ПРИНЯТО: |
УТВЕРЖДЕНО: |
На педагогическом совете |
И.о. заведующего МБДОУ № 17 «Белочка» |
МБДОУ № 17 «Белочка |
Е.Ю. Четверкина |
Протокол № 1 |
Приказ № ДС17-11- 488/2 от 22.08.2022 |
От 22.08.2022
СОГЛАСОВАНО:
Управляющий совет МБДОУ №17 протокол № 1 от 22.08.2022
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
технической направленности «Юный изобретатель»
Возраст обучающихся 5-7 лет
Срок реализации программы 1 год
Количество часов в год: 38 часов
Автор-составитель программы:
Кужагилдина Аида Рафаэльевна педагог дополнительного образования
Сургут
Паспорт
дополнительной общеразвивающей программы
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада № 17 «Белочка»
Название программы |
«Юный изобретатель» |
|
Направленность программы |
Техническая |
|
Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеразвивающую программу |
Кужагилдина Аида Рафаэльевна
|
|
Год разработки |
2022 год |
|
Где, когда и кем утверждена |
Принято педагогическим советом МБДОУ № 17 |
|
дополнительная общеразвивающая программа Цель
|
«Белочка», протокол № 1 от ДС17-11- 488/2 от 22.08.2022
Познакомить детей с основами робототехники, научить правильно читать инструкцию, и грамотно организовывать процесс |
|
Задачи
|
конструирования. |
|
Образовательные: определять, различать и |
||
называть детали конструктора; конструировать по условиям, заданным педагогом, по образцу, по схеме; умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений; • умение работать в паре, коллективно; • уметь рассказывать о модели, ее составных частях и принципе работы; Развивающие: развивать техническое мышление, творческую инициативу, элементы изобретательности и нестандартный подход к выполнению задач; * развивать фантазию, воображение, творческие замыслы через практическую деятельность; * развивать у детей мелкую моторику рук, глазомер, наблюдательность, пространственное представление, творческую смекалку; Воспитательные: *формировать коммуникативные качества через коллективную творческую деятельность, реализацию коллективных проектов; * формировать адекватную самооценку через проявление себя в выставках, конкурсах, мероприятиях, подведении итогов деятельности; * формировать устойчивый интерес к выбранному |
||
|
виду деятельности. • способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям, формировать навыки коллективного труда; • прививать навыки программирования через разработку программ в визуальной среде программирования, развивать алгоритмическое мышление; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности; • самостоятельная и творческая реализация собственных замыслов.
|
|
Ожидаемые результаты освоения |
Личностные результаты: * владеет навыками общения в коллективе; * проявляет устойчивый познавательный интерес, способность к самообучению, творческому поиску; * проявляет силу воли, упорство в достижении цели; * проявляет доброжелательное отношение к окружающим, чувство взаимоподдержки.
|
|
программы
|
Метапредметные результаты: Умеет: - определять, различать и называть детали конструктора; |
|
|
|
![]() |
о правильности и прочности создания конструкции; о
техническом оснащении конструкции. Срок реализации программы 1 год
Количество часов в неделю/год 1/38 2/76
Возраст воспитанников 3-5 лет; 5-7 лет
Форма организации занятий подгрупповая
Условия
реализации программы Конструктор
LEGO(набор различных деталей) (оборудование, инвентарь, Конструктор
Перворобот LEGO WeDo (по специальные помещения, ИКТ и
др.) количеству
детей); конструктор LEGO Education WeDo,
мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук.
Технические средства обучения: автоматизированное рабочее место педагога (ПК, проектор, принтер), интерактивный стол.
Аннотация к программе
Название программы |
«Юный изобретатель» |
|
Направленность программы |
Техническая |
|
Предназначена для воспитанников |
3-5 лет |
5-7 лет |
Общий срок реализации исходной программы |
1 год |
1 год |
Количество часов в неделю |
1 |
2 |
Общее количество часов в год |
38 ч. |
76 ч. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
О РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в но вых и новых открытиях. Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь еще немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном образовательном учреждении. Воспитание всесторонне развитой личности во многом зависит от того, что в эту личность вложить, и как она с этим будет совладать.
Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, можно сказать, что конструирование является одной из самых любимых и занимательных занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. Включение детей
в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).
В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. Для работы уже используются графические модели. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления.
Подготовительная к школе группа – завершающий этап в работе по развитию конструкторской деятельности в ДОУ. Образовательные ситуации носят более сложный характер, в них включают элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления.
LEGO-конструкторы современными педагогами причисляются к ряду игрушек, направленных на формирование умений успешно функционировать в социуме, способствующих освоению культурного богатства окружающего мира.
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование LEGO-технологий. Использование LEGO-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивноигровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.
Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Обучение и развитие в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов и робототехники. Кроме того, актуальность LEGO-технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как:
• являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое и
физическое развитие);
• позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме
игры (учиться и обучаться в игре);
• формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной
личности, формирует навыки общения и сотворчества;
• объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный
мир, где нет границ.
