АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Творческая мастерская "Клякса"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 10.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

 Данная программа разработана для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья легкой и средней степени интеллектуального или физического нарушения. Мир творчества, дает возможность особому ребёнку поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся мелкой моторики, изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный, эстетический вкус.
Иконка файла материала ТМ Клякса РАС.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

города СМОЛЕНСКА

 

Принята на заседании

 

Педагогического совета

 

Протокол № __ от ________2024г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО «ЦДО»

 

____________О. В. Подрядова

 

Приказ № ___-адм от _______2024г.

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Творческая мастерская «Клякса»

Направленность: социально-гуманитарная

Возраст обучающихся: 5 - 14 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

Автор-составитель:

Жаринова Валерия Владимировна,

педагог дополнительного образования

 

 

 

Смоленск, 2024 г.

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа кружка «Творческая мастерская «Клякса»  имеет социально-гуманитарную направленность, разработана на основе нормативно-правовых актов Российской Федерации и образовательного учреждения:

1.      Федерального закона «Об образовании в «РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; ст. №16;

2.      Конституции РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.);

3.      Национальной доктрины образования в РФ на период до 2025 г (Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751);

4.      Декларации прав ребёнка (Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года);

5.      Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28;

6.      Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;

7.      Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р);

8.      Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 г. Москва «О направлении методических рекомендаций» по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ;

9.      Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р);

10.  Методического пособия по разработке дистанционных курсов, разноуровневых программ дополнительного образования, в том числе в сетевой форме с использованием ресурсов образовательных организаций всех типов (Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2020);

11.  Устава МБУ ДО «ЦДО», утвержденного постановлением Администрации города Смоленска № 844-адм от 21.05.2015 года (с изменениями от 28.03.2017, от 23.04.2021, от 22.04.2022).

12.  Положения о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования» города Смоленска (МБУ ДО «ЦДО») (Приказ № 88-адм от 18.10.2022 г.);

13.  Программы воспитания муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования» города Смоленска.

 

Актуальность программы обусловлена как государственным социальным заказом, так и запросами со стороны подрастающего поколения и их родителей.

В Концепции развития дополнительного образования детей подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.

            Актуальность данной программы заключается в получении обучающимися возможности раскрыть свои способности как творческой личности каждого ребенка в разных видах декоративно-прикладной деятельности.

Говоря об актуальности можно выделить несколько моментов:

-                    удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный, эстетический вкус;

-                    техника, в которой дети научатся работать, набирает всё большую популярность. В связи с этим происходит непрерывное развитие как самих видов декоративно-прикладного искусства и материалов, применяемых в процессе изготовления, так и возможностей практического и декоративного применения этих техник.

Данная адаптированная образовательная программа разработана с учетом современных педагогических теорий и технологий, возрастных и психофизиологических особенностей детей и подростков.

Отличительная особенность данной программы в том, что она разработана для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья легкой и средней степени интеллектуального или физического нарушения и может быть адаптирована для любой категории детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья тяжелой степени нарушений.

При организации образовательного процесса все педагогические технологии, приёмы, методы работы учитывают тот подход, который облегчает, содействует, способствует, продвигает ребёнка к саморазвитию, самоактуализации. Педагогу отводится роль человека, создающего благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного обучения ребят, активизирующего и стимулирующего любознательность и познавательные мотивы.

Особенность данной программы не только в использовании инновационных технологий обучения, но и в принципах построения программы:

·         от простого  к сложному;

·         теоретические знания даются в легкой и доступной игровой форме;

·         связь знаний и умений с жизнью;

·         активность и самостоятельность;

·         учет возрастных и индивидуальных особенностей (учет особенностей заболевания).

В соответствии с каждой темой разработана теоретическая часть и набор творческих заданий, которые варьируются в зависимости от этапа выполнения.

При организации учебного процесса учитываются индивидуально-типологические особенности личности (заболевание, сложность нарушений, способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности, возраст и физиологическое развитие учащихся).

В работе кружка используются теоретические, практические и комбинированные виды занятий.  Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала, игр, видеосюжетов и подкрепляется практическим освоением темы. Практические занятия включают в себя индивидуальные и коллективные формы работы. В конце каждого занятия внимание обучающихся фиксируется на достигнутом результате, проводится рефлексия.

Декоративно-прикладное  творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником, нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Это - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Интерес детей к творчеству из бумаги объясняется ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Дети увидят, что бумага универсальна, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий.

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - декоративно-прикладное искусство. Декоративно-прикладное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Творческая мастерская «Клякса» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей, а также знакомство с национальными окружающими предметами, пробуждающими душу ребенка, воспитывающими в нем чувство красоты, любознательность.

На занятиях данной Программы решается сразу несколько задач развития личности ребенка с РАС. Программа включает в себя занятия, направленные на развитие мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения. Каждое занятие начинается с ритуала приветствия и упражнения-активатора. Затем выполняется практическая работа (рисунок, поделка, аппликация, фигурка из оригами и т.д.), далее проводятся развивающие игры, способствующие развитию мелкой моторики, познавательных процессов (конструкторы, лото, мозаики и т.д.).

Занятия способствуют развитию положительных эмоций детей, радостных переживаний, являясь средством снятия эмоционального напряжения.

 

Адресат программы

Программа «Творческая мастерская «Клякса»  предназначена для обучающихся в возрасте 5-14 лет. Зачисление обучающихся производится через автоматизированную информационную систему «Навигатор67».

Программа может реализоваться в группах, обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы).

Обучение по данной Программе доступно детям, находящимся в трудной жизненной ситуации (например, из многодетных и малоимущих семей, из семей беженцев, вынужденных переселенцев), так как не требует финансовых затрат. Кабинет развивающих занятий №9, в котором проводятся занятия в группах  «Творческая мастерская «Клякса», оснащен необходимым инструментарием, а так же запасом материалов и инструментов для изготовления работ.

