Консультация для родителей
с психологическими играми
Тема: «Как помочь гиперактивному, агрессивному, тревожному ребенку»
Индивидуализация образовательного процесса.
Все мы, создаем предпосылки для того, чтобы дети выросли активными, энергичными людьми, знающими, как добиваться цели, умеющими заботиться о других и способными повлиять на свой мир.
Индивидуальный подход означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает потребности каждого ребенка, как в активном действии, так и в отдыхе. Это значит, что все материалы, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей.
Индивидуализация – важная задача, поскольку, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит реализация программы. Проблем с дисциплиной становится меньше, а приобретенных знаний и навыков – больше.
Индивидуализация приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствие с процессом освоения знаний. При этом дети приобретают компетентность и самоуважение, у них появляется готовность браться за еще более трудные задачи.
Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка. Воспитатель придумывает такие виды деятельности, которые представляют некий вызов, но позволяют каждому ребенку добиться успеха.
«Каждому!!!» - как страшно это звучит. С некоторыми очень легко играть и заниматься, они много знают, уравновешенны в поведении, отзывчивы. А другие требуют больше внимания, других слов и жестов, другой точки зрения на его поступки. Приходится использовать весь свой опыт, изобретательность, интуицию и находчивость, чтобы найти подход к этим мальчикам и девочкам.
О темпераментах
Зная некоторые особенности темперамента того или иного ребенка, можно избежать многих ошибок, ведь каждый из них требует к себе определенного подхода.
Дети-экстраверты проявляют себя как общительные, требующие похвалы и одобрения. Они любят бывать среди людей, немедленно рассказывать о том, что думают и переживают. Они много говорят и легко вступают в контакт с другими детьми. Таких детей рекомендуется, как можно чаще хвалить, обсуждать с малышами различные проблемы, постараться сделать так, чтобы они чаще находились в обществе детей и взрослых. Это касается холериков и сангвиников.
Интроверты умеют думать и наблюдать, могут относительно долго находиться в одиночестве, любят все делать самостоятельно и редко говорят о своих переживаниях. Таким детям нужно обеспечить возможность побыть в тишине, заняться какими – то своими играми и делами. За столом и во время сна ему нужен простор. Это относится к флегматикам и меланхоликам.
После общения с другими детьми или незнакомыми взрослыми ребенок – интроверт, скорее всего, утомлен, а ребенок – экстраверт, наоборот, активен.
Эмоционально нестабильные, холерики, дети требуют к себе особого внимания. При нарастании эмоционального напряжения ребенка можно применять отвлекающие приемы. Можно переключить на другое занятие, заинтересовать чем-то или просто успокоить. В минуту перевозбуждения поможет прием под названием «тайм-аут»: сделать массаж, пошептаться, умыться. Его нельзя стыдить в присутствии посторонних.
Меланхоликов необходимо оградить от эмоциональных перегрузок. Ребенок должен знать, что он имеет полное право погрустить и поплакать, - это нормально. Такому ребенку хорошо бы в саду и дома иметь близкого человека, с которым он мог бы делиться своими проблемами. Им свойственны занятия лепкой, рисованием.
Сангвиник предпочитает подвижные игры, любит сочинять и фантазировать. Он быстро переключается с одного занятия на другое,
Детям флегматикам можно рекомендовать занятия лепкой и рисованием, сочинительством.
Как помочь гиперактивному ребенку
Наверное, в каждой группе детского сада встречается ребенок, который не может долго сидеть на одном месте, молчать, слушать и подчиняться инструкциям. Они подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Такие дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают.
Часто гиперактивный ребенок обладает плохой координацией или недостаточным мышечным контролем. Он тяжело концентрирует свое внимание, легко отвлекается, задает много вопросов, но не всегда дожидается ответов.
Прежде всего, страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Постоянные окрики, замечания и угрозы не улучшают ситуацию, а порой даже становятся причиной новых конфликтов. Кроме того, такие меры воздействия могут способствовать формированию у ребенка отрицательных черт характера.
