Просвирякова Марина Васильевна Программа по формированию здорового образа жизни у дошкольников. Здоровый дошкольник.
Оценка 4.7

Просвирякова Марина Васильевна Программа по формированию здорового образа жизни у дошкольников. Здоровый дошкольник.

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
воспитание
3 кл—7 кл
04.10.2023
Просвирякова Марина Васильевна Программа по формированию здорового образа жизни у дошкольников. Здоровый дошкольник.
ПРОГРАММА по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста «Здоровый дошкольник» ориентирована на педагогов дошкольных образовательных учреждений, направлена на формирование у дошкольников потребности к здоровому образу жизни в совместной работе с семьей и основывается на физиологических, психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста. Программа «Здоровый дошкольник» ориентирует педагогов детского сада и родителей на переосмысление позиции по отношению к здоровью ребёнка и соответственно к своему собственному, через выстраивание целостного образовательного процесса на основе партнёрства и сотрудничества.
Программа по формированию здорового образа жизни дошкольников.docx

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Росток»

 

 

 


https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/01/22/slayd1.jpg

 

 

 

 

ПРОГРАММА 

 

 по формированию здорового образа жизни дошкольников

 

«Здоровый дошкольник»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

 Просвирякова Марина Васильевна

                                                                                                              старший воспитатель

 

Нижняя Салда

2023 г.

 

ПРОГРАММА по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста  «Здоровый дошкольник» ориентирована на педагогов дошкольных образовательных учреждений, направлена на формирование у дошкольников потребности к здоровому образу жизни в совместной работе с семьей и основывается на физиологических, психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста./ составитель: старший воспитатель Просвирякова Марина Васильевна

 

 

В программе представлен план действий, разнообразные формы

работы: анкетирование, практические занятия, консультации,

семинары, педагогические советы. Содержание образовательного процесса и

технологий, направленные на формирование ценностного отношения к

здоровому образу жизни всех участников педагогического процесса,

просматривается через все режимные моменты дошкольного

образовательного учреждения.

 

 

Программа «Здоровый дошкольник» ориентирует педагогов детского сада и

родителей на переосмысление позиции по отношению к здоровью ребёнка и

соответственно к своему собственному, через выстраивание целостного

образовательного процесса на основе партнёрства и сотрудничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=8c301cabc6180acd85e13863efa18df5&n=13&exp=1

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Наименование разделов

Стр.

 

 Паспорт  программы.

2

1.

Целевой раздел

 

1.1.

Пояснительная записка

3

1.1.2

Актуальность программы

5

1.1.3.

Цели и задачи реализации Программы

6

1.1.4.

Принципы и подходы к формированию Программы.

8

1.1.5.

Планируемые результаты освоения Программы

10

II.

Содержательный раздел.

 

2.1.

Формы, методы и средства реализации Программы

11

2.2.

Формы организации образовательной деятельности

12

2.3.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

13

III.

Организационный раздел

 

3.1.

План реализации программы методического сопровождения

17

3.2

Особенности организации предметно-пространственной среды

16

3.3.

Материально-техническое обеспечение

18

3.3.

Информационно – методические условия реализации Программы

20

3.4.

Кадровое обеспечение

21

3.5.

Финансовое обеспечение

22

 

Список литературы

23

 

Приложения

1.      Анкета самооценки образа жизни педагога (В.П.Петленко, Д.Н.Давиденко);

2.      Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы в доу;

3.      Примерное планирование взаимодействия пед.коллектива с родителями;

4.      Перспективное планирование для детей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей»;

5.      Методические рекомендации

6.      Сценарии оздоровительных мероприятий

 

 

 

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=8c301cabc6180acd85e13863efa18df5&n=13&exp=1
Паспорт программы

 «Здоровый дошкольник»

 

Образовательная организация

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Росток» СП ДС «Радуга» Карла Либкнехта, 79

Наименование программы

Программа формирования здорового образа жизни  детей дошкольного возраста «Здоровый дошкольник»

Составитель

программы

  старший воспитатель МАДОУ «Росток» СПДС «Радуга» Просвирякова Марина Васильевна

 

Цель программы

объединение стремления педагогов и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование знаний о здоровом образе жизни детей и осознанного отношения к своему здоровью.

 

 

Задачи программы

·         Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать защитные свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность.

·         Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.

·         Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.

·         Обучить родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создание в семье здорового нравственно-психологического климата

·         Расширить спектр средств и способов работы с родителями.

 

 

 

Нормативно-правовое обеспечение

·         Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержденный Приказом Минобрнауки России №1155 от 17 октября 2013 года).

·         Закон РФ «Об Образовании».

·          «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»

·         Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы «Организация детского питания ».

