Консультация для родителей
«Интернет безопасность дошкольников»
Современный мир практически невозможно представить без всевозможных гаджетов: компьютеров, мобильных телефонов, планшетов. Наблюдая за увлеченными «продвинутыми штучками» взрослыми, дети, со своей наивностью и любознательностью, на уровне подсознания начинают воспринимать эту технику, как обязательный аспект бытия. Но чем может обернуться влияние современных гаджетов на ребенка?
Давайте же попробуем более детально рассмотреть проблему влияния электронных устройств на психику ребенка: можно ли допускать детей к мобильным электронным устройствам, с какого возраста, с какой периодичностью, а также действительно ли общение с гаджетами наносит вред малышу, и как избежать детской зависимости от современных гаджетов, так плотно заполнивших наше жизненное пространство???
ЧТО ЖЕ ГОВОРЯТ УЧЕНЫЕ О ВЛИЯНИИ ГАДЖЕТОВ НА ПСИХИКУ ДЕТЕЙ?
Продолжительное пребывание в гаджетах с раннего возраста необратимо истончает кору мозга и замедляет умственное развитие. Это подтверждают исследования американских, канадских, российских и корейских ученых:
* ученые из Национального института здравоохранения США выяснили, что у детей, которые часто и долго используют гаджеты, навсегда меняется структура мозга. На протяжении десяти лет они следили за 11 000 детей, сканирование мозга показало, что мозговые структуры необратимо меняются, а его кора становится тоньше;
* к неутешительным выводам пришли и ученые из Канады: они наблюдали за 2 500 малышей двух-пяти лет (дети проводили за гаджетами свыше 17 часов в неделю), в итоге у таких деток умственные способности развивались медленнее, чем у ровесников, которые не были так увлечены мобильными устройствами;
* корейские ученые выяснили, что дети, зависимые от гаджетов, чаще испытывают тревогу, депрессию и другие психические расстройства: хуже спят, сильнее подвержены стрессу и даже набирают лишний вес;
* о негативном влиянии гаджетов на умственное развитие говорят и российские ученые: эксперт по психодиагностике детей Жанна Сафиуллина заметила появления страхов и фобий, смешения реальности и ухудшения успеваемости у детей, при чрезмерном увлечении смартфонами и компьютерами.
Кроме того, исследователи из российского центра электромагнитной безопасности утверждают, что электромагнитное излучение от современных электронных гаджетов оказывает негативное влияние на центральную нервную систему. Причем наиболее подвержен этому влиянию именно детский организм. Качественный анализ групп детей, учувствовавших в исследованиях, показал, что если они регулярно используют планшеты и смартфоны, то отличаются рассеянным вниманием и снижением коэффициента уровня интеллекта.
Сколько же времени ребёнку безопасно для здоровья пользоваться компьютером или телефоном?
Требования к безопасному пользованию компьютером и телефоном отражены в СанПинах, которые обновились с 1 января 2021г. Они были приняты на основе опубликованных Национальным медицинским исследовательским центром здоровья детей при РАН и Минздраве совместно со Всероссийским обществом развития школьной и университетской медицины и здоровья.
Необходимо учесть, что в нормативах для дошкольников нет мобильного устройства. "Для образовательных целей мобильные средства связи не используются" – звучит в СанПинах. Мобильные средства связи имеют чаще всего маленький размер экрана, это влечет за собой напряжение органов зрения и нарушение осанки.
Кроме того, в дошкольном возрасте компьютер, и другие гаджеты не являются необходимым условием развития дошкольника. Но важным условием развития дошкольника является – совместное общение с родителями и сверстниками, предметная и манипулятивная деятельность с игрушками и предметами, активное освоение пространства и т.д. Разные якобы развивающие компьютерные игры для дошкольника – это удобство для родителя.
Поэтому, в любом возрасте ребенок должен четко знать, какое количество времени в день ему можно проводить за компьютером или с планшетом, нельзя допускать, чтобы малыш находился за компьютером больше положенного времени. На основании того, сколько лет ребенку, можно определить допустимую норму пребывания перед монитором:
- детям от 1 года до 5 лет находиться у компьютера педиатры вообще не рекомендуют;
- в возрасте от 5 до 7 лет безопасными считаются игры на компьютере или планшете в течение 10 минут (максимум 20 на протяжении 24 часов);
- ученикам 1, 2, 3, 4 и 5 классов разрешается без перерыва сидеть с гаджетами 10-15 мин. в день;
- с 10 лет ребенок может допускаться к девайсам на 20 минут без перерыва максимум трижды на протяжении дня.
