Консультация для родителей дошкольников на тему: "Приобщение детей к народным традициям"
Необходимость приобщения
молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше
сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о
них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского
государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и
активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя,
как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной
культурой: мордовские народные танцы, в которых дети черпают мордовские нравы,
обычаи и свободы творчества в мордовской пляске, или устный народный фольклор:
считалки, стихи, потешки, прибаутки.
В современных условиях модернизации дошкольного
образования особое внимание уделяется совершенствованию педагогического
процесса и повышению развивающего эффекта образовательной работы с детьми,
обеспечивающей творческую деятельность каждого ребёнка. Важной задачей
дошкольного образовательного учреждения становится создание условий для наиболее
полного раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творческих
возможностей. Задача решается на основе использования разных методов и средств
активизации целенаправленной деятельности художественно - эстетического
воспитания детей, обеспечивающих развитие творческих способностей детей,
базовых культурно - эстетических и этических качеств его личности, а также
социальное развитие ребёнка.
С первых лет жизни ребенка приобщают к культуре,
общечеловеческим ценностям, помогают заложить в нем фундамент нравственности,
патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.
Проанализировав уровень воспитанности детей,
педагоги дошкольного учреждения пришли к выводу, что у детей недостаточно
формируются нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине, к
традициям мордовской народной культуры. Данные исследования помогли разработать
план - программу, основанную по приобщению детей к национальной культуре в
соответствии с лучшими традициями педагогики.
Программное обеспечение МБДОУ включает в учебно
– образовательный процесс парциальные программы, посредством которых
прививается у детей любовь к традициям русской народной культуры. В ряде
психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к
народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему
гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического,
нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.
Давайте постараемся разобраться, что такое
народные традиции, что можно к ним отнести.
Слово «традиция» ( от латинского traditio-передача) означает
исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи,
порядки, правила поведения.
Традиция охватывает объекты социального наследия
(материальные и духовные ценности), процесс социального наследования, его
способы. В качестве традиции выступают определённые общественные установки,
нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т.д.
Народные традиции способствуют выработке
мировоззрения, предполагающего как усвоения опыта старших поколений, так и
превращение его в руководство практической деятельностью.
Мордовские
народные традиции открывают
огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и
саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять
собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии
с интересами других людей, требованиями общественного долга.
К
народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В качестве основных средств воспитания народная
педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни,
сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание
воспитание и обучение детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание
добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение
человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа
в виде летописей и устного творчества.
Народные
игры являются традиционным
средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их
быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание быть
сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться
смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к
победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребёнка, источником
радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.
Дети любят весёлые считалки, жеребьёвки,
сопровождающие игры. Иногда считалки полностью состоят из бессмысленных слов и
созвучий. Бессмысленность их объясняется тем, что они перешли из взрослого
фольклора – старшее поколение пользовалось «тайным счётом» вследствие
существовавших запретов считать убитую дичь, куриные яйца, гусей во время
перелёта из-за опасения неудач в охоте и домашнем хозяйстве. Но взрослые забыли
о загадочном счёте, а дети продолжают до настоящего времени пользоваться им в
считалках.
Таким образом, игра издавна занимала в жизни
ребёнка важное место. Благодаря ей дети приучались самостоятельно находить
выход из критического положения, быстро принимать решения и осуществлять их,
проявлять инициативу, то есть приобретали важные качества, необходимые им в
будущей жизни. Народные игры способствовали формированию гармонически развитой
личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.
Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками,
сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область устного
народного творчества представляет собой одно из важнейших средств народной
педагогики. Слово, соединённое с музыкой и движением, обладало ещё большей
силой. Поэтому огромную роль в народных традициях играли песни, музыкальный
инструмент, ритмические пляски, притопывания. Обрядовые песни описывали благополучие,
довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы
обеспечить его в реальной жизни.
Ценность народных традиций огромна, а их утрата
невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции – хранители
народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные
традиции, может встать под сомнение само существование народа.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.