·         Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений» № 139 от 4 апреля 2003 г.

·         Инструктивно-методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей  дошкольного возраста в организованных формах обучения» №65/23-16 от 14 марта 2000 г.

  • Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ
  • Устав МАДОУ «Росток».

 

 

 

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=8c301cabc6180acd85e13863efa18df5&n=13&exp=1

 

Цель наша должна состоять в том,

Чтобы сделать из детей не атлетов,

Акробатов или людей спорта, а лишь

Здоровых, уравновешенных физически

 и нравственно людей.

I.  Целевой раздел                             

1.1    Пояснительная записка.

           «Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье человека               в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества»

В настоящее время стоит остро вопрос о состоянии здоровья детей, которое, к сожалению, не соответствует ни потребностям ни потенциальным возможностям современного общества. Заболеваемость раннего и дошкольного возраста продолжает оставаться высокой и имеет тенденцию к увеличению. Особую тревогу вызывает физическое здоровье детей на этапе их подготовки к школе. Низкий исходный уровень здоровья в этом возрасте самым неблагоприятным образом сказывается на процессе адаптации детей к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения способности к освоению школьной программы. Между тем известно, что здоровье взрослого человека на 75 % определяется условиями его формирования в детском возрасте. Детство – ключевой критический период жизни, когда осуществляется формирование всех морфологических и функциональных структур, определяющих потенциальные возможности взрослого человека пожизненно. Поэтому именно с раннего возраста необходимо приобщать человека к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии и самосохранении.
Важный субъект начального звена системы – семья как основа психотелесного здоровья ребенка. Она создает условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни. Семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Главная задача педагогов детского сада и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни – формировать разумное отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего детства, владеть необходимыми санитарно-гигиеническими навыками. Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду. Актуальность определяется рядом существующих противоречий между:

необходимостью воспитания здорового и физически развитого ребенка с отсутствием мотивации включения в оздоровительную работу родителей воспитанников;

между сформированными представлениями детей и их родителей о значении здорового образа жизни и фактическим несоблюдением здорового образа в повседневной жизни;

потребностью в технологиях формирования представлений о здоровом образе жизни и умений здорового образа жизни в процессе взаимодействия ДОУ и семьи и отсутствием моделей взаимодействия ДОУ и семьи в данном аспекте.

Для выработки грамотного, эффективного плана действий была разработана программа «Здоровый дошкольник».

Программа «Здоровый дошкольник» реализуется:

 

Ø Во взаимодействии с семьями детей.

 

Срок реализации программы – 4 года, охватывает возрастные периоды детей с 3 до 7 лет

Структура программы:  включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Для реализации программы не требуется дополнительных часов, они входят в раздел «Познавательное развитие» и «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», в воспитательные мероприятия при совместной деятельности педагогов, родителей и детей.       

Программа может корректироваться в связи с изменениями:

         нормативно-правовой базы дошкольного образования;

         запросами родителей (законных представителей).

Открытость нашей Программы предусматривает   то, что каждый  воспитатель  может самостоятельно  дополнять, менять  конкретное  содержание непосредственно образовательной  деятельности  с детьми,  так как результаты анкетирования, наблюдения, взаимодействия будут анализироваться   только ими.  

Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников

           В настоящее время Программа успешно внедряется в нашем детском саду. Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом социального статуса семьи, контингента воспитанников и заинтересованности педагогического состава ДОУ.

Программа предусматривает четыре приоритетных направления работы с родителями, каждый из которых включает комплекс тем.

1. формирование и стимулирование мотивационного отношения к организуемой работе в ДОУ;

2. Получение информации о закономерностях развития детей дошкольного возраста и ознакомление с содержанием работы по предлагаемой программе;

3. Вовлечение их в воспитательно-образовательный процесс и создание оптимальных условий для этого;

4. Применение эффективных методов работы педагога ДОУ с родителями: обеспечение связи информации о здоровом образе жизни ребенка с возможностью оздоровления личной жизни семей в традиционных методах передачи информации (родительские собрания, педагогические беседы и т.д.);

Ресурсное обеспечение Программы «Здоровый дошкольник»

При разработке Программы использовались:

Учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез;

Парциальная программа «Безопасность» авторы Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева.

 Программа по физическому развитию «Здоровье» автор-составитель Г.Ю.Байкова, В.А. Моргачева, Т.М.Пересыпкина.

Образовательная программа "Разговор о правильном питании" М.М. Безруких, рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации, разработанной в Институте возрастной физиологии Российской Академии Образования.

 

1.2 Цели и задачи реализации Программы.

 

Цель программы: объединение стремления педагогов и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование знаний о здоровом образе жизни детей и осознанного отношения к своему здоровью.

