Консультация для родителей «Почему ребёнок произносит звуки неправильно? 14 причин для консультации с логопедом»
Оценка 5

Консультация для родителей «Почему ребёнок произносит звуки неправильно? 14 причин для консультации с логопедом»

Оценка 5
Работа с родителями
docx
дефектология
Детсад
21.05.2023
Консультация для родителей «Почему ребёнок произносит звуки неправильно?  14 причин для  консультации с логопедом»
Многие родители осознают, что в дошкольном возрасте следует показать ребёнка логопеду и узнать, соответствует ли его речь возрасту. Но часто откладывают этот визит, полагая, что со временем речь ребёнка станет чётче и лучше.
КВР «Почему ребенок произносит звуки неправильно. 14 причин ...».docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей

 

 

 

«Почему ребёнок произносит звуки неправильно?

14 причин для  консультации с логопедом»

 

 

 

 

 

 

 

Разработала:

учитель-логопед

Беловол  Н.М.

 

 

 

Многие родители осознают, что в дошкольном возрасте следует показать ребёнка логопеду и узнать, соответствует ли его речь возрасту. Но часто откладывают этот визит, полагая, что со временем речь ребёнка станет чётче и лучше. 

Некоторые родители не обращают на это внимания. Подумаешь! Нас никто не учил говорить и дети тоже сами научатся. Столько известных людей вошли в историю, несмотря на «фефект». Но никто не знает, чего им это стоило, сколько насмешек, неприятных минут им пришлось пережить. А если ещё вдобавок ребёнок застенчивый, несмелый – это вообще проблема вдвойне. Считается, что звукопроизношение должно быть исправлено к поступлению в школу. Если этого не сделать, то в школе могут возникнуть проблемы с написанием диктантов, чтением. И родители не будут понимать, почему ребёнок приносит плохие оценки по чтению и письму. А просто потому, что он неправильно слышит звуки (нарушен фонематический слух) и соответственно не произносит их. Такое нарушение чтения и письма называется дислексия и дисграфия. А для многих детей нарушение произношения может быть поводом боязни общения со сверстниками (тем более в новом коллективе), боязни вызова к доске и т.д. Бывали случаи возникновения в таких ситуациях запинок и заикания. Также нарушение произношения сужает рамки выбора профессии, исключая речевые (диктор, комментатор, педагог и т.п.).

Каковы же причины нарушения произношения? Очень многие считают, что это передается по наследству. На самом деле это происходит очень редко. Чаще всего причиной являются анатомические дефекты органов артикуляции или их слабая развитость. Это неправильный прикус, отсутствие передних зубов, укороченная подъязычная связка, слишком массивный язык. Часто неправильное произношение обусловлено недостаточной иннервацией речевого аппарата. У таких детей наблюдается слабость языка, губ, щёк или, наоборот, излишнее напряжение.

Иногда мы сталкиваемся с тем, что родители «сюсюкаются» с детьми, подражая неправильному произношению ребёнка и не подозревая, что закрепляют в его речи неправильный образец.

Часто причинами нарушения произношения являются травмы и болезни мамочки во время беременности, родов и первых лет жизни малыша. Наиболее грубые дефекты могут возникать, если плод подвергался вредному воздействию в период от 4 недель до 4 месяцев беременности. Но чем больше вы общаетесь с ребёнком, поёте песенки, играете, сопровождаете свои действия речью, тем будет выше речевой уровень у вашего ребёнка.

Из-за недостаточной сформированности артикуляционных движений, прежде всего языка, губ, нижней челюсти. Движения выполняются не чётко, объем их ограничен, из-за чего искажается произносимый звук. Классический пример таких нарушений – картавость, – когда ребёнок произносит вместо [Р] – [Г] не при помощи кончика языка, а вибрацией мягкого нёба. Бывает так, что звук вообще не произносится, а просто отсутствует в речи.

Недостаточно развитый фонематический слух, тогда ребёнок заменяет один звук на другой, вместо «ШУБА» говорит «СУБА». Иногда у ребёнка присутствует в речи одновременно и искаженное произношение, и замены звуков и их отсутствие. Это самые тяжёлые нарушения, которые требуют длительной и кропотливой работы

Из-за неправленого строения губ, если губы слишком толстые, если есть укорочение или западения губы, ограничение их подвижности или недостаточное смыкание тогда нарушаются звуки [П], [Б], [В], [Ф], [М] и их мягкие пары.   