Данная образовательная программа предназначена для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы (расстройства аутистического спектра – РАС). На основе Приказа Минобрнауки РФ от 19.12.2014 N 1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ», настоящая программа предполагает:

Обучение детей, имеющих формально сопоставимый с нормой уровень психоречевого развития (Вариант 8.1). Вместе с тем, даже имея высокие интеллектуальные способности, эти дети для успешного освоения начального образования в условиях полной инклюзии нуждаются в систематической психолого-педагогической и организационной поддержке, обеспечивающей удовлетворение их особых образовательных потребностей, реализуемой на основе сугубо индивидуальной программы коррекционной работы, касающейся в первую очередь развития различных аспектов сферы жизненной компетенции.

Обучение детей, имеющих менее высокие интеллектуальные способности обучающегося или отсутствие опыта подготовки к обучению в группе сверстников (Вариант 8.2). Предполагается, что содержательный компонент будет освоен обучающимися с РАС практически в полном объеме. Не освоение отдельных элементов не является препятствием для дальнейшего обучения.

Для этого на занятиях программы большое значение уделяется развитию мелкой моторики (как в ходе выполнения творческих работ, так и в игровой и развивающей деятельности), и развитию познавательных процессов с помощью игровых методов. Уделяется внимание развитию памяти (различных ее видов), внимания (различных его свойств – объем, концентрация, переключаемость), мышления (различных видов мышления и операций), развитию восприятия, воображения. Так же большое внимание уделяется развитию коммуникативных способностей и эмоционально-волевых способностей.

Так же программой предусмотрена как индивидуальная форма работы, так и групповая.

 

Объем и срок реализации программы.

Срок освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Творческая мастерская «Клякса»  – 1 год. Общее количество учебных часов за период обучения – 54 часа. Модуль № 1 – 16 часов. Модуль № 2 – 38 часов.

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа (1 академический час для детей с ОВЗ – 30 минут) с перерывом между занятиями в 10 минут. Учитываются нормы СанПиН.

Оптимальная наполняемость учебной группы зависит от уровня нарушений, индивидуальных особенностей ребенка и может быть от 1 до 5 человек.

Формы и режим занятий

Форма обучения – очная, но предусмотрен вариант, который может быть реализован при необходимости с применением электронного обучения.

 

Для образовательного процесса используются:

·         групповые: (организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в малых группах, в т.ч. в парах, для выполнения определенных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого учащегося (группы могут выполнять одинаковые или разные задания, состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности);

·         индивидуальные формы обучения.

 

Основные формы работы:

Методами реализации программы являются практические занятия и/или самостоятельная работа, которые закрепляют теоретические знания. Формы и методы направлены на формирование и развитие эстетической и духовной культуры детей и предусматривают постепенный переход от простого к сложному виду деятельности, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка и их способности к творческой работе.

Практическая деятельность имеет творческий характер. Обучающиеся осваивают различные техники рисования, применение различных материалов для выражения своих творческих идей.

Одна из задач — постоянная смена используемых материалов, овладение их выразительными возможностями. Игровой характер занятий и короткие проектные задания стимулируют интерес учащихся к искусству, что является необходимым условием для успешной социализации и адаптации личности.

Обсуждение детских творческих работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Форма проведения занятий планируется как для всей группы – для освещения общих теоретических и других вопросов, передача фронтальных знаний, так и индивидуально–групповые по 2-3 человека для индивидуального усвоения полученных знаний и приобретения практических навыков. Это позволяет дифференцировать форму обучения, объединить такие противоположности, как массовость обучение и его индивидуализацию. 

Формами организации образовательного процесса выступают:

- тестирование;

- анкетирование;

- викторина;

- практические занятия;

- коммуникативные игры;

- интерактивные занятия, тренинг–семинары;

- оформление альбомов, экспозиций;

- участие в культурно-массовых программах;

- участие в конкурсах, выставках.

В процессе занятий также используются методы самостоятельной работы - проектно-исследовательские технологии. Самостоятельная работа не только закрепляет практические умения и навыки, но и развивает творческую активность.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 

Цель и задачи направлены на формирование навыков, способствующих успешной социализации и адаптации в современном обществе детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Занятия способствуют развитию мелкой моторики, художественного вкуса, мышления, воображения, коммуникативной, социальной сфер личности.

 

Цель программы: формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья интереса к продуктивным видам деятельности, развитие предпосылок становления этих видов деятельности – орудийных действий, зрительно-двигательной координации, тонкой ручной моторики и перцептивных действий художественными средствами, развить творческий потенциал каждого ребенка.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

Образовательные:

·       обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;

·       знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства;

·       познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;

·       учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства;

·       подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;

·       формировать умение оценивать созданные изображения;

·       развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций;

·       обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов;

·       развивать творческие способности детей.

Развивающие:

·       содействовать развитию внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;

·       содействовать развитию изобретательности и устойчивого интереса к творчеству;

·       содействовать развитию индивидуальности в процессе творческой деятельности;

·       развивать умение выполнять рисунки с последующим созданием сюжета;

·       развивать зрительно-двигательную координацию развивать мелкую моторику рук;

·       продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, оттисков, штампов.

Воспитательные:

·       способствовать воспитанию творческого отношения к труду, трудолюбия, целеустремлённости;

·       способствовать созданию комфортного психологического климата внутри коллектива, способствующего интересу к образовательному предмету и творческому общению воспитанников;

·       способствовать воспитанию интереса к процессу рисования, умению аккуратного выполнения работы;

·       воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;

·       воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Результатом прохождения обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Акварелька» является овладение обучающимися следующими знаниями и умениями:

Обучающиеся должны знать:

-        виды декоративно прикладного искусства;

-        виды используемых материалов;

-        возможности сочетания материалов при создании композиции из бумаги, пластилина, природного и бросового материала; р

-        различные приемы работы с бумагой; с

-        то такое, аппликация, торцевание, моделирование, лепка, пластилинография.