Задачи:

1. Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое

развитие, повышать защитные свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность.

2. Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.

3. Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.

7. Обучить родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создание в семье здорового нравственно-психологического климата

8. Расширить спектр средств и способов работы с родителями.

1.2    Принципы и подходы   к формированию    Программы:

 

Основные принципы реализации программы:


1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными технологиями;

2. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов по оздоровлению детей;

3. Принцип комплексности и интеграции – формирование и решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса.

4. Принцип личностной ориентации и преемственности – формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни, с учетом разноуровнего и разновозрастного развития и состояния детей.

5. Принцип гарантированной результативности – реализация прав и потребностей детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.

6.Принцип природосообразности – определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке, его физиологических и психологических особенностях.

7. Принцип дифференциации содержания  педагогического процесса реализуется в необходимости ориентировать на индивидуальные особенности и физические возможности каждого ребенка

Особенности контингента обучающихся МАДОУ «Росток» СПДС «Радуга»  Карла Либкнехта, 79 (меняется и дополняется)

Таблица № 1. Структура контингента обучающихся

 

Кол-во групп в ДОУ

Количество детей по возрастам

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

 

1.

2

 

Социальный паспорт ДОУ

1.

Общее количество детей в ДОУ

 

1.1.

Мальчиков

 

1.2.

Девочек

 

2.

2.1.

Социальный статус  семьи:

полных семей (количество)

 

2.2.

неполных семей (количество). Из них:

 

2.2.1.

количество, где мать (отец) одиночка

 

2.2.2.

количество семей разведенных родителей

 

2.3.

 многодетных семей (количество)

 

2.4.

семей с опекаемыми детьми (количество)

 

3.

Общее количество родителей

 

 

4. Уровень образованности родителей

Имеют высшее образование

Имеют среднее профессиональное образование

Имеют среднее образование

не имеют среднего образования или учатся

3

 

 

 

5. Социальный статус родителей

5.1.

Служащие.    Из них:

 

5.1.1.

Руководители (лица, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений – директора, управляющие, заведующие, главные специалисты и др.)

-

5.1.2.

Специалисты (лица, занятые инженерно-техническими, экономическими и другими работами, в частности администраторы, бухгалтера, инженеры, экономисты, энергетики, юрисконсульты и др.)

 

5.1.3.

Другие работники, относящиеся к служащим (лица осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание, в частности делопроизводители, кассиры, секретари, статистики и др.)

 

5.2.

Рабочие (лица, осуществляющие функции преимущественно физического труда, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей, поддержание в рабочем состоянии машин и механизмов, производственных помещений и т. д.)

 

5.3.

Предприниматели

 

5.4.

Военнослужащие

-

5.5.

Инвалиды

-

5.6.

Пенсионеры

-

 

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены ответственность и активность сторон.

·        Детский сад.

Старший воспитатель ДОУ обеспечивает:

- проведение мониторинга в ходе взаимодействия всех воспитывающих систем;

- создание компетентной команды педагогов, имеющей творческий потенциал, склонной к рефлексии своей деятельности, способной организовать свое самообразование и помочь семье приобрести педагогические знания;

- разработку четких инструкций и заданий;

-взаимодействие со всеми субъектами;

- созданию адекватной условиям образовательной организации системы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, в контексте его позитивного развития;

- выявлению проблем на основе вычленения препятствий, мешающих достижению намеченных целей: микроисследование, анализ, определение разницы между желаемым и достигнутым результатом;

- формированию потребностей в изменениях;

- стимулированию педагогов к взаимодействию с родителями через различные, как традиционные, так и инновационные, формы работы;

- организация круглых столов, практикумов, тренингов, практического участия в образовании родителей, взаимообучения педагогов и родителей.

Педагоги и специалисты (музыкальный руководитель )обеспечивают:

- оказание помощи ребенку в усвоении первоначальных сведений о своем организме и осознанном отношении к своему здоровью совместно с его семьей;

- развитие у ребенка эмоционально-положительного отношения к миру взрослых;

- Создание условий для развития двигательных навыков и умений.

·        Родители:

- осознают самоценность дошкольного детства, владеют необходимыми знаниями о природе развития ребенка, особенностях его взаимодействия с окружающим миром;

- понимают приоритетную роль семейного воспитания в развитии двигательной активности ребенка;

- открыты для взаимодействия с педагогами Доу, принимают необходимую помощь и поддержку;

- способны наполнить жизнь ребенка   в семье яркими, социально и личностно значимыми событиями, связанными с активным образом жизни.

