Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Росток»
ПРОГРАММА
по формированию здорового образа жизни дошкольников
«Здоровый дошкольник»
Составитель:
Просвирякова Марина Васильевна
старший воспитатель
Нижняя Салда
2023 г.
ПРОГРАММА по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста «Здоровый дошкольник» ориентирована на педагогов дошкольных образовательных учреждений, направлена на формирование у дошкольников потребности к здоровому образу жизни в совместной работе с семьей и основывается на физиологических, психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста./ составитель: старший воспитатель Просвирякова Марина Васильевна
В программе представлен план действий, разнообразные формы
работы: анкетирование, практические занятия, консультации,
семинары, педагогические советы. Содержание образовательного процесса и
технологий, направленные на формирование ценностного отношения к
здоровому образу жизни всех участников педагогического процесса,
просматривается через все режимные моменты дошкольного
образовательного учреждения.
Программа «Здоровый дошкольник» ориентирует педагогов детского сада и
родителей на переосмысление позиции по отношению к здоровью ребёнка и
соответственно к своему собственному, через выстраивание целостного
образовательного процесса на основе партнёрства и сотрудничества.
СОДЕРЖАНИЕ
№ |
Наименование разделов |
Стр. |
|
Паспорт программы. |
2 |
1. |
Целевой раздел |
|
1.1. |
Пояснительная записка |
3 |
1.1.2 |
Актуальность программы |
5 |
1.1.3. |
Цели и задачи реализации Программы |
6 |
1.1.4. |
Принципы и подходы к формированию Программы. |
8 |
1.1.5. |
Планируемые результаты освоения Программы |
10 |
II. |
Содержательный раздел. |
|
2.1. |
Формы, методы и средства реализации Программы |
11 |
2.2. |
Формы организации образовательной деятельности |
12 |
2.3. |
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. |
13 |
III. |
Организационный раздел |
|
3.1. |
План реализации программы методического сопровождения |
17 |
3.2 |
Особенности организации предметно-пространственной среды |
16 |
3.3. |
Материально-техническое обеспечение |
18 |
3.3. |
Информационно – методические условия реализации Программы |
20 |
3.4. |
Кадровое обеспечение |
21 |
3.5. |
Финансовое обеспечение |
22 |
|
Список литературы |
23 |
|
Приложения 1. Анкета самооценки образа жизни педагога (В.П.Петленко, Д.Н.Давиденко); 2. Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы в доу; 3. Примерное планирование взаимодействия пед.коллектива с родителями; 4. Перспективное планирование для детей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей»; 5. Методические рекомендации 6. Сценарии оздоровительных мероприятий |
|
Паспорт программы
«Здоровый дошкольник»
Образовательная организация |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Росток» СП ДС «Радуга» Карла Либкнехта, 79 |
|
Наименование программы |
Программа формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста «Здоровый дошкольник» |
|
Составитель программы |
старший воспитатель МАДОУ «Росток» СПДС «Радуга» Просвирякова Марина Васильевна |
|
Цель программы |
объединение стремления педагогов и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование знаний о здоровом образе жизни детей и осознанного отношения к своему здоровью. |
|
Задачи программы |
· Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать защитные свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность. · Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью. · Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры. · Обучить родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создание в семье здорового нравственно-психологического климата · Расширить спектр средств и способов работы с родителями. |
|
|
|
|
Нормативно-правовое обеспечение |
· Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержденный Приказом Минобрнауки России №1155 от 17 октября 2013 года). · Закон РФ «Об Образовании». · «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» · Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы «Организация детского питания ». · Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений» № 139 от 4 апреля 2003 г. · Инструктивно-методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» №65/23-16 от 14 марта 2000 г.
|
|
Цель наша должна состоять в том,
Чтобы сделать из детей не атлетов,
Акробатов или людей спорта, а лишь
Здоровых, уравновешенных физически
и нравственно людей.
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка.
«Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества»
В
настоящее время стоит остро вопрос о состоянии здоровья детей, которое, к
сожалению, не соответствует ни потребностям ни потенциальным возможностям
современного общества. Заболеваемость раннего и дошкольного возраста продолжает
оставаться высокой и имеет тенденцию к увеличению. Особую тревогу вызывает
физическое здоровье детей на этапе их подготовки к школе. Низкий исходный
уровень здоровья в этом возрасте самым неблагоприятным образом сказывается на
процессе адаптации детей к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего
ухудшения способности к освоению школьной программы. Между тем известно, что
здоровье взрослого человека на 75 % определяется условиями его формирования в
детском возрасте. Детство – ключевой критический период жизни, когда
осуществляется формирование всех морфологических и функциональных структур,
определяющих потенциальные возможности взрослого человека пожизненно. Поэтому
именно с раннего возраста необходимо приобщать человека к заботе о своем
здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии и
самосохранении.
Важный субъект начального звена системы – семья как основа психотелесного
здоровья ребенка. Она создает условия для первичной ориентации детей в
организации здорового образа жизни. Семья остро нуждается в помощи специалистов
на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея
свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во
имя полноценного развития ребенка. Главная задача педагогов детского сада и
родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни – формировать
разумное отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с
раннего детства, владеть необходимыми санитарно-гигиеническими навыками.
Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования
здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровьесберегающими
мероприятиями, проводимыми в детском саду. Актуальность
определяется рядом существующих противоречий между:
необходимостью воспитания здорового и физически развитого ребенка с отсутствием мотивации включения в оздоровительную работу родителей воспитанников;
между сформированными представлениями детей и их родителей о значении здорового образа жизни и фактическим несоблюдением здорового образа в повседневной жизни;
потребностью в технологиях формирования представлений о здоровом образе жизни и умений здорового образа жизни в процессе взаимодействия ДОУ и семьи и отсутствием моделей взаимодействия ДОУ и семьи в данном аспекте.
Для выработки грамотного, эффективного плана действий была разработана программа «Здоровый дошкольник».
Программа «Здоровый дошкольник» реализуется:
Ø Во взаимодействии с семьями детей.
Срок реализации программы – 4 года, охватывает возрастные периоды детей с 3 до 7 лет
Структура программы: включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Для реализации программы не требуется дополнительных часов, они входят в раздел «Познавательное развитие» и «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», в воспитательные мероприятия при совместной деятельности педагогов, родителей и детей.
Программа может корректироваться в связи с изменениями:
• нормативно-правовой базы дошкольного образования;
• запросами родителей (законных представителей).
Открытость нашей Программы предусматривает то, что каждый воспитатель может самостоятельно дополнять, менять конкретное содержание непосредственно образовательной деятельности с детьми, так как результаты анкетирования, наблюдения, взаимодействия будут анализироваться только ими.
Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников
В настоящее время Программа успешно внедряется в нашем детском саду. Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом социального статуса семьи, контингента воспитанников и заинтересованности педагогического состава ДОУ.
Программа предусматривает четыре приоритетных направления работы с родителями, каждый из которых включает комплекс тем.
1. формирование и стимулирование мотивационного отношения к организуемой работе в ДОУ;
2. Получение информации о закономерностях развития детей дошкольного возраста и ознакомление с содержанием работы по предлагаемой программе;
3. Вовлечение их в воспитательно-образовательный процесс и создание оптимальных условий для этого;
4. Применение эффективных методов работы педагога ДОУ с родителями: обеспечение связи информации о здоровом образе жизни ребенка с возможностью оздоровления личной жизни семей в традиционных методах передачи информации (родительские собрания, педагогические беседы и т.д.);
Ресурсное обеспечение Программы «Здоровый дошкольник»
При разработке Программы использовались:
Учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез;
Парциальная программа «Безопасность» авторы Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева.
Программа по физическому развитию «Здоровье» автор-составитель Г.Ю.Байкова, В.А. Моргачева, Т.М.Пересыпкина.
Образовательная программа "Разговор о правильном питании" М.М. Безруких, рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации, разработанной в Институте возрастной физиологии Российской Академии Образования.
1.2 Цели и задачи реализации Программы.
