МБО ДО «Детская школа искусств»
г. Алексеевки Алексеевского городского округа
«Содержание, формы и методы работы с родителями в ДШИ
в условиях реализации ФГТ»
Гончарова Оксана Викторовна
Преподаватель, концетмейстер
отделение Русские народные инструменты
01.11.2023г.
Оглавление
1. Введение |
3 |
2. Содержание работы с родителями |
4 |
3. Основные формы взаимодействия с родителями: 4. Коллективные 5. Индивидуальные |
4 |
6. Методы взаимодействия работы с родителями: 7. Коллективные |
6 |
8. Индивидуальные |
8 |
9. Заключение |
13 |
10. Список литературы. Информационно-электронные ресурсы |
14 |
Введение
«Воспитывают все: люди, вещи, явления.
Но прежде всего, - люди.
Из них на первом месте родители и педагоги»
А.С. Макаренко
Работа с родителями занимает очень важное место в воспитании и успешном обучении детей в ДШИ. Партнерские отношения семьи и школы создают тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. Значимость таких отношений между школой и семьей сложно переоценить, поскольку социокультурные основы в воспитании ребёнка закладывает, в первую очередь, семья.
Известный возрастной психолог С. Абрамова говорила: «Успешность ребенка в учении определяется многими факторами, в том числе и верой родителей в его силы и возможности, родительской реальной помощью и поддержкой, а не очередной нотацией по поводу плохой оценки».
Педагогика может стать наукой не только для учителей, педагогов и преподавателей, но и для родителей обучающихся, поскольку родители ищут различные пути в воспитании и образовании своих детей. Важно помнить, что главными «специалистами», формирующими разум детей, являются родители. «Учителям, прежде всего, необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей, разъяснять им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении» (В.А. Сухомлинский).
Однако, в современном обществе система семейного воспитания претерпевает отрицательные изменения, что связано с обострением социальных и экономических трудностей в обществе. Наиболее распространёнными проблемами в отношениях семьи и школы можно выделить следующие:
ü чрезмерная занятость родителей добыванием средств к существованию, ведущая к сокращению времени на воспитание детей;
ü недостаточное внимание к образованию своих детей и нежелание участвовать в школьных делах;
ü невысокий образовательный и общекультурный уровень родителей, зачастую повторяющийся у их детей.
ü к сожалению, многие родители, не понимая специфику обучения музыкальному искусству, относятся к музыкальной школе поверхностно, как к «кружку» или «секции», где ребёнок проводит своё свободное время, но при этом не затрачивает усилий в домашней работе.
Педагог, по своей должности обязан тесно сотрудничать с семьей и давать профессиональные советы родителям.
Важным фактором содействия формированию значимых социальных и духовных качеств личности ребенка, является создание единого воспитательно-образовательного пространства «семья – образовательное учреждение».
Содержание работы с родителями состоит в следующем:
1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
Цель работы с родителями: создание единого воспитательного, образовательного пространства «семья – школа».
Задачи работы с родителями:
1. Объединение и координация работы семьи и школы для решения поставленных задач, выявление и совместное решение проблем.
2. Вовлечение родителей в совместную деятельность с педагогом и в музыкальную, общественную жизнь школы.
3. Ознакомление родителей с программой обучения, планом мероприятий детской школы искусств.
4. Консультации родителей по организации учебного процесса и домашних занятий.
4. Создание определенной системы просвещения родителей.
5. Повышение роли семьи в воспитании детей.
Формы взаимодействия преподавателя в работе с родителями:
Форма работы – это способы организации совместной деятельности и общения преподавателя и родителей. Целесообразно сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы дополнительного образования и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к учебному процессу в обучении и творческом развитии своего ребенка.
Индивидуальные формы: это формы общения преподавателя с родителями учащегося на индивидуальной основе взаимодействия, что располагает к большей открытости доверенности, взаимопониманию как между преподавателем и родителями, преподавателем и учеником, так и между родителями и их ребенком, так как это тройное взаимодействие (учитель-родитель-ученик) способствует их более тесному взаимопониманию, а значит общему достижению цели в учебном процессе.
