ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЮНЫЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬ»

  • Образовательные программы
  • pdf
  • 07.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала dopolnitelnaya.pdf

 

ПРИНЯТО:

УТВЕРЖДЕНО:

На педагогическом совете

И.о. заведующего МБДОУ № 17 «Белочка»

МБДОУ № 17 «Белочка

Е.Ю. Четверкина

Протокол № 1

Приказ № ДС17-11- 488/2 от 22.08.2022

От 22.08.2022

 

                         СОГЛАСОВАНО:                                                                  

Управляющий совет МБДОУ №17     протокол № 1     от 22.08.2022  

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

технической направленности «Юный изобретатель»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                Возраст обучающихся 5-7 лет

                                                                                                                        Срок реализации программы 1 год

Количество часов в год: 38 часов

 

 

 

                                                                                                                             Автор-составитель программы:

                                                                                                               Кужагилдина Аида Рафаэльевна педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сургут  

                                                                                                    Паспорт

                                                       дополнительной общеразвивающей  программы

                         муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

                                                                           детского сада № 17 «Белочка»

 

Название программы

«Юный изобретатель»

Направленность программы

Техническая                                                         

Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеразвивающую программу

Кужагилдина Аида Рафаэльевна                           

 

Год разработки

2022 год                                                               

Где, когда и кем утверждена

Принято педагогическим советом МБДОУ № 17

дополнительная общеразвивающая

программа

Цель

 

«Белочка», протокол № 1  от ДС17-11- 488/2 от

22.08.2022

 

Познакомить детей с основами робототехники, научить правильно читать инструкцию, и грамотно организовывать процесс

 

Задачи

 

   

 

 

 

 

 

 

 

конструирования.

Образовательные: определять, различать и  

называть детали конструктора;  конструировать по условиям, заданным педагогом, по образцу, по схеме;  умение излагать мысли в четкой

логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

    умение работать в паре, коллективно;

    уметь рассказывать о модели, ее составных частях и принципе работы;

Развивающие:  развивать техническое мышление, творческую инициативу, элементы изобретательности и нестандартный подход к выполнению задач;

*                    развивать фантазию, воображение, творческие замыслы через практическую деятельность;

*                    развивать у детей мелкую моторику рук, глазомер, наблюдательность, пространственное представление, творческую смекалку; Воспитательные:

*формировать коммуникативные качества через коллективную творческую деятельность, реализацию коллективных проектов;

*                    формировать адекватную самооценку через проявление себя в выставках, конкурсах, мероприятиях, подведении итогов деятельности;

*                    формировать устойчивый интерес к выбранному

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

виду деятельности.

    способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким

технологиям, формировать навыки

коллективного труда;

    прививать навыки программирования через разработку программ в визуальной среде программирования, развивать

алгоритмическое мышление; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;

    самостоятельная и творческая реализация собственных замыслов.

                                                                                                                                                  

Ожидаемые результаты освоения

Личностные результаты:

*                    владеет навыками общения в коллективе;

*                    проявляет устойчивый познавательный интерес, способность к самообучению, творческому поиску; * проявляет силу воли, упорство в достижении цели;

*                    проявляет доброжелательное отношение к окружающим, чувство взаимоподдержки.

 

программы

 

Метапредметные  результаты: Умеет:

- определять,  различать  и  называть  детали конструктора;

 

 


педагогом,                   по        образцу,         чертежу,         схеме и действий; - начальное  программирование; - умение реализовать творческий замысел; знание техники  безопасности  при  работе в кабинете робототехники. Иметь представление: о базовых конструкциях;

о правильности и прочности создания конструкции; о

   техническом оснащении конструкции. Срок реализации программы               1 год    

Количество часов в неделю/год                       1/38                     2/76                                                       

Возраст воспитанников                                          3-5 лет;              5-7 лет                                                  

Форма организации занятий                              подгрупповая                                                                  

Условия реализации программы Конструктор LEGO(набор различных деталей)    (оборудование, инвентарь,               Конструктор Перворобот LEGO WeDo (по              специальные помещения, ИКТ и др.)       количеству детей);                    конструктор LEGO Education WeDo,            

             мультимедийный проектор, интерактивная            доска, ноутбук.             

            Технические средства обучения:               автоматизированное рабочее место педагога (ПК,     проектор, принтер), интерактивный стол.                