Цель программы: объединение стремления педагогов и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование знаний о здоровом образе жизни детей и осознанного отношения к своему здоровью.
Задачи:
1. Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое
развитие, повышать защитные свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность.
2. Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.
3. Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.
7. Обучить родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создание в семье здорового нравственно-психологического климата
8. Расширить спектр средств и способов работы с родителями.
1.2 Принципы и подходы к формированию Программы:
Основные принципы реализации программы:
1.
Принцип научности – подкрепление всех проводимых
мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически
апробированными технологиями;
2. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов по оздоровлению детей;
3. Принцип комплексности и интеграции – формирование и решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса.
4. Принцип личностной ориентации и преемственности – формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни, с учетом разноуровнего и разновозрастного развития и состояния детей.
5. Принцип гарантированной результативности – реализация прав и потребностей детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.
6.Принцип природосообразности – определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке, его физиологических и психологических особенностях.
7. Принцип дифференциации содержания педагогического процесса реализуется в необходимости ориентировать на индивидуальные особенности и физические возможности каждого ребенка
Особенности контингента обучающихся МАДОУ «Росток» СПДС «Радуга» Карла Либкнехта, 79 (меняется и дополняется)
Таблица № 1. Структура контингента обучающихся
№ |
Кол-во групп в ДОУ |
Количество детей по возрастам |
||||
3-4 года |
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7 лет |
|
||
1. |
2 |
Социальный паспорт ДОУ
1. |
Общее количество детей в ДОУ |
|
1.1. |
Мальчиков |
|
1.2. |
Девочек |
|
2. 2.1. |
Социальный статус семьи: полных семей (количество) |
|
2.2. |
неполных семей (количество). Из них: |
|
2.2.1. |
количество, где мать (отец) одиночка |
|
2.2.2. |
количество семей разведенных родителей |
|
2.3. |
многодетных семей (количество) |
|
2.4. |
семей с опекаемыми детьми (количество) |
|
3. |
Общее количество родителей |
|
4. Уровень образованности родителей
Имеют высшее образование |
Имеют среднее профессиональное образование |
Имеют среднее образование |
не имеют среднего образования или учатся |
3 |
|
|
|
5. Социальный статус родителей
5.1. |
Служащие. Из них: |
|
5.1.1. |
Руководители (лица, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений – директора, управляющие, заведующие, главные специалисты и др.) |
- |
5.1.2. |
Специалисты (лица, занятые инженерно-техническими, экономическими и другими работами, в частности администраторы, бухгалтера, инженеры, экономисты, энергетики, юрисконсульты и др.) |
|
5.1.3. |
Другие работники, относящиеся к служащим (лица осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание, в частности делопроизводители, кассиры, секретари, статистики и др.) |
|
5.2. |
Рабочие (лица, осуществляющие функции преимущественно физического труда, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей, поддержание в рабочем состоянии машин и механизмов, производственных помещений и т. д.) |
|
5.3. |
Предприниматели |
|
5.4. |
Военнослужащие |
- |
5.5. |
Инвалиды |
- |
5.6. |
Пенсионеры |
- |
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены ответственность и активность сторон.
· Детский сад.
Старший воспитатель ДОУ обеспечивает:
- проведение мониторинга в ходе взаимодействия всех воспитывающих систем;
- создание компетентной команды педагогов, имеющей творческий потенциал, склонной к рефлексии своей деятельности, способной организовать свое самообразование и помочь семье приобрести педагогические знания;
- разработку четких инструкций и заданий;
-взаимодействие со всеми субъектами;
- созданию адекватной условиям образовательной организации системы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, в контексте его позитивного развития;
- выявлению проблем на основе вычленения препятствий, мешающих достижению намеченных целей: микроисследование, анализ, определение разницы между желаемым и достигнутым результатом;
- формированию потребностей в изменениях;
- стимулированию педагогов к взаимодействию с родителями через различные, как традиционные, так и инновационные, формы работы;
- организация круглых столов, практикумов, тренингов, практического участия в образовании родителей, взаимообучения педагогов и родителей.