Часто гиперактивности сопутствуют трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития не зависит от степени гиперактивности.
Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а вот научиться жить в мире и сотрудничестве – вполне посильная задача.
Основные проявления гиперактивности можно разделить на тир блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.
Критерии гиперактивности
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок гиперактивен.
Правила работы с гиперактивным ребенком
Примеры игр:
Упражнение «Волшебный мешочек»
Цель: развитие внимания и воображения, тактильных ощущений
Оборудование: мешочек, различные предметы
В мешочек кладут различные мелкие предметы. Участники по очереди засовывают в него руку, нащупывают предмет, и не глядя должны назвать, что это за предмет.
Упражнение «Потягушечки»
Цель: снятие эмоционального напряжения
Участники собираются в круг, садятся на корточки и закрывают глаза.
Психолог: -Вот мы и проснулись, сладко потянулись.
Участники открывают глаза, медленно встают, вытягивают руки вперёд, затем поднимают их вверх, отводят за голову и поднимаются на носочки.
- Сладко подтянулись, друг другу улыбнулись.
Дети встают на ступни, опускают руки вниз. Повторить 2-3 раза.
Игра «Считалка»
Цель: выявление лидерских способностей у игроков.
Играющие закрывают глаза, а ведущий предлагает им досчитать, например, до десяти (число может быть произвольным). Условия счета таковы: нельзя говорить ничего постороннего, кроме чисел, а каждое из них должен произносить только один игрок. Если любые двое ребят заговорят одновременно, игра начинается сначала.
Так как играющие сидят с закрытыми глазами, они не могут увидеть, кто собирается говорить, и не могут подать друг другу никаких знаков. В итоге наверняка останется человек, произнесший чисел больше всех. Он-то и является в этой компании лидером.
Как помочь агрессивному ребенку
Агрессивный ребенок выделяется среди других детей тем, что нападает на других ребят, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения. Этого драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.
Агрессивный ребенок, используя любую возможность стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он не «успокаивается», пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку. Такой ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящее вокруг.
Агрессивный ребенок часто считает себя отверженным, никому не нужным. Он ищет способы привлечения внимания детей и взрослых. Эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы ребенку, как сделать лучше, он не знает. Порой это отчаянная попытка завоевать свое место в коллективе, борьба за выживание, защита от несправедливого мира.
Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за ссору на других. Такие дети обычно не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что это весь мир хочет обидеть их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.
Эмоциональный мир агрессивных детей небогат, в палитре эмоций преобладают мрачные краски. Даже в стандартной ситуации проявляют защитные реакции.
На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний родителей в ответ на проявление гнева у ребенка. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных методы воздействия: снисходительность и строгость. Резкое подавление агрессии не устраняет его, а лишь усиливают. Если родители не обращают внимание на вспышки гнева, то через некоторое время ребенок начинает считать это дозволенным, и привыкает действовать агрессивно.
Критерии агрессивности
Ребенок
Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее 6 месяцев в его поведении встречались хотя бы четыре из перечисленных признаков.
Правила работы с агрессивным ребенком
Примеры игр:
Упражнение «Разговор с руками»
Цель: отреагирование эмоций, развитие позитивного самовосприятия. (4-5 лет)
Оборудование: карандаши, лист бумаги
Взрослый предлагает ребёнку обвести контур ладошек, а затем «оживить» их: нарисовать им лица (глазки, ротик, носик и т.д.), можно раскрасить пальчики цветными карандашами. Затем взрослый начинает разговор с пальчиками, расспрашивая их о привычках и привязанностях, о том, что они любят и чего не любят. Отвечать может ребёнок, но если он молчит, то взрослый сам отвечает за пальчики, рассказывая о том, какие они хорошие, как много они умеют. Потом взрослый говорит: «Но пальчики иногда не слушаются своего хозяина», - и предлагает заключить с непослушными пальчиками «договор», что они в течении 2-3 дней не будут никому причинять боль и не будут ничего ломать, будут делать только хорошее: здороваться, мастерить, играть, помогать хозяину одеваться и раздеваться. Если ребёнок вступает в игру, то через оговорённый промежуток времени можно повторить рисование с ним, похвалить пальчики и их хозяина, а также предложить больший срок действия «договора».
