Звук и буква. Особенности обучения чтению дошкольников.
В чём разница между звуками и буквами?
С рождения ребёнок сталкивается со звуками. Он слышит речь окружающих и начинает говорить сам. И лишь в период обучения грамоте дети знакомятся с буквами – учатся читать и писать. Буква – это специальный знак, который обозначает звук на письме.
Звуки мы слышим и произносим, буквы - пишем и читаем.
Иные соотношения невозможны: букву нельзя произнести, пропеть, проговорить, продекламировать, ее невозможно и услышать. Буквы не бывают ни твердыми, ни мягкими, ни глухими, ни звонкими, ни ударными, ни безударными. Все эти характеристики относятся к звукам.
В русском языке 42 звука: 6 гласных и 36 согласных,
Гласные звуки |
Согласные звуки произносятся кратко, без призвука гласных (не [бэ], а [б]). |
|
твердые |
мягкие |
|
[а] |
[б] |
[б’] |
[о] |
[в] |
[в’] |
[у] |
[г] |
[г’] |
[и] |
[д] |
[д’] |
[э] |
[з] |
[з’] |
[ы] |
[к] |
[к’] |
|
[л] |
[л’] |
|
[м] |
[м’] |
|
[н] |
[н’] |
|
[п] |
[п’] |
|
[р] |
[р’] |
|
[с] |
[с’] |
|
[т] |
[т’] |
|
[ф] |
[ф’] |
|
[х] |
[х’] |
|
[ц] |
[ч] |
|
[ш] |
[щ] |
|
[ж] |
[й] |
тогда как число букв – 33.
Не совпадает количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков), так как не существует звуков Е, Ё, Ю, Я. Это буквы, каждая из которых состоит из двух звуков: я–[йа], е–[йэ], ё–[йо], ю–[йу].
Также отличается количество согласных (21 буква, но 37 звуков), так как одна и та же согласная буква обозначает и твердый, и мягкий звук. Например, буква М может обозначать звуки [м] и [м’]: мыл – [мыл], мил – [м’ил].
Существуют две буквы, которые не обозначают никакого звука - это Ь и Ъ. Они выполняют разделительную функцию. Так же Ь указывает на мягкость предшествующего согласного и выполняет грамматическую функцию. Например, в слове «мышь» Ь не указывает на мягкость предшествующего согласного, а сигнализирует о том, что данное существительное женского рода.
Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма.
Между фонетическим (звуковым) и графическим (буквенным) обликами слова может быть полное соответствие: том - [том] . Однако в русском языке такое соответствие встречается довольно редко.
Примеры:
1) Пишем «вода», произносим [вада]. В безударном положении звучание гласных изменяется.
2) Пишем «пруд», произносим [прут]. Звонкие согласные оглушаются (меняются на глухие) в конце слова.
3) Пишем «книжка», произносим [книшка]. Звонкие согласные оглушаются (меняются на глухие) перед глухими согласными.
4) Пишем «просьба», произносим [прозьба]. Глухие согласные озвончаются (меняются на звонкие) перед звонкими согласными, кроме [в], [в’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
5) Пишем «счастье», произносим [щастье], или «тридцать» - [трицать]. Один звук может обозначаться сочетаниями букв.
Алфавитные названия букв русского языка.
А [а] |
Г [гэ] |
Ё [йо] |
И [и] |
Л [эль] |
О [о] |
С [эс] |
Ф [эф] |
Ч [че] |
Ъ [твердый знак] |
Э [э] |
Б [бэ] |
Д [дэ] |
Ж [жэ] |
Й [и краткое] |
М [эм] |
П [пэ] |
Т [тэ] |
Х [ха] |
Ш [ша] |
Ы [ы] |
Ю [йу] |
В [вэ] |
Е [йэ] |
З [зэ] |
К [ка] |
Н [эн] |
Р [эр] |
У [у] |
Ц [цэ] |
Щ [ща] |
Ь [мягкий знак] |
Я [йа] |
Рекомендации по обучению чтению дошкольников.
1. Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь дошкольника изобилует дефектами произношения и аграмматизмами, следует в первую очередь заняться её исправлением с логопедом;
2. Называйте согласную букву, как звук, кратко - [н] (без призвука гласного), а не алфавитным названием [эн]. Так как ребёнок может в дальнейшем столкнуться с проблемой соединения букв в слоги, и читать, например, так: «на» - [эна], «по» - [пэо].
Алфавитные названия букв ребёнок может узнать и попозже, в школе. А обучению чтению в дошкольном возрасте это может серьёзно помешать.
3.Изучение каждой буквы необходимо дополнять специальными упражнениями:
- объясните ребёнку, что, например, в слове «арбуз» первый звук [а]. Этот звук в слове может находиться в начале, в середине, в конце. Например, в слове акула – в начале и в конце;
- при знакомстве с буквой придумывайте слова с соответствующим звуком;
- назовите ряд слов, попросите ребёнка послушать внимательно и выделить (например, хлопком в ладоши) только слово с изучаемым звуком (буквой);
- заучивайте стихи или чистоговорки с изучаемой буквой.
Например, при знакомстве с буквой Г:
Гусь Гога и гусь Гага
Друг без друга ни шага!
- для лучшего запоминания зрительного образа букв просите малыша сложить их из счетных палочек, скрепок, пуговиц, слепить из пластилина. Выучите стихотворение о букве, которое содержит её описание.
Например, при изучении буквы Б:
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Использованные источники информации:
1. portal-slovo.ru , Болычева Е. М. «Основы Фонетики».
2. nashol.com, «Звуки речи и буквы».
3. Жукова Н. С. «Букварь».
4. Косинова Е. «Логопедический букварь».
5.Волина В.В. «Занимательное азбуковедение».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.