Консультация для родителей «Как играть дома в логоритмические игры»
В последнее время у детей, поступающих в ДОУ наблюдается усиленный рост числа различных речевых расстройств. Причины могут быть разными, но каждому родителю хочется помочь своему ребенку справиться с данной проблемой.
Одним из эффективных средств коррекции речи является логопедическая ритмика (логоритмика). Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И. П. Павлова, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия.
Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Для того, чтобы занятия с малышом были интересны, необходимо приготовить игрушки, красочные картинки, детскую музыку для сопровождения игр и движений. Чтобы дети не переутомлялись, занятия должны быть недолгими, но систематическими, это важно. Длительность занятия зависит от возраста и интереса ребенка, а так же его самочувствия. Для того, чтобы малышу было интересно, можно привлекать к занятиям и членов семьи: бабушку, дедушку, брата.
Что должно включать домашнее логоритмическое занятие?
1. Пальчиковую гимнастику.
2. Игру или упражнение на общее движение (ходьба, бег, прыжки, ползание).
3. Дыхательные упражнения.
4. Рассматривание картинок, книжек или игрушек с рассказыванием стихов или пением песенок (это делает взрослый, а ребенок помогает).
5. Игровые упражнения для развития органов артикуляции и по звукопроизношению.
6. Пение песенок, потешек.
7. Танцевальную разминку или игру на «музыкальных» инструментах (бубен, дудочка, ложки, барабан).
8. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОМАШНИХ ЗАНЯТИЙ
«Утро»
Утром встанет солнышко,
Возьму в руки ведрышко,
Побегу я в огород,
Там морковочка растет,
Соберу я ловко сочную морковку.
Угощу Маринку – кушай витаминки!
Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки перед собой
«Облака»
По небу облака плывут,
Вот козочка, вот с щупальцами спрут,
А вот кудрявая овечка.
Все отразились в быстрой речке.
И тишину не нарушая,
Плывут вперед, забот не зная,
Спрут, козочка, овечка, слон,
Похожие на летний сон.
Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.
«Игрушки»
Подарили мне игрушки,
Мишку, зайку и Петрушку,
Посажу друзей я в холле
И начну готовить к школе.
Дам мозаику я зайке,
А Петрушке – балалайку,
Почитаю мишке книжку.
В первый класс идут детишки!
Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки перед собой.
«Робот»
Стоит робот на дороге,
У него не гнутся ноги,
Может он махать руками,
Может он моргать глазами,
Может головой кивать, Раз, два, три, четыре, пять.
Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.
«К бабушке»
Стучат колеса – тук-тук-тук
И под веселый этот стук
Мы едем к бабушке своей,
Везем подарочки мы ей.
Бабуля выйдет на порог
И вкусный вынесет пирог,
Расскажет сказку про зверей
Мы едем к бабушке своей!
Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения.
«На море»
На море штиль и тишина,
Одна лишь лодочка видна,
Вдруг появляется волна,
Волна прозрачна, зелена,
Качает лодочку она.
Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.
«Робот»
Стоит робот на дороге,
У него не гнутся ноги,
Может он махать руками,
Может он моргать глазами,
Может головой кивать, Раз, два, три, четыре, пять.
Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.
«Жучок»
Что ты делаешь, жучок?
Строю я домишко!
Что плетешь ты, паучок?
Плету гамачишко!
В маленьком домишке
Будет жить жучок.
И качаться в гамачке
Резвый паучок.
Ты о чем жужжишь, жучок?
О своем домишке.
Как просторно стало в нем
Деточкам-жучишкам!
Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.
«Кто как поет?»
Кошка песенку
поет:
Мяу! Мяу! (дети гладят воображаемого кота).
Часики поют:
Тик! Так! (ручки изображают тикающие стрелки).
Поросенок хрюкает:
Хрю! Хрю! (пальчики делают пятачок – круг).
Рубка в речке не
поет:
Ммммм! Мммм! (сжимают губы, закрывают рот руками) и т.д.
«Грибы»
идут по «лесу»
- комнате искать грибы.
Массируют пальчики рук, не переставая шагать.
Топ-топ – пять
шагов (шагаем в ритм стихотворению),
А в корзинке пять грибов (считаем пальчики на ручках),
Мухомор – красный (разминаем указательный палец),
Очень он опасный.
А второй лисичка (трогаем следующий палец),
Рыжая косичка.
Розовое ушко (дотрагиваемся до ушей)
Третий гриб – волнушка.
А четвертый гриб – сморчок (теребим безымянный пальчик),
Бородатый старичок.
Ну, а пятый гриб, каков?
Белый! (складываем ручки в замочек, играем пальчиками).
«Оладушки»
Тесто круто замесили, ух – тух! Ух -тух! (сжимать и разжимать кулачки)
Сковородки раскалили, ух – тух! Ух-тух! (круговые движения двумя руками – как по столу – от центра вправо – влево)
Ди-ди, ла-да, ладушки, испечем оладушки («печем» оладушки)
Хлоп-шлеп, хлоп шлеп, хлоп-шлеп, хлоп- шлеп! Лады - лады, ладушки, горячи оладушки! (круговые движения вправо-влево от центра перед собой: «дуют» на ладошки.)
«Муравьиная зарядка»
Муравьи проснулись рано (потирают глаза, сидя на корточках,
Потянулись (встают, потягиваются).