На сегодняшний день, LEGO-конструкторы активно используются детьми в игровой деятельности. Идея расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников за счет внедрения
конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу рабочей программы по роботехнике на базе конструктора LEGO Educat ion WeDo.
В данной Программе обобщен теоретический материал по LEGO-конструированию, предложены собственные способы организации обучения конструированию на основе конструкторов LEGO Education WeDo. Составлены конспекты НОД с использованием конструкторов LEGO Education WeDo.
Инновационность Программы заключается во внедрении конструкторов LEGO Education WeDo в образовательный процесс ДОУ.
Организация работы с продуктами LEGO Education WeDo базируется на принципе практического обучения.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно – деятельностного подхода. процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностью формы и способствуют формированию тех или иных типов деятельности. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде LEGO, которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты LEGO, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию. работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет дошкольникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. при построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знаний – от теории механики до психологии, что является вполне естественным.
Очень важным представляются тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.
Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы механизмов. Одна из задач Программы заключается в том, чтобы перевести уровень общения ребят с техн икой на «ты», познакомить с профессией инженера.
Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Дети дошкольного возраста получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем. вторая важная задача программы состоит
в том, чтобы научить детей грамотно выразить свою идею, спроектировать ее техническое и программное решение, реализовать ее в виде модели, способной к функционированию.
Цель программы:
Познакомить детей с основами робототехники и конструирования, научить правильно читать инструкцию, и грамотно организовывать процесс конструирования.
Задачи программы:
Для детей:
• определять, различать и называть детали конструктора;
•
конструировать
по условиям, заданным педагогом, по образцу, по схеме;
• умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы
путем логических рассуждений;
• умение работать в паре, коллективно;
• уметь рассказывать о модели, ее составных частях и принципе работы;
• способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию,
высоким технологиям, формировать навыки коллективного труда;
• прививать навыки программирования через разработку программ в визуальной
среде программирования, развивать алгоритмическое мышление;
• развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности;
• самостоятельная и творческая реализация собственных
замыслов.Для педагогов:
|
Организовать работу технической направленности с использованием программируемых |
|
конструкторов LEGO WeDo для детей старшего дошкольного возраста. |
|
Создать LEGO-центры в группах. |
|
• Повысить образовательный уровень педагогов за счет знакомства с LEGO-технологией. • Повысить интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм |
|
работы с родителями и детьми. |
|
|
Учебно-тематический план (3-5 лет)
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1. |
Введение в робототехнику. |
2 |
2. |
Введение в конструирование и программирование. |
18 |
3. |
Юный робототехник. |
18 |
Итого: |
38 |
№ |
Раздел |
Тема |
Дата проведения |
Дата |
|
программы |
(план) |
проведения(факт) |
|||
|
|
||||
1 |
|
Песчаные дюны |
|
|
|
|
Есть у |
Животные пустыни: |
|
|
|
2
|
каждого свой дом. Пустыня
|
черепаха, верблюд |
сентябрь
|
сентябрь
|
|
3 |
Растения пустыни |
||||
4
|
Модель пустыни |
||||
5 |
Есть у каждого свой дом. Саванна
|
Деревья |
октябрь
|
октябрь
|
|
6
|
Животные саванны: слон, крокодил |
||||
7
|
Животные саванны: попугай, обезьяна |
||||
8 |
Модель саванны |
||||
9
|
Есть у каждого свой дом. Морской мир
|
Береговая зона, водоросли |
ноябрь
|
ноябрь
|
|
10
|
Животные моря: дельфин, акула |
||||
11
|
Веселые рыбки: морской конек |
||||
12 |
Модель морского дна |
||||
13 |
Новогодний калейдоскоп
|
Новогодняя елка |
декабрь
|
декабрь
|
|
14 |
Новогодние подарки |
||||
15 |
Снегокат |
||||
16
|
Конструирование по замыслу |
||||
|
|
|