Педагоги и специалисты (музыкальный руководитель )обеспечивают:
- оказание помощи ребенку в усвоении первоначальных сведений о своем организме и осознанном отношении к своему здоровью совместно с его семьей;
- развитие у ребенка эмоционально-положительного отношения к миру взрослых;
- Создание условий для развития двигательных навыков и умений.
· Родители:
- осознают самоценность дошкольного детства, владеют необходимыми знаниями о природе развития ребенка, особенностях его взаимодействия с окружающим миром;
- понимают приоритетную роль семейного воспитания в развитии двигательной активности ребенка;
- открыты для взаимодействия с педагогами Доу, принимают необходимую помощь и поддержку;
- способны наполнить жизнь ребенка в семье яркими, социально и личностно значимыми событиями, связанными с активным образом жизни.
· Дети:
- активно изучают свое «физическое Я», постепенно расширяя границы своего познания с помощью взрослых; вместе с родителями проявляют интерес к знаниям о своем организме и профилактике заболеваний;
- имеют представления о значении физической культуры для укрепления здоровья; отмечают красоту физически подготовленных людей;
- осознают и принимают ценности здорового образа жизни;
- знают элементарные правила безопасного поведения в жизни и соблюдают их по напоминанию педагога и родителей;
- стремятся научиться применять свои умения и навыки по здоровьесбережению и безопасности жизнедеятельности;
- самостоятельно ухаживают за своим телом, выполняют элементарные закаливающие процедуры;
- решают проблемно-поисковые задачи здоровьесбережения в содружестве со взрослыми и детьми;
- передают свои впечатления посредством рисунков, поделок, рассказов, игр.
1.1.5 Планируемые результаты по окончании реализации программы.
Для детей:
1) Сформированные навыки здорового образа жизни.
2) Правильное физическое развитие детского организма, повышение его
сопротивляемости инфекциям.
3) Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности
4) Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в
здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
Для педагогов:
1) Качественное освоение педагогами инновационных технологий
физического воспитания и оздоровления детей.
2) Повышение профессионального уровня педагогов.
3) Улучшение качества работы по физическому воспитанию с детьми
дошкольного возраста.
4) Личностный и профессиональный рост, самореализация, моральное
удовлетворение.
Для родителей:
1) Сформированная активная родительская позиция.
2) Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и
здоровья.
3) Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
1.1.6 Формы представления результатов планируются:
· в представлении Программы образования воспитывающих взрослых и детей по формированию осознанного отношения к своему здоровью
· проведение методических дней;
· представление работы на городских педагогических чтениях, научно-практических конференциях, на заседаниях муниципальных педагогических сообществ;
· публикации материалов;
· презентации детских проектов;
· участие в конкурсах, соревнованиях.
Содержательный раздел
Программа “Здоровый дошкольник” - комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, физически здорового, разносторонне развитого и раскрепощенного. В ходе реализации программы определились следующие этапы работы:
Этапы построения Программы
этапы |
Субъекты взаимодействия |
содержание |
1 |
2 |
3 |
Диагностический Дети Цель: способствовать формированию представлений детей о себе, о своем здоровье, о значении физкультуры для укрепления здоровья, о возможных опасностях, угрожающих жизни и здоровью, о практическом применении умений и навыков по охране жизни и здоровья; Изучение культурно-гигиенических навыков, умений самостоятельно выполнять закаливающие процедуры, физические упражнения. Взрослые Цель: оказание содействия в изучении сферы отношения к своему здоровью, выявление форм педагогического воздействия родителей и педагогов на детей |
Педагог - ребенок |
Наблюдения за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельностью детей
|
Педагог - родитель |
|
|
Рефлексия Цель: определение проблемного поля по формированию осознанного отношения к своему здоровью в условиях детского сада и семьи, совместное осмысление |
Педагог Внешняя и внутренняя мотивация к сотрудничеству с родителями. Направленность на индивидуальный и коллективный результат. Активность, мобильность, прогностичность педагогов на данном этапе |