-        Обучающиеся должны уметь:

-        соблюдать правила безопасного труда;

-        переводить шаблоны на бумагу;

-        изготавливать и оформлять панно;

-        осуществлять декоративную работу при оформлении панно;

-        самостоятельно изготавливать панно при помощи разных техник;

-        самостоятельно исправлять неточности в работе;

-        самостоятельно контролировать качество готовности работы;

-        изготовления панно  по собственному эскизу.

 

В процессе посещения занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Творческая мастерская «Клякса»  у обучающихся формируются и развиваются следующие компетенции и личные качества.

-        личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие, эстетичность;

-        познавательные:  усвоить знания организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы; формулировать      цель      в совместно-распределенной деятельности; искать и выделять необходимую информацию; отличать рациональный и нерациональный способ выполнения задания, выбирать наиболее эффективный способ; выполнять рефлексивный анализ деятельности; выбирать основания и критерии для сравнения, сериации и классификации объектов; усвоить знания оценки и осмысливания результатов своих действий;

-        коммуникативные:  учитывать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; использовать речевые средства для решения разнообразных коммуникативных задач;

-        регулятивные:  проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; осуществлять контроль по результату и по способу действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Модуль № 1 «Мир вокруг нас, плоскостные изображения»

 (8 занятий, 16 часов)

 

Наименование разделов и тем

Количество часов

 

Формы

аттестации/

контроля

всего

теория

прак-тика

 

I. Введение

2

2

0

 

1.       

Вводное занятие. Знакомство

2

2

0

Беседа, анализ

 

II. Изготовление панно    

14

4

10

 

2.       

Цветные штрихи

2

1

1

Беседа, выполнение

заданий, анализ

3.       

Комбинированная аппликация

«Пингвины»

2

1

1

Беседа, показ, выполнение

заданий, наблюдение,  анализ

4.       

Обрывная аппликация «Первый

снегопад»

2

2

Беседа, показ, выполнение

заданий, наблюдение,  анализ

5.       

«Узор снежинки»

 

2

1

1

Наблюдение, выполнение

заданий, анализ

6.       

«Украшаем игрушки»

2

 

2

Наблюдение, выполнение

заданий, анализ

7.       

Комбинированная аппликация

«Новогодняя открытка»

2

 

2

Наблюдение, выполнение

заданий, анализ

8.       

«Новогодний калейдоскоп»

2

1

1

Наблюдение, выполнение

заданий, анализ

 

ИТОГО

 

16

6

10

 

 

Модуль №2. «Мир вокруг нас, объёмное моделирование»

(19 занятий 38 часов)

 

Наименование разделов и тем

Количество часов

 

Формы

аттестации/

контроля

всего

Тео-рия

практика

 

 I. Введение

2

2

0

 

1.       

Вводное занятие

2

2

Беседа по ТБ, показ,

анализ

 

II. Мозаика из пластилина

22

3

19

 

2.       

Свойства пластилина Способы деления пластилина на равные части

2

1

1

Беседа, выполнение

заданий, анализ

3.       

Пластилиновая аппликация «Елочная ветка»

2

1

1

Беседа, показ, выполнение

заданий, наблюдение,  анализ

4.       

Пластилиновая аппликация из шариков «Снегири»

2

2

Наблюдение, выполнение

заданий, анализ

5.       

Пластилиновая аппликация «Валентинка»

2

2

Наблюдение, выполнение

заданий, анализ

6.       

Пластилиновая открытка

 «23 февраля»

2

2

Наблюдение, выполнение

заданий, анализ

7.       

Воздушный пластилин. Объёмная лепка.

2

1

1

Беседа, выполнение

заданий, анализ

8.       

Композиция «Роза для мамы»

2

 

2

Наблюдение, выполнение

заданий, анализ

9.       

Композиция  «Весенний букет»

2

2

Наблюдение, выполнение

заданий, анализ

10.   

Лепка «Зайчиха с зайчатами»

2

2

Наблюдение, выполнение

заданий, анализ

11.   

Лепка «Кто сказал мяу?»

 

2

 

2

Наблюдение, выполнение

заданий, анализ

12.   

Лепка «Пасха. Цыпленок в скорлупе»

2

 

2

Наблюдение, выполнение

заданий, анализ

 

III. Бумажные приключения

 

14

2

12

 

13.   

Объёмные поделки из бумаги. Основные техники.

2

1

1

Беседа, выполнение

заданий, анализ

14.   

Объёмная аппликация «Фантазия о космосе»

2

 

2

Наблюдение, выполнение

заданий, анализ

15.   

Объёмная аппликация «Подводный мир»

2

 

2

Наблюдение, выполнение

заданий, анализ

16.   

Торцевание. Основные виды. Техника выполнения.

2

1

1

Беседа, выполнение

заданий, анализ

17.   

Торцевание. «Тюльпаны»

2

 

2

Наблюдение, выполнение

заданий, анализ

18.   

Торцевание. «Радуга»

 

2

 

2

Наблюдение, выполнение

заданий, анализ

19.   

Выставка работ

2

 

2

Итоговое наблюдение. Выставка работ

 

ИТОГО

38

7

31

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Модуль № 1 «Мир вокруг нас, плоскостные изображения»  (8 занятий, 16 часов)

 

темы

 

 

Наименование темы

 

Содержание

темы

 

1.       

Вводное занятие. Знакомство.

ТеорияВводное занятие. цели и задачи, структуру курса. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами

Практика: информационная анкета, игра «Знакомство».

2.       

Цветные штрихи.

Теория: Понятие цвета. Материалы  и инструменты для выполнения творческих работ.

Практика: Просматривание иллюстраций с различными видами декоративных работ.

 

 

3.       

Комбинированная

Аппликация «Пингвины»

Теория: Знакомство с новой техникой аппликации, приемами и тонкостями данного направления.

Практика: Отработка изученной техники аппликации, изготовление элементов аппликации. Изготовление аппликации.

4.       

Обрывная аппликация «Первый снегопад»

Практика: Освоение техники аппликации путем отрывания и накладывания элементов,  отработка навыка обрывать края бумаги, закругленной формы, составление композиции. Изготовление аппликации.

5.       

«Узор снежинки»

Теория: беседа об особенностях поведения зимой.

