Консультация для родителей на тему "Артикуляционная гимнастика для коррекции звукопроизношения"

  • docx
  • 06.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Артикул.гимнастика (2).docx

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений для правильного произношения того или иного звука. Работа проводится с так называемым артикуляционным аппаратом, в который входят органы, имеющие мускулатуру: язык, губы и мимические мышцы. Но главным органом речи является язык, поэтому укрепление именно его мышц помогает четко выговаривать нужные звуки.

При разговоре человек задействует и другие мышцы (их около ста): это мышцы лица, шеи и груди. Поэтому при занятиях артикуляционной гимнастикой советуют не забывать и про «обычную».

Кому нужна артикуляционная гимнастика

Чаще всего ее назначают детям. Ребенок учится говорить, и в силу разных причин ему не удается точно произносить звуки или слова. Постепенно мышцы речевого аппарата укрепляются и дефекты уходят, а если проблема остается — на помощь и приходит гимнастика. Ряд упражнений артикуляционной гимнастики используют при подготовке к пению.

Основные упражнения будут полезны и для взрослых. Если человеку необходимо выступать на публике, преподавать или занимать руководящую должность, требующую частого общения с людьми, артикуляционная гимнастика помогает добиться хорошей дикции. Многие ее приемы лежат в основе курсов ораторского искусства, а часть упражнений даже перекочевала в модный нынче фейс-фитнес.

Виды упражнений в артикуляционной гимнастике

Система гимнастики для речевого аппарата условно делится на две части: статические упражнения и динамические (с образными названиями).Самым подвижным артикуляционным органом является язык. В произношении звуков больше всего задействованы кончик языка, передняя и боковые части языка. От их работы зависит качество звуков, поэтому значительная часть упражнений направлена на работу этих зон.

Далее простые движения объединяют в сложные (комплексы упражнений), сочетают с правильным положением губ, управляют воздушной струей.

Существуют отдельные виды упражнений для свистящих звуков, сонорных звуков (р, рь, л, ль), их соединения с гласными буквами и другое.

Подбирать программу занятий нужно индивидуально — исходя из личных задач. Если у ребенка нет выраженных проблем с дикцией, артикуляционная гимнастика все равно не будет лишней. Она укрепит речевой аппарат, что поможет ребенку чувствовать себя уверенно при общении.