Консультация для родителей «Игры - шнуровки»
Подготовил:
воспитатель Чуприна Т.В.
Развитый мозг ребенка и неразвитая рука - это вполне закономерное явление современной действительности, которое не должно повергать в панику педагогов и родителей. Слабую руку ребёнка можно и необходимо развивать.
Педагоги дошкольных учреждений, решая данную проблему, находятся в творческом поиске: разрабатывают и изготавливают разнообразные дидактические пособия, способствующие развитию руки. В настоящее время такие игры- шнуровки широко представлены в продаже, но, как показывает практика, пособия, изготовленные своими руками, детям нравятся больше и они с удовольствием выполняют предложенные задания.
Познают мир «руками» не только крохотные малыши - игрушки, требующие работы кисти, пальцев рук полезны и детям постарше.
Игры-шнуровки:
· развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
· формируют навыки шнурования;
· способствуют развитию речи;
· развивают творческие способности.
В играх с шнурованием развивается глазомер, внимание, слуховая память, тренируется усидчивость.
Шнуровки - зачем они?
Игры шнуровки можно разделить на несколько видов.
Во-первых, шнуровки сюжетные. Ребёнку, предлагается «незаконченная» картинка (изображение ёжика, корзинки, дерева, яблока, платья), к которой нужно прошнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, цветы, окошки и т.п.
Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе.
Наконец, третий вид шнуровок: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т.п., которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина».
Для того чтобы сделать правильный выбор из всего этого многообразия игр-шнуровок, прежде всего, нужно разобраться, какие задачи должна успешно решать такая игра.
Когда в семье появляется малыш, многие родители начинают судорожно хвататься за книги по детскому развитию, уделяют большое количество времени и сил изучению авторских методик: Р. Штайнера, М. Монтессори, Г. Домана, С. Лупан… И в конечном итоге большинство из них (конечно, если они прислушиваются к своему ребёнку, внимательно наблюдают за ним) приходит к выводу, что раннее развитие означает не чтение и письмо в 2 - 3 года, а развитие мозга ребёнка, его познавательных способностей. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика.
Как ни странно, но как раз об этом и говорят нам авторы известных направлений раннего развития. В перечисленных методиках есть важная общая составляющая. Все они уделяют огромное внимание гармоничному психофизическому развитию малыша. Хотим развить интеллектуальные, творческие, художественные способности?
Тогда давайте подвигаем пальчиками рук: будем перебирать предметы, переливать водичку из баночки в баночку, покатаем из салфеток шарики, или просто порежем бумагу... И не обязательно, чтобы была цель у этих занятий. Маленькие дети выполняют подобные действия с большим энтузиазмом, поскольку координация между зрительной и моторной функциями уже составляет большое достижение для них. Для ребёнка психическое и физическое развитие слиты, воедино. Если мы будем уделять внимание одному аспекту, ущербность второго, в конечном итоге, скажется и на той способности, которую мы стремимся развить.
М. Монтессори предлагает необычный способ обучения письму. Она просит малыша пальчиками рук ощупывать буквы, вырезанные из шероховатой бумаги. Или «нарисовать» буквы резиночками на доске с гвоздиками. Или поиграть в игры со шнурками. И все это потому, что письмо требует сложнейших мелких движений пальцев, которые теснейшим образом связанны с высшими психическими процессами. Монтессори много говорит о так называемом «спонтанном» письме. При должной подготовке сенсомоторики и развитии руки, ребёнок в определенный момент начинает спонтанно писать буквы, например, палочкой на песке. Когда это произошло, ребёнку можно давать в руки карандаш и закреплять навык.
Уже давно доказано, что шнуровка - идеальная игрушка для развития устной речи. Уровень развития речи детей постоянно коррелирует со степенью развития пальцев рук. Возраст от 2 до 6 лет является сензитивным, наиболее восприимчивым для спонтанного, природного развития руки. Поэтому в этот период детям так нужны игры с веревочками, бусами, игрушками- проталкивателями. Самое интересное, что малыши сами инстинктивно тянутся к подобным играм. Им интересно возиться с маленькими предметами: пупсиками, крупинками, бусинками, веревочками, маленькими кусочками ткани. Шнурование отвечает их естественной потребности, поэтому оно - незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.
Примеры игр со шнурками.
На первый взгляд игрушка-шнуровка не выглядит достаточно яркой и привлекательной. Возникают сомнения, заинтересует ли она малыша? Как сделать так, чтобы ему понравилось новое, предложенное вами занятие?
Прежде всего, вспомним: дети обожают «взрослые» игры. Большинство малышей с удовольствием играют в шнуровки, потому что шить, штопать, вязать, шнуровать ботинки, завязывать узлы и банты - обычное дело взрослых. Мы совершаем эти, казалось бы, простые действия постоянно, и малышу в его играх, конечно же, тоже хочется это делать. Одна из наиболее простых игр-шнуровок,
которая как раз отвечает детской потребности в подражании взрослым - пуговица с иглой. Эту игрушку можно предложить даже малышу 2 - 2,5 лет. Поиграйте с ним в портного. Покажите ему, как можно "пришить" пуговицу. Самое простое, что может делать малыш на первом этапе, - проталкивать шнурки в отверстия и вытаскивать их с обратной стороны. Это уже большое достижение для маленького ребёнка - ведь ему надо научиться координировать движения пальцев. Когда ребёнок освоится с игрушкой, можно попросить его сделать стежки крестиком, квадратом, ломаной линией. Научите его разным видам швов, симметричным и несимметричным орнаментам и узорам. В дальнейшем можно еще более усложнить игру, добавив к одному шнурку еще один или два (разных цветов). И узор будет красивее, и работа - сложнее.
Развивающая игрушка-шнуровка в форме платья без труда учит завязывать шнурки и на собственной одежде. Вспомните и покажите малышу различные способы шнурования : крест-накрест, параллельным переплетением, крестом снизу, крестом сверху и т.д.
С сюжетными шнуровками увлечь малыша будет еще проще. Пришнуровывая, например, грибы и фрукты к ёжику или белочке, расскажите малышу сказку про то, как зверёк собирал себе плоды на обед. Такая игрушка-шнуровка, как «дерево» с яркими плодами и листьями, отлично подойдет к теме недели «Фрукты». Ребёнок будет учиться накладывать мелкие предметы на более крупные так, чтобы дырочки на них совпадали, и плотно привязывать детали. Ёжика и корзинку и т.п. можно использовать и в качестве лекала - ребёнок будет обводить очертания предметов, обучаясь простейшим навыкам рисования.
Все эти игрушки – шнуровки можно сделать самим из папок – скорошивателей. Украсить можно наклейками.
Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, которая также способствует развитию мелкой моторики. Чтобы получить наибольший эффект, во время занятий сочетать пальчиковую гимнастику со следующими видами деятельности:
· всевозможные шнуровки;
· нанизывание колец на тесьму;
· игры с мозаикой;
· сортировка мозаики по ячейкам;
· игры с конструктором;
· перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.