Коллективные формы: информационно-ознакомительные, информационно-познавательные, информационно-просветительские, способствующие установлению эмоционального контакта между преподавателями, родителями, детьми; способствующими их заинтересованности в процессе обучения; повышению психолого-педагогической культуры родителей; осуществлению учебно-воспитательной организационной работы; формированию активной позиции родителей в организации эффективного взаимодействия семьи и дополнительного музыкального образования в лице преподавателя; созданию комфортной обстановки для развития творческих способностей ученика.
Существует немало классификаций форм работы с родителями, предлагаемых преподавателями. Многие из известных форм уже имеют свои «традиции», проверены временем, описаны методики их проведения. Однако развитие общества, науки, технологий способствуют постоянному поиску учителя более эффективных путей взаимодействия с родителями.
Выделяют традиционные формы работы с родителями, такие как например – родительские собрания, лектории, вечера вопросов и ответов, консультации, индивидуальные беседы и т.д. и нетрадиционные формы, такие как – родительские тренинги, встречи с интересными людьми: например с бывшими учениками школы, продолжающими музыкальное образование в средних и высших-специальных учебных заведениях, ринги и др.
Содержанием подобных мероприятий может быть: анализ проделанной работы и результатов мероприятий; освещение нужной на данный момент определенной темы; поздравление учеников, принимавших участие в концертах, конкурсах, фестивалях, лекциях; освещение событий, которые произошли в классе за определенный период; дальнейшее планирование совместной работы и различных мероприятий.
Цель: организация тесного взаимодействия родителей с учебным учреждением, с преподавателем, включение их в совместную творческую деятельность класса, установление единой педагогической позиции.
Результативность: совместная работа по воспитанию детей в школе и дома, удовлетворенность родителей педагогической деятельностью, коллективные творческие мероприятия.
Методы взаимодействия в организации работы с родителями.
Коллективные методы
В начале учебного года целесообразно организовать встречу с родителями учащихся начальных классов, она может быть в форме дня открытых дверей и провести с ними беседу: познакомить их со спецификой работы музыкального учебного заведения, порядками, условиями и задачами. Такая встреча поможет ближе познакомиться с семьёй каждого учащегося, познать их культурный уровень и в связи с этим строить определённые планы. Именно в первые месяцы важно суметь не только увлечь ребенка музыкальными занятиями, но и выработать у него привычку трудиться, тем самым, заложив фундамент для успешного обучения все последующие годы. Не только от преподавателя, но не в меньшей мере и от самих родителей зависит – насколько успешно ребенок будет учиться в музыкальной школе. Конечно, очевидно, что процесс образования и воспитания в школе должен основываться на организации взаимодействия с родителями.
Говоря о работе с родителями, нельзя не отметить роль родительских собраний. Их необходимо проводить 2 раза в год с определенной тематикой и классным концертом.
Важно, чтобы собрание не сводилось к монологу преподавателя, а принимало характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска каких-либо решений. Один из эффективных способов повышения творческой активности участников родительских собраний – включение их в совместную творческую деятельность. Формы работы разнообразны, и часто они определяют позицию родителей не как пассивных слушателей, а стимулируют их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов, в организации и проведении различных мероприятий. В этом и заключается главное достоинство родительского лектория. В определении тематики и планировании также могут участвовать родители, а преподаватель корректирует и направляет их на этом пути.
Огромную роль во взаимодействии преподавателя и родителей имеет внеклассная работа. Трудно переоценить ее значение. Ученик кроме урока получает большую познавательную, просветительскую информацию в области искусства вообще, что собственно является основной целью преподавателя музыки – научить ребенка любить музыку. «Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного», – сказал великий Р.Тагор.
Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогает выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения. Обычно родители с удовольствием и большим желанием принимают участие во внеклассной работе класса, для этого их надо заинтересовать. Методов привлечения много, это совместные посещения филармоний, театров, концертов, мастер-классов, музеев, выставок, праздников, экскурсий. Участвуя в таких мероприятиях, дети, родители и преподаватели получают творческий импульс к развитию своих способностей, а так же эмоциональную и духовную поддержку. Дети получают возможность разобраться в той или иной информации, а родители, незаметно для себя, с увлечением передают и свои знания и опыт, и в итоге они сами часто становятся настоящими любителями искусства.
Совместные поездки на конкурсы, фестивали, концерты являются важной формой работы, где налаживается тесная связь между преподавателем и родителями, которые видят своего ребенка «в деле». Данная форма организации общения преподавателя и родителей выполняет доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствует изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми – протягиваются невидимые нити дружбы и сотрудничества.
Таким образом, формируется особый эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяющее его чувство самоценности, происходит влияние на ценностные ориентации и мировоззрение ребенка.
Если выстроить эффективную технологию взаимодействия с родителями через: организацию интересных форм работы, координацию деятельности всего преподавательского коллектива школы, создания оптимальных взаимоотношений преподавателя и родителей, то можно повысить уровень привлечения родителей к деятельности класса, а также всего учреждения.
Вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями. Родители должны обладать начальными знаниями музыкального предмета, который изучает их ребенок. Это важный момент образования, обучения ребенка в музыкальной школе и без этого пункта его обучение растянется на более длительный период получения знаний и возможно с некоторыми труднопоправимыми ошибками. Особенно в ранний школьный период родители и семейная атмосфера являются наиболее важными факторами в развитии детей. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение преподавателя в их стремлении помочь ребенку. В свою очередь и учитель должен осознать, что его работа в классе с учеником не принесет больших результатов без активного участия его родителей. Партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие.
Здесь применимы как коллективная форма взаимодействия учителя и родителей, так и индивидуальная. Коллективная форма использует такие методы как: дни открытых дверей, родительские собрания, внеклассная работа. В индивидуальной форме используются следующие методы – посещение родителями уроков своего ребенка; посещение его выступлений на концертах, фестивалях, конкурсах с обязательным обсуждением этих выступлений и выявлением как положительных моментов так и отрицательных; помощь в использовании Всемирной сети/Интернета, средств коммуникаций по изучению углублению знаний в интересующей музыкальной проблеме/теме и т.д.
Индивидуальные методы.
Знакомство с укладом жизни семьи. Взаимодействие музыкальной школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей ребенка и его родителей. Изучение семьи ученика позволяет ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. При этом используется комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа и др.
Знакомство с семьей, изучение семьи – дело тонкое, которое требует от преподавателя проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в обучении ребенка. Важно соблюдать следующие правила:
а) Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.
в) Изучение должно быть целенаправленным, планомерным и систематическим.
с) Знакомство с семьей включает в себя следующие пункты: общие сведения о родителях, других членах семьи – братьях, сестрах учащегося. Жилищные условия, материальная обеспеченность, микроклимат в семье, семейные традиции, интерес к музыке, к культуре вообще.
Посещение уроков своего ребенка является как одним из способов получения некоторых музыкальных знаний родителями, так и несет в себе важную информационную, познавательную, эмоциональную ценность взаимопонимания между преподаватель-родитель-ученик. На начальном этапе обучения абсолютно необходимо привлекать родителей посещать уроки.
Уроки организуются с целью ознакомления родителя с предметом, методикой преподавания, спецификой предмета, требованиями учителя. Урок завершается совместным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные или непонятные моменты урока, результаты понимания пройденного материала учеником, ставятся проблемы, намечаются перспективы.
