Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12»
Консультация для родителей:
«Пальчиковые игры под музыку»
Муз. руководитель:
Жуланова М. Р.
Чернушка, 2021 год
Кончики пальцев – есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни. Работа пальцев рук бесконечно разнообразна и важна для каждого человека.
К двум годам ребёнка легко можно вовлечь в игру. Играет он с удовольствием, понимая игровые действия. В свою игру он переносит жизненные ситуации («готовит» суп, а потом кормит им любимую игрушку). Пальчиковые игры – это игры не с предметами, а с собственными пальчиками, и условность игры здесь тоже присутствует. Сегодня наши пальчики – зайчики, завтра – ёжик-колючка, а потом – мама, папа, бабушка и дедушка.
Роль пальчиковых игра в развитии ребёнка велика. Это развитие речи – проговаривание стихов; развитие памяти – запоминание движений и слов; развитие внимания – сосредоточение на развитии движений и проговаривания; укрепление мышц кистей рук. Также это подготовка к письму и почва для дальнейшего развития речи.
В детском саду пальчиковые игры включаются в структуру многих занятий. Их используют для того, чтобы дать детям возможность отдохнуть, эмоционально расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой.
На музыкальных занятиях пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку – как попевки, песенки (в том числе «озвучивание» текста песен жестами), сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия более плодотворно. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству! И в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если это возможно, показать свои творческие достижения окружающим.
В последнее время большую популярность приобрела методика Екатерины и Сергея Железновых «Музыка с мамой». Данная методика имеет развивающий характер, ориентирована на общее и музыкальное развитие ребёнка в процессе овладения им музыкальной деятельностью. Игровая форма подачи материала, комплексный характер, доступность и практичность использования превращает музыкальные занятия с малышами в весёлую обучающую игру. Игровая деятельность под музыку радует ребенка и поддерживает его интерес к занятиям. Занятия по методике Сергея Железнова "Музыка с мамой" оказывают благоприятное воздействие на физическое развитие ребенка, формирование умения распределять внимание в процессе деятельности, гармоничное эмоциональное развитие ребенка, развитие воображения и творческой фантазии, формирование музыкальных способностей, а также являются профилактикой неврозов и комплексов (игротерапией).
Персонажи и образы этих песенок-игр – паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик – нравятся малышам с полутора-двух лет, дети с удовольствием повторяют за взрослым тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. В этом нам хорошо помогут песенки Железновой. Примерный репертуар можно найти в интернете, например, такие как: «Капуста», «Дождик», «Десять зайцев», «Пять обезьянок», «Краб», «Пять утята», «Котята», «Ручки птички», «Метро», «Часы».
Например, песенки «Паучок» и «Мои вещи»:
«ПАУЧОК»
Паучок
ходил по ветке, Паучок
ползёт опять, |
Руки
скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по
плечу другой руки. Кисти
свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик). Ладони
боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками
(солнышко светит) "Паучки" ползают на голове. |
«МОИ ВЕЩИ»
Вот
это - мой зонтик, |
Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик). |
Пусть
дождь барабанит - |
"Барабаним" пальцами левой руки по правой (зонтику). |
А вот моя книжка, |
Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты. |
Могу почитать, |
Раскрываем ладони "книжечкой". |
Могу
вам картиночки |
Руки вытягиваем, ладони открыты. |
Вот
это - мой мяч, |
Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки. |
Его
я бросаю |
"Мячик прыгает" над головой, ударяясь о ладонь другой руки. |
А
вот мой котёнок,
|
Поочерёдно гладим одну руку другой. |
Таким образом, пальчиковые игры дают возможность педагогам (а также и родителям) играть с детьми, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Успехов Вам и вашим детям!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.