Воспитание медлительных детей
Противоположность легковозбудимым детям - так называемые медлительные дети, у которых нервные процессы тоже сильные, но преобладает не процесс возбуждения, а процесс торможения. Дети такого типа отличаются спокойным поведением, им несвойственно бурное выражение эмоций. Плачут они редко, радость выражают умеренно, как правило, не смехом, а улыбкой.
На первом году жизни масса тела этих детей нередко превышает средние нормы. У них, как правило, хороший аппетит. Сон спокойный, продолжительный: ребенок спит и при негромких разговорах, неярком освещении. Засыпает хотя и быстро, но перед тем как заснуть, лежит спокойно. Несколько позднее, чем дети описанных выше двух категорий, данные дети овладевают движениями: на 4-6 недель позднее закрепляется у них умение встать, сесть, ходить. Но и научившись тому или иному движению, ребенок мало пользуется этим умением, подолгу лежит или сидит. Воспитатель должен стимулировать таких детей к перемене положения: привлекая игрушкой, побуждать повернуться на живот, ползти. С ребенком постарше - затеять игру в «догонялки», включить в собирание разбрасываемых шариков и т. п.
Дети этого типа медлительны, невозмутимы и благодаря ровному, спокойному поведению не доставляют обычно хлопот, но их медлительность может раздражать взрослых. Воспитателю надо постараться помочь ребенку преодолеть присущую ему инертность, а не сердиться на него за медлительность. Для того чтобы дети овладели всеми необходимыми для их возраста умениями и навыками, от взрослых требуется изрядное терпение. Но тем не менее не следует нарушать общее правило: не делать за ребенка то, что он должен и может выполнить сам. Чтобы стимулировать ребенка к более быстрому одеванию, укладыванию игрушек в отведенное для них место и т. п. полезны игры-«соревнования».
Медлительные дети обычно отдают предпочтение спокойным занятиям, играм в кукольном уголке, настольным играм, любят рассматривать картинки, подолгу занимаются выкладыванием мозаики. Они чаще всего равнодушны к подвижным играм. Поэтому воспитателю необходимо привлекать их к играм, требующим движения, сноровки, ловкости, где тренируется быстрота реакции, надо догнать, побежать по сигналу и т. п.
Малоподвижным, инертным детям взрослые должны помочь стать более активными, подвижными. Если специально не позаботиться об этом, они могут расти неинициативными, необщительными, неуклюжими, односторонне развитыми.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.