Консультация для родителей «Предметно-развивающая среда в домашних условиях»
Что же такое развивающая среда для ребенка? Это система условий, которые обеспечивают полноценное физическое, эстетическое, познавательное и социальное становление личности ребенка в различных видах деятельности, это «совокупность материальных объектов, средств и условий их применения, предназначенная для всестороннего развития ребенка в его доме».
Почему стоит заняться созданием и обогащением развивающей среды для своего малыша?
Во-первых, это поможет вам снять с себя часть «обязанностей» по организации развивающих занятий с ребенком, ведь он будет развиваться, осваивая окружающее пространство, которое вы для него продумали и создали.
Во-вторых, это огромный ресурс для развития малыша, ведь он находится в данном окружении практически 24 часа в сутки 7 дней в неделю, исключая несколько часов сна и прогулки.
В-третьих, развивающая среда, организованная с учетом актуальных задач развития, стимулирует развитие самостоятельной игры ребенка, помогает ему развиваться естественными темпами.
Как же использовать окружающее пространство на пользу развития ребенка?
Что нужно сделать для того, чтобы создать в доме предметно-развивающую среду?
Предлагаю, Вам, ознакомится с требованиями к развивающей предметно-пространственной среде в группах ДОУ в соответствий ФГОС:
«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья…
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей….
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
● возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
● наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
4) Вариативность среды предполагает:
● наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
свободный доступ воспитанников… посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.»
Я вам предлагаю рекомендаций, чем же можно наполнить центры в домашних условиях:
Центр речевого развития: поместите в центр книги по возрасту, тематические альбомы, плакаты и дидактические карточки по разным темам, дидактические игры для развития речи, карточки с упражнениями артикуляционной гимнастики. Очень важно периодически пополнять центр новыми журналами, книгами, играми.
Центр сенсорного развития: поместите шнуровки, вкладыши, бусы разные по размеру, мозаика разная по размеру (учитываем возраст), игрушки с застежками: пуговицами, кнопками, липучками, молниями, из разных на ощупь материалов, кубики, пазлы, матрешки, пирамидки.
Создаем центр конструирования для этого можно, например, отвести место в шкафу, сложив все в коробку. Поместите в неё конструкторы различные по размеру и виду. При подборе конструктора учитывайте возрастные особенности ребенка.
Центр художественно-эстетичеккий: на уровне роста вашего малыша можно закрепить кусок старых обоев для воплощения творческих идей ребенка. В центре разместите материалы для творчества ребенка (краски, карандаши, штампы, бумагу разную по размеру, пластилин, цветную бумагу и картон, клей, природные материалы для поделок и т.д.), а также открытки, календари с репродукциями картин. Периодически устраивайте выставку творческих работ малыша, например на холодильнике.
Музыкальный центр: разместите аудиозаписи народных песен, танцевальной музыки, классической музыки, музыкальные инструменты.
Центр физическое развития: если нет возможности для домашнего спорткомплекса, замените его мячами разного размера, гимнастической палкой и обручем, кеглями, массажной дорожкой, которую можно изготовить самостоятельно.
Центр науки и природы: в этой зоне ребенок будет изучать свойства предметов и их признаки. Вы вместе будете проводить эксперименты с природным материалом, наблюдают за ростом растений, учиться ухаживать за ним.
В домашних условиях хорошо высадить в цветочный горшок луковицу и наблюдать за ее ростом.
Для опытов можно использовать кусочки ткани, деревянные брусочки, металла, вату и многое другое. Такие опыты активируют аналитическую деятельность мозга, развивают любознательность, логическое мышление.
Немалую часть времени ребенок проводит с вами на кухне, поэтому имеет смысл подготовить для него «волшебную коробку», в которой хранятся дощечки или крышки от сметаны с налепами из пластилина, на них ребенок может воплощать свои фантазии из макарон, гречки, риса, гороха, фасоли и т.д. На манке насыпанной на противень для выпечки можно рисовать.
Зона для театрализованных и сюжетно- ролевых игр: Дома легко вместе с ребенком смастерить пальчиковый театр, ширмой может послужить большая коробка с вырезанными окошками. Также можно изготовить кукол из старых перчаток, варежек, даже детских носочков.
В этот центр поместите разнообразные игрушки и реквизит для сюжетно-ролевых игр, режиссерских игр.
Создайте игру «магазин» атрибутами будут коробки от конфет, которые вы съели, соков, бутылочки, баночки из под детского питания, кошелек, сумка, весы и т. д.
В мини-парикмахерской поместите зеркало с небьющимся стеклом, различные бутылочки из-под шампуней, кремов, расчески, ленточки и т. д.
В игре с куклами дети часто повторяют модель поведения взрослых, учатся быть заботливыми.
Играя в «семью» дети учатся правильному поведению в социуме, коммуникации, формируют культуру общения и поведения.
Игрушки для прогулки: У вас есть набор игрушек, предназначенных для прогулок. Предложите малышу самому выбрать, что он хочет взять с собой. Это не значит, что вы должны брать только то, что он выбрал. Вам ведь тоже известны его вкусы, и, чтобы не возвращаться домой, захватите и другие игрушки. Но предоставляя малышу право выбора, вы учите его принимать решение.
Теперь, когда вы продумали и реализовали наполнение развивающей среды в каждой зоне, самое время запомнить основные принципы, которые помогут вам управлять развивающей средой и получать максимум ее преимуществ.
Развивающая среда должна изменяться по мере роста и развития ребенка, отражать актуальные для него задачи и интересы.
Все материалы и игрушки должны находиться в свободном доступе, то есть ребенок должен иметь возможность самостоятельно взять с полки или достать из ящика то пособие или игру, которая заинтересовала его в данный момент времени.
Для поддержания порядка побуждаете ребенка соблюдаться определенные правила, например, бережно обращаться с игрушками, играми, книгами, возвращать все на свой места после игры.
Меняйте и пополняйте раз в месяц содержимое каждого центра.
Как видите создание развивающей среды для ребенка - это не такое уж сложное занятие. Прислушайтесь к моим рекомендациям, и вашему крохе всегда будет интересно играть и развиваться, даже без каких-либо дополнительных усилий с вашей стороны.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.