Консультация для родителей "Как развивать любознательность у ребенка"

  • docx
  • 22.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конс любозн.docx

Консультация для родителей

«Как развивать любознательность у ребёнка»

 

 

Дети обладают ценным качеством — любознательностью, которая основывается на интересе и стремлении к знаниям, открытости всему новому в окружающем мире, искреннем желании применить на практике познавательные способности для получения свежих впечатлений и бесценного опыта.

 

Развивать любознательность у ребёнка важно по следующим причинам:

·         Получение положительных эмоций. Открывая новое для себя, ребёнок испытывает радость, что мотивирует его развиваться и способствует формированию полноценной нервной системы.

·         Расширение кругозора. Дети учатся воспринимать мир со всех сторон и во всех проявлениях, благодаря этому уровень эрудированности быстро растёт.

·         Получение жизненного опыта. Метод проб и ошибок, который применяет ребёнок в ходе освоения территории, позволяет ему сформировать собственный жизненный опыт, учит осознавать последствия своих действий и отвечать за них. 

·         Повышение трудолюбия. Детская любознательность ведёт к тому, что любое действие хочется совершать самостоятельно, что учит самостоятельности.

·         Способность к самообучению. Интерес к каждому жизненному аспекту толкает учиться интенсивнее и старательнее, чем сверстники.

Кроме того, любознательные дети лучше адаптируются к переменам и успешнее справляются с задачами в школе и в повседневной жизни

 

Любознательность — природная способность. Но ее необходимо развивать и поддерживать. Родителям следует поощрять исследовательскую деятельность малыша, содействовать его тяге к познанию, иначе у него может пропасть желание и настойчивость к проведению исследований и экспериментов. Как поддержать в ребенке желание учиться, основанное на любознательности

Всегда отвечайте на вопросы ребенка. «Почемучки» очень любят задавать вопросы и ждут от вас ответа. Нередко по причине усталости родители отказываются отвечать, говоря малышу, что он мал и все узнает, когда вырастет. Но ребенок, исследуя окружающий мир и получая определенные ощущения и впечатления, пытается понять, что обозначает тот или иной предмет и явление. Ответы на вопросы детей должны соответствовать их возрасту. Если вы поленитесь дать ответы, у малыша пропадет желание спрашивать, что является тормозным механизмом для развития;

Ребенок — исследователь. Поощряйте и поддерживайте его в этой деятельности. Ребенку нужно свободное пространство, где он может дать волю своему воображению: строить дома из стульев, возводить песочные замки, оставлять рисунки на стенах и т. д. Предоставьте ему определенную зону в квартире, во дворе, где будет место для простора детской фантазии. Не бойтесь, что чистота и порядок будут нарушены. Ведь ребенок занимается поисково-исследовательской деятельностью и экспериментированием;

Наблюдайте с крохой за изменениями в окружающем мире. Посещение музеев, зоопарков, прогулки по оживленным улицам, поход в гости — везде малыш найдет что-то интересное для себя, чему он может научиться. Обсуждайте с ребенком увиденное, спрашивайте о его мнении;

Ребенку нужны новые впечатления.

Позволяйте ему качаться на качелях, плескаться в бассейне, кататься с горки, помогать на кухне, рисовать красками и мелом, разговаривать по телефону и т. д. Таким образом происходит накопление ценного жизненного опыта.

Пусть ребенок импровизирует и фантазирует. Предлагайте крохе просмотр интересных фильмов, мультфильмов, поощряйте игры. Помогайте ребенку развивать фантазию, смешивая сюжеты сказок, приглашая героев одних сказок в другие. Пусть малыш придумывает новые сюжеты или досказывает сказку по своему замыслу;

Обучайте каждый день в повседневной деятельности.

Например, предлагая печенье, спрашивайте кроху, сколько ему дать печенья: одно или два. И показывайте наглядно: одно и два. Выбирая одежду, обучайте цвету, обращаясь к ребенку с вопросом о том, какого цвета свитер он хочет надеть: белый или синий, показывая соответствующие цвета и называя их. Таким же образом можно ознакомить с другими предметами и явлениями. Поступая так, вы не преследуете цель научить малыша всему к полутора годам, но та маленькая искорка, которую вы зажгли в его памяти, загорится в определенном возрасте. Это будет надежной основой для получения и закрепления знаний;

Подумайте о смене обстановки.