Аннотация к программе 

 

Название программы

«Юный изобретатель»

Направленность программы

Техническая

Предназначена для воспитанников  

3-5 лет

5-7 лет

Общий срок реализации исходной программы 

1 год  

1 год  

Количество часов в неделю  

1

2

Общее количество часов в год  

38 ч.

76 ч.

 

                                                               ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

О РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

 

Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в но               вых и новых открытиях. Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь еще немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном образовательном учреждении. Воспитание всесторонне развитой личности во многом зависит от того, что в эту личность вложить, и как она с этим будет совладать.    

Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, можно сказать, что конструирование является одной из самых любимых и занимательных занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. Включение детей    

в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).           

В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. Для работы уже используются графические модели. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления.          

Подготовительная к школе группа – завершающий этап в работе по развитию конструкторской деятельности в ДОУ. Образовательные ситуации носят более сложный характер, в них включают элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления.              

LEGO-конструкторы современными педагогами причисляются к ряду игрушек, направленных на формирование умений успешно функционировать в социуме, способствующих освоению культурного богатства окружающего мира.    

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование LEGO-технологий. Использование LEGO-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивноигровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.      

Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Обучение и развитие в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов и робототехники. Кроме того, актуальность LEGO-технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как:        

          являются   великолепным   средством   для   интеллектуального   развития    дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое и

     физическое развитие);

          позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме

           игры (учиться и обучаться в игре);                                                                                                                        

          формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной  

       личности, формирует навыки общения и сотворчества;

          объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный

              мир, где нет границ.

На сегодняшний день, LEGO-конструкторы активно используются детьми в игровой деятельности. Идея расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников за счет внедрения

конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу рабочей программы по роботехнике на базе конструктора LEGO Educat ion WeDo.

В данной Программе обобщен теоретический материал по LEGO-конструированию, предложены собственные способы организации обучения конструированию на основе конструкторов LEGO Education WeDo. Составлены конспекты НОД с использованием конструкторов LEGO Education WeDo.

 

Инновационность Программы заключается во внедрении конструкторов LEGO Education           WeDo в образовательный процесс ДОУ.

Организация работы с продуктами LEGO Education WeDo базируется на принципе практического обучения.       

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно – деятельностного подхода. процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностью формы и способствуют формированию тех или иных типов деятельности. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде LEGO, которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты LEGO, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию. работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет дошкольникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. при построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знаний – от теории механики до психологии, что является вполне естественным.  

Очень важным представляются тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.                

Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы механизмов. Одна из задач Программы заключается в том, чтобы перевести уровень общения ребят с техн икой на «ты», познакомить с профессией инженера.

Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Дети дошкольного возраста получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем. вторая важная задача программы состоит     

в том, чтобы научить детей грамотно выразить свою идею, спроектировать ее техническое и программное решение, реализовать ее в виде модели, способной к функционированию.

                Цель программы:

Познакомить детей с основами робототехники и конструирования, научить правильно читать инструкцию, и грамотно организовывать процесс конструирования.

 

Задачи программы:

 

Для детей:

     определять, различать и называть детали конструктора;  

     конструировать по условиям, заданным педагогом, по образцу, по схеме;          

     умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою         точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы   

         путем логических рассуждений;                                                                                                                         

     умение работать в паре, коллективно;               

     уметь рассказывать о модели, ее составных частях и принципе работы;               

     способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию,  

             высоким технологиям, формировать навыки коллективного труда;                                         

     прививать навыки программирования через разработку программ в визуальной  

            среде программирования, развивать алгоритмическое мышление;                                          

     развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения    

 

             преодолевать трудности;                                                                                                                                      

 

     самостоятельная и творческая реализация собственных          

 замыслов.Для педагогов:

 

 

  Организовать работу технической направленности с использованием программируемых  



      конструкторов LEGO WeDo для детей старшего дошкольного возраста.                                   

 Создать  LEGO-центры в группах.



 

     Повысить образовательный уровень педагогов за счет знакомства с LEGO-технологией.           

     Повысить интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм   

 

      работы с родителями и детьми.                                                                                                                                      

 

 

  Учебно-тематический план (3-5 лет)

 

 

№ п/п

Тема

Количество часов

1.