Игра может не получиться с первого раза, т.к. расторможенные дети с трудом переносят приобретённые навыки в повседневную жизнь, испытывают трудности в контроле за своими порывами. В процессе самой игры взрослый косвенно должен убедить ребёнка в том, что он подружиться со своими пальчиками, сделает их добрыми. Так, с одной стороны, у ребёнка развивается позитивное самовосприятие, а с другой стороны, он задумывается над проблемой.
Игра «Обзывалки»
Цель: снятие вербальной агрессии, помочь ребёнку выплеснуть гнев в допустимой форме
Передавая мяч, давай называть друг друга необидными словами (заранее обговорить, какие обзывалки можно использовать, это могут быть названия овощей, фруктов, мебели и т.д.) Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты … яблоко!» Помни, что это игра, поэтому обижаться друг на друга мы не будем. В заключение обязательно сказать что-нибудь приятное, например: «А ты… солнышко!».
Игра «Ласковые лапки»
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребёнком и взрослым.
Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Всё это выкладывается на стол. Ребёнку предлагается оголить руку по локоть. Ведущий объясняет, что по руке будут водить различными предметами, а ребёнок с закрытыми глазами должен угадать, каким из предметов ему водили по руке. Прикосновения должны быть поглаживающими. Можно поменяться с ребёнком местами.
Как помочь тревожному ребенку
В группу входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко и неслышно здоровается, неловко садиться на краешек стула. Кажется, что он ждет каких-либо неприятностей.
Это тревожный ребенок. Таких в саду немало, работать с ними, пожалуй, сложнее, потому что в отличие от гиперактивный и агрессивных детей, они прячут свои проблемы глубоко внутри.
Таких детей отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, именно они самые некрасивые, неумные. Они ищут поощрения и одобрения взрослых.
Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует ребенку в любом виде деятельности.
Одной из основных причин считается нарушение детско-родительских отношений, когда у ребенка проявляется наличие внутреннего конфликта. Такой конфликт может быть вызван, например, противоречивыми требованиями родителей и воспитателя. Также при наличии неадекватных (чаще завышенных требований) и негативных требований, таких как побуждение к обману.
Для тревожных детей характерны соматические проблемы: головные боли, боли в животе, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, слабость в ногах, частое сердцебиение.
Критерии тревожности
Правила работы с тревожным ребенком
Примеры игр:
Игра «В магазине зеркал»
Цель: развитие спонтанности, произвольности движений, воспитание смелости действовать по собственному побуждению, снятие мышечного напряжения.
В магазине было много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него сидела маленькая обезьянка. Она увидела себя в зеркале и подумала, что это другая обезьянка, и стала делать гримасы. Обезьянка ответила ей тем же. Она погрозила кулачком и ей погрозили, она топнула ногой и другая обезьянка тоже топнула ногой. Чтобы не делала обезьянка, зеркало отвечало ей тем же.
Упражнение «Комплименты»
Цель: развитие желания общаться, преодоление пассивности и замкнутости.
Участники по очереди говорят друг другу комплименты, или все участники говорят комплименты кому-то одному. (Если в игре участвуют только взрослый и один ребёнок, он может говорить комплименты игрушкам, карточкам с изображением сказочных героев)
Этюд «Цветочек»
Цель: закрепление эмоции радости
Ведущий: «Лучик тёплого ласкового солнышка упал на землю и согрел зёрнышко, которое было в земле. Из зёрнышка вырос прекрасный цветочек».
Выразительные движения: сидят на корточках, голова и руки опущены. Медленно поднимается голова, выпрямляется туловище, руки поднимаются и разводятся в стороны. Мимика: мышцы лица расслаблены, глаза раскрыты, улыбка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.