Консультация для родителей На тему: «О Необходимости познавательного развития ребенка»
При подготовке ребёнка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности в знаниях.
Необходимость формирования у старших дошкольников познавательных интересов убедительно доказывается результатами современных исследований.
Определённую категорию неуспевающих учеников составляют так называемые «пассивные» дети, для которых характерно отрицательное отношение к умственной работе, стремление избежать активной мыслительной деятельности.
Причиной является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес.
Стремление узнать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес.
Основа познавательного интереса - активная мыслительная деятельность.
Под её влиянием ребёнок способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивления, радость успеха в случае, если проявил догадку, получил одобрение взрослых – создают у ребёнка уверенность в своих силах.
Познавательный интерес связан с деятельностью памяти. Вы, конечно, замечали, что дошкольник легче и прочнее запоминает интересный материал, быстрее его воспроизводит.
Условием возникновения познавательного интереса является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретаемым и знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете, новых сторон, свойств, отношений.
Познавательные интересы дошкольников характеризуются такими качественными особенностями, как широта и устойчивость. Психологи считают, чем меньше ребёнок, тем шире должны быть его познавательные интересы, обеспечивающие ему яркие и разнообразные впечатления об окружающей жизни. В последствии эти впечатления станут основой для приобретения системы знаний. Разнообразие интересов побуждает ребёнка пробовать свои силы в разных областях знаний, во многих видах деятельности.
Прочные знания - основа активности ребёнка. Они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Недаром народная мудрость гласит: «Любить значит знать».
Советуем родителям использовать каждую возможность для обогащения ребёнка яркими впечатлениям и об окружающей жизни. Очень полезно проводить с детьми прогулки и экскурсии.
Для развития интереса ребёнка целесообразнее возбуждать его познавательную активность, стимулировать появление у него вопросов, стремления находить на них ответы посредством наблюдений, размышлений.
Например, предложите ребёнку понаблюдать за одуванчиками. Сколько открытий он сделает! (одуванчик поворачивает голову за солнцем, а вечером закрывает свои глазки, семена растения лёгкие, как парашютики).
Познавательный интерес дошкольника отражается в его играх, рисунках.
Поэтому в семье следует создать условия для такой деятельности. Так, ваш сын интересуется транспортом, приобретите ему соответствующие игрушки, смастерите вместе с ним какие - либо модели. Помогите развернуть игру, время от времени принимайте в ней участие. Поддерживайте беседу на эту тему, рисуйте, что его интересует.
Внимание родителей воодушевляет ребёнка, а участие в играх и занятиях особенно радует дошкольника. Приведём пример.
Серёжа взял альбом с марками, полистал и закрыл. Рядом сел папа: - «Давай вместе посмотрим, сын». Завязалась беседа о парусниках, о ледоколах, изображённых на марках.
Сколько интересного узнает мальчик, хотя кое-что папа показал и рассказывал раньше. Но дошкольнику свойственна потребность в повторных восприятиях того, что он видел, о чём уже слышал. Эту потребность необходимо удовлетворять, так как благодаря ей уточняются детские представления, углубляется познавательное отношение ребёнка к окружающему миру.
Читая или рассказывая ребёнку, не стремитесь к тому, что бы он запомнил содержание произведения. Побуждайте ребёнка к самостоятельным рассуждениям, спрашивайте ребёнка, понравилось ли ему прочитанное, что он считает в нём главным, как поступил бы он на месте того или иного героя. К детским вопросам необходимо относиться внимательно и бережно. Отвечать на них рекомендуется таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребёнка. Встречный вопрос взрослого: «А как ты думаешь сам?» - побуждает ребёнка к самостоятельным размышлениям.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.