Из-за дефекта строения челюсти – нарушения прикуса когда верхняя челюсть слишком выдается вперед или нижняя выступает впереди верхней или же между передними и боковыми зубами обоих рядов остаются промежутки. Тогда это часто приводит к нарушенному произношению звуков шипящего и свистящего ряда [Р] и [Л]. Помимо логопедической коррекции, такие дети нуждаются в ортодонтическом лечении.

Из-за укороченой уздечки языка. Это обычно приводит к ограничению подвижности языка, он плохо поднимается к нёбу. Нарушается произношение [Ш], [Ж], [Р]. В тяжёлых случаях также [Т], [Д], [С], [З], [Ц], [Ч].

Наличия аденоидов, полипов, нарушения строения носоглотки и других ЛОР заболеваний, которые вызывают затруднения носового дыхания.

Итак, что же является причиной сходить с ребёнком к логопеду? С какого возраста нужно обращаться к специалисту? 

Причина 1. Если у ребёнка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления и лепета (звуков типа «кххх», «гыгы», «агу», «агы», затем повторяющихся слогов «диди», «гиги», «бубу», «тата»).  В таком случае, уже в год стоит обратиться к логопеду и получить индивидуальные рекомендации. Обязательно необходимо проконсультироваться с неврологом, неонатологом. 

Причина 2. Если у ребёнка в возрасте 2-х лет слишком мало слов, ещё нет фраз или ребёнок совсем не говорит. 

Причина 3. Если ребёнок не говорит простые звуки или заменяет их другими (Например, [К] заменяет на [Т]). 

Причина 4. Если ребёнок до 3-х лет говорит на «своём» языке, причем много и активно, а понятных и простых слов почти нет. 

Причина 5. Если ребёнок всё понимает, а говорить не хочет, очень упрямый. 

Причина 6. Если в возрасте 3-х лет вас, хоть что-то настораживает в речи вашего ребёнка. Вы сравниваете с речью сверстников и слышите разницу.  Не хочу пугать, но видимое родителям упрямство или лень могут оказаться моторными или сенсорными нарушениями. В случае выявления которых, необходимо начать коррекционные занятия как можно раньше, чтобы помочь ребёнку заговорить или разговориться. 

Причина 7. Если в возрасте 4-х и 5-ти лет речь вашего ребёнка нечёткая, смазанная. Если к 4-5 годам звуки не становятся «на место» или есть перестановки слогов в слове, или ребёнок не может полностью проговорить сложные слова, например, велосипед. Если ребёнок  невнятно говорит, не выговаривает, на Ваш взгляд, многие звуки – это повод для беспокойства и обращения к логопеду.

Причина 8. Если Ваш ребёнок после 4-5 лет многие звуки говорит мягко: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька». Здесь могут быть 2 причины. В первом случае логопед выявит у ребёнка дизартрию, во втором – это могут быть психологические проблемы — так ребёнок привлекает к себе Ваше внимание. 

Причина 9. Ребёнок старше 6-ти лет не произносит правильно какие-то звуки.  К этому возрасту у ребенка полностью сформирована фонетическая система, поэтому проблем быть не должно. 

Причина 10. Ребёнок начал говорить с запинками, повторяет первые звуки, слоги, слова, заикается. 

Причина 11. Ребёнок старше 6 лет не может ответить на поставленный вопрос, с трудом учит стихотворения, не может запомнить и пересказать рассказ, в длинных словах переставляет или пропускает слоги. 

Причина 12. Если у ребёнка в школе проблемы с письмом. Чаще всего учителя это замечают во 2-3 классе.  Если вы заметили раньше срочно к логопеду! Возможно, у ребёнка дисграфия или дефицит внимания, в последнем случае поможет психолог. 

Причина 13. Если у ребёнка даже после лёгкой травмы начались проблемы с письмом, то срочно примите меры и обратитесь к невропатологу и логопеду.  Не хочу пугать, но это могут быть черепно-мозговая травма и другие сопутствующие диагнозы и симптомы. 

Причина 14. Если в преддверии школы Вы замечаете какие-либо трудности и не уверены, готов Ваш ребёнок к школе или нет.


 

Консультация для родителей «Почему ребёнок произносит звуки неправильно? 14 причин для консультации с логопедом»

Консультация для родителей «Почему ребёнок произносит звуки неправильно? 14 причин для консультации с логопедом»

Многие родители осознают, что в дошкольном возрасте следует показать реб ё нка логопеду и узнать, соответствует ли его речь возрасту

Многие родители осознают, что в дошкольном возрасте следует показать реб ё нка логопеду и узнать, соответствует ли его речь возрасту

Наличия аденоидов, полипов, нарушения строения носоглотки и других

Наличия аденоидов, полипов, нарушения строения носоглотки и других
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2023