Введение в робототехнику.

2

2.

Введение в конструирование и программирование.

18

3.

Юный робототехник.

18

Итого:  

38

 

                Календарно-тематическое планирование для группы (3-5 лет)       LEGO-конструирование «Простые механизмы»

 

 

 

Раздел

Тема

Дата проведения

Дата

программы          

(план)

проведения(факт)

 

 

1

 

Песчаные дюны

 

 

 

Есть у

Животные пустыни:

 

 

2

 

каждого свой

дом. Пустыня

 

 

                         

                         

  черепаха,

верблюд

сентябрь

 

 

 

 

сентябрь

 

 

 

 

3

Растения пустыни

4

 

Модель пустыни

5

 

 

 

Есть у      каждого свой

дом. Саванна

 

 

Деревья

 

 

  

 

октябрь

 

 

  

 

 

 

  

 

октябрь

 

 

  

 

6

 

Животные саванны: слон, крокодил

 7

 

 

Животные саванны:

попугай, обезьяна

8

Модель саванны

9

 

 

 

           Есть у           

каждого свой дом. Морской мир

 

                                                 

 

Береговая зона, водоросли

 

  

 

 

 

ноябрь

 

 

 

 

 

 

 

  

 

  

ноябрь

 

 

 

 

 

 

10

 

Животные моря: дельфин, акула

11

 

Веселые рыбки: морской конек

12

Модель морского дна

13

 

Новогодний калейдоскоп

 

 

 

                                                

Новогодняя елка

 

 

декабрь

 

 

 

 

 

 

 

декабрь

 

 

 

 

 

14

Новогодние подарки

15

Снегокат

16

 

Конструирование по замыслу

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Специальный

 

 

 

 

 

 

                                   Азбука

                                                 

безопасности

 

 

                         

                                                

транспорт

 

 

 

 

январь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 январь               

 

 

 

 

 

 

 

Гаражное депо

 

 

Коллективная работа «Автопарк»

 

 

 

                              Светофор                                                                                                                        

21   

                         

Зачем человеку                                                                                                             

роботы?                                                                                                                                                                                                          

                                                

                                                                                                                                               

                                                     Как научить робота                                                                                                 

Роботы и

   двигаться?  февраль  февраль   человек

                                                                                Знакомство с                                                                                                                                                                                            

23                                    героями Лего:                                                                                                              


                                        Мией и Максом                                                                                                          

24

 

  

Забавные механизмы:

 

 

 

 

                         

25

 

 

умная вертушка

 

 

                         

                         

26

 

 

  

 

 

 

Забавные   механизмы

  

Забавные механизмы:

умная вертушка

 

  

 

март

 

 

 

 

                         

                         

             

 

 март

 

                         

 

 

27

 

Забавные механизмы:

барабан

28

 

Забавные механизмы:

барабан

29

 

  

Веселая карусель

  

 

 

 

 

30

Веселая карусель

  

 

 

 Забавные

  

  

                         

                         

31

Парк аттракционов

 

 механизмы

 

  

 

 

(обобщение предыдущих трех тем)

апрель

 

 

 

 

апрель                                      

 

                         

             

             

 

 

32

Разводной мост

33

Разводной мост

35

Разводной мост

 

 

 

36

         Свобода

 творчества   

 

Творческая деятельность.

Выставка детских работ

    Выставка детских работ

 

 

май

 

 

 

             май

 

 

                                                

 

 

                                                

37

38

 

 

  Учебно-тематический план (5-7 лет)

 

 

№ п/п

Тема

Количество часов

1.

Введение в робототехнику.

2

2.

Введение в конструирование и программирование.

38

3.

Юный робототехник.