Практика: изготовление панно с использованием ваты.

6.       

«Украшаем игрушки»

Практика: создание елочных украшений из подручных материалов.

7.       

Комбинированная аппликация «Новогодняя

открытка»

Практика: Самостоятельное выполнение изделия в изученных техниках, сопоставление элементов аппликации, соотнесение размеров каждой детали.

8.       

«Новогодний калейдоскоп»

Теория: обобщение и закрепление пройденного материала.

Практика: презентация работ.

 

Цель модуля № 1 - формирование знаний по смешанным техникам рисования, аппликации, плоскостной лепки и их применению на практике; развитие у учащихся эстетического вкуса.

 

Задачи модуля № 1:

Обучающие – сформировать понимание простейших изображений, выполняемых педагогом и сопровождаемые речью, демонстрацией, движением.

Развивающие – передать сведения о применении рисунков, картин, панно в интерьере.

Воспитательные – воспитывать эстетический вкус, усидчивость, терпение, бережное отношение к изготовляемому изделию.

Текущий контроль:

            Педагогическое наблюдение.

Изучение раздела заканчивается промежуточной аттестацией:    Практическая работа, выставка работ.

 

Модуль № 2 «Мир вокруг нас, объёмное моделирование»  (19 занятий, 38 часов)

 

темы

 

 

Наименование темы

 

Содержание

темы

 

1.       

Вводное занятие.

ТеорияВводное занятие. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами

Практика: игра «Знакомство».

II. Мозаика из пластилина

2.       

Свойства пластилина Способы деления пластилина на равные части

Теория: Представление о видах пластилина и

инструментах, используемых при работе с ними. Практика: Способы деления пластилина на равные части

3.       

Пластилиновая аппликация «Елочная ветка»

Теория: Знакомство с техникой пластилиновой аппликации, приемами выполнения жгутиков, шариков из пластилина.

Практика: Пальчиковая гимнастика. Изготовление элементов аппликации. Изготовление аппликации «Елочная ветка».

4.       

Пластилиновая аппликация из шариков «Снегири»

Практика: Пальчиковая гимнастика. Изготовление элементов аппликации (шариков). Изготовление аппликации  «Снегири».

5.       

Пластилиновая аппликация «Валентинка»

 

Практика: Пальчиковая гимнастика. Изготовление элементов аппликации. Изготовление аппликации  «Валентинка».

6.       

Пластилиновая открытка

 «23 февраля»

Практика: Пальчиковая гимнастика. Создание открытки «23 февраля». отработка  приемов лепки: скатывание, оттягивание и соединение частей.

7.       

Воздушный пластилин. Объёмная лепка.

Теория: Воздушный пластилин.  Понятие объёмная лепка, способы выполнения деталей..

Практика: Пальчиковая гимнастика. Отработка приёмов изготовления объёмных деталей.

8.       

Композиция «Роза для мамы»

Практика: Пальчиковая гимнастика.  Отработка приёмов лепки частей цветущего растения. Отрабатка приемов лепки: вытягивание сглаживания края, углубление, присоединение частей: ручки, ножки, подставки. Создание композиции «Роза для мамы»

9.       

Композиция  «Весенний букет»

Практика: Пальчиковая гимнастика.  Отработка приёмов лепки частей цветущего растения. Отрабатка приемов лепки: вытягивание сглаживания края, углубление, присоединение частей: ручки, ножки, подставки. Создание композиции «Весенний букет»

10.   

Лепка «Зайчиха с зайчатами»

Практика: Пальчиковая гимнастика. Отработка приёмов лепки  туловища кошки путем выгибания «столбика», оттягивания лапок. Закрепление приемов  лепки: соединении частей при помощи стеки, заглаживание

11.   

Лепка «Кто сказал мяу?»

Практика: Пальчиковая гимнастика. Отработка приёмов лепки  зайца, передача формы его туловища, головы, ушей. Закрепление приемов  лепки: скатывание, оттягивание и соединение частей.

12.   

Лепка «Пасха. Цыпленок в скорлупе»

Практика: Пальчиковая гимнастика. Отработка техники лепки птиц. Отработка приемов лепки: вытягивание сглаживания края, углубление, присоединение частей: ручки, ножки, подставки.  Создание композиции «Пасха. Цыпленок в скорлупе»

13.   

Объёмные поделки из бумаги. Основные техники.

Теория: Общие понятия техники объёмная аппликация.

Знакомство с объёмной аппликацией скрученными шариками из кусочков салфетки.

Практика: Подготовка к аппликации. Нарезка бумажной салфетки наполоски шириной 2 см. Нарезка полоски бумаги на квадратики со сторонами 2 на 2см. Скручивание из квадратиков бумаги шариков. Выполнение панно объёмнойаппликацией скрученными шариками из кусочков салфетки.

14.   

Объёмная аппликация «Фантазия о космосе»

Практика: Пальчиковая гимнастика. Изготовление элементов аппликации. Изготовление объёмной аппликации «Фантазия о космосе»

15.   

Объёмная аппликация «Подводный мир»

Практика: Пальчиковая гимнастика. Изготовление элементов аппликации. Изготовление объёмной аппликации «Подводный мир»

16.   

Торцевание. Основные виды. Техника выполнения.

Теория: Что такое торцевание, история возникновения

торцевания, виды торцевания. Знакомство с техникой торцевания бумагой на пластилиновой основе.

Практика: Пальчиковая гимнастика. Подготовка основы из пластилина для торцевания.

17.   

Торцевание. «Тюльпаны»

Практика: Пальчиковая гимнастика. Изготовление элементов аппликации. Изготовление объёмной поделки техникой торцевания бумагой на пластилиновой основе «Тюльпаны»

18.   

Торцевание. «Радуга»

Практика: Пальчиковая гимнастика. Изготовление элементов аппликации. Изготовление объёмной поделки техникой торцевания бумагой на пластилиновой основе «Радуга»

19.   

Выставка работ

Теория: обобщение и закрепление пройденного материала.

Практика: презентация работ.

