Что нужно знать о навыках письма
Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений тела.
Овладение навыком письма – длительный и трудоёмкий процесс.
Выделяют три стороны развития письма у дошкольников:
1. Фонематическая сторона - умение различать звуки слова и сопоставлять их с буквами;
2. Графическая сторона - умение правильно отображать на бумаге знаки и символы, включая буквы и цифры;
3. Техническая сторона - умение пользоваться канцелярскими принадлежностями.
К 6-7 годам в основном заканчивается созревание зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику пальцев рук. Поэтому в старшем дошкольном возрасте проходит активное развитие моторики мышц рук и развитие навыков работы с мелкими предметами.
Важно, чтобы к моменту поступления в школу ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков, а не был вынужден исправлять неправильно сформированный навык. Это не только осложняет обучение письму, но и создаёт дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребёнка на первом году обучения в школе.
Поэтому работа по подготовке ребёнка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу.
Процесс формирования письма продолжается несколько лет
и проходит несколько этапов:
Штриховка – развитие мускульной памяти. Этот этап определяет успех всего обучения. Отрабатываются штрихи: сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, по диагоналям. Необходимо научить ребёнка чертить линии одним движением параллельно. Именно это умение определяет чёткость и аккуратность подчерка в будущем.
Рисование элементов и фигур, состоящих из прямых линий.
Рисование элементов и фигур округлых форм.
Написание элементов письменных букв.
Написание букв.
Работа по формированию навыка письма требует много сил и времени как от ребёнка, так и от родителей. Огромная, если не ведущая роль в выполнении этой задачи принадлежит семье – ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребёнка вне стен дошкольного учреждения.
Что важно для подготовки к письму:
Хорошая физическая подготовка играет важную роль в формировании красивого почерка. Укрепление мышечной системы способствует выносливости, позволяет высидеть за партой в течение урока. Крепкие мышцы спины предотвращают искривления позвоночника, сохраняют правильную осанку. Развитые мышцы плечевого пояса и руки избавляют от быстрой усталости, дрожи и мышечного спазма.
Развитая моторика - это координированные движения, направленные на выполнение какого-то действия. Для формирования навыка письма одинаково важно уделять внимание развитию крупной и мелкой моторики. Во время письма задействованы мелкие мышцы кисти и крупные мышцы тела для удержания корпуса в прямом положении.
Умение ориентироваться в пространстве. Ребенку легко будет ориентироваться в тетради или на листке, если он будет владеть такими понятиями как право - лево, верх - низ, сбоку, по центру, в углу.
Владение графическими навыками. В процессе рисования тренируются мышцы кисти. Штриховка, разукрашивание, рисование по клеткам вырабатывает навык соблюдения границ, аккуратность письма, умение ориентироваться в пространстве.
Ручной труд, который включает в себя разного рода поделки, аппликации, лепку, конструирование, вязание и вышивание. Во время занятия ручным трудом происходит совершенствование мелкой моторики, пространственной ориентации, усидчивости, концентрации внимания, аккуратности.
Для того чтобы облегчить процесс формирования навыка письма, уменьшить стресс и не вызвать негативного отношения к школе, необходимо тренировать руку.
Кроме того, успешность работы по формированию навыка письма зависит от её систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.