МКДОУ д/с № 11 г. Пласта
Консультация для родителей
«Фонематическое восприятие -
его роль в развитии речи детей
и способы его развития.»
Подготовила:
Учитель – логопед
МКДОУ д/с № 11
Титова Т.В.
Фонематическое восприятие - это способность различать звуки речи, что является основой для понимания смысла сказанного. Часто мы слышим так же фразу «нарушен фонематический слух». Так вот, при этом не значит, что у ребенка проблемы со слухом (хотя это может быть одной из причин проблемы с речевым развитием), просто он воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то, что он услышал.
Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине.
Чем же грозит ребенку несовершенство фонематического восприятия? Прежде всего, проблемами с письмом, а в дальнейшем с такой школьной дисциплиной как «русский язык». Детям с неразвитым фонематическим слухом ставят диагноз акустическая дисграфия. Какие ошибки допускаются такими детьми при письме:
— замены и пропуски букв («шабака», «скаф», «возращался»);
— слитное написание предлогов («втрех шагах…», «понебу…»);
— написание лишних слогов или их пропуски («слеледы», «потенце»);
— не дописываются окончания слов;
Прежде чем мы поговорим о способах развития фонематического восприятия, давайте уточним, а как в норме происходит его развитие.
Родители часто жалуются — у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах — виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова «кар-ти-на» — «ти-ти-та»), основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.
Возрастные нормы развития фонематического восприятия.
Не будем вдаваться в подробности начатков развития фонематического восприятия на первом году, а перейдем сразу ко второму году жизни, когда фонематическое восприятие начинает активно развиваться. К концу этого года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.
На третьем году жизни – у ребенка появляется способность самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.
На четвертом году жизни фонематическое восприятие совершенствуется. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух (б-п; в-ф; с-з; д-т и т.д.), что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.
На пятом году начинает формироваться звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.
Как же помочь ребенку развить фонематическое восприятие?
1 этап – развивать восприятие неречевых звуков. Узнавание неречевых звуков- это фундамент развития фонематического слуха.
Самые простые и интересные для детей игры:
Игра: «Угадай, что звучало».
Дайте детям послушать звуки переливания воды из стакана в стакан, шелест бумаги, звон музыкальных инструментов, др. бытовые звуки. Предложите им закрыть глаза (либо проделать то же самое за ширмой) и отгадать- что звучало.
Игра: «Волшебная палочка».
Возьмите карандаш (любую другую палочку), постучите им по разным предметам. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, миску. Детям снова предлагается закрыть глаза или отгадать, что звучит за ширмой.
Игра: «Шумящие мешочки/баночки/коробочки».
Вместе с детьми насыпьте в коробочки крупу, пуговицы, скрепки. Дети должны угадать, что внутри коробочки по звуку.
Игра: "Жмурки".
Ребенку завязывают глаза и он двигается в сторону звенящего колокольчика, свистка и т.д.
Игра: "Похлопаем".
Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. В усложненном варианте малыши повторяют ритм с закрытыми глазами. По аналогии можно провести игру «Потопаем», «Постучим».
2 этап – учить различать одинаковые звукокомлексы по высоте, силе, тембру.
Упражнение «Учёный медведь и воробышек».
Взрослый произносит слова разным тембром. Услышав низкие звуки, ребенок поет низким голосом как медведь — Э-Э-Э; услышав высокий голос, изображает воробышка тоненьким голоском— ЧИК-ЧИРИК.
Игра «Громко- тихо».
Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенное действие, когда вы произносите слова громко и когда тихо.
3 этап - различение слов, близких по звуковому составу.
Игра "Правильно-неправильно".
1 вариант. Ребенку показывают картинку и громко, четко называют то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняют: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопните в ладоши.
Пагон, багон, Вагон, дагон и т. д.
2 вариант. Если ребёнок услышит правильное произношение предмета, изображённого на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильно – красный.
Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван.
Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин, фитавин.
Игра: «Шутки – минутки».
Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
Хвост с узорами, Тили-бом! Тили-бом!
сапоги со шторами. Загорелся кошкин том.
За окошком зимний сад Мальчишек радостный народ
Там листочки в бочках спят. Коньками звучно режет мёд.
4 этап - дифференциация слогов.
Игра «Лишний слог»
Взрослый произносит ряд слогов, меняя последний, а ребенок говорят, что лишнее.
Па-па-па-ба; то-то-то-до.
Усложнение: ошибочные слоги вводятся в середину или начало; изменяются гласные звуки: ба-ба-бо-ба, га-ка-ка-ка.
Игра «Чистоговорки»
взрослый начинает, а дети договаривают последний слог.
Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).
За-зу-за - уходи домой, ко... (за).
Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).
Де-де-те - сядем в темно... (те).
Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).
Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).
5 этап - дифференциация фонем.
Игра «Поймай звук».
Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м».
Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.
Любые игровые ситуации, когда какой-либо герой просит найти предметы/картинки, в которых есть его любимый звук (одно условие: заданный звук должен правильно произносится всеми детьми).
6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.
Игра «Чудесная удочка»
От игры «Поймай рыбку» берем удочку, к которой прикреплён магнит. Опуская удочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет первый, последний звук.
Игра «Придумать слова с заданными звуками»
- Назвать посуду, цветы, животных, игрушки, которые начинаются с заданного звука.
- По сюжетной картинке из любой детской книги подобрать слова, которые начинаются с заданного звука.
Игровые упражнения на определение количества слогов.
Здесь все зависит от фантазии взрослого. Можно делить слова/картинки по вагонам, коробкам, ведеркам и пр. Главное обозначить количество слогов на каждом предмете: на ведерке одна точка – «собираем» слова с одним слогом, две точки – с двумя и т.д
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.