Логопедический массаж как один из методов коррекции речевого развития.
Подготовил:
Учитель-логопед
Крат К.П
Логопедический массаж
сегодня является эффективным методом в работе с детьми с нарушениями
звукопроизношения. Благодаря механическому воздействию улучшается состояние
речевого аппарата, а это позволяет ребёнку почувствовать правильное состояние мышц.
Логопедический массаж
корректирует произношение звуков, поддерживает тонус мышц речевого аппарата и,
главное, помогает логопеду сократить время для формирования правильной речи.
Массаж является лечебной процедурой, так как воздействуя на определенные точки, влияет на работу некоторых систем организма. Логопедический массаж направлен на стимуляцию органов, участвующих в артикуляции звуков, чтобы логопед смог исправить у ребенка звукопроизношение.
Ø Нормализуется тонус мышц артикуляционного аппарата.
Ø Снижается влияние парезов и параличей на мимику и формирование речи.
Ø Удается преодолеть или максимально скорректировать гиперкинезии, синкинезии.
Ø Улучшается артикуляционная моторика.
Ø В создании речи принимают участие все мышцы речевого аппарата.
Ø
Удается сформировать умение координировать движения артикуляционных органов.
Также
наблюдаются следующие эффекты:
² Улучшается кровообращение и лимфоотток.
² Мышечные волокна становятся эластичнее.
² Воздействие на биологически активные точки благоприятно влияет на работу всего организма, а не только речевых центров коры головного мозга.
Также мягкие расслабляющие движения помогают ребенку успокоиться, настроиться на релаксацию, а более энергичные приемы помогают получить заряд бодрости.
У данной процедуры имеются и недостатки. Она оказывает воздействие только на мышцы, поэтому, делая лишь ее, родители не скорректируют речь ребенка. Также, у некоторых детей имеется повышенная тактильная чувствительность, процедура может вызывать у них дискомфорт и негативные реакции. Поэтому специалисту нужно будет искать в работе с такой категорией детей альтернативу логопедическому массажу.
Как и у любой лечебной процедуры, у логопедического массажа имеются ограничения к применению:
ü повышенная температура тела;
ü простудные вирусные заболевания;
ü конъюнктивит;
ü кожные заболевания;
ü обострение лабиального герпеса;
ü стоматит.
ü С большой осторожностью и только после разрешения лечащего врача его проводят детям с эпилептическим синдромом.
Перед проведением логопедического массажа обязательно нужно обращать внимание на физическое состояние ребенка.
Существуют как классические методики массажа, так и авторские разработки. Популярной авторской методикой является зондовый массаж, разработанный Новиковой Е. В. Какой использовать вид массажа, выбирает специалист, исходя из индивидуальных особенностей ребенка:
Ручной или классический – его делают на нужной области или рядом с ней. Включает в себя поглаживания, пощипывания, постукивания, надавливание. Делать такой логомассаж можно при помощи шпателя, соски или зубной щетки с мягкой щетиной.
Точечный – это локальный вид массажа, потому что специалист воздействует на определенные точки, влияющие на работу речевых центров.
Аппаратный – для его проведения используют аппараты, которые могут создавать вибрацию или вакуум.
Зондовый – авторская методика, разработанная Новиковой Е. В. Для его выполнения нужен специальный набор зондов.
Самомассаж – его ребенок может делать самостоятельно, после показа нужных движений взрослым. Сюда же можно отнести и артикуляционные упражнения.
Чтобы процедура была
максимально безопасной для ребенка, нужно пройти обучающие курсы или изучить
профессиональную литературу (например, для самомассажа). Только тогда получится
выполнить его правильно.
Организационные моменты
Независимо от того, где будет проходить сеанс, нужно создать правильные условия для его проведения:
n В помещении должна быть комфортная температура. Перед массажем его нужно проветрить.
n Подготовить и продезинфицировать все нужные приспособления (зонды, шпатели и др.).
n Подготовить стерильные одноразовые перчатки.
n Ребенок должен принять правильное положение тела: лежа с положенным под шею валиком (плечи приподняты, голова откинута назад), руки вдоль туловища, ноги слегка согнуты (для удобства можно также предложить положить валик). Или полусидя в кресле с откидывающейся спинкой.
Обстановка в
комнате/кабинете должна способствовать расслаблению, чтобы ребенок на сеансе
чувствовал себя комфортно.
Продолжительность занятий
Логопедический массаж проводится курсами, включающих как минимум 10 занятий, иногда 15-20.
Процедуры проводятся ежедневно с постепенным увеличением времени. Начинают с 2-х минут, а максимальная продолжительность сеанса подбирается в соответствии с возрастом ребенка. С детьми до 3-х лет логомассажем занимаются до 10 минут; в возрасте от 3-х до 5-ти – до 15 минут, а со старшими дошкольниками и школьниками – до 20 минут.
Если есть необходимость, курс повторяют через 1,5-2 месяца.
Во всех разновидностях логомассажа применяют такие же движения, что и в классическом массаже:
u Поглаживание – этот прием используют для расслабления. Рука или зонд плавно скользит по определенному участку кожи. После этого действия не должно быть покраснений. Данным приемом пользуются на начальном и завершающих этапах процедуры.
u Растирание – массажист сминает, собирает кожу в складки, передвигает ее в разные стороны. Нужно не вдавливать ее вглубь, а перемещать в стороны. Выполнять растирание нужно интенсивно, так как оно оказывает стимулирующее воздействие.
u Разминание – сюда входят надавливающие движения, сжатия, пощипывания.
u Вибрация – специалист создает колебательные движения на массируемом участке. Они могут быть различной амплитуды и интенсивности. Этот прием также является стимулирующим.
Некоторые специалисты включают в свою методику проведения логопедического массажа плотное нажатие. Его используют для того, чтобы путем воздействия на особые точки повлиять на работу речевых центров. Специалист выбирает подходящие приемы в зависимости от результатов диагностики.


Перед проведением самомассажа ребенку показывают все основные приемы, которые будут применяться на сеансе. На первых занятиях взрослый делает эту процедуру ребенку сам, при этом оречевляя свои действия. Затем он берет руки ребенка и направляет его. Потом взрослый показывает, что нужно делать, а малыш за ним повторяет. И когда он освоит алгоритм массажа, то сможет выполнять его, ориентируясь только на словесную инструкцию взрослого. Но если у ребенка тяжелое речевое нарушение, тогда лучше делать зондовый массаж. Есть виды массажа для детей, имеющих не только трудности с речью, но и другие патологии. Например, массаж по методике Архиповой А. Ф., предназначенный для детей с ДЦП. Он направлен не только на улучшение артикуляционной и лицевой моторики, но и учитывает психофизиологические особенности таких детей. Некоторые считают, что достаточно пройти курс логопедического массажа и у ребенка сразу исправится звукопроизношение. Нет, логомассаж обычно выступает в качестве дополнения к артикуляционной и дыхательной гимнастикам (в сложных случаях является основным направлением). Нормализовав мышечный тонус, нужно осваивать с ребенком новые артикуляционные движения. Только тогда получится исправить звукопроизношение и закрепить достигнутый массажем результат.

Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.