Беседы, индивидуальные консультации помогают преподавателю и родителям лучше понять друг друга. Родители рассказывают о личности ребёнка, его увлечениях, личностных качествах, на которые следует обратить внимание. Преподаватель может поделиться особенностями поведения ребёнка на занятиях. Такое общение позволяет преподавателю лучше понять причины возникающих проблем у учащегося, например при изучении нового материала, во взаимодействии с преподавателем, со сверстниками и т.д.. Для эффективности этих форм важны такие качества преподавателя как тактичность, компетентность, вежливость, заинтересованность.
Родители могут положительно повлиять на успех обучения в том случае, если будут выступать в содружестве с ребенком, верить в его успех, никогда не отказывать в необходимой помощи, поощрять трудолюбие и радоваться его успехам. Там, где учитель и родитель действуют согласованно, обычно лучше осуществляется учебно-воспитательная организационная работа и более правильно ведется воспитание детей в семье вообще. Рекомендации, советы учителя должны обязательно выполняться. Недопустимо, чтобы родители неуважительно отзывались об учителе, позволяли себе пренебрежительные высказывания в его адрес. Это дезориентирует детей, толкает их на ложный путь приспособленчества, поисков компромиссного решения из создавшегося положения. Ставя под сомнение авторитет учителя, родители тем самым подрывают уважение детей к другим окружающим взрослым людям. В том числе и к самим себе. Честнее и проще выяснить какие-либо возникшие недоразумения в личной беседе с преподавателем.
Индивидуальная работа с родителями требует от преподавателя гораздо больше усилий и изобретательности, но и эффективность её значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые музыкальной школой к учащимся и становятся союзниками своего учителя.
Занятия на музыкальных инструментах требуют к себе индивидуального подхода. Есть общие положения, которые возможно обсудить, например, на родительских собраниях, но есть моменты в обучении, требующие абсолютно индивидуального подхода и где требуется родительская помощь и участие. Все дети разные, уклад семей различен, не все моменты обучения также можно вынести на общее обсуждение и именно в индивидуальных беседах, консультациях можно получить нужную преподавателю (и родителю) информацию, уточнить подсказать направить ученика, родителей на верный путь.
Здесь хотелось бы отметить некоторые важные специфические моменты в обучении ребенка игре на музыкальных инструментах, где требуется помощь родителей и соответственно их некоторые знания и умения в этой области.
ü Занятия в музыкальной школе предполагают использование музыкального инструмента. Если инструмент еще не приобретен, следует оказать профессиональную помощь родителям в приобретении «правильного» инструмента.
ü Важная тема– правильная организация рабочего места дома. Часто случается так, что родители слышат об этом, понимают ситуацию, но на деле оказывается, что ребенок сидит дома неправильно. Эта ошибка дает серьезные последствия: ученик имеет неправильную постановку рук, зажат, следовательно, страдает техника и т.д. Поэтому преподавателю необходимо не пропустить этот момент в обучении. Кроме посещения родителями уроков своего ребенка, также возможно применение следующего варианта: родители фотографируют малыша за инструментом дома, а учитель дает указания, где и как исправить ситуацию. И это тоже работает!
ü На начальном этапе обучения особое внимание уделяется рукам, постановке игрового аппарата, т.к. от этого зависит музыкальное будущее ребенка. Нужно постоянно заставлять ребенка следить за руками, как этого требует преподаватель. Сначала этот процесс будет требовать усилий со стороны ребенка. Позднее он перерастет в обычный естественный, и если ранее было не все верно сделано, все упущения в постановке аппарата будут сказываться на исполнении. Ребенок будет чувствовать неудобства, возникнут сложности в техническом отношении. Поэтому вооружение этими знаниями родителей на начальном этапе обучения их ребенка очень важно.
Особенно ученики начального года обучения требуют к себе особого внимания родителей, так как без их помощи дома, занятия на инструменте могут быть непродуктивными, неправильными. Именно в индивидуальных беседах, консультациях можно углубиться в эти важные темы, в частности такие например, как тема домашних занятий ребенка и тема организации рабочего места юного музыканта дома.