·        Дети:

- активно изучают свое «физическое Я», постепенно расширяя границы своего познания с помощью взрослых; вместе с родителями проявляют интерес к знаниям о своем организме и профилактике заболеваний;

- имеют представления о значении физической культуры для укрепления здоровья; отмечают красоту физически подготовленных людей;

- осознают и принимают ценности здорового образа жизни;

- знают элементарные правила безопасного поведения в жизни и соблюдают их по напоминанию педагога и родителей;

- стремятся научиться применять свои умения и навыки по здоровьесбережению и безопасности жизнедеятельности;

- самостоятельно ухаживают за своим телом, выполняют элементарные закаливающие процедуры;

- решают проблемно-поисковые задачи здоровьесбережения в содружестве со взрослыми и детьми;

- передают свои впечатления посредством рисунков, поделок, рассказов, игр.

1.1.5  Планируемые результаты по окончании реализации программы.

Для детей:

1) Сформированные навыки здорового образа жизни.

2) Правильное физическое развитие детского организма, повышение его

сопротивляемости инфекциям.

3) Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности

4) Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в

здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

Для педагогов:

1) Качественное освоение педагогами инновационных технологий

физического воспитания и оздоровления детей.

2) Повышение профессионального уровня педагогов.

3) Улучшение качества работы по физическому воспитанию с детьми

дошкольного возраста.

4) Личностный и профессиональный рост, самореализация, моральное

удовлетворение.

Для родителей:

1) Сформированная активная родительская позиция.

2) Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и

здоровья.

3) Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

1.1.6 Формы представления результатов планируются:

·        в представлении Программы образования воспитывающих взрослых и детей по формированию осознанного отношения к своему здоровью

·        проведение методических дней;

·        представление работы на городских педагогических чтениях, научно-практических конференциях, на заседаниях муниципальных педагогических сообществ;

·        публикации материалов;

·        презентации детских проектов;

·        участие в конкурсах, соревнованиях.

Содержательный раздел

Программа “Здоровый дошкольник” - комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, физически здорового, разносторонне развитого и раскрепощенного. В ходе реализации программы определились следующие этапы работы:

Этапы построения Программы

 

этапы

Субъекты взаимодействия

содержание

1

2

3

Диагностический

Дети

Цель: способствовать формированию представлений детей о себе, о своем здоровье, о значении физкультуры для укрепления здоровья, о возможных опасностях, угрожающих жизни и здоровью, о практическом применении умений и навыков по охране жизни и здоровья;

Изучение культурно-гигиенических навыков, умений самостоятельно выполнять закаливающие процедуры, физические упражнения.

Взрослые

Цель: оказание содействия в изучении сферы отношения к своему здоровью, выявление форм педагогического воздействия родителей и педагогов на детей

 

Педагог - ребенок

Наблюдения за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельностью детей

 

Педагог - родитель

 

Рефлексия

Цель: определение проблемного поля по формированию осознанного отношения к своему здоровью в условиях детского сада и семьи, совместное осмысление

Педагог

Внешняя и внутренняя мотивация к сотрудничеству с родителями. Направленность на индивидуальный и коллективный результат. Активность, мобильность, прогностичность педагогов на данном этапе

- родительские встречи,

- комплексная система физкультурно-оздоровительной работы,

- педагогический совет

Родитель

При получении информации о физическом развитии ребенка осмысление и принятие решений совместно с педагогами

- рефлексивные круги, организованные встречи с педагогами,

- методы модерации

Проектирование

Цель: создание образовательной программы для детей и воспитывающих взрослых; определение содержания программы и форм взаимодействия с семьей; разработка условий, обеспечивающих формирование осознанного отношения к своему здоровью в условиях детского сада и семьи, определение перспектив развития.

Педагог - родитель

- перспективный план для взаимодействия с родителями,

- перспективный план для детей

Формы взаимодействия:

- консультации;

- семинар-практикум;

- деловая игра;

- мастер-класс;

- день открытых дверей;

- выпуск газет;

- родительские встречи

- творческие проекты

- создание предметно-пространственной среды

Родитель - ребенок

- буклеты;

- походы-прогулки;

- простейший туризм;

- участие в спортивных мероприятиях;

- семейных отдых

Педагог- родитель - ребенок

- Неделя здоровья;

- спортивные праздники

- проведение открытых мероприятий (досуги, праздники)

Организационно – деятельностный

Цель: реализация Программы, мониторинг результатов

Педагог – родитель

Контроль за выполнением плана действий.

Методические рекомендации для воспитывающих взрослых,

Наблюдение за отношениями педагогов и родителей. Выполнение плана, мониторинг результатов и их анализ.

