Консультация для родителей
«Готовим руку к письму»
Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению.
Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Значение мелкой моторики очень велико! Она напрямую связана с полноценным развитием речи. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Еще в детстве мы даем ребенку погремушки, играем с пальчиками малыша, делаем массаж кончиков пальцев. Дети рисуют каракули, лепка из пластилина, глины, теста. Все это поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.
Самая главная задача научить ребенка правильно держать пишущий предмет. Это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых. Ребенок закрепляет неточный навык обращения с пишущим предметом во время рисования, письма печатными буквами, штриховки.
1
Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но правила пользования пишущим предметом разрабатывались недаром: в них учитываются правильная посадка, сохранение зрения, развитие определенных мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем.
Ребенка, научившегося неправильно держать ручку, очень трудно переучить.
При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается. Далее следует понаблюдать за тем, как ребенок пишет, и решить, правильно ли он выполняет это действие.
Процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. 2
Работая с детьми особое внимание, необходимо уделять сенсорному воспитанию детей. Начинать свою работу лучше с пальчиковой гимнастики. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка.
Рекомендации по развитию мелкой моторики рук ребенка:
- Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, мять поролоновые шарики, губку;
- Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики;
- Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе;
- Перебирать крупу;
- Нанизывать бусинки, пуговки на нитки. Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках;
- Заводить игрушки;
- Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т.д;
- Резать ножницами;
- Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать;
- Делать пальчиковую гимнастику;
- Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
Будьте терпеливы, помните, что развитие графических навыков, постановка письма требует больших усилий и терпения, как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого. 3
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.