- родительские встречи, - комплексная система физкультурно-оздоровительной работы, - педагогический совет |
Родитель При получении информации о физическом развитии ребенка осмысление и принятие решений совместно с педагогами |
- рефлексивные круги, организованные встречи с педагогами, - методы модерации |
|
Проектирование Цель: создание образовательной программы для детей и воспитывающих взрослых; определение содержания программы и форм взаимодействия с семьей; разработка условий, обеспечивающих формирование осознанного отношения к своему здоровью в условиях детского сада и семьи, определение перспектив развития. |
Педагог - родитель |
- перспективный план для взаимодействия с родителями, - перспективный план для детей Формы взаимодействия: - консультации; - семинар-практикум; - деловая игра; - мастер-класс; - день открытых дверей; - выпуск газет; - родительские встречи - творческие проекты - создание предметно-пространственной среды |
Родитель - ребенок |
- буклеты; - походы-прогулки; - простейший туризм; - участие в спортивных мероприятиях; - семейных отдых |
|
Педагог- родитель - ребенок |
- Неделя здоровья; - спортивные праздники - проведение открытых мероприятий (досуги, праздники) |
|
Организационно – деятельностный Цель: реализация Программы, мониторинг результатов |
Педагог – родитель |
Контроль за выполнением плана действий. Методические рекомендации для воспитывающих взрослых, Наблюдение за отношениями педагогов и родителей. Выполнение плана, мониторинг результатов и их анализ. Программа мониторинга: 1. Информированность сторон об особенностях формирования осознанного отношения к своему здоровью у ребенка в детском саду и семье, о трудностях и перспективах диалога мира детства и мира взрослого, достижения родителей и педагогов в освоении методов приобщения ребенка к здоровому образу жизни, об услугах, оказываемых в детском саду, и о возможной помощи родителям и педагогам от специалиста. 2. Включенность в совместную деятельность педагогов и родителей. |
Оценочно-результативный Цель: выполнение анализа результатов Программы |
Педагог - родитель |
Сравнительный анализ. Оценка педагогами и родителями полученных результатов во взаимодействии. |
2.1 Формы, методы и средства реализации Программы
В соответствии с содержанием программы разработан план совместных
мероприятий по обеспечению формирования ЗОЖ всех участников
педагогического процесса, в котором отражаются формы работы с детьми,
педагогами и родителями, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.
Содержание работы осуществляется по направлениям.
В каждом направлении выделены две части:
1. Обучающий компонент — это первоначальные сведения о здоровом образе жизни
2. Воспитывающий компонент — понимание значения ведения здорового образа жизни, оценка своей деятельности в этом направлении и бережное отношение к себе и своему здоровью.
Направления для совместной деятельности педагогов детского сада и родителей воспитанников от 3 до 4 лет
I направление «Я познаю себя»
Обучающий компонент:
- формирование представлений у детей о себе и других детях.
- формирование представлений о половых различиях.
- части тела: о правилах гигиены тела.
Воспитывающий компонент:
-бережное отношение к своему здоровью.
- воспитывать желание быть здоровым.
II направление «Свежий воздух и вода – наши лучшие друзья».
Обучающий компонент:
-значение закаливания на состояние организма человека;
- значение физической нагрузки на развитие детского организма.
Воспитывающий компонент:
- положительное отношение к культурно-гигиеническим процедурам.
III направление «Движение - жизнь».
Обучающий компонент:
- о двигательных умениях человека;
- о значении двигательной активности в жизни людей;
- о приемах самомассажа.
Воспитывающий компонент:
-воспитывать интерес к движению, к совместным подвижным играм детей с родителями.
IV направление «Азбука правильного питания».
Обучающий компонент:
- о режиме питания; о полезной и вредной пище;
- о витаминах.
Воспитывающий компонент:
- воспитывать положительное отношение к овощам и фруктам, блюдам из них приготовленных
Направления для совместной деятельности педагогов детского сада и родителей воспитанников от 4 до 7 лет
Учитывая активно развивающиеся потребности в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, мы предлагаем для работы с детьми 4-7 лет следующие направления, которые являются логическим продолжением начатой работы с дошкольниками 3-4 лет по формированию здорового образа жизни совместно с семьей.
