Дыхание - это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у
кого-нибудь вызовет возражение.
Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев , без воды – несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут.
Речевое дыхание отличается от обычного дыхания.
Речевое дыхание - это управляемый процесс.
А поможет управлять этим процессом - дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика помогает коррекционной работе с детьми, заикающимися, с ОНР, другими речевыми расстройствами. Она необходима для часто болеющих детей, но так же и для здоровых детей, чтобы сохранить это самое здоровье. А. Н. Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют, потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому - и болезнь отступит».
Давайте поможем своим детям!
С чего же начать? Дыхательная гимнастика начинается с общих
упражнений. Проще говоря, необходимо научить детей правильно
дышать. Цель этих упражнений - увеличить объём дыхания и
нормализовать их ритм. Ребёнка учим дышать при закрытом рте.
Тренируем носовой выдох, говоря ребёнку: «Вдыхай глубоко и выдыхай
длительно через нос». Предлагаем вам самим проделать это. На первый
взгляд простое упражнение (повторяют это упражнение 4-5 раз). Затем
мы тренируем у ребёнка ротовой выдох, закрывая при этом ноздри
ребёнка. Ребёнка учат задерживать вдох, добиваясь быстрого и
глубокого вдоха и медленного, продолжительного выдоха.
Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в лёгкие и насытить
кислородом кровь в лёгочных альвеолах. Дыхание распадается на два
акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в
лёгкие, и выдох - грудная клетка возвращается к своему обычному
объёму, лёгкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.
Ваша задача научить ребёнка хорошо очищать лёгкие.
Если он полностью не выдыхает, то в глубине лёгких остаётся изрядное
количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода,
научив ребёнка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от
частого насморка, кашля, гриппа, ангины.
Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным
сопровождениям. Я предлагаю один из многих комплексов упражнений:
Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки –
пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
Упражнение 2. НАСОСИК.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется
– выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее.
Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.
Упражнение 4. САМОЛЁТ.
Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет
движения в ритме стиха:
Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны
ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу- жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза
Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА.
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять
руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени,
опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 6. ВЕТЕРОК.
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох
через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и
подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы
трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы
трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди,
спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.
Упражнение 7. КУРОЧКИ.
Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно
свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и
одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх
– вдох. Повторить 5 раз.
Упражнение 8. ПЧЁЛКА.
Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди
и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе
произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и
произносим…)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в
стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).
Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание
было глубокое.
Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ.
Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки
опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево –
выдох, вправо – вдох.
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала
3 – 4 раза.
Консультацию подготовила - музыкальный руководитель Рахимзянова Фирюза Абдурахмановна.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.