Можете переставить мебель в детской комнате, поменять местами игрушки, переложить какие-то вещи. Задайте вопросы малышу о том, что изменилось в комнате, стало ли лучше, красивее, удобнее. Пусть он предложит свои варианты оформления и дизайна; Обучение посредством игры. Когда родители, пытаясь обучать кроху, кричат на него за неудачи, непонимание, заставляют слушать и учиться, у малыша появляется страх и нежелание к процессу обучения. Учение для ребенка должно быть увлекательной игрой. Только в этом случае оно может быть продуктивным;

Обучение на собственном примере.

Для ребенка важно видеть, что родителям также интересен процесс учения и исследования. Заметя такой интерес во взрослых, малыш поймет, что учение будет сопровождать его всю жизнь, что это познавательная и увлекательная деятельность;

Советы для родителей

Родителям должны быть известны методы развития детской любознательности. Для этой цели используются упражнения и игровые ситуации, активно подключающие эмоции и чувства. Что делать родителям, чтобы эффективно содействовать развитию любознательности ребенка 

Систематически поддерживать у дитя эмоциональные проявления в виде удивления, живого интереса, радости встречи с новым предметом или явлением;

Быть внимательными к бесконечным вопросам малыша. Находить правильные интересные ответы. Не зная, как ответить, не забывать о вопросе, а возвращаться снова, найдя ответ, возможно, через определенное время. Полезны совместные поиски решений в интернете или энциклопедии, способствующие активизации познавательной сферы ребенка;

Собственным примером показывать, насколько вы рады и открыты новым экспериментам и исследованиям, например, выращенному цветку или недавно купленному прибору бытовой техники, который с увлечением исследуете;

Искренне восхищаться новым изобретениям ученых, рассказывать о них, о нововведениях в науке.

Замечать и ценить новые идеи и открытия малыша. Создавать альбомы для рисунков, уголок в комнате для поделок и т. д

. Часто родителей интересует вопрос о том, какие создать условия в семье для развития детской любознательности. Здесь важно не ограничивать исследовательскую потребность малыша, обеспечив безопасность детских опытов и экспериментов. Предлагайте детям разнообразную познавательную деятельность:

Вносите в игру разнообразные предметы. Это могут быть предметы кухонной посуды, игрушки из бросового материала и т. п. ;

Используйте нетрадиционные техники изобразительной деятельности: рисование песком, аппликацию из крупы, лепку из теста;

Рассказывайте о природных изменениях во время прогулок: почему опадает листва, почему вода замерзла, как растут растения;

Вовлекайте ребенка в бытовую деятельность: совместная готовка, уборка, пересадка комнатных растений;

Оборудуйте детскую комнату в необычном стиле для развития детской фантазии: ночник в виде планеты, занавески с изображением звездного неба и т. п.

Выделите время для совместного чтения книг о писателях, первооткрывателях, для просмотра телепередач с обсуждением увиденного, поощряя малыша высказывать собственное мнение;

Организовывайте опытную деятельность: игры с мыльными пузырями, окрашивание воды, лепка вулкана. Активное участие в детских исследованиях взрослых дает малышу уверенность в том, что он в безопасности, что его усилия одобряются, а достижения ценятся.

Родителям следует помнить, что первым учителем и вдохновителем ребенка в его познавательной деятельности являются именно они. Поэтому необходимо всячески поощрять детей в их стремлении к новым открытиям и опытам. Дети воспринимают окружающий мир посредством органов чувств, и это нужно учитывать при создании удобной, безопасной и увлекательной обстановки по исследованию мира.

Развитие любознательности у детей закладывает прочную основу для непрерывного обучения, которое будет сопровождать ребенка в течение всей жизни, поддерживая гармоничный рост и формирование полноценной личности.