 

Модуль №2 «Мир вокруг нас, объёмное моделирование»

Цель модуля № 2 - формирование у учащихся эстетического вкуса и креативного мышления на основе традиционных и современных видов работы различными материалами.

 

 

Задачи модуля № 2:

Обучающие – сформировать понимание простейших изображений, выполняемых педагогом и сопровождаемые речью, демонстрацией, движением.

Развивающие –  развить  художественные и творческие способности.

Воспитательные – воспитывать эстетический вкус, усидчивость, терпение, бережное отношение к изготовляемому изделию.

Текущий контроль: едагогическое наблюдение.

Изучение раздела заканчивается промежуточной аттестацией:    Практическая работа, выставка работ.

 

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

 «Творческая студия «КЛЯКСА» (ОВЗ)

на 2024/2025учебный год

Группа № 1  (время проведения занятий: Понедельник 15.50-16.20; 16.30-17.00).

 

№ п/п

Дата

Форма

занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма

контроля

Модуль № 1 «Мир вокруг нас, плоскостные изображения»

I. Введение

2

 

 

 

1.

01.11

Теория

 

2

Вводное занятие. Знакомство

Каб. №9

Педагогическое наблюдение

II. Изготовление панно

14

 

 

 

2.

11.11

Теория

Практика

1

1

Цветные штрихи

Каб. №9

Беседа, выполнение

заданий, анализ

3.

18.11

Теория

Практика

2

Комбинированная

аппликация

«Пингвины»

Каб. №9

Беседа, выполнение

заданий, анализ

 

4.

25.11

Практика

2

Обрывная

аппликация «Первый

снегопад»

Каб. №9

Наблюдение,

выполнение заданий, анализ

5.

02.12

Теория

Практика

1

1

«Узор снежинки»

Каб. №9

Беседа,

выполнение

заданий, анализ

6.

09.12

Практика

2

«Украшаем игрушки»

Каб. №9

Наблюдение,

выполнение заданий, анализ

7.

16.12

Практика

2

Комбинированная

аппликация

«Новогодняя

открытка»

Каб. №9

Наблюдение,

выполнение заданий, анализ

8.

23.12

Теория

Практика

1

1

«Новогодний калейдоскоп»

Каб. №9

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

Модуль №2. «Мир вокруг нас, объёмное моделирование»

I. Введение

2

 

 

 

1.

13.01

Теория

2

Вводное занятие

Каб. №9

Педагогическое наблюдение

II. Мозаика из пластилина

22

 

 

 

2.

20.01

Теория

Практика

1

1

Свойства пластилина Способы деления пластилина на равные части

Каб. №9

Беседа, выполнение

заданий, анализ

3.

27.01

Теория

Практика

1

1

Пластилиновая аппликация «Елочная ветка»

Каб. №9

Беседа, выполнение

заданий, анализ

4.

03.02

Практика

2

Пластилиновая аппликация из шариков «Снегири»

Каб. №9

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

5.

10.02

Практика

2

Пластилиновая аппликация «Валентинка»

Каб. №9

Выполнение

заданий, анализ

6.

17.02

Практика

2

Пластилиновая открытка

 «23 февраля»

Каб. №9

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

7.

24.02

Теория

Практика

1

1

Воздушный пластилин. Объёмная лепка.

Каб. №9

Беседа, выполнение

заданий, анализ

8.

03.03

Практика

2

Композиция «Роза для мамы»

Каб. №9

Наблюдение,

выполнение заданий, анализ

9.

10.03

Практика

2

Композиция  «Весенний букет»

Каб. №9

Наблюдение,

выполнение заданий, анализ

10.

17.03

Практика

2

Лепка «Зайчиха с зайчатами»

Каб. №9

Наблюдение,

выполнение заданий, анализ

11.

24.03

Практика

2

Лепка «Кто сказал мяу?»

Каб. №9

Наблюдение,

выполнение заданий, анализ

12.

31.03

Практика

2

Лепка «Пасха. Цыпленок в скорлупе»

Каб. №9

Наблюдение, выполнение

заданий, анализ

III. Бумажные приключения

14

 

 

 

13.

04.04

Теория

Практика

1

1

Объёмные поделки из бумаги. Основные техники.

Каб. №9

Беседа, выполнение

заданий, анализ

14.

14.04

Практика

2

Объёмная аппликация «Фантазия о космосе»

Каб. №9

Наблюдение, выполнение

заданий, анализ

15.

21.04

Практика

2

Объёмная аппликация «Подводный мир»

Каб. №9

Наблюдение, выполнение

заданий, анализ

16.

28.04

Теория

Практика

1

1

Торцевание. Основные виды. Техника выполнения.

Каб. №9

Беседа, выполнение

заданий, анализ

17.

05.05

Практика

2

Торцевание. «Тюльпаны»

Каб. №9

Наблюдение, выполнение

заданий, анализ

18.

12.05

Практика

2

Торцевание. «Радуга»

Каб. №9

Наблюдение, выполнение

заданий, анализ

19.

19.05

Практика

2

Выставка работ

Каб. №9

Выставка работ

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

 «Творческая студия «КЛЯКСА» (ОВЗ)

на 2024/2025учебный год

 

Группа № 2  (время проведения занятий: Вторник 13.20-13.50; 14.00-14.30).

 

№ п/п

Дата

Форма

занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма

контроля

Модуль № 1 «Мир вокруг нас, плоскостные изображения»

I. Введение

2

 

 

 

1.

05.11

Теория

 

2

Вводное занятие. Знакомство

Каб. №9

Педагогическое наблюдение

II. Изготовление панно

14

 

 

 

2.

12.11

Теория

Практика

1

1

Цветные штрихи

Каб. №9

Беседа, выполнение

заданий, анализ

3.

19.11

Теория

Практика

2

Комбинированная

аппликация

«Пингвины»

Каб. №9

Беседа, выполнение

заданий, анализ

 

4.

26.11

Практика

2

Обрывная

аппликация «Первый

снегопад»

Каб. №9

Наблюдение,

выполнение заданий, анализ

5.