Программа мониторинга:

1.      Информированность сторон об особенностях формирования осознанного отношения к своему здоровью у ребенка в детском саду и семье, о трудностях и перспективах диалога мира детства и мира взрослого, достижения родителей и педагогов в освоении методов приобщения ребенка к здоровому образу жизни, об услугах, оказываемых в детском саду, и о возможной помощи родителям и педагогам от специалиста.

2.      Включенность в совместную деятельность педагогов и родителей.

Оценочно-результативный

Цель: выполнение анализа результатов Программы

Педагог - родитель

Сравнительный анализ.

Оценка педагогами и родителями полученных результатов во взаимодействии.


 

2.1 Формы, методы и средства реализации Программы

В соответствии с содержанием программы разработан план совместных

мероприятий по обеспечению формирования ЗОЖ всех участников

педагогического процесса, в котором отражаются формы работы с детьми,

педагогами и родителями, который необходимо строить  с учётом современных образовательных технологий.

       Содержание работы осуществляется  по направлениям.

       В каждом направлении выделены две части:

 

1. Обучающий компонент — это первоначальные сведения о здоровом образе жизни

2. Воспитывающий компонент — понимание значения ведения здорового образа жизни, оценка своей деятельности в этом направлении и бережное отношение к себе и своему здоровью.

Направления для совместной деятельности педагогов детского сада и родителей воспитанников от 3 до 4 лет

I направление  «Я познаю себя»

Обучающий компонент:

- формирование представлений у детей о себе и других детях.

- формирование представлений о половых различиях.

- части тела: о правилах гигиены тела.

Воспитывающий компонент:

 -бережное отношение к своему здоровью.

- воспитывать желание быть здоровым.

II направление  «Свежий воздух и вода – наши лучшие друзья».

Обучающий компонент:

 -значение закаливания на состояние организма человека;  

- значение  физической нагрузки на развитие детского организма.

Воспитывающий компонент:

- положительное отношение к культурно-гигиеническим процедурам.

III направление  «Движение -  жизнь».

Обучающий компонент:

 - о  двигательных умениях человека;

-  о значении двигательной активности в жизни людей;

-  о приемах самомассажа.

Воспитывающий компонент:

-воспитывать интерес к движению, к совместным подвижным играм детей с родителями.

IV направление «Азбука правильного  питания».

Обучающий компонент:

-  о режиме питания; о полезной и вредной пище;

-  о витаминах.

Воспитывающий компонент:

- воспитывать положительное отношение к овощам и фруктам, блюдам из них приготовленных

Направления для совместной деятельности педагогов детского сада и родителей воспитанников от 4 до 7 лет

        Учитывая активно развивающиеся потребности в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, мы предлагаем для работы с детьми 4-7 лет следующие направления, которые являются логическим продолжением начатой работы с дошкольниками 3-4 лет по формированию здорового образа жизни совместно с семьей.

I направление «Самопознание»

Обучающий компонент:

-  строение организма человека;

- о симптомах заболевания:

-  о критериях здоровья.

Воспитывающий компонент:

-  воспитывать желание быть здоровым.

II направление «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний».

Обучающий компонент.

- О функции кожи.

- Строение зубов.

- Микробы.

- Взаимодействие человека с микробами.

Воспитывающий компонент:

-  Воспитывать устойчивые культурно-гигиенические привычки.

III направление «Азбука здорового питания ».

Обучающий компонент:

-  О полезных и вредных для здоровья продуктах.

-  О содержании витаминов в продуктах.

-  Использование фруктов, овощей в приготовлении пищи.

Воспитывающий компонент:

-  Традиции в семье, в организации семейного стола.

IV направление «Основы личной безопасности и профилактики травматизма».

Обучающий компонент:

- Правила безопасного поведения в быту, на улице.

Воспитывающий компонент.

- Сознательное отношение у дошкольников по безопасности жизнедеятельности.

 

Используемые здоровьесберегающие технологии

 

Технологии обучения здоровому образу жизни. 

Технологии сохранения и стимулирования здоровья. 

 

это, прежде всего, технологии воспитания  культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребѐнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного

поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи

Технология проектной деятельности.

Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Технология детского портфолио

это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Квест-технология

 

информационно-коммуникационные технологии;

Использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания

благоприятного эмоционального фона, а также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному

усвоению новых знаний. Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. В работе с интерактивной доской у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память; речь, а также мелкая моторика. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции

Технология сотрудничества

реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок»

Игровая технология

Игровые технологии являются основой всего дошкольного образования. В свете федерального государственного образовательного стандарта личность ребенка выносится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. В данном контексте игры имеют много познавательных, обучающих функций. В саду часто используются всевозможные дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, народные игры


технологии предметно – развивающей среды

 

 

 

III . Организационный раздел  

Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

 

3.1.  Материально- техническое обеспечение  Программы (может дополняться)