Очень интересным для семьи становится опыт совместного музицирования. В таком роде музыкальных занятий происходит формирование партнерских, сплоченных отношений, взаимной поддержки, участия, взаимопонимания. Имеется в виду не только сам процесс обучения, игры на музыкальном инструменте, но и совместное слушание музыки, просмотр видеозаписей, совместное пение и т.д.
К хорошему результату приводит привлечение родителей к совместным занятиям на инструменте. Здесь имеется в виду то, когда родители имеют некоторый опыт игры на музыкальных инструментах, возможно в прошлом учившихся в музыкальной школе или родственники в семье ребенка, обладающие какими-либо музыкальными навыками. Преподаватель должен хоть изредка давать задания, предусматривающие совместную работу ребенка и родителей. Хорошо включать в репертуар ученика с самых первых уроков исполнение «Ансамблей» и привлекать для игры 2-й партии кого-нибудь из родителей или родственников. Это доставляет массу положительных эмоций как ребенку так и родителям. Совместная игра на музыкальном инструменте дома сближает ребенка с его родителями, дает ощущение единства, партнерства, взаимопонимания, взаимопомощи, творения общего прекрасного.
Тут возможности самые разнообразные: игра в четыре руки; игра в ансамбле на разных инструментах; родители, умеющие играть на фортепиано, могут аккомпанировать маленькому скрипачу, домристу или певцу.
Важный стимул для детей, занимающихся музыкой, – участие в концертах, в том числе домашних. Даже если ребенок играет, по вашему мнению, не очень хорошо, с ошибками, непременно надо наградить его исполнение аплодисментами и ободряющими словами. А замечания – потом. Ребенок, выступая в концертах, начинает понимать, что, играя, он приносит слушателям радость. Делая добро, мы сами становимся добрее. Хвала, одобрение, поощрение любых выступлений своего ребенка родителями очень важны.
Тут следует учесть, далеко не все дети любят быть солистами. Куда приятней выступать в домашнем концерте вместе с папой, мамой, бабушкой. Благотворность влияния семьи на развитие интереса к музыке и творческих способностей ребёнка подтверждают биографии многих музыкантов.
Всемирная сеть / Интернет. В последние годы произошло стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и распространение их во все сферы жизнедеятельности человека. В системе образования, в том числе музыкального, возникла проблема создания новой модели образовательного процесса и создания образовательной среды, соответствующей запросам современного общества, которая может быть решена посредством внедрения и активного использования информационно-коммуникационных технологий. Мы живем во время постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций в самых различных сферах нашей жизни, соответственно мы должны быстро адаптироваться к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Всемирная сеть / Интернет прочно входит в нашу систему образования, и мы уже не мыслим наше обучение, получение информации, общения без Сети Интернет.
Взаимодействие с родителями через Всемирную паутину имеет большие плюсы. Для активных родителей-пользователей соц.сетей такая возможность позволяет всегда быть в курсе событий жизни детского объединения. В настоящее время каждое образовательное учреждение имеет свой сайт, где любой родитель имеет возможность не только получить всю интересующую его информацию, но и может общаться как с преподавателями, так и с родителями, учениками.
Преподаватели создают странички объединения в соц.сетях, на сайте школы и др., что помогает родителям видеть достижения своих детей, их одноклассников, отслеживать информацию, видеть фотографии с мероприятий, изучать и знакомиться с различными музыкальными разработками, методическими работами, получать интересующую их на данный момент информацию. Это взаимодействие учитель-родитель может проходить как в коллективной форме, так и в частной индивидуальной.
И в заключении хочу сказать словами известного отечественного педагога И.П. Подласого: «При хорошо организованной совместной деятельности школа и семья становятся действительными партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне определённые задачи и выполняет свою часть работы».