03.12

Теория

Практика

1

1

«Узор снежинки»

Каб. №9

Беседа,

выполнение

заданий, анализ

6.

10.12

Практика

2

«Украшаем игрушки»

Каб. №9

Наблюдение,

выполнение заданий, анализ

7.

17.12

Практика

2

Комбинированная

аппликация

«Новогодняя

открытка»

Каб. №9

Наблюдение,

выполнение заданий, анализ

8.

24.12

Теория

Практика

1

1

«Новогодний калейдоскоп»

Каб. №9

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

Модуль №2. «Мир вокруг нас, объёмное моделирование»

I. Введение

2

 

 

 

1.

14.01

Теория

2

Вводное занятие

Каб. №9

Педагогическое наблюдение

II. Мозаика из пластилина

22

 

 

 

2.

21.01

Теория

Практика

1

1

Свойства пластилина Способы деления пластилина на равные части

Каб. №9

Беседа, выполнение

заданий, анализ

3.

28.01

Теория

Практика

1

1

Пластилиновая аппликация «Елочная ветка»

Каб. №9

Беседа, выполнение

заданий, анализ

4.

04.02

Практика

2

Пластилиновая аппликация из шариков «Снегири»

Каб. №9

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

5.

11.02

Практика

2

Пластилиновая аппликация «Валентинка»

Каб. №9

Выполнение

заданий, анализ

6.

18.02

Практика

2

Пластилиновая открытка

 «23 февраля»

Каб. №9

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

7.

25.02

Теория

Практика

1

1

Воздушный пластилин. Объёмная лепка.

Каб. №9

Беседа, выполнение

заданий, анализ

8.

04.03

Практика

2

Композиция «Роза для мамы»

Каб. №9

Наблюдение,

выполнение заданий, анализ

9.

11.03

Практика

2

Композиция  «Весенний букет»

Каб. №9

Наблюдение,

выполнение заданий, анализ

10.

18.03

Практика

2

Лепка «Зайчиха с зайчатами»

Каб. №9

Наблюдение,

выполнение заданий, анализ

11.

25.03

Практика

2

Лепка «Кто сказал мяу?»

Каб. №9

Наблюдение,

выполнение заданий, анализ

12.

01.04

Практика

2

Лепка «Пасха. Цыпленок в скорлупе»

Каб. №9

Наблюдение, выполнение

заданий, анализ

III. Бумажные приключения

14

 

 

 

13.

08.04

Теория

Практика

1

1

Объёмные поделки из бумаги. Основные техники.

Каб. №9

Беседа, выполнение

заданий, анализ

14.

15.04

Практика

2

Объёмная аппликация «Фантазия о космосе»

Каб. №9

Наблюдение, выполнение

заданий, анализ

15.

22.04

Практика

2

Объёмная аппликация «Подводный мир»

Каб. №9

Наблюдение, выполнение

заданий, анализ

16.

29.04

Теория

Практика

1

1

Торцевание. Основные виды. Техника выполнения.

Каб. №9

Беседа, выполнение

заданий, анализ

17.

06.05

Практика

2

Торцевание. «Тюльпаны»

Каб. №9

Наблюдение, выполнение

заданий, анализ

18.

13.05

Практика

2

Торцевание. «Радуга»

Каб. №9

Наблюдение, выполнение

заданий, анализ

19.

20.05

Практика

2

Выставка работ

Каб. №9

Выставка работ

 

Для формирования полноценного детского коллектива кружка «Творческая мастерская «Клякса», способного самостоятельно развиваться и влиять на формирование отдельной личности педагогом проводятся воспитательные мероприятия.

Воспитательная работа строится в соответствии с «Программой воспитания», ежегодно утверждаемой в МБУ ДО «ЦДО».

Цель Программы: формирование актуальных социальных и культурных компетенций обучающихся, навыков жизнестойкости и самоопределения через приобщение детей и молодежи к культурному наследию, популяризацию научных знаний, формирование культуры здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание и развитие добровольчества (волонтерства), содействие реализации и развитию лидерского и творческого потенциала.

В МБУ ДО «ЦДО» воспитательный процесс осуществляется в следующих направлениях: гражданское и патриотическое воспитание, духовно-нравственное, приобщение детей к культурному наследию, популяризация научных знаний, формирование культуры здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание.

 


КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МБУ ДО «ЦДО»

на 2024 – 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

2024 год – Год семьи

2025 год - Год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, год мира и единства в борьбе с нацизмом.

 

Месяц/

направление работы

Гражданское и патриотическое воспитание,

формирование российской идентичности

Духовное и нравственное воспитание

Приобщение к культурному наследию

Интеллектуальное воспитание

Экологическое воспитание и воспитание культуры здоровья

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределе-ние

Сентябрь

Международный день мира (беседа с использованием видеопрезентаций,видеофильмов)

День знаний

(беседа с использованием видеопрезентации, видеофильма, выполнение творческой работы – открытка учителю)

 

Международный день распространения грамотности

(беседа с использованием видеопрезентации, видеофильма)

Зеленый патруль

(трудовой десант в живом уголке учреждения)

Октябрь

 

День Учителя

(выполнение творческого задания – открытка учителю)

День отца в России

(выполнение творческого задания – открытка отцам)

 

 

 

Ноябрь

День народного единства

(беседа с использованием видеопрезентаций,видеофильмов)

День матери в России

(выполнение творческого задания – открытка мамам)

 

 

Всемирный день домашних   животных

(беседы)

Путешествие в страну профессий

(интерактивная игра)

Декабрь

 

Акция «от сердца к сердцу»

(изготовление сувениров)

 

Неделя ответственного отношения к здоровью (беседы)

 

Январь

 

 

Рождественские колядки

(совместное мероприятие с Этностудией «Смородинка»)

 

 

 

Февраль

День защитника Отечества

(выполнение творческой работы - открытка)

Международный день родного языка

(беседа)

День российской науки (беседа с использованием видеопрезентаций,видеофильмов)

 

 

Март

 