 

- музыкальный зал, в котором для проведения занятий имеется: пианино,

музыкальный центр, телевизор, DWD – приставка, необходимые музыкальные инструменты, дидактические игры;

- физкультурный зал, совмещён с музыкальным, со всем необходимым

спортивным оборудованием: спортивные маты, гимнастические стенки,

резиновые коврики, массажные коврики для профилактики плоскостопия,

массажёры для стоп, нестандартное оборудование, мячи, обручи, мешочки с

песком, канаты, кегли и другое. Всё это позволяет включить в работу

большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность

занятий;

- имеются разные виды картотек: подвижные игры с необходимыми

шапочками и другими атрибутами; для развития основных видов движения,картотека физкультминуток и пальчиковых игр и др.

- на территории детского сада оборудованы: спортивная, баскетбольная площадки, нанесена цветовая разметка для увеличения двигательной активности детей на прогулке;

- спортивная площадка для занятий на воздухе оснащена необходимым

инвентарём и оборудованием: «ямой» для прыжков в длину, «полосой

препятствий» для развития выносливости, гимнастическими стенками турниками;

- в каждой возрастной группе имеются уголки движения (спортивные

уголки), где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением

педагогов;

- работает специалист: музыкальный руководитель;

- кабинет методического обучения: в кабинете имеется литература по вопросам формирования здорового образа жизни, картотеки игр.

3.2.          Информационно – методические условия реализации Программы

Автор, название, год издания учебного, учебно-методического издания и (или) наименование электронного образовательного, информационного ресурса (группы электронных образовательных, информационных ресурсов)

Вид образовательного и информационного ресурса (печатный/электронный)

1.     Проект образовательной программы «Энциклопедия здоровья»

2.     Т.В. Гулидова, Н.А.Мышкина, 2016г.

печатный

3.Парциальная программа «Безопасность» авторы Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева.

печатный

3.     Программа по физическому развитию «Здоровье» автор-составитель Г.Ю.Байкова, В.А. Моргачева, Т.М.Пересыпкина

печатный

4.     Проектная деятельность дошкольников. В.А.Дергунская, 2018 г.

печатный

5.     «Азбука правильного питания». Исторические справки, дидактические игры, конспекты занятий, викторины, сказки. Езушина Е.В., 2008г.

печатный

6.     Образовательная программа "Разговор о правильном питании"М.М. Безруких

печатный

7.     Программа «Оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении» В.Г.Алямовская, 2010г.

печатный

8.     «Программа оздоровления детей дошкольного возраста» М.Д.Маханева, 2013г.

печатный

9.      Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 3-5 лет. Е.В. Сулим, 2014

печатный

10.  «Уроки тетушки Совы» сборник мультфильмов по безопасности

электронный

11. Сборник мультфильмов «Детям о питании»

электронный

12. Системный подход в формировании культуры здорового образа жизни дошкольников

электронный

13. .Сборник «Веселая гимнастика для малышей»

электронный

14. «Аэробика для малышей»

электронный

 

Проектор (мультимедиа) с экраном

1 ( на все подразделения)

Музыкальный центр

2

Компьютер

1

Принтер (цветной, черно-белый)

1

Ноутбуки

1

Число педагогов, владеющих компьютером (в % к общему числу)

100%

Число педагогов, прошедших обучение по программе «ИКТ»

6

 

3.3  Особенности организации предметно-пространственной среды (ППС)

Совместная деятельность родителей и педагогов по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду и дома

        Одной из главных задач детского сада является усиление связи между повседневной воспитательно-образовательной работы с детьми и процессом воспитания ребенка в семье.

Разумные поручения, задания и т. п., которые дошкольники должны выполнять дома (но не повторять, не копировать, что делалось в группе), направлены на повышение самостоятельности, творческой активности детей и активизацию взрослых членов семьи.

        Неповторимая эмоциональная атмосфера семейных отношений, постоянство и длительность общения детей и взрослых в самых разных жизненных ситуациях, все это оказывает сильнейшее воздействие на впечатлительного, склонного к подражанию дошкольника.

Очень важными для формирования личности ребенка являются общественные убеждения взрослых членов семьи, отношения дружбы и взаимоуважения между ними, умение родителей организовывать содержательную жизнь и деятельность детей. На этой основе создается педагогически ценное общение взрослых и детей.

      Содержание работы детского сада с семьей должны быть тесно связано с содержанием воспитательно-образовательной работы с детьми.

 

В семье

В ДОУ

1. По мере материальной возможности позаботится о создании условий для физического развития детей.

1. В группе создавать условия для свободной двигательной деятельности детей.

2. Желательно приобрести несколько настольно-печатных игр (учитывая возраст детей) по формированию привычки к здоровому образу жизни.

2. Пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными. Разъяснять родителям негативное воздействие отдельных видов игрушек на психику и развитие детей.

3. Заранее согласовывать выполнение режима дня дома в выходные дни.

3. Пропагандировать опыт по воспитанию полезных привычек - как основу становления характера ребенка.

4. Вспоминать о своем детстве и рассказывать,  какими видами спорта  вы любили заниматься, в какие подвижные игры вы играли со сверстниками.

4. Оказывать постоянное внимание и проявлять уважение к выбору подвижных игр.

5. Создавать благоприятную гигиеническую обстановку, предусматривающую систематическое проветривание и поддержание температуры воздуха +20 +22 °С.        

6. Дома оборудовать рабочее место ребенка, правильно расположив его по отношению к окну.

6. Соблюдение требований СааПиН по организации жизни детей в ДОУ.

7. Добиваться самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур. 

8. Уделять особое внимание культуре поведения ребенка за столом.

9. Осуществлять закаливающие процедуры с использованием воды, воздуха, солнечных лучей в соответствии с состоянием здоровья, рекомендации врача:                                

10. Создание библиотеки детской и энциклопедической литературы, содержание которой способствует формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.

10. Пропагандировать среди родителей детскую литературу, являющуюся педагогически ценной.

11. Личный пример взрослых родителей и педагогов — мы за здоровый образ жизни: отказ от вредных привычек; участие в спортивных соревнованиях; пешеходные прогулки; здоровое питание; соблюдение режима дня; двигательная активность и т.п.  

12. ПО мере возможности расширять сферу реальных контактов с людьми, ведущими здоровый образ жизни.

12. Обогащать знания детей о жизни и деятельности людей, ведущих здоровый образ жизни.

 

 

3.4 Кадровое обеспечение реализации Программы

 

МДАДОУ «Росток» СП «Радуга»  полностью укомплектовано кадрами. Сформирован грамотный и творческий педагогический коллектив.

 

Общее количество педагогов

6 педагогов

Педагогический состав

Старший воспитатель - 1

Музыкальные руководители-1

Воспитатели -4

 

Квалификационный ценз педагогов

 

Первая квалификационная категория

5

Соответствие занимаемой должности

1

Образовательный ценз педагогов

Высшее педагогическое образование

1

Среднее специальное образование

5

Возрастной ценз педагогов

Старше 55 лет

2

46-55 лет

1

36-45 лет

3

Педагогический стаж

Свыше 20 лет

3

15-20 лет

2

5 - 10 лет

1

 

 

Социальное партнерство

·        МОУ СОШ №5

·        СОК «Металлург»

Финансово-хозяйственная  деятельность.

·        Бюджетные средства, выделяемые муниципальным образованием;

·        Внебюджетные средства;

·        Акты дарения;

·        Благотворительная помощь родителей;

·        Спонсорская помощь.

Формы представления результатов Программы (дополняется)

 

Педагогический опыт

 

 

 

 

Проекты

 

«Школа Светофорных наук», «Огонь наш друг и враг», «Азбука правильного питания», «Азбука безопасности» проект благоустройства «Островок радости и здоровья»

Презентованы педагогическому сообществу ДОУ

на городском семинаре-практикуме

На родительском собрании в ДОУ

Творческие конкурсы

 

Конкурс творческих проектов,

Конкурс на лучший физкультурный уголок. Мастер-классы

На уровне ДОУ

муниципальный уровень

Публикации

 

Квест- технология как новая форма эффективного взаимодействия взрослых и детей. «Азбука правильного питания», проект «яблочный спас»

 

 

Приложения

Список литературы

1. Арнаутова Е.П. Практика взаимодействия семьи и современного детского сада / Е.П. Арнаутова. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 213 с.

2. Проект образовательной программы «Энциклопедия здоровья» модель взаимодействия ДОО и семьи. Т.В. Гулидова, Н.А.Мышкина, И.Н.Недомеркова – – Волгоград: Учитель – 86с.

3. Родительский клуб «В семейной гостиной» как эффективная форма взаимодействия с семьей: технология организации / Т.Б.Язынина. – Волгоград: Учитель – 86с.

4. Вахрушева Л.А., Байкалова Л.В., Панкина Т.В. Подвижная игра в

здоровом образе жизни: учебно-методическое пособие. -Барнаул: Изд-во

БГТТУ, 2004. 72с.

5. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое

пособие. – М., 2007.

6. Глушкова Г. Здоровье и физическая культура // – Ребенок в детском

саду. – №2. – 2003.

7. Доронова Т.Н. О взаимодействии дошкольного учреждения с

родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных

учреждений / – М., 2002

8. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред. З.И.

