Консультация для родителей
Преодоление агрессии у детей с ОВЗ
У детей с ограниченными возможностями здоровья агрессивность является одной из наиболее частых проблем в коллективе. Она волнует не только
педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья.
Истоки агрессии детей с ОВЗ, в первую очередь следует искать в том, как родители воспитывают ребенка. На детей влияют не только сознательные и целеустремленные воспитательные воздействия, но особенности поведения родителей. Родители, как правило, не видят ни процесс развития отношений между ними и детьми, ни их последовательность, пока не произойдет
тревожная ситуация. А негативные ситуации в поведении детей крайне редко возникает внезапно. Агрессивное поведение – одно из самых
распространенных нарушений среди детей с ОВЗ, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Решающее значение в становлении агрессивного поведения ребѐнка играет семейная среда и воспитание. Если родители ведут себя агрессивно, применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребѐнка, то
наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут чертой характера.
1. Не оскорбляйте ребенка, не обзывайте его. Осуждайте именно действие, поступок, а не личность ребенка в целом.
2. Постарайтесь исключить агрессию из окружающего мира ребенка (наказания, сверстники, телефильмы, грубые фразы в разговоре и т. д.).
Особое место уделяйте формированию круга интересов детей, учитывая особенности его характера и способностей. Привлекайте к положительно формирующим личность занятиям: чтению, музыке, спорту и т. д.
3. Старайтесь чаще общаться «на равных», чтобы вовремя заметить
тревожные «звоночки» и понять, чем они вызваны. Прислушивайтесь к чувствам своего ребѐнка, поощряя их откровенность. Но потом не
используйте эту информацию для наказания или для упреков. Важно, чтобы и сам взрослый умел описать и выразить свое эмоциональное состояние.
4. Если ребенок просит вас уделить ему внимание, а вы в данный момент
не можете этого сделать, то не отмахивайтесь, тем более, не раздражайтесь на него за назойливость. Будьте внимательны к желаниям своего ребенка, постарайтесь выделить время на общение с ним.
5. Контролируйте собственные агрессивные импульсы. Помните, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем
наблюдения за поведением окружающих людей (в первую очередь, родителей). Старайтесь, чтобы Ваши слова не расходились с делами.
6. Не подавляйте проявление агрессии ребенком, иначе подавленные
агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом:
словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте.
7. Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства.
8. Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими.
1. Работа с гневом. Обучите агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
2. Помогите ребенку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем; покажите, что есть более эффективные и безопасные для всех способы, чем физическое нападение; объясните, что
агрессия дает только временный успех.
3. Не заражайте ребенка собственными агрессивными реакциями на какие-то события.
4. Формируйте способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т. д.
5. Помогите ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно, потому что не видит другого способа
самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный. Не унижайте и не оскорбляйте ребенка; обеспечьте ему чувство защищенности.
6. Объяснения, почему «нельзя», не должны быть долгими, иначе они
неэффективны. Такой ребенок вряд ли будет понимать вашу аргументацию, а, скорее всего, просто не услышит вас.
7. Агрессивный ребенок нуждается, прежде всего, не в усмирении любой ценой, а в понимании его проблем и в помощи взрослого.
8.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.