Международный женский день

(выполнение творческой работы - открытка)

 

Масленичные гуляния

(участие в праздничном мероприятии)

 

 

Мое профессиональное будущее (конкурс творческих работ)

Апрель

 

День космонавтики

(выполнение творческих работ, беседа, просмотр видеопрезентации)

 

Весенняя капель (конкурс творческих работ детей с ОВЗ)

 

Всемирный день здоровья

(беседы)

Всемирный день Матери-Земли (природоохранная акция)

Национальный чемпионат по

профессиональному

мастерству среди инвалидов

и лиц с ограниченными

возможностями здоровья

«Абилимпикс - 2025»

Май

День Победы (выполнение творческих работ, беседа)

Праздник весны и труда

(выполнение творческих работ)

День славянской письменности и культуры

(беседа)

 

 


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра проявляют своеобразие эмоциональной, волевой, когнитивной личностных сфер и поведения в целом. Неравномерность (асинхронность) созревания, изменения порогов чувствительности, низкая выносливость в контактах определяют те условия, которые необходимо создать для обучения и воспитания детей данной нозологической группы.

Обучающиеся с РАС имеют трудности произвольной организации в пространстве и времени, трудность взаимодействия с детьми и взрослыми, часто невозможность ориентироваться в той или иной коммуникативной или учебной ситуации и т.п. Все это делает необходимым специальную работу по помощи в организации их обучения в центре дополнительного образования. 

Обязательным условием реализации программы является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка педагога, родителей, детского коллектива и самого обучающегося. Основными направлениями в специальной поддержке являются:

-        удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с расстройствами аутистического спектра;

-        рекомендуется дополнительное обучение правилам поведения на занятии;

-        коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;

-        развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;

-        развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

-        формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;

-        весь учебный материал должен подкрепляться визуальным рядом, а также выполнением практических заданий.

Трудность понимания устной и письменной речи, а также буквальность интерпретаций может приводить к искаженному восприятию обучающимися услышанного и прочитанного, поэтому на уроке рекомендуется:

-        говорить ровным спокойным тоном;

-        не говорите слишком быстро или слишком эмоционально;

-        при постановке вопроса не использовать перефразирование – это может вызвать замешательство;

-        давать обучающемуся достаточное количество времени на осмысление вопроса и формулировку ответа;

-        избегать ироничных или идиоматических выражений.

Психолого-педагогическая поддержка предполагает:

-        помощь в формировании полноценных социальных (жизненных) компетенций, развитие адекватных отношений между ребенком и педагогом, другими обучающимися, родителями;

-        поддержание эмоционально комфортной обстановки;

-        создание условий успешного овладения учебной деятельностью с целью предупреждения негативного отношения обучающегося к получению дополнительного образования.

Важным условием организации пространства, в котором обучаются дети с ЗПР, является наличие доступного пространства, которое позволит воспринимать максимальное количество сведений через аудио-визуализированные источники. Наличие удобно расположенных и доступных стендов с представленными на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядке, режиме функционирования организации, изменениях в режиме обучения, последних событиях в центре дополнительного образования, ближайших планах и т.д.

Обязательным условием к организации рабочего места обучающегося с РАС является обеспечение возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога.

Материально-техническое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Творческая мастерская «Клякса»:

-        кабинет развивающих занятий (№9) со свободным пространством, где можно получать теоретические знания 6 ученикам, оборудованный необходимыми средствами (столы, для снятия эмоционального напряжения стол для работы с песком, модули для работы с кинетическим песком, сухой бассейн, бескаркасная мебель);

-        материалы и инструменты для выполнения практических работ (от участников программы): листы для акварели формата А4 и А2, кисти художественные разных размеров, гуашь, баночки-непроливайки, пластилин, восковые мелки, цветные карандаши, цветная бумага и картон, бросовые материалы.

-        Информационное обеспечение: персональный компьютер с выходом в сеть Интернет.

 

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

1.             Стартовая диагностика:

-                осуществляется через педагогическое наблюдение.

2.             Текущий контроль:

-                осуществляется в процессе педагогического наблюдения за индивидуальной и групповой работой,

-                анализ,

-                беседа;

-                выполнение творческих заданий – работы на заданную тему

3.             Промежуточный контроль:

-        педагогическое наблюдение,

-        самостоятельное выполнение творческой работы.

4.            Итоговый контроль:

-                в форме выставки работ учащихся.

 

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Результаты

Диагностические методики. Показатели,

по которым отслеживается эффективность деятельности.

Уровни, единица измерения

Личностные результаты

1.      Творческая активность.

2.      Овладение начальными навыками адаптации.

3.      Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

4.      Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Готовность к творчеству, интерес к изобразительному искусству.

Формирование у обучающихся в процессе обучения положительного отношения к изобразительному искусству и развитие мотивации к дальнейшему овладению художественными способностями и развитию познавательного интереса.

Контрольно-измерительный материал: практические работы, выставка работ.

Ученик умеет выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе.

Ученик воспринимает важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового.

Ученик умеет различать «красивое» и «некрасивое», ощущает потребность в «прекрасном», которое выражается в удержании критерия «красиво» (эстетично),  в отношениях к людям, к результатам труда.

Метапредметные результаты

Познавательные учебные действия

Умение подбирать и анализировать специальную литературу, умение пользоваться компьютерными источниками информации.

Уровни сформированности:

1- минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

2- средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);

3- максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

Регулятивные учебные действия

Умение организовать свое рабочее (учебное) место, навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности, умение аккуратно выполнять работу.

Уровни сформированности:

1- минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 50% объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой);

2- средний уровень (объем усвоенный навыков составляет более 50%);

3- максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период).

Коммуникативные учебные действия

Умение слушать и слышать педагога, умение выступать перед аудиторией.

Уровни сформированности:

1- минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

2- средний уровень (обучающийся испытывает небольшие затруднения, иногда нуждается в помощи и контроле педагога);

3- максимальный уровень (высокий уровень развития коммуникативных учебных действий)

Предметные результаты

Теоретическая подготовка

Теоретические знания по основным разделам тематического плана программы.