Что же касается временных нормативов для просмотра TV, согласно СанПинам детям в возрасте от 3 до 7 лет пребывание у телевизора должно быть ограничено 30 минутами в день.
Таким образом. Мы видим, что временные нормы определены, сложнее вопрос о том, как их соблюдать, и вот здесь родителю порой необходимо делать выбор между своим удобством и здоровьем ребенка.
Очень часто родительские ошибки проистекают из открытого доступа к технологиям и незнания, как их применять.
Поэтому сейчас мы затронем вопросы безопасности детей в интернет пространстве.
Возможно ли сделать медиа пространство полностью безопасным? Несмотря на то, что существуют федеральные законы, регламентирующие деятельность в виртуальном пространстве, различные программное обеспеченье, сделать Интернет полностью безопасным – невозможно.
Но мы точно можем повлиять на формирование безопасного поведения ребенка в сети Интернет.
Выделяют 2 стратегии воспитания безопасного поведения: стратегия запугивания и запретов и стратегия уверенности и осторожности.
1. Стратегия запугивания и запретов (демонизация интернета).
Всегда проще применять стратегию запугивания: требуется меньше времени или потому, что родителю самому тревожно, однако, выбирая данную стратегию, мы заранее обречены на провал, т.к. тотальный контроль и запреты за действиями ребенка в Интернете никогда не дадут 100% гарантии защиты от негативной информации, но однозначно сформируют еще больший интерес ребенка к «запретному». Запугивание и запреты на деятельность в сети формирует у ребёнка невротический страх, или способность тщательнее скрывать от родителей свою деятельность в виртуальном мире, появляется потребность во лжи и сокрытии.
2. Стратегия уверенности и осторожности (мир дружелюбный, но есть опасности, которые можно избежать при соблюдении некоторых правил), данная стратегия формирует ответственность как со стороны родителя, так и со стороны ребенка. Конечно, выстраивать эту стратегию сложнее, это требует от родителя больше времени и внимания к ребенку, его потребностям интересам, изменениям, с ним происходящим. Обсудим несколько базовых принципов данной стратегии:
|
дошкольник |
1. Ориентация на возрастные потребности (к подростковому возрасту сформировать близкие эмоциональные отношения) |
Быть вместе, а не рядом
Физиологические, потребность в безопасности, любви |
2. Выстраивание норм и границ |
Доступ в интернет только во взаимодействии со взрослым, ограничение во времени (10-20 мин.) Кнопочный телефон (оттягивайте момент). Дошкольник сам не может контролировать время, поддаётся сенсорному воздействию. |
3. Интерес к деятельности ребенка (Быть в курсе) |
Интересоваться играми ребенка,
|
4. Соблюдение системности и последовательности требований |
Сегодня можно-завтра нельзя; папаможно, мама-нельзя. |
Основная рекомендация для родителей – это сохранение эмоционально близких отношений с ребенком и изменение формы и содержания контроля над его обращением с гаджетами.
До 3-х лет гаджеты ребенку не нужны. Нужны игрушки и значимый взрослый.
Чем младше ребенок, тем больше контроля должно быть за временем, которое ребенок проводит за компьютером, планшетом. До школы общение с компьютером должно проходить только совместно со взрослым. Когда ребёнок становится активным пользователем в сети (6-7 лет) нужно формулировать несколько простых и важных правил безопасного поведения или культуры общения в виртуальном пространстве.
Для дошкольников целесообразно формулировать не запрет, который содержит частицу не, а общее правило, которым можно пользоваться при всех возможных, потенциально опасных ситуациях, так называемое «Правило зонтик»:
«Скажи родителю»
«Сообщать о передвижение в интернете»
«Если тебе приходят оскорбительные сообщения, покажи родителям» «Если кто-то говорит: «Это тайна», скажи родителю» Если человек случайный скажет: «Это наша тайна.
Это наш с тобой секрет, сохраним его от всех». Эту тайну не держу – маме с папой расскажу.
При пользовании Интернетом, каждый пользователь может столкнуться с различными рисками, которым даже взрослые порой не в силах противостоять, а дети и вовсе не осознают:
Потребительские риски (риск потерять денежные средства).
Технические риски (опасность повреждения программного обеспечения компьютера).