38

Итого:  

76

 

 

Календарно-тематическое планирование для группы (5-7 лет)

 

 

 

 

Раздел                

                         

Тема

 

Дата проведения занятия(план)

Дата проведения занятия(факт)

1-2

     Забавные      

Забавные механизмы:

 

 

 

механизмы   

 

 

 

 

 

  

 

 

 

умная вертушка

  

 

 

сентябрь

 

  

 

 

 

  

 

 

сентябрь

 

  

 

 

 

3-4

 

Забавные механизмы:

умная вертушка

5-6

 

Забавные механизмы: танцующие птицы

7-8

 

Забавные механизмы: танцующие птицы

9-10

 

 

  

 

 

  

 

 

 

  

 

 

Забавные               механизмы  

Забавные механизмы: обезьянка-барабанщица

 

  

 

 

  

 

октябрь

 

 

 

 

 

 

 

октябрь

 

  

 

 

 

  

 

 

 

 

11-12

 

 

Забавные механизмы: обезьянка-барабанщица

                                               

 

12-13

Парк аттракционов (обобщение предыдущих

трех тем)

14-15

Парк аттракционов (обобщение предыдущих трех тем)

16-17

 

             

                            

Животные   

                         

             

                            

Голодный аллигатор

 

 

 

 

 

ноябрь

 

 

 

 

 

 

 

ноябрь

 

 

 

 

18-19

 

Голодный аллигатор

 

 

20-21

 

Рычащий лев

 

 

22-23

             

Рычащий лев

 

 

24-25

 

             

                                                 

             

Порхающие птицы

 

 

  

 

 

  

 

26-27

Порхающие птицы

28-29

 

Животные  

                         

                         

                                                

 

                         

Моделирование природной зоны

декабрь

 

 

 

 

 

декабрь

 

 

 

 

Прогулка на природе (три     

30-31 

             

             

модели на выбор, обыгрывание ситуаций)

 

 

 

 

32-33

 

      Футбол        

                                                    

             

Футбол: нападающие

 

январь

 

 

 

 

 

январь

 

34-35

Футбол: нападающие

36-37

Футбол: вратарь

38-39

Футбол: вратарь

40-41

 

             

                                                    

      Футбол         

                                                 

             

Футбол: ликующие болельщики

 

  

 

 

февраль

 

 

 

  

 

 

 

февраль

 

42-43

 

Футбол: ликующие болельщики

44-45

Моделирование стадиона

 

Футбольный матч (три

46-47

 

             модели на выбор,      обыгрываниеситуаций)

 

 

 

 

48-49

                         

                         

Приключения   

                         

             

                                                 

Самолет

  

 

март

 

 

 

 

  

 

 

март

 

 

 

50-51

 

Приключение: спасение самолета

52-53

Великан

54-55

 

Приключение: спасение от великана

56-57

             

Парусник

 

 



58-59

 

 

 

 

Приключения

  

 

 

 

 Приключение:

 

 непотопляемый парусник

 

 

 

апрель

  

 

 

 

 

 

 

апрель

 

 

 

 

60-61

 

 Комплекс приключений

 

 (три модели на выбор)

62-63

 

 Комплекс приключений

  (три модели на выбор)

64-65

 

Свобода творчества

 

 

 Творческая деятельность.

  Выставка детских работ.

 Творческая деятельность

 

май

 

 

 

май

 

 

66-67

68-69

70-71

72-73

74,75,7 6

 

 

 Выставка детских работ.

 

 

 

 

 

 

 

Формы аттестации

Исходя из поставленных цели и задач, спрогнозированных результатов обучения, разработаны следующие формы определения результативности усвоения программы: педагогические наблюдения за детьми в процессе работы, выполнение практического задания, защита проекта, выставка, тестирование, мониторинг образовательной деятельности детей (самооценка обучающегося).

Критерии качества выполнения практической работы

 

1.Качество выполнения отдельных элементов

Низкий уровень

1 балл

Средний уровень

2 балла

Высокий уровень

3 балла

Детали сделаны с большим дефектом, не соответствуют образцу

Детали выполнены с небольшим замечанием, есть небольшие отклонения от образца

Детали выполнены аккуратно, имеют

ровную поверхность, соответствуют эскизу

2. Качество готовой работы

Низкий уровень

1 балл

Средний уровень

2 балла

Высокий уровень

3 балла

Сборка отдельных элементов не соответствует образцу

Работа выполнена с небольшими замечаниями, которые легко исправить.

Работа выполнена аккуратно.

Композиционные требования соблюдены.

 

3. Организация рабочего места

Низкий уровень

1 балл

Средний уровень

2 балла

Высокий уровень

3 балла

 

Испытывает серьезные затруднения при

Готовит рабочее место при помощи педагога

Способен самостоятельно

Ф.И.

К. 1

К. 2

К. 3

К. 4

К. 5

Средний балл

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

                 

Посмотрите также