Как приучить ребенка к порядку?
Воспитывая своего ребенка, родители стараются привить ему различные положительные привычки, которые помогут ему в дальнейшем эффективно организовывать личное время и быт. Одной из самых актуальных проблем для семей, воспитывающих детей, является приучение ребенка к порядку. Иными словами, привитие ему привычек быть чистоплотным и опрятным, стремления следить, чтобы игрушки, книжки и учебные принадлежности всегда были на своих местах и в хорошем состоянии. Учитывая то обстоятельство, что привычка формируется путем многократного выполнения одинаковых действий, родителям, желающим приучить ребенка к порядку, следует запастись терпением. Каждую новую привычку у ребенка следует формировать, когда впервые возникает новый вид деятельности.
Как только ребенок начинает самостоятельно кушать, старайтесь использовать это время для выработки привычки быть аккуратным во время еды. Одевайте ребенку нагрудник, который поможет во время еды поддержать детскую одежду в чистоте, приучайте пользоваться салфеткой. Объясняйте маленькому человеку назначение столовых принадлежностей, рассказывайте в чем заключается смысл их использования. Постоянно подбадривайте и хвалите малыша за аккуратность.
Когда ребенок самостоятельно начал доставать игрушки из места их хранения – используйте это время для формирования привычки их убирать. Покупая новые игрушки, покажите малышу, где их «новый домик». Вместе с ребенком убирайте перед сном комнату, расставляя все на свои места. Делайте это до той поры, пока ребенок не сможет наводить порядок самостоятельно. Все полочки и ящички, предназначенные для игрушек, должны находиться в зонах, доступных ребенку. Кроме того обстановка в комнате должна быть такой, чтобы наводить порядок в ней было легко.
Ребенок начал сам раздеваться - используйте это время для приучения содержать в порядке личные вещи, складывать снятую с себя одежду в отведенном для этого месте. Предоставьте те полочки в шкафу, до которых он может дотянуться самостоятельно. Поставьте маленький стульчик, на который малыш сможет складывать свою одежду, раздеваясь перед сном.
Ребенок пошел в школу – формируйте привычку самостоятельно складывать в портфель учебники и тетради, наводить порядок на письменном столе.
Каждый новый вид деятельности в жизни малыша должен сопровождаться введением определенных ритуалов. Именно это время является наиболее оптимальным для формирования положительных привычек. Когда же алгоритм действий стал уже привычным ребенку (например, малыш привык не убирать после игры игрушки на место), а отношение родителей к поведению малыша изменилось, то придется ломать привычные стереотипы поведения ребенка и его переучивать. А переучивать всегда сложнее, чем учить.
Перед тем, как привлекать ребенка к наведению порядка в комнате, покажите, как этот порядок надо наводить. Вместе с малышом уберите игрушки, расставьте книжки, сложите тетрадки в портфель и, как можно подробнее, прокомментируйте свои действия.
В дошкольном и младшем школьном возрасте дети любят делать то, что у них лучше всего получается. Важным условием превращения какого-либо действия в привычку, является его многократное повторение и результат: привело ли оно к удовольствию или огорчению. Дети склонны повторять те действия, выполнение которых сопровождается успехом. В противном случае ребенок станет их избегать.
Старайтесь поддержать чувство успеха, поощряйте самостоятельное стремление маленького человека к наведению порядка. Как можно чаще хвалите, одобряйте его действия, подбадривайте. Положительные эмоции, которые ребенок получит в результате самостоятельной деятельности, станут стимулом к приобретению следующих навыков самообслуживания и выработки привычки. А как известно, привычка формирует характер человека, а характер - определяет его судьбу
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.