I направление «Самопознание»
Обучающий компонент:
- строение организма человека;
- о симптомах заболевания:
- о критериях здоровья.
Воспитывающий компонент:
- воспитывать желание быть здоровым.
II направление «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний».
Обучающий компонент.
- О функции кожи.
- Строение зубов.
- Микробы.
- Взаимодействие человека с микробами.
Воспитывающий компонент:
- Воспитывать устойчивые культурно-гигиенические привычки.
III направление «Азбука здорового питания ».
Обучающий компонент:
- О полезных и вредных для здоровья продуктах.
- О содержании витаминов в продуктах.
- Использование фруктов, овощей в приготовлении пищи.
Воспитывающий компонент:
- Традиции в семье, в организации семейного стола.
IV направление «Основы личной безопасности и профилактики травматизма».
Обучающий компонент:
- Правила безопасного поведения в быту, на улице.
Воспитывающий компонент.
- Сознательное отношение у дошкольников по безопасности жизнедеятельности.
Используемые здоровьесберегающие технологии
Технологии обучения здоровому образу жизни. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
|
это, прежде всего, технологии воспитания культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребѐнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи |
Технология проектной деятельности. |
Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. |
Технология детского портфолио |
это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. |
Квест-технология |
|
информационно-коммуникационные технологии; |
Использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона, а также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний. Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. В работе с интерактивной доской у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память; речь, а также мелкая моторика. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции |
Технология сотрудничества |
реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок» |
Игровая технология |
Игровые технологии являются основой всего дошкольного
образования. В свете федерального государственного образовательного стандарта
личность ребенка выносится на первый план, и теперь все дошкольное детство
должно быть посвящено игре. В данном контексте игры имеют много
познавательных, обучающих функций. В саду часто используются всевозможные
дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, народные игры |
технологии предметно – развивающей среды
|
|
III . Организационный раздел
Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
3.1. Материально- техническое обеспечение Программы (может дополняться)
- музыкальный зал, в котором для проведения занятий имеется: пианино,
музыкальный центр, телевизор, DWD – приставка, необходимые музыкальные инструменты, дидактические игры;
- физкультурный зал, совмещён с музыкальным, со всем необходимым
спортивным оборудованием: спортивные маты, гимнастические стенки,
резиновые коврики, массажные коврики для профилактики плоскостопия,
массажёры для стоп, нестандартное оборудование, мячи, обручи, мешочки с
песком, канаты, кегли и другое. Всё это позволяет включить в работу
большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность
занятий;
- имеются разные виды картотек: подвижные игры с необходимыми
шапочками и другими атрибутами; для развития основных видов движения,картотека физкультминуток и пальчиковых игр и др.
- на территории детского сада оборудованы: спортивная, баскетбольная площадки, нанесена цветовая разметка для увеличения двигательной активности детей на прогулке;
- спортивная площадка для занятий на воздухе оснащена необходимым
инвентарём и оборудованием: «ямой» для прыжков в длину, «полосой
препятствий» для развития выносливости, гимнастическими стенками турниками;
- в каждой возрастной группе имеются уголки движения (спортивные
уголки), где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением
педагогов;
- работает специалист: музыкальный руководитель;
- кабинет методического обучения: в кабинете имеется литература по вопросам формирования здорового образа жизни, картотеки игр.