Уровни сформированности:

1-высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием

2-средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 79-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;

3-низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; обучающийся, как правило, избегает употреблять специальные термины.

Практическая

подготовка

Практические умения и навыки, предусмотренные программой

Уровни сформированности:

1-высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;

2-средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений и навыков составляет 79-50%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;

3-низкий уровень - обучающийся овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков; испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Теоретические и практические занятия, предусмотренные рамками реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Творческая мастерская «Клякса» тесно связаны между собой и дополняют друг друга.

Продуктивность каждого учебного занятия обусловлена использованием следующих методических приёмов:

1. индивидуальная оценка уровня усвоенных навыков, развития способностей путём наблюдения за обучающимся, его успехами;

2. создание на занятии обстановки, вызывающей у неуверенных детей желание действовать и перспективы развития и роста в творчестве;

3. использование коллективной работы.

Такие методические приёмы развивают самостоятельность и творчество обучающихся.

Реализация программы предусматривает использование в образовательном процессе следующих педагогических технологий:

- технология группового обучения;

- технология коллективного взаимообучения;

- технология развивающего обучения;

- технология проблемного обучения;

- технология коллективной творческой деятельности;

- здоровьесберегающая технология.

 

Средства, необходимые для реализации данной программы:

-                наглядные пособия: иллюстрации, таблицы, видеоматериал, презентации, фонограммы, карточки для заданий;

-                методическая копилка (разработки занятий, шаблоны для развивающих игр);

-                инструменты и материалы для создания творческих работ (краски, кисти, цветные карандаши и т.д.);

-                развивающие игры (детское лото, конструкторы, мозаики, кубики и т.д.);

 

Методы педагогической работы:

-                словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, обсуждение, анализ, консультация);

-                демонстративно-наглядные (показ технологий, упражнения и пр.);

-                метод практической работы (упражнения, игры, рисунки, открытки, панно и пр.);

-                развивающие игра (на развитие памяти, внимания, мышления, воображения).

 

Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

-        Устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками.

-        Практические работы – выполнение творческих работ на заданную тему.

Итогом освоения курса является выставка работ обучающихся.

Основным методом изложения теоретических сведений на практических занятиях является игра, видеофрагменты, презентации. Выполняя специальные упражнения, учащиеся приобретают общетрудовые, специальные и предпрофессиональные умения, навыки.

Особое место уделено в программе развитию творческого отношения к делу, совершенствованию навыков рисования, самообразованию. Этому способствует участие учащихся в выставках.

Проведение мониторинга:

- входящий, текущий и итоговый контроль;

- наблюдение за учащимися в ходе учебных занятий;

- проведение итоговых занятий по разделам, где учащиеся самостоятельно выполняют творческие работы по пройденному модулю.     

 

Методы и средства организации и осуществления учебно-познавательной деятельности  обучающихся:

-         Словесные, наглядные, практические, использование метода практических проектов.

-         Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности).

-        Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала).

 

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

Интерактивные методы

-        Творческие задания;

-        Работа в малых группах;

-        Обучающие игры (ролевые игры, деловые игры и образовательные игры);

-        Практические работы.

Использование здоровьесберегающих технологий. Охрану здоровья детей необходимо назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься эффективным трудом, осуществлять свою профессиональную деятельность. Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья находятся в группе риска по ухудшению здоровья во врем проведения занятий, именно поэтому особое внимание  занятиях уделяется здоровьесберегающим технологиям. В организации и проведения занятия по программе «Акварелька» учитываются:

-                   особенности физического и психологического развития учащихся и использование образовательных методик, соответствующих особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности учащихся данной возрастной группы;

-                   возможности создания благоприятного эмоционально-психологического климата в группе;

-                   возможности использования разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

На занятиях используются различные методы обучения – объяснительные, демонстрационные, практические.

Практические работы включают выполнение различных техник рисования, применение различного материала для изображения рисунков. Все объекты труда должны быть максимально познавательными, иметь эстетическую привлекательность и давать представление о технике.

Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

Дети учатся изготавливать изделия, при этом проявляют изобретательность, фантазию и творчество. Они знакомятся с основами композиции,  цветовой гаммой и сочетаниями цветов, придумывают свои панно, подбирают материалы, создают индивидуальные, неповторимые изделия.

Лучшие работы детей выставляются на выставках, ярмарках, участвуют в конкурсах.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.                                Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., перераб. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020 — 352 с.

2.                                Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой — М: ТЦ Сфера, 2019. - 128 с.

3.                                Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7лет / К. К. Утробина, Г.Ф. Утробин, – Москва.: – 2019. – 84 с.

4.                                Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки / Лыкова И.А., М. : Москва. – 2021. – 115 с.

5.                                Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного образования в детском саду «Цветные ладошки» / Лыкова И.А., М. : Москва. – 2021. – 126 с.

6.                                Белоусов К.А. Методическая разработка для педагогов на тему: «Методические рекомендации для педагогов и родителей по проведению занятий ИЗО для детей с ограниченными возможностями здоровья». г. Кстово 2019. – 84 с.

7.                                Занятия по изобразительной деятельности. Бумажная пластика / Рябко Н.Б., М. : Владос-пресс, – 2020. – 303 с.

8.                                Бумагопластика. Цветочные мотивы / Давыдова Г.Н. – М. : издательство «Скрипторий», – 2019. – 80 с.

9.                                Нетрадиционные техники рисования / Давыдова Г.Н. – М. : издательство «Скрипторий», – 2020. – 92 с.

10.                            Пластилинография для малышей / Давыдова Г.Н. – М. : издательство «Скрипторий», – 2020. – 92 с.

11.                            Работа с бумагой в нетрадиционной технике / Пищикова Н.Г. – М. : Москва, издательство «Скрипторий», – 2019. – 85 с.

12.                            Рисование с детьми школьного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Казакова Р.Г. – М. : МОСКВА, – 2021. – 79 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также