Встали прямо (опускают руки вниз)
Прыг да скок, прыгда скок, (прыжки на двух ногах)
Новый начался денек!
Вместе весело живем – хорошо быть муравьем! (шагают на месте)
«Дождик: кап!»
Птица: кар, кар, кар! (крылья)
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)
Дождик: Кап, кап, кап (хлопки по коленям)
Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! (топают ногами попеременно)
Дети: ха-ха-ха! (вытягивают руки вперед ладонями вверх)
Мама: Ах, ах, ах! (качают головой, держась за нее руками)
Дождик: кап, кап, кап! (хлопки по коленям)
Туча: бах, бах, бах! (топают ногами)
«Шарик»
Надувают шарик быстро, (пальцы обеих рук собраны в одну щепотку, постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга)
Он становится большой (медленно развести руки в стороны)
Вдруг шар лопнул, (хлопок в ладоши)
Воздух вышел, (подуть на ладони)
Стал он тонкий и худой (снова собрать пальцы в щепотку)
«Хвостатый-хитроватый»
- Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопки в ладоши)
Это ты в ветвях повис? (потряхивают кистями рук)
-Тс-с-с! (приложить пальчик к губам)
- Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопки в ладорши)
Это ты в траве шуршишь?
- ш-ш-ш-ш! (приложить пальчик к губам)
- Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопать в ладоши)
Не боюсь твоих «шу-шу» (погрозить пальчиком)
- У- ку- шу! (сделать «зубы» из кистей рук, соединять и размыкать кончики пальцев).
«Козлики»
Вот мостик горбатый (ладонь на ладонь)
Вот козлик рогатый. (указательный палец и мизинец выставить вперед)
На мостике встретил он серого брата (указательный палец и мизинец левой руки выставить вперед)
Упрямцу с упрямцем опасно встречаться, И козлики наши стали бодаться. (указательные пальцы и мизинцы «встречаются» и «расходятся» 8 раз.
Бодались, бодались, сражались, сражались (пальчики «встречаются» крест - накрест)
И в речке глубокой вдвоем оказались (пальчики «ныряют» вниз, на колени).
«Пальчик-непоседа»
Мой пальчик – непоседа,
Быстрее шевелись! (поочередно трогать каждый пальчик)
А если вдруг устанешь, скорей сюда садись! (дотянуться каким-либо пальчиком до носика, ушка, животика, ножки)
«Дождик»
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на двух ногах)
Вышел дождик погулять! (марш)
Шел неспешно по привычке.
А куда ему спешить (развести руки в стороны и пожать плечами)
Вдруг читает на табличке: (пальцем правой руки вести слева направо с движением головы)
«По газону не ходить!» (отрицание – головой)
Дождь вздохнул тихонько: «Ох!» (глубокий вдох и междометие - на выдохе)
И ушел. Газон засох. (присесть)
«Правая и левая»
Эта ручка – правая!
Эта ручка – левая! (вытягивать руки поочередно вперед ладонями вверх)
Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю! (сжимать – разжимать кулачки)
Будет сильной правая!
Будет сильной левая! (Вытягивать вперед кулачки правой и левой руки поочередно)
Будут ручки у меня ловкие! Умелые! («мотаем клубочки»)
«Шел по берегу петух»
Шел по берегу петух, (идут на месте, поднимая высоко ноги, руки за спиной)
Поскользнулся, в речку – бух! (круговые движения руками, затем приседают)
Будет знать петух, что впредь (медленно поднимаются грозя пальчиком)
Надо под ноги смотреть! (наклоны вперед)
«Игровой самомассаж»
Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу (захватить каждый пальчик у основания и выкручивающим движением дойти до ногтевой фаланги)
Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну
Затем руки я помою, («моют»)
Пальчик в пальчик я вложу («замок»)
На замочек их закрою и тепло поберегу…
Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики! (пальцы расцепить и перебирать ими)
«Водичка»
Водичка, водичка, (двумя руками по-очереди показывать, как сверху льется водичка)
Умой мое личико. (Ладошками имитировать умывание)
Чтобы глазки блестели, (дотрагиваться до глазок по-очереди)
Чтобы щечки краснели, (тереть щечки)
Улыбался роток (улыбаться, гладить руками ротик)
И кусался зубок. (стучать зубками, показывать руками, как закрывается ротик)
«Кулачок»
Как сожму я кулачок, (сжать руки в кулачки)
Да поставлю на бочок. (поставить кулачки большими пальцами вверх)
Разожму ладошку, (распрямить кисть)
Положу на ножку. (положить руку на колено ладонью вверх)
ТУК-ТУК - Тук-тук-тук. (три удара кулаками друг о друга)
- Да-да-да. (три хлопка в ладоши) -
Можно к вам? (три удара кулаками друг о друга) -
Рад всегда! (три хлопка в ладоши)
«Зайчики»
Жили-были зайчики (показывать на голове заячьи ушки)
На лесной опушке. (разводить руками перед собой, описывая окружность)
Жили-были зайчики (показывать на голове заячьи ушки)
В серенькой избушке. (сложить руки над головой в форме домика)
Мыли свои ушки, (проводить руками по воображаемым ушкам)
Мыли свои лапочки. (имитировать мытье рук)
Наряжались зайчики, (руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в полуприседе)
Одевали тапочки. (руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ноги)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.