3.2. Информационно – методические условия реализации Программы
Автор, название, год издания учебного, учебно-методического издания и (или) наименование электронного образовательного, информационного ресурса (группы электронных образовательных, информационных ресурсов) |
Вид образовательного и информационного ресурса (печатный/электронный) |
1. Проект образовательной программы «Энциклопедия здоровья» 2. Т.В. Гулидова, Н.А.Мышкина, 2016г. |
печатный |
3.Парциальная программа «Безопасность» авторы Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева. |
печатный |
3. Программа по физическому развитию «Здоровье» автор-составитель Г.Ю.Байкова, В.А. Моргачева, Т.М.Пересыпкина |
печатный |
4. Проектная деятельность дошкольников. В.А.Дергунская, 2018 г. |
печатный |
5. «Азбука правильного питания». Исторические справки, дидактические игры, конспекты занятий, викторины, сказки. Езушина Е.В., 2008г. |
печатный |
6. Образовательная программа "Разговор о правильном питании"М.М. Безруких |
печатный |
7. Программа «Оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении» В.Г.Алямовская, 2010г. |
печатный |
8. «Программа оздоровления детей дошкольного возраста» М.Д.Маханева, 2013г. |
печатный |
9. Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 3-5 лет. Е.В. Сулим, 2014 |
печатный |
10. «Уроки тетушки Совы» сборник мультфильмов по безопасности |
электронный |
11. Сборник мультфильмов «Детям о питании» |
электронный |
12. Системный подход в формировании культуры здорового образа жизни дошкольников |
электронный |
13. .Сборник «Веселая гимнастика для малышей» |
электронный |
14. «Аэробика для малышей» |
электронный |
Проектор (мультимедиа) с экраном |
1 ( на все подразделения) |
Музыкальный центр |
2 |
Компьютер |
1 |
Принтер (цветной, черно-белый) |
1 |
Ноутбуки |
1 |
Число педагогов, владеющих компьютером (в % к общему числу) |
100% |
Число педагогов, прошедших обучение по программе «ИКТ» |
6 |
3.3 Особенности организации предметно-пространственной среды (ППС)
Совместная деятельность родителей и педагогов по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду и дома
Одной из главных задач детского сада является усиление связи между повседневной воспитательно-образовательной работы с детьми и процессом воспитания ребенка в семье.
Разумные поручения, задания и т. п., которые дошкольники должны выполнять дома (но не повторять, не копировать, что делалось в группе), направлены на повышение самостоятельности, творческой активности детей и активизацию взрослых членов семьи.
Неповторимая эмоциональная атмосфера семейных отношений, постоянство и длительность общения детей и взрослых в самых разных жизненных ситуациях, все это оказывает сильнейшее воздействие на впечатлительного, склонного к подражанию дошкольника.
Очень важными для формирования личности ребенка являются общественные убеждения взрослых членов семьи, отношения дружбы и взаимоуважения между ними, умение родителей организовывать содержательную жизнь и деятельность детей. На этой основе создается педагогически ценное общение взрослых и детей.
Содержание работы детского сада с семьей должны быть тесно связано с содержанием воспитательно-образовательной работы с детьми.
В семье |
В ДОУ |
|
1. По мере материальной возможности позаботится о создании условий для физического развития детей. |
1. В группе создавать условия для свободной двигательной деятельности детей. |
|
2. Желательно приобрести несколько настольно-печатных игр (учитывая возраст детей) по формированию привычки к здоровому образу жизни. |
2. Пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными. Разъяснять родителям негативное воздействие отдельных видов игрушек на психику и развитие детей. |
|
3. Заранее согласовывать выполнение режима дня дома в выходные дни. |
3. Пропагандировать опыт по воспитанию полезных привычек - как основу становления характера ребенка. |
|
4. Вспоминать о своем детстве и рассказывать, какими видами спорта вы любили заниматься, в какие подвижные игры вы играли со сверстниками. |
4. Оказывать постоянное внимание и проявлять уважение к выбору подвижных игр. |
|
5. Создавать благоприятную гигиеническую обстановку, предусматривающую систематическое проветривание и поддержание температуры воздуха +20 +22 °С. |
||
6. Дома оборудовать рабочее место ребенка, правильно расположив его по отношению к окну. |
6. Соблюдение требований СааПиН по организации жизни детей в ДОУ. |
|
7. Добиваться самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур. |
||
8. Уделять особое внимание культуре поведения ребенка за столом. |
||
9. Осуществлять закаливающие процедуры с использованием воды, воздуха, солнечных лучей в соответствии с состоянием здоровья, рекомендации врача: |
||
10. Создание библиотеки детской и энциклопедической литературы, содержание которой способствует формированию у детей привычки к здоровому образу жизни. |
10. Пропагандировать среди родителей детскую литературу, являющуюся педагогически ценной. |
|
11. Личный пример взрослых родителей и педагогов — мы за здоровый образ жизни: отказ от вредных привычек; участие в спортивных соревнованиях; пешеходные прогулки; здоровое питание; соблюдение режима дня; двигательная активность и т.п. |
||
12. ПО мере возможности расширять сферу реальных контактов с людьми, ведущими здоровый образ жизни. |
12. Обогащать знания детей о жизни и деятельности людей, ведущих здоровый образ жизни. |
|
3.4 Кадровое обеспечение реализации Программы
МДАДОУ «Росток» СП «Радуга» полностью укомплектовано кадрами. Сформирован грамотный и творческий педагогический коллектив.
