Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Снежинского городского округа
"Детский сад комбинированного вида № 7"
Консультация для родителей
Развитие лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР).
Составитель:
Учитель – логопед
Иванова К.А.
2023год
Развитие лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР).
Нарушение лексики у детей с ОНР.
Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объёма активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов.
Бедность словаря проявляется в незнании многих слов: названий ягод (клюква, земляника), птиц (аист), профессий (маляр, швея), частей тела и предмета (стопа, кисть; манжета, кузов).
У многих дошкольников с ОНР выявляются трудности в употреблении прилагательных (кислый, квадратный, гладкий). В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно выполняет или наблюдает.
Характерной особенностью является неточное употребление слов (замены: короткий-маленький, узкий-тонкий, пушистый-мягкий, употребление слов более общего значения: воркует, чирикает-поёт), смешения слов (кружка-чашка-стакан) и т.д.
Виды работ по развитию лексики у дошкольников с ОНР.
Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребёнка.
Главный фактор развития связной речи – наличие заинтересованного слушателя, которым и должны стать вы, уважаемые родители. Конечно у родителей нет тех методических средств, которыми располагают педагоги, но зато в распоряжении мам и пап столько удобных поводов для непосредственного влияния на речь ребёнка. Это и совместный просмотр телепередач с обсуждением их содержания, и чтение перед сном любимых книжек, и прогулки в парке, и посещение детского театра и т.д.
По мере увеличения представлений об окружающей действительности расширяется словарный запас ребёнка.
Среди многочисленных приёмов работы по развитию лексики дошкольника, используемых в педагогике, родителям можно предложить следующее:
1. Показ и называние нового предмета (его признаков или действия). Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета;
2. объяснение происхождения сложных слов (сахарница-посуда, в которой хранится сахар, хлебница, т.д.);
3. подбор названия предмета к действию (кто? что? растёт – ребёнок, цветок; кто? что? бежит? - собака, ручей); названий действий к предметам (снег (что делает?) - падает, кружится); признаков к предметам (стул (какой?) - детский, деревянный); подбор однокоренных слов (книга, книжечка, книжный);
4. подбор синонимов (слов, близких по смыслу): смелый – храбрый, грусть – печаль;
5. подбор антонимов (слов, противоположных по смыслу): горячий – холодный, сухой – мокрый;
6. называние единственного и множественного числа существительных: стол – столы, ухо – уши;
7. образование существительных уменьшительной формы: шарф – шарфик, стол – столик; от данного существительного: стекло – стеклянный, лиса – лисий;
8. различение женского, мужского и среднего рода существительных (про что можно сказать: моя, мой, моё);
9. глагольный словарь пополняется и в процессе выполнения различных действий, когда вместе с действием усваивается и слово-название этого действия;
10. употребление глаголов с разными приставками: палить – вылить – перелить;
11. нахождение обобщённого названия для группы слов: автобус, трамвай, машина – транспорт, т.д.;
12. при чтении книг нужно обращать внимание на новые слова, объяснять их значение;
13. при чтении художественной литературы обращать внимание на такие выражения, как «счастье улыбнулось», «холодный взгляд», т.д..
Развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитие всех компонентов речи, звукопроизношением и грамматическим строем речи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.