Консультация для родителей ДОУ "Правильная и красивая речь"
Оценка 5

Консультация для родителей ДОУ "Правильная и красивая речь"

Оценка 5
Документация
docx
воспитание +1
3 кл—7 кл
21.08.2023
Консультация для родителей ДОУ "Правильная и красивая речь"
Консультация для родителей Развиваем красивую и правильную речь детей вместе.
консультация.docx

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 Снежинского городского округа

"Детский сад комбинированного вида № 7"

 

 

 

Консультация для родителей

 

Развитие лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР).

 

 

                                                                   

                                                                         Составитель:

Учитель – логопед

                                                                           Иванова К.А.

 

 

 

2023год

 

 

Развитие лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР).

Нарушение лексики у детей с ОНР.

        Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объёма активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов.

        Бедность словаря проявляется в незнании многих слов: названий ягод (клюква, земляника), птиц (аист), профессий (маляр, швея), частей тела и предмета (стопа, кисть; манжета, кузов).

         У многих дошкольников с ОНР выявляются трудности в употреблении прилагательных (кислый, квадратный, гладкий). В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно выполняет или наблюдает.

         Характерной особенностью является неточное употребление слов (замены: короткий-маленький, узкий-тонкий, пушистый-мягкий, употребление слов более общего значения: воркует, чирикает-поёт), смешения слов (кружка-чашка-стакан) и т.д.

Виды работ по развитию лексики у дошкольников с ОНР.

        Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребёнка.

        Главный фактор развития связной речи – наличие заинтересованного слушателя, которым и должны стать вы, уважаемые родители. Конечно у родителей нет тех методических средств, которыми располагают педагоги, но зато в распоряжении мам и пап столько удобных поводов для непосредственного влияния на речь ребёнка. Это и совместный просмотр телепередач с обсуждением их содержания, и чтение перед сном любимых книжек, и прогулки в парке, и посещение детского театра и т.д.

        По мере увеличения представлений об окружающей действительности расширяется словарный запас ребёнка.

        Среди многочисленных приёмов работы по развитию лексики дошкольника, используемых в педагогике, родителям можно предложить следующее:

1.    Показ и называние нового предмета (его признаков или действия). Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета;

2.    объяснение происхождения сложных слов (сахарница-посуда, в которой хранится сахар, хлебница, т.д.);

3.    подбор названия предмета к действию (кто? что? растёт – ребёнок, цветок; кто? что? бежит? - собака, ручей); названий действий к предметам (снег (что делает?) - падает, кружится); признаков к предметам (стул (какой?) - детский, деревянный); подбор однокоренных слов (книга, книжечка, книжный);

4.    подбор синонимов (слов, близких по смыслу): смелый – храбрый, грусть – печаль;

5.    подбор антонимов (слов, противоположных по смыслу): горячий – холодный, сухой – мокрый;

6.    называние единственного и множественного числа существительных: стол – столы, ухо – уши;

7.    образование существительных уменьшительной формы: шарф – шарфик, стол – столик; от данного существительного: стекло – стеклянный, лиса – лисий;

8.    различение женского, мужского и среднего рода существительных (про что можно сказать: моя, мой, моё);

9.    глагольный словарь пополняется и в процессе выполнения различных действий, когда вместе с действием усваивается и слово-название этого действия;

10.   употребление глаголов с разными приставками: палить – вылить – перелить;

11.  нахождение обобщённого названия для группы слов: автобус, трамвай, машина – транспорт, т.д.;

12.  при чтении книг нужно обращать внимание на новые слова, объяснять их значение;

13.  при чтении художественной литературы обращать внимание на такие выражения, как «счастье улыбнулось», «холодный взгляд», т.д..

        Развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитие всех компонентов речи, звукопроизношением и грамматическим строем речи.

 


 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Развитие лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)

Развитие лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)

Развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитие всех компонентов речи, звукопроизношением…

Развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитие всех компонентов речи, звукопроизношением…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.08.2023