Общее количество педагогов |
6 педагогов |
Педагогический состав |
Старший воспитатель - 1 Музыкальные руководители-1 Воспитатели -4 |
Квалификационный ценз педагогов
|
|
Первая квалификационная категория |
5 |
Соответствие занимаемой должности |
1 |
Образовательный ценз педагогов |
|
Высшее педагогическое образование |
1 |
Среднее специальное образование |
5 |
Возрастной ценз педагогов |
|
Старше 55 лет |
2 |
46-55 лет |
1 |
36-45 лет |
3 |
Педагогический стаж |
|
Свыше 20 лет |
3 |
15-20 лет |
2 |
5 - 10 лет |
1 |
|
|
Социальное партнерство
· МОУ СОШ №5
· СОК «Металлург»
Финансово-хозяйственная деятельность.
· Бюджетные средства, выделяемые муниципальным образованием;
· Внебюджетные средства;
· Акты дарения;
· Благотворительная помощь родителей;
· Спонсорская помощь.
Формы представления результатов Программы (дополняется)
Педагогический опыт
|
|
|
||
Проекты
|
«Школа Светофорных наук», «Огонь наш друг и враг», «Азбука правильного питания», «Азбука безопасности» проект благоустройства «Островок радости и здоровья» |
Презентованы педагогическому сообществу ДОУ на городском семинаре-практикуме На родительском собрании в ДОУ |
||
Творческие конкурсы
|
Конкурс творческих проектов, Конкурс на лучший физкультурный уголок. Мастер-классы |
На уровне ДОУ муниципальный уровень |
||
Публикации
|
Квест- технология как новая форма эффективного взаимодействия взрослых и детей. «Азбука правильного питания», проект «яблочный спас» |
|
Приложения
Список литературы
1. Арнаутова Е.П. Практика взаимодействия семьи и современного детского сада / Е.П. Арнаутова. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 213 с.
2. Проект образовательной программы «Энциклопедия здоровья» модель взаимодействия ДОО и семьи. Т.В. Гулидова, Н.А.Мышкина, И.Н.Недомеркова – – Волгоград: Учитель – 86с.
3. Родительский клуб «В семейной гостиной» как эффективная форма взаимодействия с семьей: технология организации / Т.Б.Язынина. – Волгоград: Учитель – 86с.
4. Вахрушева Л.А., Байкалова Л.В., Панкина Т.В. Подвижная игра в
здоровом образе жизни: учебно-методическое пособие. -Барнаул: Изд-во
БГТТУ, 2004. 72с.
5. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое
пособие. – М., 2007.
6. Глушкова Г. Здоровье и физическая культура // – Ребенок в детском
саду. – №2. – 2003.
7. Доронова Т.Н. О взаимодействии дошкольного учреждения с
родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных
учреждений / – М., 2002
8. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред. З.И.
Бересневой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 32с. (Серия “Библиотека
руководителя ДОУ”).
9. Растим здоровое будущее (Научно-практический сборник
инновационного опыта по программе “Здоровье с детства”). – Киров,
2004.
10. Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Основы безопасности детей
дошкольного возраста: программа для дошкольных образовательных
учреждений / – М.: АСТ, 1998
11. Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к
здоровому образу жизни в процессе физического воспитания –
Дошкольное воспитание. – №4. – 2008.
12. Чиркова С.В. Родительское собрание в детском саду // – Дошкольное
воспитание. – №4. – 2008.
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.