Консультация для родителей
на тему:
«Я имею право»
(Школа молодого родителя)
Подготовила: педагог-психолог
Бабина И.М.
Дети – это будущее страны. Каким станет будущее России и будущее наших детей зависит от многих причин и в первую очередь то того, какое воспитание, образование и развитие получат наши дети, как они будут подготовлены к жизни в этом мире.
В России проблема защиты детей стояла и стоит чрезвычайно остро. Экономический кризис, продолжающийся в стране, пагубно влияет, прежде всего, на несовершеннолетних. Это видно из таких показателей, как увеличение числа бедных семей в стране, рост числа детей, оставшихся без родителей, рост числа несовершеннолетних, убегающих из дома. Кроме того, все чаще и чаще обсуждается проблема домашнего насилия, жестокого обращения с детьми. Все перечисленное связано со снижением воспитательного потенциала семьи, и как следствие нарушением прав ребенка.
Поскольку первое практическое знакомство детей с нравственно-правовыми понятиям начинается в семье, а родители – гаранты прав ребенка в дошкольном возрасте, мы и поговорим с вами о том, какие права имеет Ваш ребенок.
Коротко познакомимся с основными международными документами и документами Российской Федерации, регулирующими права ребенка:
-Декларация прав ребенка;
-Конвенция о правах ребенка;
-Конституция Российской Федерации;
-Гражданский кодекс Российской Федерации;
-Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп:
К первой группе относятся такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав.
Ко второй группе относятся права ребенка на семейное благополучие.
К третьей группе относятся права ребенка на свободное развитие его личности.
Четвертая группа прав призвана обеспечить здоровье детей.
Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).
Шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми.
Все эти права. За исполнение которых отвечает государство, права, которые связаны с экономической ситуацией в стране.
Остановимся также и на повседневной жизни, в которой очень часто имеет место ущемление прав ребенка и ему необходима защита.
Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье и будущее целиком зависят от родителей и от взрослых, которые его окружают. Но именно он чаще всего становится объектом, на который выплескивают свои негативные эмоции родители. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
Кроме того многие родители используют телесные наказания, угрозы, запугивание, проявляют чрезмерную строгость в отношении своих детей при их малейшем неповиновении. Следует помнить, что жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняет психику, они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, иначе ведут себя.
Важно, чтобы ребенок рос в атмосфере уважения и не страдал от негативных последствий. Ведь он ни в чем не виноват перед вами. Ни в том. Что он не оправдал ваши ожидания. И вы не в праве требовать, чтобы он разрешил эти проблемы. Ваш ребенок – не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создать условия для их реализации.
Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.
Во многих капризах и шалостях вашего малыша повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Стали требовать от него того, что он попросту не может вам дать – в силу особенностей возраста или характера.
Вы должны всегда верить в то, что есть в вашем малыше. В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И, конечно же, сохранять оптимизм.
Ведь только изменив родительскую установку по отношению к ребенку, только соблюдая права и достоинства маленького человека, мы вырастим полноценно развитую личность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.