктора укусит.
Первая команда завершает:
– Эх, бояре, не валяйте дурака,
Отдавайте нам невесту навсегда!
Тот участник, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь другой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого из «сватов». Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть «выходит замуж». В любом случае второй кон начинает проигравшая команда, т.е. та, где нет невесты. Задача команд: оставить у себя больше игроков.
Эта удивительная игра дошла до нас из глубины веков. Местами она с поразительной точностью воспроизводит элементы древнего свадебного обряда. Во-первых, ритуальное осмеивание невесты («она дурочка у нас», «она доктора укусит»). Это делалось, чтобы уберечь ее «от сглаза». Во-вторых, упоминание плетки. В старину жениху вручали плетку, как символ власти над будущей женой. В-третьих, торжественное величание участников игры старинным титулом «бояре». В древности, так порой называли участников свадебного обряда из-за их очень важной роли.
Давайте с вами поиграем в игру.
Перерыв – 10 минут.
2. Часть занятия
IV. Теория и практика. Объяснение нового материала – 40 минут.
Игра «Горелки»
Эта игра, как и предыдущая, так же имеет прямое отношение к тематике женитьбы и любви. Исследователи считают, что она зародилась в каменном веке и напрямую связана с древним обычаем «умыкания девиц». Или по-простому - воровство невесты, на что указывает бег пары, которую хочет разлучить водящий. На глубокою древность указывает, так же, поэтический оборот «гори-гори ясно». В старину огонь, горение, кипение символизировали любовный жар. Отсюда расхожее выражение – «сгореть от любви». Об особой торжественности данной обрядовой песни говорит так же упоминание трубачей и буйства природы («звезды горят», «журавли кричат»)
Играющие выстраиваются в колонну парами, взявшись за руки. Водящий стоит перед колонной в нескольких шагах, спиной к играющим. Он говорит:
«Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле –
Гляди в поле
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо –
Звезды горят,
Журавли кричат –
Гу,гу,гу, убегу.
Раз, два, не воронь, Беги как огонь!
На слово «беги» пара, стоящая последней, должна быстро обежать колонну и встать впереди. Водящий тоже должен стремится поймать одного из первой пары. Тот, кого поймали становится водящим.
Давайте с вами поиграем в «Горелки».
Шуточная песня «Каравай»
Последняя песня, на которой мы остановим наше внимание – прекрасно всем знакомый «Каравай».
Как на (имя) именины
Испекли мы каравай:
Вот такой вышины!
Вот такой низины!
Вот такой ширины!
Вот такой ужины!
Каравай, каравай,
Кого хочешь выбирай!
Слова песни сопровождаются соответствующими движениями и жестами участников.
Шуточная песня «Каравай» когда-то исполнялась на именинах как величание. Именины — день памяти святого, имя которого было дано христианину при крещении. В России именины стали праздновать достаточно поздно, лишь в XVII в., и праздничным блюдом в этот день непременно был каравай. Изначально песня «Каравай» исполнялась взрослыми для взрослых. Но за несколько столетий она «перекочевала» с именин на День рождения и превратилась в шуточную детскую песенку.
V. Подведение итогов занятия – 5 минут
Сегодня мы с вами на занятии разобрали три игровые песни семейно-бытового обряда и немножечко развлеклись играя. А теперь давайте закрепим наш пройденный материал. Я вам задам несколько вопросов, а вы должны ответить.
1. Какой уклад отражался в народных играх?
(земледелие, крестьянская работа, быт)
2. Какие игры можно отнести к производственной сфере?
(охотничьи, рыболовные, скотоводческие, птицеводческие, земледельческие)
3. Какие игры можно отнести к бытовым?
(общественные и семейные)
4. К какому обряду относятся игры «Бояре», «Горелки»?
(семейно-бытовому)
И так, какой же вывод мы с вами можем сегодня сделать? (ответы детей)
Игровые песни, связанные с семейно-бытовыми обрядами являются важным компонентом в изучении народной культуры, а также формированию вокальных данных у детей и подростков.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.