|
|
|
|
Специальный |
|
|
|
|
|
|
Азбука
|
транспорт
|
|
|
январь
|
|
|
январь
|
Гаражное депо |
|
|
|||||
Коллективная работа «Автопарк»
|
|
|
Светофор
21
|
Зачем человеку роботы? |
|
|
Как
научить робота
Роботы и
двигаться? февраль февраль человек
Знакомство с
23 героями Лего:
![]() |
24 |
|
Забавные механизмы: |
|
|
25 |
|
умная вертушка |
|
|
26
|
Забавные механизмы
|
Забавные механизмы: умная вертушка |
март
|
март
|
27
|
Забавные механизмы: барабан |
|||
28
|
Забавные механизмы: барабан |
|||
29 |
|
Веселая карусель |
|
|
30 |
Веселая карусель |
|||
|
Забавные |
|
|
|
31 |
Парк аттракционов |
|||
|
механизмы
|
(обобщение предыдущих трех тем) |
апрель
|
апрель
|
32 |
Разводной мост |
|||
33 |
Разводной мост |
|||
35 |
Разводной мост |
|
|
|
36 |
Свобода творчества
|
Творческая деятельность. Выставка детских работ Выставка детских работ
|
май
|
май
|
37 |
||||
38
|
Учебно-тематический план (5-7 лет)
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1. |
Введение в робототехнику. |
2 |
2. |
Введение в конструирование и программирование. |
38 |
3. |
Юный робототехник. |
38 |
Итого: |
76 |
№
|
Раздел
|
Тема
|
Дата проведения занятия(план) |
Дата проведения занятия(факт) |
1-2 |
Забавные |
Забавные механизмы: |
|
|
|
механизмы
|
умная вертушка |
сентябрь
|
сентябрь
|
|
3-4
|
Забавные механизмы: умная вертушка |
||||
5-6
|
Забавные механизмы: танцующие птицы |
||||
7-8
|
Забавные механизмы: танцующие птицы |
||||
9-10
|
Забавные механизмы |
Забавные механизмы: обезьянка-барабанщица |
октябрь
|
октябрь
|
|
11-12
|
Забавные механизмы: обезьянка-барабанщица
|
||||
12-13 |
Парк аттракционов (обобщение предыдущих трех тем) |
||||
14-15 |
Парк аттракционов (обобщение предыдущих трех тем) |
||||
16-17
|
Животные
|
Голодный аллигатор
|
ноябрь
|
ноябрь
|
|
18-19
|
Голодный аллигатор
|
||||
20-21
|
Рычащий лев
|
||||
22-23 |
|
Рычащий лев |
|
|
|
24-25
|
|
Порхающие птицы
|
|
|
|
26-27 |
Порхающие птицы |
||||
28-29
|
Животные
|
Моделирование природной зоны |
декабрь
|
декабрь
|
|
|
Прогулка на природе (три |
||||
30-31 |
|
модели на выбор, обыгрывание ситуаций) |
|
|
|
32-33 |
Футбол
|
Футбол: нападающие |
январь
|
январь
|
|
34-35 |
Футбол: нападающие |
||||
36-37 |
Футбол: вратарь |
||||
38-39 |
Футбол: вратарь |
||||
40-41
|
Футбол
|
Футбол: ликующие болельщики |
февраль
|
февраль
|
|
42-43
|
Футбол: ликующие болельщики |
||||
44-45 |
Моделирование стадиона |
||||
|
Футбольный матч (три |
||||
46-47
|
модели на выбор, обыгрываниеситуаций) |
|
|
||
48-49 |
Приключения
|
Самолет |
март
|
март
|
|
50-51
|
Приключение: спасение самолета |
||||
52-53 |
Великан |
||||
54-55
|
Приключение: спасение от великана |
||||
56-57 |
|
Парусник |
|
|
|
![]() |
58-59
|
Приключения
|
Приключение:
непотопляемый парусник |
апрель
|
апрель
|
60-61
|
Комплекс приключений
(три модели на выбор) |
|||
62-63
|
Комплекс приключений (три модели на выбор) |
|||
64-65 |
Свобода творчества
|
Творческая деятельность. Выставка детских работ. Творческая деятельность |
май
|
май
|
66-67 |
||||
68-69 |
||||
70-71 |
||||
72-73 74,75,7 6 |
|
Выставка детских работ.
|
|
|
Формы аттестации
Исходя из поставленных цели и задач, спрогнозированных результатов обучения, разработаны следующие формы определения результативности усвоения программы: педагогические наблюдения за детьми в процессе работы, выполнение практического задания, защита проекта, выставка, тестирование, мониторинг образовательной деятельности детей (самооценка обучающегося).
Критерии качества выполнения практической работы
1.Качество выполнения отдельных элементов |
||
Низкий уровень 1 балл |
Средний уровень 2 балла |
Высокий уровень 3 балла |
Детали сделаны с большим дефектом, не соответствуют образцу |
Детали выполнены с небольшим замечанием, есть небольшие отклонения от образца |
Детали выполнены аккуратно, имеют ровную поверхность, соответствуют эскизу |
2. Качество готовой работы |
||
Низкий уровень 1 балл |
Средний уровень 2 балла |
Высокий уровень 3 балла |
Сборка отдельных элементов не соответствует образцу |
Работа выполнена с небольшими замечаниями, которые легко исправить. |
Работа выполнена аккуратно. Композиционные требования соблюдены.
|
3. Организация рабочего места |
||
Низкий уровень 1 балл |
Средний уровень 2 балла |
Высокий уровень 3 балла
|
Испытывает серьезные затруднения при |
Готовит рабочее место при помощи педагога |
Способен самостоятельно |
№ |
Ф.И. |
К. 1 |
К. 2 |
К. 3 |
К. 4 |
К. 5 |
Средний балл |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.