Коммуникационные риски (связаны с общением и взаимодействием людей в Интернете - кибертравля (кибербуллинг), сексуальные домогательства).
Распространение овершеринга (необдуманное размещение информации личного характера о себе или других людях в общедоступных источниках).
На этих группах рисков мы не будем останавливаться, т.к. дошкольники менее им подвержены.
Контентные риски, возникают при столкновении с противозаконной, неэтичной и вредоносной информацией в сети (тексты, картинки, аудио- и видеофайлы, ссылки на различные ресурсы). К такой информации относятся: агрессия, эротика или порнография, нецензурная лексика, информация, разжигающая расовую ненависть, пропаганда анорексии, булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ, пропаганда однополых отношений, экстремистских и террористических взглядов. Подобный контент распространяется на различных сайтах и в социальных сетях, фильмах и сериалах, основной их целью является распространения запретных тем в обществе, т.е. из ненормы сделать норму. Растление - это особенно опасно для детей и подростков. Несмотря на то, что применяются законодательные меры по блокированию такой информации в Интернет сетях, распространение деструктивной информации происходит агрессивно, напоминает информационные атаки, которым подвергаются дети от мала до велика. Например, несколько лет назад мы сталкивались с такими рисками, но они были сосредоточены локально, в каких-либо группах, то сегодня информационным атакам подвергаются все дети и молодые люди которые, например, являются активными пользователями определённых социальных сетей. Пример (январь): вовлечение к участию в митингах несовершеннолетних. Если ранее таким манипуляциям подвергались в основном студенты, то сегодня это уже дети младшего возраста, которые не могут критически оценивать информации и поддаются агрессивному манипулированию, например, прохождение игровых квестов с заданиями типа: пойди на кухню, включи газовую плиту, никому не говори, иди спать – утром случится ЧУДО.
А теперь и мы в нашей группе столкнулись непосредственно с данным риском – контентным. Наши дети, имея неограниченный доступ с интернет пространству, оказались подвержены действию деструктивного контента. Сейчас активно набирает популярность сетевой южнокорейский веб-сериал «Игра в кальмара». Данный сериал имеет возрастные ограничения 18+. В сериале содержаться сцены кровавой жестокости, насилия, применения наркотиков, нецензурная брань, сцены интимного характера, неадекватного человеческого поведения, убийства. Подобные сцены демонстрируются уже с первой серии и не прекращаются до самого финала. Так вот, дети нашей группы активно играют в игру «Кальмар». Как вы думаете, что происходит с психикой детей в такие моменты?
У детей, имеющих неограниченный доступ к контентам такого рода, или играющих в «стрелялки», искажается мировосприятие: ребенок ассоциирует себя с бессмертным компьютерным/ телевизионным героем и привыкает к тому, что если его «убили», можно начать игру заново – чувство самосохранения притупляется, и вот уже на улице ему кажется, что он способен с легкостью и без риска для жизни совершить какой-нибудь головокружительный трюк; ребенок начинает считать, что решение любых конфликтов с использованием силы и оружия – это норма, и даже не пытается уладить ссоры в реальной жизни мирным путем, просто не умеет этого делать; за самые жестокие поступки и убийства герои компьютерных игр или фильмов не несут ответственности – эта модель поведения переносится ребенком и на реальный мир: можно ударить, до крови избить соперника – и тебе ничего за это не будет! И если герой игры прыгает с высоты, не разбиваясь, или погибает и воскресает, имея в запасе несколько жизней, ребенок может попробовать повторить это в реальности, поставив себя на место неуязвимого героя (уже известны случаи, когда компьютерная игра приводила в итоге к детскому «неосознанному» суициду).
При этом не стоит думать, что уж ваш-то ребенок, не играющий в кровопролитные игры, а увлеченный, скажем, «Веселой фермой» или «Салоном красоты», в полной психологической безопасности - еще один аспект негативного влияния цифровых технологий на детей – они убивают способность трудиться, прилагать усилия для достижения результата. Дети привыкают, что пара кликов мышкой решает любую проблему – и вот ты писаная красавица, твой компьютерный питомец накормлен и счастлив, ферма процветает.
Эту неправильную модель поведения они переносят потом и на реальную жизнь – отсюда депрессии, стрессы и истерики, когда что-то не получается с первого раза, когда нужно постараться, чтобы получилось. Такие игры вызывают зависимость у ребёнка.