Прогноз результатов
Реализация мероприятий, направленных на организацию взаимодействия с родителями в воспитании ученика-музыканта позволит:
а) сформировать активную позицию родителей в организации эффективного взаимодействия семьи и дополнительного музыкального образования их ребенка;
в) создать комфортную обстановку для развития творческих способностей, познавательной активности, позитивной мотивации ученика;
с) укрепить и расширить рамки взаимодействия семьи, учреждения дополнительного образования и творчества в деле воспитания;
д) добиться стабильной динамики позитивного изменения психологического климата в родительском и детском коллективах.
Заключение
Взаимодействие между преподавателем и родителями обеспечит наличие учебно-воспитательной микросреды, способствующей формированию у родителей, ребенка и преподавателя опыта эффективного планирования своей деятельности и успешной самореализации в учёбе, в творчестве и в жизни.
Успешному обучению ученика в школе дополнительного образования, необходим ряд выполненных условий, без которых не будет полноценного творческого обучения, начиная с наличия музыкального инструмента, грамотной организации рабочего места дома, организации и систематики домашних занятий и заканчивая конечной целью: привитием ученику любви к музыке.
Продуктивность домашней работы зависит, с одной стороны, от отношения к ней ученика, его заинтересованности, активности, сознательности, самоконтроля; с другой – от правильной его организации: регулярности, планомерности, правильного чередования работы и отдыха и благоприятных условий для занятий. И конечно – полной заинтересованности, внимания, поощрения и помощи его родителей! Без этого условия учебный процесс будет иметь минимальный успех. Соответственно для выполнения этих задач необходима большая профессиональная работа преподавателя.
Организация сотрудничества семьи и образовательного учреждения зависит от деятельности преподавателя. Родители и преподаватели – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда преподаватель и родители станут союзниками. Вся атмосфера взаимодействия, общения преподавателя с семьей должны показать, что учитель нуждается в родителях, в объединении усилий.
Сотрудничество преподавателя и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, формировании ценных жизненных ориентаций. Преподаватель и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой области их взаимодействия, быть близкими партнерами в достижении общей цели.
Налаживание дружеских, взаимовыгодных отношений с родителями ученика. как нельзя лучше отразится на развитии духовных и профессиональных качествах ребенка.
В результате повышается ответственность родителей за воспитание детей, между всеми участниками образовательного процесса создается атмосфера взаимопонимания и максимально доверительных отношений, а значит, обеспечивается совместный успех в деле воспитания и обучения детей.
Список используемой литературы
1. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: уч.пособие. – М.: «Советский композитор», 1986.
2. Зак А., Мадорский Л. Ваш ребёнок – ученик музыкальной школы (Электронный ресурс). – http: //www.7ya.ru/pub/music/
3. Кирнарская Д.К. Десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу. «Музыкальная психология и психотерапия», 2009 – №6 – с. 75-78
4. Кузнецов И.Н. Подготовка и оформление рефератов, курсовых и дипломных работ. –Мн.: ООО «Сэр –Вит», 2000.
5. Мадорский Л., Зак А. Музыкальное воспитание ребенка. -«Айрис-Пресс», 2011.
6. Матвеева Л.В. Педагогическое сопровождение ребёнка и семьи в процессе музыкального образования (Текст)// Актуальные проблемы теории и практики музыкального образования: межвуз. сб. науч. тр./ Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010.
7. Работа с семьей в учреждениях дополнительного образования: аукцион методических идей / Авт.-сост. Л.В. Третьякова и др. Волгоград: Учитель, 2009.
Информационно-электронные ресурсы
1. Содержание, формы и методы работы педагога с родителями. Режим доступа// http://www.myshared.ru
2. Эффективные формы работы педагога дополнительного образования с семьей. Режим доступа// https://science-education.ru
3. Локк Д. Для родителей. Режим доступа// https://cyberleninka.ru (Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»).
4. Уайльд О. Мудрые высказывания о воспитании детей. Режим доступа // https://nsportal.ru
5. : https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/328869-formy-sotrudnichestva-pedagoga-dshi-s-roditel
6. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.