Консультация для родителей "Предметно-развивающая среда в домашних условиях"
Оценка 4.7

Консультация для родителей "Предметно-развивающая среда в домашних условиях"

Оценка 4.7
docx
26.12.2020
Консультация для родителей "Предметно-развивающая среда в домашних условиях"
Консультация для родителей.docx

Консультация для родителей «Предметно-развивающая среда в домашних условиях»

Что же такое развивающая среда для ребенка? Это система условий, которые обеспечивают полноценное физическое, эстетическое, познавательное и социальное становление личности ребенка в различных видах деятельности, это «совокупность материальных объектов, средств и условий их применения, предназначенная для всестороннего развития ребенка в его доме».

Почему стоит заняться созданием и обогащением  развивающей среды для своего малыша?

Во-первых, это поможет вам снять с себя часть «обязанностей» по организации развивающих занятий с ребенком, ведь он будет развиваться, осваивая окружающее пространство, которое вы для него продумали и создали.

Во-вторых, это огромный ресурс для развития малыша, ведь он находится в данном окружении практически 24 часа в сутки 7 дней в неделю, исключая несколько часов сна и прогулки.

В-третьих, развивающая среда, организованная с учетом актуальных задач развития, стимулирует развитие самостоятельной игры ребенка, помогает ему развиваться естественными темпами.

Как же использовать окружающее пространство на пользу развития ребенка?

Что нужно сделать для того, чтобы создать в доме предметно-развивающую среду?

Предлагаю, Вам, ознакомится с требованиями к развивающей предметно-пространственной среде в группах ДОУ в соответствий ФГОС:

«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья

   Развивающая предметно-пространственная среда  группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

 Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей….

   Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

● возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

 ● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

● наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

4) Вариативность среды предполагает:

 ● наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

 свободный доступ воспитанников посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

 Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.»

 Я вам предлагаю  рекомендаций, чем же можно наполнить центры в домашних условиях:

Центр речевого развития: поместите в центр книги по возрасту, тематические альбомы, плакаты и дидактические карточки по разным темам, дидактические игры для развития речи, карточки с упражнениями артикуляционной гимнастики. Очень важно периодически пополнять центр новыми журналами, книгами, играми.

Центр сенсорного  развития: поместите шнуровки, вкладыши, бусы разные по размеру, мозаика разная по размеру (учитываем возраст), игрушки с застежками: пуговицами, кнопками, липучками, молниями, из разных на ощупь материалов, кубики,  пазлы, матрешки, пирамидки.

 Создаем центр конструирования для этого можно, например, отвести место в шкафу, сложив все в коробку. Поместите в неё конструкторы различные по размеру и виду. При подборе конструктора учитывайте возрастные особенности ребенка.

Центр художественно-эстетичеккий:  на уровне роста вашего малыша можно закрепить кусок  старых обоев для воплощения творческих идей ребенка. В центре разместите материалы для творчества ребенка (краски, карандаши, штампы, бумагу разную по размеру, пластилин, цветную бумагу и картон, клей, природные материалы для поделок и т.д.), а также открытки, календари с репродукциями картин. Периодически устраивайте выставку творческих работ малыша, например на холодильнике.

Музыкальный центр:  разместите аудиозаписи народных песен, танцевальной музыки, классической музыки, музыкальные инструменты.

Центр физическое развития: если нет возможности для домашнего спорткомплекса, замените его мячами разного размера, гимнастической палкой и обручем, кеглями, массажной дорожкой, которую можно изготовить самостоятельно.

Центр науки и природы: в этой зоне ребенок будет изучать свойства предметов и их признаки. Вы вместе будете проводить эксперименты с природным материалом, наблюдают за ростом растений, учиться ухаживать за ним.

В домашних условиях хорошо высадить в цветочный горшок луковицу и наблюдать за ее ростом.

Для опытов можно использовать кусочки ткани, деревянные брусочки, металла, вату и многое другое. Такие опыты активируют аналитическую деятельность мозга, развивают любознательность, логическое мышление.

Немалую часть времени ребенок проводит с вами на кухне, поэтому имеет смысл подготовить для него «волшебную коробку», в которой хранятся дощечки или крышки от сметаны с налепами из пластилина, на них ребенок может воплощать свои фантазии из макарон, гречки, риса, гороха, фасоли и т.д. На манке насыпанной на противень для выпечки можно рисовать.

Зона для театрализованных и сюжетно- ролевых игр: Дома легко вместе с ребенком смастерить пальчиковый театр, ширмой может послужить большая коробка с вырезанными окошками. Также можно изготовить кукол из старых перчаток, варежек, даже детских носочков.

В этот центр поместите разнообразные игрушки и реквизит для сюжетно-ролевых игр, режиссерских игр.

Создайте игру «магазин» атрибутами будут коробки от конфет, которые вы съели, соков, бутылочки, баночки из под детского питания, кошелек, сумка, весы и т. д.

В мини-парикмахерской поместите зеркало с небьющимся стеклом, различные бутылочки из-под шампуней, кремов, расчески, ленточки и т. д.

В игре с куклами дети часто повторяют модель поведения  взрослых, учатся  быть заботливыми.

Играя в «семью» дети учатся правильному поведению в социуме, коммуникации, формируют культуру общения и поведения.

Игрушки для прогулки: У вас есть набор игрушек, предназначенных для прогулок. Предложите малышу самому выбрать, что он хочет взять с собой. Это не значит, что вы должны брать только то, что он выбрал. Вам ведь тоже известны его вкусы, и, чтобы не возвращаться домой, захватите и другие игрушки. Но предоставляя малышу право выбора, вы учите его принимать решение.

Теперь, когда вы продумали и реализовали наполнение развивающей среды в каждой зоне, самое время запомнить основные принципы, которые помогут вам управлять развивающей средой и получать максимум ее преимуществ.

Развивающая среда должна изменяться по мере роста и развития ребенка, отражать актуальные для него задачи и интересы.

Все материалы и игрушки должны находиться в свободном доступе, то есть ребенок должен иметь возможность самостоятельно взять с полки или достать из ящика то пособие или игру, которая заинтересовала его в данный момент времени.

Для поддержания порядка  побуждаете ребенка соблюдаться определенные правила, например, бережно обращаться с игрушками, играми, книгами, возвращать все на свой места после игры.

Меняйте и пополняйте раз в месяц содержимое каждого центра.

Как видите создание развивающей среды для ребенка - это не такое уж сложное занятие. Прислушайтесь к моим рекомендациям, и вашему крохе всегда будет интересно играть и развиваться, даже без каких-либо дополнительных усилий с вашей стороны.


 

Консультация для родителей «Предметно-развивающая среда в домашних условиях»

Консультация для родителей «Предметно-развивающая среда в домашних условиях»

Вариативность среды предполагает: ● наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр

Вариативность среды предполагает: ● наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр

Зона для театрализованных и сюжетно- ролевых игр :

Зона для театрализованных и сюжетно- ролевых игр :
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.12.2020