КАК ЖЕ ИЗБЕЖАТЬ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГАДЖЕТОВ ДЕТЬМИ?
Если вы хотите не допустить возникновения зависимости от телекоммуникационных технологий у детей и снизить возможное отрицательное влияние электронных устройств, нужно правильно их использовать, придерживаясь нескольких важных правил:
* зависимость от гаджетов может развиться, если родители начнут подменять реальное взаимодействие с малышом различными электронными устройствами: не используйте компьютер/телефон/телевизор, чтобы увлечь ребенка, пока вы готовите обед или занимаетесь уборкой (лучший выход – привлекать детей в этот процесс);
* необходимо закрепить в сознании ребенка, что пользоваться всей техникой нужно только с разрешения родителей, будь то телевизор, компьютер или планшет - это должно стать правилом, которое не обсуждается.
* в любом возрасте ребенок должен четко знать, какое количество времени в день ему можно проводить за компьютером или с планшетом, нельзя допускать, чтобы малыш находился за компьютером больше установленных возрастных норм. Старайтесь придерживаться возрастных рекомендаций, указанных к компьютерным играм и мультфильмам.
* если ребенок мало интересуется чем-то, кроме компьютера, не переставайте предлагать ему новые и новые совместные игры и развлечения, рано или поздно вы подберете ему игру по вкусу;
* дети во всем берут пример с родителей, поэтому, чтобы заинтересовать ребенка полезной игрой, нужно играть в нее вместе с ним. Кроме того, не стоит на глазах у малыша играть в игры, увлечение которыми не принесет ему никакой пользы.
* четко отслеживайте информационное поле своего ребенка при взаимодействии с гаджетами (мультфильмы, игры, контенты и т.п.) информация, предназначенная для более взрослых людей, может перегрузить ребенка и даже привести к нервному срыву, психозу, нарушениям поведения;
* не следует давать малышам гаджеты перед засыпанием: от мельтешения ярких картинок на экране нервная система детей возбуждается, из-за чего они плохо спят, видят во сне кошмары или не могут заснуть вовсе.
* несмотря на все плюсы гаджетов, помните, что планшеты или телефоны не являются предметами первой важности и необходимости для дошкольников и малышей раннего возраста. Полноценное развитие возможно и без всех этих «чудес техники», но если вы все-таки хотите порадовать свое чадо, то следуйте принципу – техника для ребенка должна соответствовать его возрасту: детям до шести лет лучше приобретать детские планшеты, которые предназначены именно для этого возрастного периода. В этом случае вы будете уверены, что гаджет полезен для ребенка, да и контролировать увлеченного его вам станет намного проще.
ПОДЫТОЖИМ СКАЗАННОЕ…
Мы живем в эру технологий и прогресса, а значит, навыки и умения в этой области пригодятся малышам в будущем. Поэтому, все же не стоит запрещать детям пользоваться современными достижениями техники. Необходимо, всего лишь, грамотно и серьезно относится к этому процессу: не стоит использовать гаджеты для компенсации нехватки родительского внимания; необходимо следить за временем, которое ваш ребёнок проводит за планшетом или смартфоном, и самим реже пользоваться телефоном при малыше: «Помните, что вы – главный пример для своих детей».
Не забывайте, что реальное общение с ребенком нельзя подменить никакими, даже самыми дорогими и новомодными устройствами; обращайте внимание на изменения в поведении вашего чада: однозначно стоит обратить внимание на такие признаки: ваш ребенок, регулярно играющий в гаджет, стал раздражительным, нервным, плохо управляемым, у него появились истерики, которых раньше не было, приступы агрессии по пустяковым поводам, энурез…(так психика ребенка может компенсировать нагрузку, которую она получает в процессе использования мобильных устройств, напряжение и волнение, в котором находится ребенок, играющий, например, в «стрелялку», неожиданные повороты сюжета, сильное возбуждение не могут исчезнуть бесследно и проявляются потом вот в таких неожиданных для родителей изменениях поведения).
Если вы стали наблюдать в поведении своего ребенка подобные признаки, сократите или исключите его «общение» с гаджетами, т.к. это является первыми сигналами о формировании компьютерной зависимости, и избавиться от такой зависимости, порой, тяжелее, чем избавиться от алкоголизма.
Выполняйте эти несложные рекомендации, и сможете снизить вред смартфонов и другой техники для своего малыша.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.