Бересневой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 32с. (Серия “Библиотека

руководителя ДОУ”).

9. Растим здоровое будущее (Научно-практический сборник

инновационного опыта по программе “Здоровье с детства”). – Киров,

2004.

10. Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Основы безопасности детей

дошкольного возраста: программа для дошкольных образовательных

учреждений / – М.: АСТ, 1998

11. Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к

здоровому образу жизни в процессе физического воспитания –

Дошкольное воспитание. – №4. – 2008.

12. Чиркова С.В. Родительское собрание в детском саду // – Дошкольное

воспитание. – №4. – 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Росток»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Росток»

ПРОГРАММА по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста «Здоровый дошкольник» ориентирована на педагогов дошкольных образовательных учреждений, направлена на формирование у дошкольников потребности к здоровому…

ПРОГРАММА по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста «Здоровый дошкольник» ориентирована на педагогов дошкольных образовательных учреждений, направлена на формирование у дошкольников потребности к здоровому…

Наименование разделов Стр

Наименование разделов Стр

Паспорт программы «Здоровый дошкольник»

Паспорт программы «Здоровый дошкольник»

Цель наша должна состоять в том,

Цель наша должна состоять в том,

Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду

Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду

В настоящее время Программа успешно внедряется в нашем детском саду

В настоящее время Программа успешно внедряется в нашем детском саду

Обучить родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создание в семье здорового нравственно-психологического климата 8

Обучить родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создание в семье здорового нравственно-психологического климата 8

Социальный паспорт ДОУ 1

Социальный паспорт ДОУ 1

Старший воспитатель ДОУ обеспечивает: - проведение мониторинга в ходе взаимодействия всех воспитывающих систем; - создание компетентной команды педагогов, имеющей творческий потенциал, склонной к рефлексии своей…

Старший воспитатель ДОУ обеспечивает: - проведение мониторинга в ходе взаимодействия всех воспитывающих систем; - создание компетентной команды педагогов, имеющей творческий потенциал, склонной к рефлексии своей…

Планируемые результаты по окончании реализации программы

Планируемые результаты по окончании реализации программы

Содержательный раздел Программа “Здоровый дошкольник” - комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, физически здорового, разносторонне развитого и раскрепощенного

Содержательный раздел Программа “Здоровый дошкольник” - комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, физически здорового, разносторонне развитого и раскрепощенного

Педагог Внешняя и внутренняя мотивация к сотрудничеству с родителями

Педагог Внешняя и внутренняя мотивация к сотрудничеству с родителями

Организационно – деятельностный

Организационно – деятельностный

Формы, методы и средства реализации

Формы, методы и средства реализации

IV направление «Азбука правильного питания»

IV направление «Азбука правильного питания»

Воспитывающий компонент. - Сознательное отношение у дошкольников по безопасности жизнедеятельности

Воспитывающий компонент. - Сознательное отношение у дошкольников по безопасности жизнедеятельности

Игровая технология Игровые технологии являются основой всего дошкольного образования

Игровая технология Игровые технологии являются основой всего дошкольного образования

Информационно – методические условия реализации

Информационно – методические условия реализации

Принтер (цветной, черно-белый) 1

Принтер (цветной, черно-белый) 1

Желательно приобрести несколько настольно-печатных игр (учитывая возраст детей) по формированию привычки к здоровому образу жизни

Желательно приобрести несколько настольно-печатных игр (учитывая возраст детей) по формированию привычки к здоровому образу жизни

Общее количество педагогов 6 педагогов

Общее количество педагогов 6 педагогов

Проекты «Школа Светофорных наук», «Огонь наш друг и враг», «Азбука правильного питания», «Азбука безопасности» проект благоустройства «Островок радости и здоровья»

Проекты «Школа Светофорных наук», «Огонь наш друг и враг», «Азбука правильного питания», «Азбука безопасности» проект благоустройства «Островок радости и здоровья»

Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н., Князева

Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н., Князева

.

.

Просвирякова Марина Васильевна Программа по формированию здорового образа жизни у дошкольников. Здоровый дошкольник.

Просвирякова Марина Васильевна Программа по формированию здорового образа жизни у дошкольников. Здоровый дошкольник.

Просвирякова Марина Васильевна Программа по формированию здорового образа жизни у дошкольников. Здоровый дошкольник.

Просвирякова Марина Васильевна Программа по формированию здорового образа жизни у дошкольников. Здоровый дошкольник.

Просвирякова Марина Васильевна Программа по формированию здорового образа жизни у дошкольников. Здоровый дошкольник.

Просвирякова Марина Васильевна Программа по формированию здорового образа жизни у дошкольников. Здоровый дошкольник.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2023